Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвн вәӆты тынӑӊ мир!
  • Вухаӆь хә Россия мўв рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх кўтн нух питӑс
  • Рәт мўвевн вәӆты тынӑӊ хуятӑт!
  • «Хӑнты ясӑӊ» па «Луима сэрипос» газетайӊӑн ӆўӊӑтты ешӑк хәйт па нєӊӑт!
  • Ешӑк шуши мир!
  • «Хӑнты ясӑӊ» нєпекев ӆўӊӑтты хуятӑт!
  • Округн вәӆты тынӑӊ ёх!
  • Йиӆуп оӆ пиӆа, ешӑк шуши хӑнты мир!
  • Ешӑк айкеӆ хӑншты хәйт па нєӊӑт!
  • Муй щирн ӆавӑӆты нєӊӑт рәпитӆӑт
  • Ищки икет ӑктупсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума ветмит мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Воньщумут ӑкӑтты вєр
  • Мущам кәртӑн єнмӑс
  • Айваседа юрн рәт эвӑӆт ими
  • Хўӆ ӆэщӑтты тӑхи пўншсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нєӊӑт ёнтум тўтщаӊӑӊ ванӆтупсы вәс
  • Хуӆта ма ӛшєм мӑнӆ…
  • Хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт йис вәӆупсы
  • Тӑм йис вєр оӆӑӊӑн моньщ
  • Вєрӑӊ ёх вән мирхот

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Мєт ям путӑр

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Йиӆуп оӆ
  • Ӆєпӑс эвӑӆт єпӆӑӊ авӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Айваседа юрн рәт эвӑӆт ими
  • Хантыйский
  • Русский

Айваседа юрн рәт эвӑӆт ими

Аган кәрта ӊхмємн ма юрн ими пиӆа вәй­тантыйӆсум, щит Мария Паповна Сверлова, эви опращнємӆ Айваседа вәс. Ӆўв мӑнєма вәӆупсэӆ па Аган кәрт оӆӑӊӑн путӑртӑс.

Ӆўв тәнӆуп тыӆӑщ 10-мит хӑтӆӑн 1954-мит оӆн Юмаяха юхан хонӑӊӑн вәӆум вўт кәртӑн сєма питӑс. Щит Сәрханӆ район Дарко-Горшково кәрт пўӊӑӆн. Папа Пупевич Айваседа ащеӆ вўӆы тащ ӆавӆӑс, Мария Петровна ӑӊкеӆ ӆўвеӆа нётӑс. Ӆыв семьяеӆн ар няврєм вәс, итәх пушӑхӆаӆ ай пурайн ӑнтәма йисӑт, тәп Полина па Мария эвеӊӑн хӑщсӑ­ӊӑн. Ащеӆ Дарко-Горшко­во кәрт кәщая рәпитӑс, ӛхӑт колхоз кәщая павӑт­сы. Ӆўв вўӆы тащ ӆавӑӆ­ты па вой веӆты м хуята вәс. Щи пурайн ар вўӆы тӑйсӑт. Вўӆы унтасн мосты пурайн Сытомино кәрт эвӑӆт хўӆ Сәрханӆ воша тәтьӆясы, щӑта комбинат хуща арсыр єпӆӑӊ ӆєтут, хўӆ ӆўвӑт эвӑӆт ӆант вєр­сы. Хўӆ ӆўв ӆантӑн вўӆэт ӆапӑтсыйт. Арсыр єпӆӑӊ хўӆ ӆєтутӑт ӆаӆя китсыйт. 

1970-мит оӆн колхозӑт йира вўсыйт, щи кана хўӆ веӆты па мӑты тӑхет пўншсыйт. Ай кәртӑт ищи лӑп тәхӑрсыйт. Дарко-Горшково кәртӑӊ хўӆ веӆ­пӑсӆӑты хуятӑт хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа Сытомино кәрта касӑӆсӑт. Щи кәр­та совет хот, ӑшкола, пәӆь­ница, культура хот па па ищимӑщ хотӑт тәсыйт.

Мария ӑшколая юхӑт­маӆн рўщ ясӑӊ иса ӑн тӑйс, щиты нәмӑӆмӑс: 

 Оӆӑӊмит вәнӆтӑты нєӊєм Мария Петровна Хорова вәс. Интернатн имухты әпӑтӆам ӆуртсыйт, няр ухн ӆєм ӊхты вәс. Вән сопекн мӑсыюм. Рәт щирн путӑртты ӑн рӑхӑс. Аӊщащєм ипўш юхтыӆӑс, ма пєӆєма вантӑс, щикўш ӆыкащӑс па лупӑс: «Щит вәӆупсы хән!», па имухты юхи тәсӆэ. Ас нопӑтты тыӆӑщн юхи мӑнсумн, па оӆн вән кєр тыӆӑщн юхӆы тәсӆэ. 

Мария нӆ класс вән­ты Дарко-Горшково ху­ща вәнӆтыӆӑс, 5-6-мит классӊӑнӑн Тундри­но кәртӑн, 7-8-мит клас­сӊӑнӑн Горной кәртӑн, 10-мит класс Сытомино кәр­тӑн етшуптӑсӆэ. Щӑта ин­тернӑтн вәс, щив Ля­ми­на, Тундрино, Пим (ин Лян­тор), Дарко-Горшково, Песчанное, Высокий Мыс па Локосово кәртӑт эвӑӆт няврємӑт тәтьӆясыйт.

Мария еӆӆы вәнӆ­тыйӆты мӑнӑс, тәп ӑӊкеӆ ӆавӑрт мәшн юхӑтсы, щирн ӆўв юхи кєрӆӑс па рәпитты оӆӊитӑс. Еӆӆы тәрум вантман тӑйты вє­ра вәнӆтыӆӑс па Сытомино кәртӑн метеоролога рә­питты питӑс. Еша Сәрханӆ вошн тухӆӑӊ хопӑт ӊхты хотн рәпитӑс.

1980-мит оӆн Аган кәр­тӑӊ интерната няврємӑт вантман тӑйты вохсы. Тӑта ӆўв 1982-мит оӆн кәртӑӊ депутата, ӛхӑт Совет хот кәща ӆӑӊкӑр нєӊа йис. Щи пурайн Аган кәртӑн ар нўша вәс – нуви тўт, ма­­шинайт ӊхты пӑта кев ӛш ӑнтәм вәс. Щирн Мария Па­повна кәртӑӊ кәща пи­ӆа щи суртӑт тўӊматты питӑс. 

Аган кәрт эвӑӆт хәӆум вєрстайн ЛЭП вәс, щит эвӑӆт тыв нуви тўт карты кеӆӑт таӆсыйт. 1987-мит оӆн кев ӛш вєрты оӆӊитсы. Щи пийн тыв машинайтн ӆєтутӑт, мосты пурмӑсӑт па па утӑт тәты питсыйт. Мўв иӆпи питы вуй вўты компанияйт ун­тасн кәртӑн ӆапка, пе­вӑӆты хот, культура хот, спорткомплекс па па мосты хотӑт, шуши мир тәрум пӑта хотӑт омӑсты питсыйт. 1990-мит оӆн катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хот омӑсты оӆӊитсы. 

Щи м вєрӑт пӑта юрн мир писатель хәя Юрий Кылевич Вэлла вән пәмащипа лупты мосӆ. Хәнты тӑта айӆат ёх ар­сыр рәпатайта вәнӆтӑ­ты тӑхи вәс, ар хуят щит етшуптумеӆ пийн имух­ты рәпитты питсӑт. Мария Паповна Ирина эвеӆ щӑта ищи секретаря вәнӆтыӆӑс па ин рәпитӆ. Анатолий Пель­ментиков ищи щӑта х, ӆўв нюхӑртты вєра вәнӆтыӆӑс па ин вәтаӊ вєрӑнтты хәя йис. Тәп шаль, хуты щи тӑхи лӑп тәхӑрсы.
М.П. Сверлова Аган кәрт оӆӑӊӑн ай тәс: 

 1618-мит оӆн веӆщи Аган кәрт оӆӑӊӑн хӑнш­ман вәс. Тӑта Лейковӑт, Тырлинӑт, Юсипинӑт хӑн­ты рәтӑт вәсӑт. Ӛхӑт Казамкинӑт па Покаче­вӑт тыв юхӑтсӑт. 1893-мит оӆн Аганской кәрт Аганинородной волос­тя Сәрханӆ округа То­больс­кой губернияя ӆуӊ­ман вәс. 1920-мит оӆн Аганской сельсовет вєрсы. 2003-мит оӆн Аган кәрт Нижневартовской райо­на ӆуӊӑс.

Тӑм кәртӑн Мария Па­повна няврємӆаӆ Ольга, Ирина, Анна па Иван сєма питсӑт. Ин ӆўв яӊ хиӆы тӑйӆ, єнмӑӆты нётӆ.
2002-мит оӆн ӆўв пен­сияя мӑнӑс, тәп хуӆна рәпитӆ. Рўтьщуман Ма­рия Паповна хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑт ёнтӑӆ, щи вєра ӑӊкеӆ эвӑӆт вәнӆтыӆӑс. Ин айӆат нєӊӑт ёнтты вәнӆтӑӆ. 

Мария Паповна, йиӆуп 2022-мит оӆ пиӆа! Тӑм оӆ амӑт па уй ат тәӆ! Тӑӆаӊ ёш па тӑӆаӊ кўр!

Путӑр хӑншӑс: 
Людмила Гурьева

Женщина из древнего ненецкого рода Айваседа

Во время командировки в село Аган мы познакомились с Марией Паповной Сверловой, род которой идет из древнего ненецкого рода Айваседа. Она рассказала о своей жизни и об истории села Аган.

 

Родилась Мария Паповна 10 февраля 1954 года на родовом стойбище, что находилось на реке Юмаяха, недалеко от посёлка Дарко-Горшково Сургутского района. Отец - Папа Путевич Айваседа был потомственным оленеводом, мама - Мария Петровна (в девичестве Нечу) во всём ему помогала, занималась домом, детьми.

Отец был председателем сельского совета деревни Дарко-Горшково, затем председателем колхоза. Его рано не стало.

По словам Марии Паповны, в те далёкие времена в их краях было много оленеводческих бригад, которые были объединены в колхоз. Благодаря оленям рыбакам удавалось вовремя вывозить рыбу, которой в те годы было много в местных озёрах. Производство по добыче рыбы было поставлено высоко, трудились там и мужчины, и женщины. Часть рыбы шла на костную муку, которой прикармливали оленей – это было важной добавкой к пище, т.к. из-за большого поголовья пастбища быстро скудели. Также рыба вывозилась на Сургутский рыбокомбинат. В те годы по Сургутскому району было много рыбоучастков, рыбцехов. Например, из Дарко-Горшково рыбу на оленьих обозах вывозили в Сытоминский рыбцех, где её перерабатывали, а уже дальше переправляли в Сургутский рыбокомбинат, где делали рыбные консервы, солили, вялили, коптили. Часть экспортировали за границу. В годы войны всё уходило на фронт. Её мама вспоминала, что в военные годы было очень тяжело, людей не хватало, еды не хватало. Спасала рыба, её сушили, солили, так она дольше хранилась. Сухую рыбу растирали в муку, варили рыбную похлёбку. В тяжёлые годы спасала ягода, рыба, дичь. В годы войны из Дарко-Горшково много мужчин ушло на фронт, многие не вернулись.

 

В начале 70-х годов, когда колхозы стали закрывать, образовали рыбоучастки, а по указу свыше маленькие деревни упраздняли и ликвидировали. Всех работников рыбоучастка деревни Дарко-Горшково перевели в Сытоминский рыбоучасток. Люди очень тяжело переживали переезд с насиженных мест. Многим тогда пришлось покинуть свои родовые места, дома. С деревень вывозились здания сельсоветов, школ, больниц и т.д. Их разбирали, загружали на баржи и увозили в Сытомино. А людям, которым во времена колхозов давали субсидии на строительство домой, все постройки пришлось оставить. В Сытомино их поселили в многоквартирные дома, им было в тягость жить в таких квартирах. Сытомино – это посёлок ссыльных, которых свозили со всей страны, менталитет этих народов другой, нашим ханты и ненцам со своей ментальностью было тяжело жить среди них. У спецпереселенцев, конечно, своё горе было, их также вывезли с насиженных  земель... тогда каждый по-своему переживал своё горе. Для них особенно, ведь всё здесь, на Севере, было чужим, даже наша природа была им чужда.

 

Мария Паповна вспоминает, что в школу она пошла без знания русского языка: «В нулевом классе моей первой учительницей была Мария Петровна Хорова. Нас всех состригли наголо, ой, как стыдно было с лысой головой ходить. Выдали не по размеру большие сапоги. Дедушка как только увидел меня лысой и то, что мы спим на грубых матрасах, тут же рассердился и сказал: «Это не жизнь!» и увёз из школы-интерната. Он был очень жалостливым человеком. А на стойбище-то спишь на пуховой перине, укрываешься мягкой лебяжьей шубкой, ой, какая благодать! В ноябре увёз и в апреле обратно привёз».

 

До четвёртого класса Мария училась в начальной школе в Дарко-Горшково, затем в селе Тундрино, в посёлке Горном, а 9-10 классы окончила в Сытомино, жила в районном интернате. Он был большим, там жили дети из деревень: Лямина, Тундрино, Пим (нынешний город Лянтор), Дарко-Горшково, Песчанное, Высокий Мыс, Локосово. В Сытомино отдельно было здание начальной школы, отдельно – средней школы.

 

«Вспоминаю, как дедушка говорил: «Скоро осень – поедем в интернат», а в интернат не хочется. А дед продолжает: «Вот появятся жёлтенькие листочки, поедем в интернат». А на стойбище мы глухарей добывали, ягоду, шишки собирали. Перед тем как ехать, мама стряпала много пирогов, клала с собой отварного глухариного мяса, оленины.

 

Я как-то надумала схитрить,  решила: чтобы дедушка не увидел жёлтые листочки, их нужно срывать. Пойду и возле кострища-ратхара срываю с деревьев листочки, пока дед не видит.  Радуюсь, что дедушка ничего не говорит, что пора ехать. А утром проснусь и опять вижу жёлтые листочки. Да что ты будешь делать? Сейчас-то смешно. Святая наивность! Очень тяжело было расставаться с домом, со стойбищем, с родными», – вспоминает Мария Паповна.

 

После окончания средней школы Мария поступила дальше учиться, но тяжело заболела мама, пришлось прервать учёбу, приехать домой и ухаживать за ней. Ей тогда исполнилось 18 лет. Она устроилась на работу. С детства Мария мечтала летать, хотела стать пилотом, это, скорее всего, связано с тем, по её словам, что она – дитя Севера – дитя природы. «Вот ходишь по лесу, а там каждый шорох слышишь, а из леса ты приходишь совершенно другим, такие ощущения, а передать не можешь, посмотрел на небо и плакать хочется. Увидел красивую поляночку и душа замерла и не знаешь, как это выразить, а словами ты это не скажешь. А ты только чувствуешь, что тебе от этого очень хорошо», – рассказывает Мария Паповна.

 Мария в Сытомино работала на гидрометеостанции, выучилась на метеоролога. Начала учиться в Свердловской гидрометеошколе, а окончила Московскую геологическую школу. Работала метеорологом в аэропорту города Сургута.

 

В 1980 году в Аганский интернат требовался воспитатель, попросили Марию Паповну, она сразу согласилась. Быстро собралась, утром в Сургуте села на теплоход «Заря», а в полдень была уже в Агане. Начала работать воспитателем. В 1982 году коллектив школы выдвинул М.П. Сверлову в депутаты, а позже избрали секретарём исполкома сельского совета. Тогда в 1980-е годы в поселке не было света, пользовались керосиновыми лампами. Электродвижок работал в определённое время. ГСМ экономили, т.к. всё завозилось по большой воде, а речки быстро мелели, потом уже было проблематично завозить. Дорог-то не было, поэтому всё завозили по воде. Разом завозили продукты для школы-интерната и жителей стойбищ.

 

 

С началом промышленного освоения, геологоразведкой, началом бурения, добычи нефти многим ханты и ненцам пришлось переезжать в посёлки. Территория вокруг посёлка Агана первая попала под промышленное освоение. Со стороны Сургута, Мегиона, Нижневартовска шла добыча нефти. Вверх по реке работает «Аганнефтегазгеология». Из-за нефтедобычи постепенно сократились оленьи пастбища, многие перестали этим заниматься, а ведь для нас олень – это всё – образ жизни, транспорт и т.д. Так поголовье постепенно стало сокращаться, оленеводство исчезло, люди стали приспосабливаться к новому поселковому образу жизни, к сожалению, не всем это удалось, много человеческих трагедий случилось. Безработица, пьянство и  т.д.».

 

Марии Паповне пришлось решать многие поселковые проблемы. В трёх километрах от Агана проходила линия электропередач ЛЭП, оттуда протянули ветку на посёлок. После этого посёлок стал активно застраиваться, появились: новый магазин, баня, Центр творчества для детей, Дом культуры, спорткомплекс, всё это благодаря спонсорской помощи нефтяных компаний, которые до сих пор помогают посёлку.

 

В 1987 году начали отсыпать автодорогу, потом положили плиты, а уже позже залили асфальтом. Дорога очень важна, по ней ведь стали доставлять продукты, стал курсировать рейсовый автобус, люди стали ездить в город по делам, в больницу и т.д. Автодорога стала всем для жителей посёлка и стойбищ. А ведь когда-то всё доставлялось по воде, порой жителям стойбищ приходилось несколько дней ждать баржу с мукой и продуктами. А баржи и самоходки шли из Нижневартовска, а если на Оби были шторма, то приходилось пережидать и уже затем ехать дальше. А с появлением автодороги жизнь стала значительно легче.

 

Мария Паповна говорит, что за благоустройство села с огромной благодарностью вспоминают ненецкого писателя Юрия Кылевича Вэлла, это он обязал руководство нефтяных компаний заняться строительством зданий соцкультбыта, а также обеспечением жильём коренных жителей, поскольку они из-за промышленного освоения лишились насиженных мест, родовых угодий.  

 

В начале 1990-го года началось строительства этнографического музея, в котором сейчас располагается Центр ремёсел.

Мария Паповна рассказала, что когда-то здесь, в Агане, благодаря усилиям Валерия Яковлевича Павловского впервые в округе был открыт Учебный центр по подготовке молодых кадров, многие здесь получили профессии для жизни. Её дочь Ирина выучилась здесь на секретаря-машинистку. Известный мастер Анатолий Пельментиков окончил при Учебном центре школу по резьбе. Юношам здесь выдавали корочки «Столяр-плотник», сейчас им по 30-35 лет, они все живут на стойбище, сами строят дома и все хозяйственные постройки, у многих родителей-то рано не стало, некому было научить.

 

Многие девушки выучились здесь на раскройщиц, портних, швей. Если и не работают по специальности, то обшивают всю свою семью.

В этом центре Мария Паповна вела урок труда и кружок «Бисеринка», где обучала девочек традиционным женским рукодельям, учила бисероплетению.

Позже Учебный центр закрыли. 

 

Во время беседы М.П. Сверлова рассказала и об истории села Агана: «Летоисчисление поселения ведётся с 1618 года, когда первая запись появилась в ясачных переписях. Здесь проживали хантыйские семьи Лейковых, Тырлиных и Юсипиных, позже здесь появились Казамкины и Покачевых. У нас же на севере есть Покати, возможно, что когда-то какой-то мужчина женился и сюда переехал. У нас здесь много Покачевых. От одного предка пошёл род, разросся, они разъехались по речушкам, основали свои поселения, так Покачевых и стало много. Кто-то повыше расположился, кто-то на речке Ватьёган. В нашем музее есть древо рода Покачевых, которое составляла Фёкла Семёновна Бондаренко.

 

По данным на 1893 год Аганские юрты находились на территории Аганинородной волости Сургутского округа Тобольской губернии. В 1920 году в Локосовской волости Сургутского уезда был образован Аганский сельский совет, который в 1922 году был упразднён, а в 1931 году образован вновь в Сургутском районе. По данным на 1 января 2003 года посёлок Аган находился на территории  Аганского сельского совета Нижневартовского района Тюменской области».

 

Здесь, в селе Агане, у Марии Паповны родилось четверо детей: Ольга, Ирина, Анна и Иван. Все они взрослые, семейные, сегодня Мария Паповна помогает растить внуков.

Многолетний труд Марии Паповны высоко отмечен окружными и районными властями.

 

В 2002 году Мария Паповна ушла на пенсию, но до сих пор работает. В свободное время рукодельничает, шьёт, этому она научилась от матери, которая слыла большой мастерицей. Помогает и консультирует мастериц Центра ремёсел.

 

Мария Паповна, поздравляем всех с Новым 2022 годом! Желаем всего самого наилучшего. Пусть Новый год принесёт каждой семье счастье и благополучия! Крепкого сибирского здоровья! 

 

Людмила Гурьева

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3589)
12.01.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика