- Хантыйский
- Русский
Ёмвошн пўпи хот вєрса
Увӑс хӑнтэт пўпи як хот тӑм йисн нематериальной культурной наследия Российской реестр хуща хӑншман вәӆ. Щи пӑта мўӊ округевн тӑмӑщ мӑӊхӑтӆ иса пўш вєрӑнтыйӆӆа. Сыры пўпи хотӑт вәнт кәртӑтн, ай вошӑтн тәп вәсӑт. Ин вәӆупсэв па щира кєрӆӑты питӑс, араӆ пєлӑк хӑнтэт вән вош хӑрӑта питсӑт, вән вош вәӆупсыя кєрӆӑсӑт. Щи пӑта округ мир творчества хотн рәпитты ёх нумӑс пунсӑт тӑмӑщ вән вошӑтн пўпи хотӑт вєрӑнтты па Ёмвошн няврємӑт пўпи хот арӑта, якӑта, ӆуӊӑӆтупӑта вәнӆтӑты.
Мўӊ Найӆўв-Вәртӆўв ищиты щи тӑм йиӆуп вәӆупсэва щи тәӆӆўв. Щиты ки ӑн тәӆэв, мўӊ тӑм пўпи хотэв па иса утӆўв щи хӑщӆӑт, – путӑртӑс няврємӑт пўпи хот вєрӑта вәнӆтӑты вәна вум ики Т.А. Молданов.
Тӑм оӆ мир творчества хот хуща пўпи хот ван хӑтӆуп тыӆӑщн 3-5-мит хӑтӆӑтн вәс, иса ӆўӊӑтман ки – щит хәӆмит пўш. Пўпи хот округ мир творчества хот хуща рәпитты ёх ӆэщӑтсӑт. Хәӆум хӑтӆ мӑр ёх арисӑт, яксӑт, ӆунӑӆтупӑт ванӆтӑсӑт.
Мєт ар ар арийс Тимофей Молданов, ӆўвеӆа ма Яков Тарлин нётӑс, ӆуӊӑӆтупӑт Виктор Вагатов, Олег Тарлин, Никита Партанов вєрсӑт. Еша па пўпи хот вєрӑта вәнӆтӑты няврємӑт па па хуятӑт нётсӑт.
Кашӑӊ хӑтӆ мӑр йис вєрӑт пєӆа, арӑт пєӆа сӑмӑӊ ёх тыв юхтыйӆсӑт, щит вәна вум ёхӆўв М.К. Волдина, Е.А. Нёмысова па па хуятӑт. Оӆӑӊ хӑтӆ иса хәӆумъяӊ муй па нӆъяӊ кєм хӑннєхә юхтыйӆсӑт. Кашӑӊ пўпи хотн мєт оӆӑӊ нянь вой вєрӆа, тӑм пўш нянь вой вєрты нётсӑт «Торум Маа» музей хуща рәпитты мирев Анатолий Брусницын, Анастасия Брусницына, Наталья Краснопеева па па ёх. Тимофей Молданов путӑртӑс, муй пӑта щи нянь войт пўпи хот хуща мосӆӑт:
- Щи нянь войт пўпи хотн ӆуӊӑӆтупӑт хуща, ӆәӊха-каӆта йир тәты пӑта вєра мосӆӑт. Щи ӆуӊӑӆтупӑтн ванӆтӑӆы, хән хӑннєхәйт мӑӊ тӑхийн, ӑн рӑхты тӑхийн муӆты шўкатӆӑт муй па ищи мӑӊ тӑхийн х сэвӑрӆӑт, щирн няврємӑӆ мәша йиӆ. Щӑрт ики хуща мӑнӆӑт, щӑртӑн уша вєрӆа, муй пӑта няврєм мәша йис. Щӑӆта щи пӑта щи ӆыв партӆайт йир хурты, йира па щит нянь войт щи хурӆайт.
Муй арисӑт, муйсӑр ӆунӑӆтупӑт вєрсӑт, щи оӆӑӊӑн ма Тимофей Алексеевич иньщӑсум.
- Тимофей Алексеевич, нӑӊ щиренӑн, муй вўрн пўпи хот мӑнӑс? Иса мосты арӑт арисăты муй ӑнтә?
- Мўӊ иса 100 муӆтас ар арисўв. Щи арăт шәмӆăӊ ха шәмӑӆӆайт. Йисн вєра ар арӑӊ йис ики вәс. Ӆыв шәмӆӑӊ хӆаӆ ма Санкт-Петербург этнографической музей хуща вантсум, щи шәмӆӑӊ х 450 шәмӑӆ тӑйӆ. Щӑӆта мўӊ тӑта творчества хот хуща ищи тӑйӆўв шәмӆӑӊ х, 1957-мит оӆн пўпи хот вәс, щитэв па тӑйӆ 380 шәмӑӆ. Тӑм мӑнум пўпи хотэвн мўӊ аршӑк ар арисўв, ӆунӑӆтупӑт шимăӆшӑк вєрсўв. Арӑт – щит кайёяӊ арӑт, миш арӑт, вән арӑт, ӆуӊӑӆтуп арӑт.
Кайёйӊӑт хуӆыева мӑнсӑт, хәӆум хӑтӆ муй арат мосӆ щи арат арисўв. Муй вўрн мєт оӆӑӊ пўпи хот тывӑс, щи вєр оӆӑӊӑн Пулум тәрум ар хуща вәӆ, щи арен арисум. Пулум тәрум сорнєӊ пўнпи ай пушхие тӑйс, щи утӑӆ иса ăн єнмӑс. Щӑӆта ӆын юхан тый пєӆа мӑнсӑӊӑн. Щи тӑхийн пухиеӆ шєӊкӆум вой ӆуваттыя йис па ащеӆ ещаӆт мӑнты питӑс. Щирн ащеӆн карӆа тосӆап тухӆӑӊ нёӆăӆ иӆӆы щи павӑтса. Щи пийн па хӑнты хәен йисн Тәрум тывтыйн пўпи хот вєрты щи партса.
Пўпи иӆӆы вухӑӆты ар па ариты мосӆ. Щӑта пўпи пухиен рмаӊ тыхӑӆн, нәй тыхӑӆн ащеӆ хуща тәрум хуща омсӑс. И пўш мўв шиваӆӑс па иӆӆы вўратты питӑс. Мўва єсӆум пийн сыр-сыр ювра вєрӑт вєрты питӑс, щи пӑта щи хӑнты хәйн пăратӆа па йисыеӆ нух Тәрум ащеӆ пєӆа китӆа.
Щӑӆта па ма Сыня юхан ар арисум – щит хӑнтэт па вухаӆь ёх оӆӑӊӑн, йисн ӆыв иса мӑӊ тӑхета ха ӊхсӑт, пўпи хотн ищи ха вәсӑт щи оӆӑӊӑн ар.
мӑӊ арӆаӆ ищи хуӆыева мӑнсӑт. Мєт шопӑӊ, м эвиты ар мосӆ – щит пўпи нух тәты, тәрума тәты пийн ариӆа. Щӑӆта па иӆӆы вухӆӑты ар ариӆа, кӑт пўш ариӆа. Юхи хӑщум хӑтӆӑтн иса пўш вән арӑт, ӆәӊх арӑт ариӆайт. Ӆуӊӑӆтупӑт эвӑӆт ванӆтӑсўв шӑнш кишан, хун кишан ӆуӊӑӆтупӑт. Йистєӆн ӆўӊтӑсман вәӆ, тӑм ӆуӊӑӆтупӑт пўпи хотн иса пўш мосӆ ванӆтӑты. Щӑӆта ай вой ики пўпия кєтумты утӑт, щитӆăн вәсӑт.
- Тимофей Алексееич, еша путӑрта тӑта ариюм ӆәӊх арӑт оӆӑӊӑн.
- Най-Вәрт ӆәӊхӆўв иса пўпи хота щи юхӑтӆӑт. Мўӊ касум мўв пєлӑк ӆәӊхӆўв ар пєлӑк тывеӆт ищи юхӑтӆӑт. Щит Ас тый ики, Ёмвош ики, щӑӆта Йинк вәрт ики па ар ӆәӊх. Щит ӆыв омӑсты тӑхиӆаӆ эвӑӆт поякӆайт. Ас тый ики юхан тыйн вәӆты ӆәӊх, Ёмвош ики ӆўв нєм тӑйты вошн омӑсӆ, щит Ас кўтупн, Йиӊк вәрт ики па ӆўв увӑс лухӑн вәӆ.
Касум юхан ов хуща мўӊ ӆапӑт вәрт тӑйӆўв, шӑншӆаӆ рӑхты ӆапӑт вәрт. Муй пӑта щив омӑссайт – щит ӆыв мәш кӑши йира павӑтты пӑта. Хән Хинь икен тунты пойты ар хоп тывеӆт киттаӆт, ӆыв щӑта, касум ёх ӆавӑӆман омӑсӆӑт, вәӆӆӑт. Юхан овен ӆыв кев варн, карты варн лӑп тәхӑрман тӑйӆэӆ муй па карты хоӆупн юханэн тәхӑрӆӑт. Щирн щи Хинь икен хопӆаӆ румӆӑт па увӑс щорс лухӑӆ пєӆа юхӆы щи кєрӆӑӆӑт.
Щӑӆта па пўпи хот оӆӑӊӑн ма иньщӑссум Яков Тарлин эвӑӆт. Ӆўв путӑртӑс:
- Мӑнєма тӑмӑщ тӑхет – щит пўпи хот вєрӑт еӆӆы тәты тӑхет. Тӑта пўпи хот вєрты, ариты єсӑӆӆайт, ӆунӑӆтуп ванӆтӑты єсӑӆӆайт. Тӑта ариты вәнӆтыйӆӆум, нумсєм щивеӆт пєӆа вәӆ. Мўӊ нумӑс ки тӑйӆўв, ар вәнӆтӑты па ариты пищ тӑмӑщ тӑхийн тӑйӆўв. Ма щирємн, тӑта, тӑм хот хуща, м пўпи хот хӑр вєрсўв. Еӆӆы пєӆа нумӑс ки тӑйӆўв, пўпи арӑт, пўпи хот вєрӑт еӆӆы щи хӑщӆӑт, щи пӑта мўӊева няврємӆўв вәнӆтӑты мосӆ. Тӑмӑщ пўпи хотӑт щи вєрӑта нётӆӑт, пўпи хот щит м вєр щи.
Мария Кузьминична пўпи хот оӆӑӊӑн ищи ясӑӊ тӑйс:
- Ма пўпи якты хотӑт вантман єнумсум. Ин па Тимайн нумӑс вєрӑс пўпи якты хот тӑта вєрты, ай-тєӆн ӆўв щи вєр пєӆа сӑмӑӊ вәс. Пўпи хот – щит мєт мосты вєрев, пўпи хотн арӑт, моньщӑт, путрӑт, йис вєрӑт вєрӆайт. Мўӊева щи вєрӑт хәӆӑнтты әмӑщ. Тәх арӑт кӑт-хәӆум щос мӑра тәӆыйт. Па сємӑн щи кӑӆӆӑт пўпиӆўв, ӆәӊхӆўв ӊхум пӑнтӆаӆ, ӊхум ӛшӆаӆ. Щитӆаӆ ар хуща миева ишӑкӆайт, щи пӑта щи мўв хурамӑт аритыйн ма сӑмн вантӆум. Мӑнєма шєӊк әмӑщ. Арӑт вєра хўват, ариты хуят шимӆ хӑщăс, тӑта тӑм хӑтӆăн тәп атэӆт хуят Тимаен арийӆ. Ар сувӑт ин еша па щирашӑк мӑнӆӑт, ясӊӑт па машӑк хӑщсӑт. Ин вән хуят иса ăнтә, йисн хўты тәх хуят вєра тәс вәс, тәх хуят еша тәс. Ар хуят ки ариӆӑт, мєт әмӑщ хәӆӑнтты. Мўӊ хўвн тӑмӑщ вєр ӑн вантыйӆсўв па щи пӑта әмӑщ, м щи вєрсӑт. Тәп хәӆӑнтты хуят иса ӑнтә, ариты-якты ищи тәп хәӆум хуят, щи пӑта ӆывеӆа ӆавӑрт иса ут ванӆтӑты.
Тӑмӑщ арсыр нумӑсн ёх щи вәӆӆӑт. Йис ёхӆўв, арӑӊ-моньщӑӊ ёхӆўв хуӆаты питсӑт, ясӊев вәшты питса. Тӑм вәӆупсыйн ищимурт пӑкты кємевн ёхӆўв нух вўратӆӑт, пўпи якты хотӑт пӑкты кємеӆн вєрӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
В Ханты-Мансийске провели Медвежьи игрища
В настоящее время Медвежьи игрища северных хантов занесены в Российский реестр нематериального культурного наследия. Именно поэтому в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проведение этого обрядового праздника поддерживается на уровне департамента культуры. Ранее, при традиционном образе жизни, Медвежьи игрища проводились по случаю добычи медведя охотником на стойбищах и в небольших хантыйских поселениях. В настоящее время жизнь хантов значительно изменилась, многие из них проживают в больших посёлках и городах. Поэтому сотрудники Окружного Дома народного творчества решили проводить Медвежьи игрища в крупных населённых пунктах, а в городе Ханты-Мансийске даже стали обучать детей песням, танцам, драматическим сценкам этого театрального действа. «Наших богинь, богов мы тоже в эту новую жизнь привносим. Если этого не делать, то этот Медвежий праздник и всё, что с ним связано, будут навсегда потеряны», – делится своими мыслями руководитель окружной школы Медвежьих игрищ Т.А. Молданов.
В Окружном Доме народного творчества в 2022 году Медвежьи игрища проводились с 3 по 5 декабря, это были по счёту уже третьи игрища, которые организованы на этой базе. Организаторами мероприятия выступили работники учреждения. Три дня подряд исполнители пели, танцевали, ставили сценки. Наибольшее количество песен исполнил Тимофей Молданов, ему помогал Яков Тарлин, в сценках участвовали Виктор Вагатов, Олег Тарлин и Никита Партанов. Им помогали ребята, обучающиеся в «Окружной школе Медвежьих игрищ» и гости праздника. Ежедневно сюда приходили жители города, которые неравнодушны к традиционным ценностям, к этому обрядовому празднику, среди них были старейшины М.К. Волдина, Е.А. Нёмысова и другие.
В первый день игрищ здесь побывало около 30-40 человек. Как известно, перед каждым Медвежьим праздником необходимо было изготовить вотивные фигурки животных, на этот раз помощь оказали сотрудники музея «Торум Маа», это Анатолий Брусницын, Анастасия Брусницына, Наталья Краснопеева и другие.
Тимофей Молданов объяснил, для чего необходимы эти фигурки: «Такие фигурки, изготовленные из теста на Медвежьих игрищах нужны, чтобы богам-духам жертву принести. Имеются драматические сценки, где показаны нарушения охотниками правил поведения в священных местах, например, рубка деревьев на святилищах или нарушения иных запретов, тогда духи обычно наказывают человека через болезнь его ребёнка. В этом случае охотник идёт к шаману и спрашивает его, почему ребёнок заболел? Шаман это узнает и, как правило, для выздоровления ребёнка охотнику необходимо было тому или иному духу принести жертву, вот тогда этих хлебных животных и применяют, в жертву приносят».
Мы спросили у Тимофея Алексеевича, какие песни были исполнены, какие сценки были показаны? Он рассказал:
‒ Мы исполнили 100 с лишним песен. Эти песни обычно заносятся на специальную четырехгранную учётную палочку, называемую «шэмланг юх». Раньше было много пожилых мужчин, которые могли исполнять песни Медвежьих игрищ. Мне приходилось видеть такие учётные палочки, например, на такой палочке в Санкт-Петербургском этнографическом музее всего насчитал 450 зарубок. А у нас в Окружном Доме народного творчества хранится палочка Медвежьих игрищ, которые проводились в 1957 году, на ней 380 зарубок. На этих Медвежьих игрищах мы больше всего исполняли песни, драматических сценок было немного. Среди песен исполнили такие, как песни «Кайёянг» (или «Медвежьи песни»), песни духов Миш, священные песни божеств высокого ранга, песни, связанные с драматическими сценками.
Медвежьи песни мы исполнили все, какие были необходимы. Главная песня – это «Песня Пелымского Торума», здесь поётся о том, как впервые возникли Медвежьи игрища, эту песню спел я. Пелымскому Торуму был с неба спущен сыночек в облике золотого комочка, золотого клубочка, которого он лелеял, но сыночек не менялся. Тогда они поехали вверх по реке Пелыму. Там, попав в дикую природу, сыночек становится матёрым хищником, который нападает на своего отца, поэтому тот вынужден был направить на него свою стрелу и убить. В память об этом Пелымский Торум заповедовал после каждого добытого медведя проводить Медвежий праздник, в песне также прописан сценарий проведения этого обряда.
Ещё главной медвежьей песней считается «Песня спуска медведя с неба». Там поётся о том, что медвежонок проживал на небе у отца Торума: «В мягком гнезде из шёлка, в мягком гнезде из тонкого сукна». Но однажды случайно он проткнул небесное полотно, увидел землю и стал проситься вниз. После спуска на землю он стал нарушать все заповеди своего отца, поэтому необходимо было его низвести, чтобы душу отправить обратно на небо. «Песня спуска медведя на землю» должна исполняться два раза.
Ещё я исполнил песню людей с реки Сыни, это песня о хантах и манси, в старину у них были общие священные места, они вместе проводили Медвежьи игрища.
Священные песни мы тоже все исполнили. Важная песня «Святость обрезающая песня», её исполняют после того, как душа медведя отправлена на небо. В последнюю ночь поются только священные песни, посвящённые духам высокого ранга.
Из драматических сценок нами была показана сценка «Горбатый и пузатый». С древности считалось, что эту сценку на Медвежьих игрищах обязательно необходимо было исполнить. Потом показывали сценки, как животные пытаются унести душу медведя.
‒ Тимофей Алексеевич, расскажите о песнях духов высокого ранга.
‒ Все наши богини-боги приходят на Медвежий праздник. Божества Казымской земли почти все приходили на этот праздник. Это Ас тый ики (‘Верховьев Оби мужчина’), Емвош ики (‘Священного города мужчина’), затем Йинк вәрт ики (‘Водяной дух-мужчина’) и другие духи. Они приходят сюда со своих священных мест, чтобы их созвать на праздник, необходимо исполнить песню-молитву или их призывную песню.
Ас тый ики с верховьев Оби является, Ёмвош ики приходит с поселения, носящего его название, оно находится посредине Оби, Йингк вэрт ики живёт в низовьях Оби.
В низовьях реки Казыма у нас «живут» семь духов с запретными спинами. В песне объясняется, почему они там находятся, это для того, чтобы уберечь людей от болезней и страданий. Когда дух смерти Хинь ики отправляет вверх по реке многочисленные берестяные лодки с духами болезней, то они на устье Казыма преграждают им путь, чтобы они не пробрались к казымским людям. В устье реки Казыма у них имеется каменный запор или железная сетка, с помощью которых они преграждают путь лодкам с духами болезней. И те вынуждены поворачивать обратно.
Затем я поговорил с ещё одним исполнителем Яковым Тарлиным, который отметил: «Для меня такие обряды – это способ сохранения всего того, что включает в себя Медвежьи игрища. Здесь имеется возможность показать обрядовые действия, исполнить песни и сценки. Я разучиваю песни из репертуара Медвежьих игрищ и сегодня имею возможность их исполнить. По-моему, мы провели хорошие Медвежьи игрища. Если у кого-то есть желание, то он может научиться проводить этот обряд в «Окружной школе Медвежьих игрищ», поэтому, приходите, пожалуйста, учитесь, тем самым сохраним наш древний праздник. Мы сможем обучить детей, молодёжь, людей разных возрастов. Сохранение Медвежьих игрищ – важное и нужное дело!».
Мария Кузьминична Волдина тоже выразила своё мнение о Медвежьих игрищах: «Я, можно сказать, выросла на игрищах. Вот сейчас Тимофей решил здесь, в городе, игрища провести, он ведь тоже с детства с этим обрядом знаком, и это ему нравилось. Медвежьи игрища – это то, что нам очень важно сохранить, здесь песни, мифы, предания, очень много сценок о прошлой жизни. Нам всё это приятно видеть и слышать. Некоторые песни по два-три часа поются. Когда исполняют песню, мы воочию видим медвежьи дороги, пути-дороги наших духов-покровителей. Обо всём об этом образно, красочно поётся, поэтому земные красоты для нас очень наглядны, мы душой их ощущаем. Мне очень приятно здесь находиться. Песни очень длинные и исполнителей, к великому сожалению, мало осталось, сегодня здесь только один Тимофей поёт. Сейчас мелодии немного по-другому поются, хотя слова лучше сохранились. И стариков совсем нет, а ведь как раньше они очень красиво пели. Если много людей поёт, тогда очень хорошо, приятно слушать. Мы давно уже Медвежьи игрища не проводили, поэтому мне приятно и хорошо от того, что они состоялись в окружной столице. Только вот слушателей очень мало, да и петь-танцевать вышло всего три человека, поэтому им тяжело всё это показывать».
К сожалению, пожилые люди, прекрасные исполнители преданий, сказок, песен уходят, архаичный язык тоже теряется. Поэтому в этой современной жизни насколько возможно люди пытаются сохранить обряды, насколько возможно проводят Медвежьи игрища. И это замечательно!
Пётр Молданов