- Хантыйский
- Русский
«Нюки хотӑӊ кәрт» Ёмвошн
Йиӆуп оӆ еӆпийншӑк па йиӆуп оӆ пийн, хўв мӑр рўтьщӑты хӑтӆӑтн ван хӑтӆуп тыӆӑщн 28-мит хӑтӆ эвӑӆт оӆӊитман Ас хӑӆты тыӆӑщ 6-мит хӑтӆ вәнта Ёмвошн «Нюки хотӑӊ кәрт» рәпитӑс. Каш тӑйты мирев вўӆы әхӑӆн хӑтӑтьӆясӑт, снегоходӑн ӊхсӑт, увӑс мир юнтты утӑтн юнтсӑт, хӑнты па вухаӆь ёх ӆєтутӑт ӆєсӑт.
«Нюки хотӑӊ кәрт» хуща кашӑӊ мойӊа юхтум хӑннєхә ӆўвеӆа мәстӑты нюки хота ӆуӊты пищ тӑйс. Тӑм оӆ ӆапӑт нюки хот ӆоӆьса: Мойӊ ёх хот, IT- хот, шўкщӑты хот, «Хӑнты мойӊ хот», вєрты ут хот, няврєм ёх хот, сыр-сыр хотӑӊ вєрӑт пӑта вәӆты нюки хот. Ӆапӑт – щит моньщӑтн-путрӑтн вәӆты ясӑӊ, ар мўв мирӑтн ӆапӑт ясӑӊ вана тӑйӆа. Тӑмӑщ ар мир ӑкумты тӑхи ма вєрты пӑта сырышӑк арсыр вєрӑт ӆэщӑтты мосӑс, щи вєрӑт «Детский этнокультурно-образовательный центр» хуща рәпитты ёх щи вєрсӑт. Муй вўрн ӆыв тӑм нюки хотӑт нумӑса питсӑт, муй вўрн тӑм мир ӑктупсы вєрӑт ӆэщӑтсӑт, щи оӆӑӊӑн ма методиста рәпитты ими Ирина Белявская пиӆа путӑртсум.
- Ирина Борисовна, путӑрта, мӑта хӑннєхә тӑм нумӑса питӑс па щи нумӑс мӑта ёхн вєр вўша тәты питса?
- Тӑм нумӑс Ирина Александровна Кибкало вєрӑс, проект мўӊ хущева рәпитты мирн, щӑӆта па ай няврємӑт пиӆа рәпитты воспитателятн ӆэщӑтса. Щи ёх вєра мўӊева нётсӑт. Мўӊ округев хуща вән проект вәӆ «Йиӆуп оӆ мӑнты мӑр вәӆты увӑс мўв хон вош» па «Нюки хотӑӊ кәрт» щи проект хуща вәӆты ут щира ӆэщӑтса.
Вән проект вєрум мир – щит вошн вәӆты ёх. Тӑм оӆ мўӊ «Нюки хотӑӊ кәрт» пиӆа ӑӆ щив ӆуӊсўв, щи ёх пиӆа пиӆтӑщсўв. Мўӊ нумӑс пунсўв ӆапӑт нюки хот омсӑӆтӑты па ӆапӑт акань ӆоньщ эвӑӆт вєрты, ӆоньщ эвӑӆт тӑӊӑрты. Щит арсыр хӑнты па вухаӆь мўв аканят. Щи нюки хотӆўв па аканьӆўв нумӑсӆўвн ищира вәӆты ута тәсӆўв.
Щиты щи «Нюки хотӑӊ кәрт» тывӑс, щи кәртэв вухаӆь ёх «Ёрнкоп павыл» нємн пунсэв, хӑнты щирн «Ӆәхсӑӊа вәӆты кәрт». Щиты щи, ӆапӑт нюки хотӑӊ проект вєрсўв. Арсыр нюки хотӑтн арсыр вєрӑт вєрты пищ вәӆ.
Мӑнєма щимӑщ вєр әмӑщ. Мўӊева «Детский этнокультурно-образовательный центр» хуща ай няврємӑт пиӆа рәпитты ёх вєра нётсӑт. Тӑм оӆ мўӊ хәт детский сад па ӑшкола пирисўв, ӆыв тәняӆ оӆ кӑсупсыйн нух питум ёх вәсӑт, тӑм оӆ ӆоньщ эвӑӆт аканят вєрсӑт па щи аканят пӑта ӆәмӑтьӆяты сухӑт ёнтсӑт. Тӑм оӆ мєт оӆӑӊ пўш мўӊ вән аканят вєрсўв, ма щирємн ма тывсӑт. Ӆыв ӆоньщ эвӑӆт вєрсайт па нємасыя рнас сухн ӆәмӑттӑсыйт. Ӆыв нюр юнтты аканят иты тывсӑт, щимӑщ акань хурӑт мўӊ ёха ванӆтӑсўв. Щи хурӑт пєӆа вантман ӆыв ӆоньщ эвӑӆт аканят щи тӑӊӑрсӑт. Тывум утӑт – щит Касум мўв аканят: рнас сухӑӊ акань, щӑшкан сӑхӑӊ акань, пўнӑӊ сӑхӑӊ па нәй сухӑӊ акань. Щӑӆта па кӑт Сәрханӆ мўв аканят ӆоньщ эвӑӆт тӑӊӑрсӑт, щи мўв ясӑӊӑн пакия аӆьщӑӆыйт. Па и акань – щит Лев мўв вухаӆь ёх акань. Щиты иса ӆапӑт акань тывӑс. Ӆыв вєра тәса вєрсайт, муӆты вўрн па хӑншиӆаӆ муйӆаӆ иса тәса тывсӑт.
- Ай няврємӑт пиӆа рәпитты ёх пиӆа нын муӆты вўрн сыры рәпитсӑты?
- Щиты щи. Мўӊ хәӆум хӑтӆ мӑра семинар вєрӑнтсўв. Иса 30-кєм хуят юхтыйӆсӑт. Щит ай няврємӑт пиӆа рәпитты методистӑт, воспитателят па ӑшкола эвӑӆт па юхтыйӆсӑт. Юхтум ёх пиӆа мўӊ хўв мӑр рәпитсўв, ӆыв наука щир путӑр хәӆӑнтсӑт па ёшн пурмӑс вєрты тӑхийн рәпитсӑт. Югорской университет доцент Т.А. Молданова ӑкмум ёх пєӆа путӑртӑс, муй вўрн па муй пӑта хӑнтэт па вухаӆь ёх пурмӑсӑт, ӆәмӑтӆяты сухӑт ар хураспет, муй вўрн ӆыв тӑм мўва юхӑтсӑт муй па тӑм мўвн йистєӆ эвӑӆт вәсӑт. Па ёх па арсыр путӑр тӑйсӑт, арсыр вєрӑт ванӆтӑсӑт. Аканят оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс, хӑнты па вухаӆь ёх юнтты утӑт оӆӑӊӑн па путӑр вәс. Щӑӆта па Юван Шесталов музей хот йита ӊхсӑт – щит «Торум Маа» хуща. Па хур хӑншты ики Игошев хурӑт ванӆтӑты тӑхия ищи ӊхсӑт, щӑта увӑс мир хурӑт вантсӑт, хӑншум хурӑтн няврємӑт ӆыв миреӆ ӆәмӑтӆяты сухн вәӆӆӑт, вўӆы тӑйты ёх, имет па икет ӆыв ӆәмӑтӆяты сухӆаӆн.
Ӑкмум ёх семинарн па имет аканят па муӆты ай сувенирӑт вєрты вәнӆтӑсыйт, щи утӆаӆ ӆыв «Нюки хотӑӊ кәрт» хуща ванӆтӑсӑт. Тӑмиты щи, мўӊ оӆӊитсўв аканят па пурмӑсӑт семинарн «Детский этнокультурно-образовательный центр» хуща вєрты па щи вєрев еӆӆы мӑнӑс «Нюки хотӑӊ кәрт» хуща.
- Ар хуят «Нюки хотӑӊ кәрта» юхтыйӆсӑт?
- Вєра ар мир вәс – щит арсыр вошӑт эвӑӆт юхтыӆум мойӊ ёх: Санкт-Петербург, Тюмень, Томск, Тобольск, Владикавказ па па ар вош эвӑӆт. Ӆывеӆа әмӑщ вәс мўӊ йис вәӆупсэв вантты, муӆты йиӆуп путрӑт увӑс мир оӆӑӊӑн хәӆӑнтты па сувенир пӑнӑн тәты, щи утӑт ӆыв ёшӆаӆн вєрум утӑт, хән «Нюки хотӑӊ кәрт» хуща вәсӑт.
Нәмӑсӆўв, тӑм «Детский этнокультурно-образовательный центр» хуща тывум нумӑс еӆӆы па, аӆпа, мӑнӆ, «Нюки хотӑӊ кәрт» па оӆӑтн па тӑм хӑтӆӑтн па вєрты питӆа.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
«Чумовая улица» в Ханты-Мансийске
В новогодние каникулы с 28 декабря по 6 января в городе Ханты-Мансийске работала «Чумовая улица». Желающие имели возможность покататься на оленях, взять напрокат снегоход, принять участие в играх коренных народов Севера, попробовать традиционные блюда народов ханты и манси. На «Чумовой улице» каждый гость мог найти свой чум, то, что соответствует его интересам и желаниям. В этом году на площадке было поставлено 7 чумов: чум туриста, IT-чум, чум творчества, чум «В гостях у ханты», чум ремесёл, чум детский и чум хозяйственный. Число семь выбрано неслучайно – это число играет большую роль в мифологических картинах мира многих народов.
Чтобы подготовить мероприятие на высоком уровне, необходимо было провести большую предварительную работу, которую взял на себя «Детский этнокультурно-образовательный центр» окружной столицы. О подготовке мероприятия и его проведении мы поговорили с методистом этого Центра Ириной Белявской.
– Ирина Борисовна, скажите, пожалуйста, кто автор этой идеи, как она возникла, кто её осуществлял?
– Идея принадлежит директору нашего учреждения Ирине Александровне Кибкало, а проект осуществляли все педагоги нашего Центра, а также представители детских садов, которые откликнулись и помогли нам. В округе существует такой проект «Новогодняя столица Сибири» и «Чумовая улица» входит в этот проект. Авторами данного проекта стали известные в городе люди. В этом году со своей «Чумовой улицей» мы являемся просто соавторами. Наша идея была такая – предложить семь чумов, семь кукол-акань разных языковых групп народа ханты и представить всё это в единый концепт. У нас получилась такая «Чумовая улица», которая называется «Юртынг павыл», что в переводе с мансийского языка означает «Дружное поселение», и мы хотели представить этот проект в виде концепта семи чумов, в которых представлены разные виды занятий.
Самое интересное, что нам, «Детскому этнокультурно-образовательному центру» помогали воспитатели детских садов города Ханты-Мансийска. В этом году мы выбрали шесть лучших детских садов и школ, которые, как победители прошлых лет, приняли участие в создании снежных фигур, они нам помогали оформлять именно куклы-акани. Впервые мы сделали ростовые куклы-акани, причём очень удачно получилось, они были не просто сделаны из снега, а оформлены и одеты в тканевую одежду. Они были выполнены в точности так, как были представлены на фотографиях, которые мы им предложили – это казымские варианты куклы-акань: летний вариант в платье, в нарядном халате, в зимнем сахе, в осенне-весеннем суконном сахе. А также представлены сургутские варианты куклы-паки и мансийский, сосьвинской вариант куклы-акань. У нас получилось семь разных кукол, причём сделаны они были очень точно, всё это изготовили воспитанники детских садов, чему мы были очень удивлены, потому что нужно было правильно изобразить геометрический орнамент и многое другое.
– С воспитателями детских садов Вы проводили предварительную работу?
– Да, для слушателей был проведён трехдневный семинар. Было более 30 участников. Это были методисты, воспитатели детских садов и даже несколько человек из школ, их познакомили с теорией традиционного искусства народов ханты и манси, а также проводили практические занятия. Например, кандидат исторических наук, доцент Югорского государственного университета Т.А. Молданова познакомила слушателей с историей формирования локальных особенностей культуры народов ханты и манси, рассказала об истории заселения нашего края. Также занятия проводили другие специалисты, которые ознакомили с куклами, с играми народов ханты и манси. Слушатели посетили музей-комнату Ювана Шесталова в музее «Торум Маа», Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева, где были представлены его картины, созданные на тему северных народов, на них изображены дети, женщины и мужчины в традиционной одежде.
На практическом семинаре, учились изготовлению куклы-акань, а также небольших сувениров, которые были использованы на «Чумовой улице». Таким образом, практическая часть, которую мы начали с семинара в «Детском этнокультурно-образовательном центре» мы продолжили уже на самом мероприятии, на «Чумовой улице».
– А много было посетителей «Чумовой улицы»?
– Конечно, было очень много гостей из Санкт-Петербурга, Тюмени, Томска, Тобольска, Владикавказа и т. д. Им было интересно погрузиться в нашу культуру, услышать, узнать что-то новенькое и увезти с собой сувениры, которые они изготавливали во время посещения «Чумовой улицы».
Надеемся, идея сотрудников «Детского этнокультурно-образовательного центра» получит дальнейшее развитие, а «Чумовая улица» станет ежегодной традицией в период новогодних каникул.
Пётр Молданов