Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвн вәӆты тынӑӊ мир!
  • Вухаӆь хә Россия мўв рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх кўтн нух питӑс
  • Рәт мўвевн вәӆты тынӑӊ хуятӑт!
  • «Хӑнты ясӑӊ» па «Луима сэрипос» газетайӊӑн ӆўӊӑтты ешӑк хәйт па нєӊӑт!
  • Ешӑк шуши мир!
  • «Хӑнты ясӑӊ» нєпекев ӆўӊӑтты хуятӑт!
  • Округн вәӆты тынӑӊ ёх!
  • Йиӆуп оӆ пиӆа, ешӑк шуши хӑнты мир!
  • Ешӑк айкеӆ хӑншты хәйт па нєӊӑт!
  • Муй щирн ӆавӑӆты нєӊӑт рәпитӆӑт
  • Ищки икет ӑктупсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума ветмит мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Воньщумут ӑкӑтты вєр
  • Мущам кәртӑн єнмӑс
  • Айваседа юрн рәт эвӑӆт ими
  • Хўӆ ӆэщӑтты тӑхи пўншсы

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нєӊӑт ёнтум тўтщаӊӑӊ ванӆтупсы вәс
  • Хуӆта ма ӛшєм мӑнӆ…
  • Хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт йис вәӆупсы
  • Тӑм йис вєр оӆӑӊӑн моньщ
  • Вєрӑӊ ёх вән мирхот

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Мєт ям путӑр

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Йиӆуп оӆ
  • Ӆєпӑс эвӑӆт єпӆӑӊ авӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)

Вы здесь

Главная » Вухаӆь хә Россия мўв рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх кўтн нух питӑс
  • Хантыйский
  • Русский

Вухаӆь хә Россия мўв рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх кўтн нух питӑс

Ван хӑтӆуп тыӑщ 21-22-мит хӑтӊӑнӑн Москва вошн Россия мўв ӆуваттыйн няврємӑт рәт па рўщ ясӊӑта вәнтӑты 40 хуят XV-мит вән кӑсупсыя ӑктӑщсӑт. Вәнӆтӑты вєрӑт тәты хӑннєхуятӑт кўтэӆн вєр хўват кӑссӑт. Тӑм ванӑн щи мирхот мўвтєӆ мир нємн пунсы. Вантэ, Россия мўв тумпийн кӑсупсыйн Белоруссия, Луганской па Донецкой Народной Республикайӊӑн, Казахстан мўвӑт эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑты ёх па вәсӑт. 

Кўш рўщ ясӑӊа, кўш рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты хӑннєхә – вән па мосты рәпата тә. Айтєӆн няврємўв шуши мир йис вәӆупсы, йис вєрӑт оӆӑӊӑн вәнтӑӆыйт, ән пушхӑт вәна йитэн мўң округев па иса Россия мўвев йис вєрӑт оӆӑӊӑн ма ат вә­сӑт.

Мосӆ ястӑты, тӑм кӑсуп­сы хәӆум щирн ӆэщӑтман вәс. Оӆӑӊмит – лыпӑт хойты тыӆӑщ вўш эвӑӆт Ас потты тыӆӑщ вәнта интернет хўват онлайн щирн. Ки­мит – ищи интернет хўват, тәп васы мӑнты па Ас потты тылӑщӊӑнӑн. Тӑм пурайн артаӆӑты ёх ӆыв рәпатаеӆ оӆӊитсӑт. Хәӆ­мит – ван хӑтӆуп тыӆӑщн кашӑӊ мўвн нух питум хәйт-нєӊӑт Моск­ва хон вошн ӆэщӑтум ву­ӆаӊ ванӆтӑты хӑра ӑк­тӑщсӑт.  
Югра мўв эвӑӆт щив Ёмвошӑӊ «Ӆыӆӑӊ союм» хуща няврємӑт шуши мир йис вєрӑта па рәт яс­ӊӑта вәнӆтӑты вухаӆь хә Владимир Меров ӊхӑс.

Кашӑӊ хәя муй нєӊа 15 минута мӑр мосӑс вәнӆ­тӑты вєр әмща па нумсӑӊа ванӆтӑты. Сырыя ыв пу­тӑртсӑт, хута сєма питсӑт, хән рәпитты оӆӊитсӑт, щӑӆта яксӑт, арисӑт. Щи пийн рәт ясӑң урок тә­сӑт. Ӆыв вантӑсӑт, муй щирн няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆӑт па хутыса әмща урока эщӑтӑт. Юхи хӑщум хӑтӑн щи вән мирхотн нух питум ёх ишӑксыйт па мойӑсыйт.
Шєңк м, хән щимӑщ вәйтантупсэт эщӑтыйт, вантэ, кӑсупсы хўват мєт нумсӑң па әмӑщ вәнтӑ­ты хуятўв оӑңӑн уша павӑтўв. Щи тумпийн кашӑң кӑсты хӑннєхә ӑнтә тәп ўв эщӑтум урока па мастер-класса ар­таӑты ёха вантӑ, па хуят мӑты урокӑт ищи ма вантӑт па нумса пунӑт, хутыса йиуп щирн няврємиет вәнтӑты рӑх.

Щиты «Рәт ясӑңа няврє­мӑт вәнтӑты хуят – щит йис вєрӑт тәса вәты хӑн­нєхә» нємн Владимир Савельевич Меров нух питӑс. 

Шуши мир культурая вәнӆтӑты вухаӆь хә Вла­димир Меров 2007-мит оӆ вўш эвӑӆт «Ӆыӆӑӊ союм» тӑхийн пушхӑт вәнӆтуман вәӆ. Ӆўв Сўмӑтвош район Саранпауль кәртӑн сєма питӑс, щӑта єнмӑс па ӑшколайн вәнӆтыԯӑс. Айтєӆн Дмитрий Агеев хуща нарӑсты, ариты па якты вєрӑта вәнӆтыӆӑс. Щи тумпи Владимир Ме­ров «Пўпи якты хот» пу­райн мӑӊ арӑт ариты па мӑӊ якӑт якты ма хошӆ.

- «Рәт ясӑӊ» нємпи урок ма увӑс мир нарӑсты хӑтн юнтты, щи хӑт ванӆтӑты, ариты па якты вєрӑт аӆьты щирн ӆэщӑтты нәмӑссум. Мӑнєма мосӑс нюр па ясңуп няврємӑт итәх ву­хаӆь ясӊӑта вәнӆтӑты, ӆәӆн ӆыв нарӑсты хӑт нємӑт тәп вухаӆь ясӑӊӑн нумса ӑт пунсӑт. Муй щирн тум муй тӑм нарӑсты хӑт аӆьӆыйт, мӑта ёха щитн нарӑсты рӑхӆ па муйсӑр нарӑсты сыйт кашӑӊ ут тӑйӆ.

Мўң, «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» газе­тайңӑнӑн рәпитты ёх, нух питум Владимира Меро­ва м ясңӑт лупўв. Еы ищиты ма па апрӑӊа вуаң вєраӆ ат тәӆ!

Путӑр хӑншӑс: 
Ирина Самсонова

Владимир Меров стал победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного языка в номинации «Учитель – мастер»

Педагог дополнительного образования «Детского этнокультурно-образовательного центра» города Ханты-Мансийска Владимир Меров стал победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного языка в номинации «Учитель – мастер».

 

21-22 декабря 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся XV Всероссийский мастер-класс учителей родного и русского языков. Проходило мероприятие в виде международной научной конференции.

 

Организаторами выступили Научно-исследовательский центр национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС совместно с Ассоциацией учителей родного языка, в том числе русского. Конкурс проводился в 14 -й раз и включал три этапа:

 

Первый этап длился с сентября по ноябрь – в этот период осуществлялся сбор заявок в режиме онлайн;

Второй  – с ноября по декабрь – в эти сроки продолжался сбор заявок в режиме онлайн, а также началась работа жюри конкурса;

Третий очный этап –  конец декабря – включал торжественное награждение победителей.

 

Конкурс проводился по двум направлениям: «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский» и «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский».

 

Очный этап Всероссийского мастер-класса учителей родного языка, в том числе русского,  проходил в очном и дистанционном формате (с подключением участников через онлайн-платформу). К очному участию были приглашены 40 педагогов из самых отдалённых поселений,  малых и больших городов России.

В первой части мероприятия каждый из участников выступал с десятиминутным сообщением о своих методических приёмах на уроках преподавания родного языка, делился методикой преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка;методикой преподавания русского языка в статусе родного, а также рассказывал о формировании общероссийской гражданской идентичности с опорой на этническую. Примечательно, что все педагоги были в традиционной  национальной одежде, что повышало статус мероприятию.

 

Вторая часть была посвящена обсуждению реализации языковой образовательной политики в условиях нового ФГОС и называлась она «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании». Здесь участники рассказывали о языковой ситуации в своем субъекте и о возникающих сложностях в процессе преподавания и изучения языков народов России.

 

К дистанционному участию во второй части Всероссийского мастер-класса 2021 приглашались представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, научно-педагогическая общественность, эксперты, СМИ, а также педагоги, участвующие в заочном этапе конкурса.

 

В завершение состоялось подведение итогов 14 конкурса и торжественное награждение победителей. Здесь каждого отметили сертификатом участника и памятным подарком.

Наш мансийский коллега, житель города Ханты-Мансийска, педагог детского этнокультурного-образовательного центра Владимир Меров поделился своими впечатлениями:

 

– Мой мастер-класс был построен на традиционной музыке обских угров. Через свой мансийский наряд, национальные музыкальные инструменты, традиционную атрибутику, через их названия на мансийском языке я постарался представить нашу культуру в целом. Презентовал видеоролик о традиционной музыкальной культуре коренных народов, подробно рассказал о мансийском наряде, о том, насколько он значим, важен и дорог для нас. Также исполнил мансийский «Танец охотников». Как отметили мои коллеги, мой мастер-класс прошёл на одном дыхании. Я очень старался и получил внутреннее удовлетворение. Самым важным для меня было – достойно выступить, чтобы с честью представить духовную культуру коренных жителей Югры.

 

Ирина Самсонова

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3589)
12.01.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика