- Хантыйский
- Русский
Вухаӆь хә Россия мўв рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх кўтн нух питӑс
Ван хӑтӆуп тыӑщ 21-22-мит хӑтӊӑнӑн Москва вошн Россия мўв ӆуваттыйн няврємӑт рәт па рўщ ясӊӑта вәнтӑты 40 хуят XV-мит вән кӑсупсыя ӑктӑщсӑт. Вәнӆтӑты вєрӑт тәты хӑннєхуятӑт кўтэӆн вєр хўват кӑссӑт. Тӑм ванӑн щи мирхот мўвтєӆ мир нємн пунсы. Вантэ, Россия мўв тумпийн кӑсупсыйн Белоруссия, Луганской па Донецкой Народной Республикайӊӑн, Казахстан мўвӑт эвӑӆт няврємӑт вәнӆтӑты ёх па вәсӑт.
Кўш рўщ ясӑӊа, кўш рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты хӑннєхә – вән па мосты рәпата тә. Айтєӆн няврємўв шуши мир йис вәӆупсы, йис вєрӑт оӆӑӊӑн вәнтӑӆыйт, ән пушхӑт вәна йитэн мўң округев па иса Россия мўвев йис вєрӑт оӆӑӊӑн ма ат вәсӑт.
Мосӆ ястӑты, тӑм кӑсупсы хәӆум щирн ӆэщӑтман вәс. Оӆӑӊмит – лыпӑт хойты тыӆӑщ вўш эвӑӆт Ас потты тыӆӑщ вәнта интернет хўват онлайн щирн. Кимит – ищи интернет хўват, тәп васы мӑнты па Ас потты тылӑщӊӑнӑн. Тӑм пурайн артаӆӑты ёх ӆыв рәпатаеӆ оӆӊитсӑт. Хәӆмит – ван хӑтӆуп тыӆӑщн кашӑӊ мўвн нух питум хәйт-нєӊӑт Москва хон вошн ӆэщӑтум вуӆаӊ ванӆтӑты хӑра ӑктӑщсӑт.
Югра мўв эвӑӆт щив Ёмвошӑӊ «Ӆыӆӑӊ союм» хуща няврємӑт шуши мир йис вєрӑта па рәт ясӊӑта вәнӆтӑты вухаӆь хә Владимир Меров ӊхӑс.
Кашӑӊ хәя муй нєӊа 15 минута мӑр мосӑс вәнӆтӑты вєр әмща па нумсӑӊа ванӆтӑты. Сырыя ыв путӑртсӑт, хута сєма питсӑт, хән рәпитты оӆӊитсӑт, щӑӆта яксӑт, арисӑт. Щи пийн рәт ясӑң урок тәсӑт. Ӆыв вантӑсӑт, муй щирн няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆӑт па хутыса әмща урока эщӑтӑт. Юхи хӑщум хӑтӑн щи вән мирхотн нух питум ёх ишӑксыйт па мойӑсыйт.
Шєңк м, хән щимӑщ вәйтантупсэт эщӑтыйт, вантэ, кӑсупсы хўват мєт нумсӑң па әмӑщ вәнтӑты хуятўв оӑңӑн уша павӑтўв. Щи тумпийн кашӑң кӑсты хӑннєхә ӑнтә тәп ўв эщӑтум урока па мастер-класса артаӑты ёха вантӑ, па хуят мӑты урокӑт ищи ма вантӑт па нумса пунӑт, хутыса йиуп щирн няврємиет вәнтӑты рӑх.
Щиты «Рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑты хуят – щит йис вєрӑт тәса вәты хӑннєхә» нємн Владимир Савельевич Меров нух питӑс.
Шуши мир культурая вәнӆтӑты вухаӆь хә Владимир Меров 2007-мит оӆ вўш эвӑӆт «Ӆыӆӑӊ союм» тӑхийн пушхӑт вәнӆтуман вәӆ. Ӆўв Сўмӑтвош район Саранпауль кәртӑн сєма питӑс, щӑта єнмӑс па ӑшколайн вәнӆтыԯӑс. Айтєӆн Дмитрий Агеев хуща нарӑсты, ариты па якты вєрӑта вәнӆтыӆӑс. Щи тумпи Владимир Меров «Пўпи якты хот» пурайн мӑӊ арӑт ариты па мӑӊ якӑт якты ма хошӆ.
- «Рәт ясӑӊ» нємпи урок ма увӑс мир нарӑсты хӑтн юнтты, щи хӑт ванӆтӑты, ариты па якты вєрӑт аӆьты щирн ӆэщӑтты нәмӑссум. Мӑнєма мосӑс нюр па ясңуп няврємӑт итәх вухаӆь ясӊӑта вәнӆтӑты, ӆәӆн ӆыв нарӑсты хӑт нємӑт тәп вухаӆь ясӑӊӑн нумса ӑт пунсӑт. Муй щирн тум муй тӑм нарӑсты хӑт аӆьӆыйт, мӑта ёха щитн нарӑсты рӑхӆ па муйсӑр нарӑсты сыйт кашӑӊ ут тӑйӆ.
Мўң, «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» газетайңӑнӑн рәпитты ёх, нух питум Владимира Мерова м ясңӑт лупўв. Еы ищиты ма па апрӑӊа вуаң вєраӆ ат тәӆ!
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
Владимир Меров стал победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного языка в номинации «Учитель – мастер»
Педагог дополнительного образования «Детского этнокультурно-образовательного центра» города Ханты-Мансийска Владимир Меров стал победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного языка в номинации «Учитель – мастер».
21-22 декабря 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся XV Всероссийский мастер-класс учителей родного и русского языков. Проходило мероприятие в виде международной научной конференции.
Организаторами выступили Научно-исследовательский центр национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС совместно с Ассоциацией учителей родного языка, в том числе русского. Конкурс проводился в 14 -й раз и включал три этапа:
Первый этап длился с сентября по ноябрь – в этот период осуществлялся сбор заявок в режиме онлайн;
Второй – с ноября по декабрь – в эти сроки продолжался сбор заявок в режиме онлайн, а также началась работа жюри конкурса;
Третий очный этап – конец декабря – включал торжественное награждение победителей.
Конкурс проводился по двум направлениям: «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский» и «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский».
Очный этап Всероссийского мастер-класса учителей родного языка, в том числе русского, проходил в очном и дистанционном формате (с подключением участников через онлайн-платформу). К очному участию были приглашены 40 педагогов из самых отдалённых поселений, малых и больших городов России.
В первой части мероприятия каждый из участников выступал с десятиминутным сообщением о своих методических приёмах на уроках преподавания родного языка, делился методикой преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка;методикой преподавания русского языка в статусе родного, а также рассказывал о формировании общероссийской гражданской идентичности с опорой на этническую. Примечательно, что все педагоги были в традиционной национальной одежде, что повышало статус мероприятию.
Вторая часть была посвящена обсуждению реализации языковой образовательной политики в условиях нового ФГОС и называлась она «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании». Здесь участники рассказывали о языковой ситуации в своем субъекте и о возникающих сложностях в процессе преподавания и изучения языков народов России.
К дистанционному участию во второй части Всероссийского мастер-класса 2021 приглашались представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, научно-педагогическая общественность, эксперты, СМИ, а также педагоги, участвующие в заочном этапе конкурса.
В завершение состоялось подведение итогов 14 конкурса и торжественное награждение победителей. Здесь каждого отметили сертификатом участника и памятным подарком.
Наш мансийский коллега, житель города Ханты-Мансийска, педагог детского этнокультурного-образовательного центра Владимир Меров поделился своими впечатлениями:
– Мой мастер-класс был построен на традиционной музыке обских угров. Через свой мансийский наряд, национальные музыкальные инструменты, традиционную атрибутику, через их названия на мансийском языке я постарался представить нашу культуру в целом. Презентовал видеоролик о традиционной музыкальной культуре коренных народов, подробно рассказал о мансийском наряде, о том, насколько он значим, важен и дорог для нас. Также исполнил мансийский «Танец охотников». Как отметили мои коллеги, мой мастер-класс прошёл на одном дыхании. Я очень старался и получил внутреннее удовлетворение. Самым важным для меня было – достойно выступить, чтобы с честью представить духовную культуру коренных жителей Югры.
Ирина Самсонова