- Хантыйский
- Русский
ор вош емӑң мўв кӑтңӑн
Ма Ас потты тыԯӑщ сухӑнман Ԯор вош вантты яңхсўм. Щи Наяң мўв, Вәртӑң мўв сўңӑн тәп ая вәԯмємн ащємн-ӑңкємн щӑта тәтьԯясыюм. Ин ма вещи ма сємємн щи вантсєм щи вошие. Щи хурасӑт ора єтўм ям вош, щӑта вәты мирӑ ищи вєра ям ёх вәмэ. Юрнэн-хӑнтэн нюр ияха няхӑң-юнтӑң вєшн, иса путрен-кээн пиа щи вәӑт.
Щӑта вәӑңӑн вәна пєлка ювум имеңӑн-икеңӑн, щит Иван Ярмович па Елизавета Дмитриевна Пяк. ын вєра хуят пєа сӑмӑң кӑтңӑн. ын хотӑна вохӑнсаюм, ям шайн, ям няньн апӑтсаюм-яньщтӑсаюм. Ям ар путӑр путӑрсӑңӑн. ын китӑнтак сєма питсӑңӑн ор вош мўвн. Иса вәман нәпӑт па щи вошн хуща щи вәсңӑн. Иван Ярмович метеостанция Тәрум хӑт вантты тӑхийн рәпитӑс. Име па вош ыпи рәпата вєрман вәс. Ин ын китӑнтак пенсияя питман вәӑңӑн.
Елизавета Дмитриевна еша путӑртӑс ўв вәупсэ оӑңӑн, муй вўрн єнмӑс, вәс па икия мӑнӑс. Щимӑщ әмӑщ путӑр еша путӑртӑс. Лупий: «Хән эвия вәмємн и пирӑщ имєңӑн-икєңӑн хота уңӑтсум. Пирӑщ име лупий, мӑнєма нётумта кәрєм ӑтыя, вальщам нюхра. Щиты, вальщамэн нюхӑрсєм, кәрӑ ӑсум, тўтые имухты щи яма вўщємӑс. Ин пирӑщ имием лупий: «Нӑң щӑха, хўв нәпӑт, хўв йис яма вәӑн». Щӑта па щи, ӛхӑт па щи хота меня па щи тәсыюм. Икия ащиемн мӑсыюм. Щиты са щирн вєр вәс. Тӑм пиыем Иван Ярмовичем, ищи тӑм ор вош хуща вәсӑт. Щирн ищипа ўв щатьщащиаӆн, щащиаӆн парса тыв, китса вәрт хәя. И етн щи юхтӑс. Щи вәртсэ, мӑнты щи вохӑэ, лупий: «Юва ма хущєма» Ма оӑңӑн ӑн кашӑщсўм. Щиты ат хўват иса ӑн мӑнӑ юхи, щи омӑс. Щиты Хӑт имие нух єтӑс, щи артӑн ащием щи лупӑс: «Ин щи мӑнатн, тәп яма вәатн!» Щиты ащиемн парсаюм, па щи мӑнсум. Ӑңкием щирн явӑтман щи хӑщӑс. Па щи мӑнсум, ин тӑм хӑт вәнта па щи вәӆумн-хәӆумн. Иса яха вәты питмємн ветъяң кӑт оа щи йи щӑха тӑм он. Тәп нєпекумн юврая хӑншман вәӑт, ӛхӑт, хәум о мӑнман вәтща хӑшмємн, щи пӑта нєпэк пос щирн ветъяңа ӑнта йи. Ин мин вән пухємн ветъяң и оа щи йис.
Елизавета Дмитриевна путӑртӑс еша ўв аще оӑңӑн. Ащие хўв мӑр мәшитӑс, ух кӑши мәш тӑйс, ўв щи тӑйсӑэ. Ӑңкие сыры шәк вантман ӑнтәма йис.
Елизавета Дмитриевна путӑр щирн, муй арат ар рәпата вєрӑңӑн икие пиа иса яха вәтща нётӑсман щи. Интум хопӑт хәшӑңӑн, ищи вәтща нётӑсман кӑт хуятн щи вєрӑн. ўңӑн вўы тӑйман ищи яха нётӑсман хута пәсӑң юх аюман, пәсӑң пунӑңӑн, хәпа мӑнӑңӑн ищи яха. Ин няврємӑн хуыева вәна йисӑт, муй арат ар вєрн иса нётайңӑн. Хиэң хот вўша юхӑтсӑңӑн. Хәум вэң тӑйӑңӑн. Ин имиен ясӑңса: «Ма иса щи лупум, мин ищипа мєт яң кӑтн, щи хурасуп каркам ям вэңӑт тӑйумн, хуӆта мос, щив щи тәыйман, муй мос, щитн нётайман. Меньам ищи вєра ямӑт».
Ешӑк тынӑң ям Иван Ярмович па Елизавета Дмитриевна, тӑм нєпекэв мухты, нынана ям вән вўща ясӑң китўв. Тӑаңа, яма, йисӑңа-нәптӑңа вәатн.
Жители священной деревни Нумто
В конце ноября мне посчастливилось побывать в деревне Нумто. Здесь, на святой земле, в последний раз я была в глубоком детстве, тогда меня сюда привозили родители. Сейчас во взрослом осознанном возрасте я могу воочию любоваться этим святым поселением наших народов. Деревня Нумто расположилась на берегу удивительно красивого величественного озера, как же повезло жителям с такой красотой. Может быть, поэтому здесь живут счастливые люди – представители наших народов ханты и ненцы.
Здесь же проживают и старожилы деревни – супруги Пяк – Иван Ярмович и Елизавета Дмитриевна, которых, как и других жителей, отличает душевность, сердечность и гостеприимство. Я была приглашена к ним в гости, за чашкой чая мы разговаривали о жизни. Супруги Пяк оба родились и счастливо живут на этой святой земле Нуми Торума. Иван Ярмович до выхода на пенсию трудился на метеостанции, а жена в деревне. Сейчас оба находятся на заслуженном отдыхе.
Елизавета Дмитриевна рассказала о своей жизни, о том, как росла, как познакомилась с мужем. Вот что она вспоминает: «Когда была ещё девчушкой, к нам в гости приехала пожилая супружеская пара. Однажды старушка обратилась ко мне: «Помоги мне печь растопить, настрогай стружки!» Так я сама настрогала стружки, затопила печь, дрова тут же затрещали. Однажды бабушка сказала: «Ты будешь жить долго и счастливо». Позже я стала их невесткой. Отец выдал меня замуж за их сына. Так и случилось, как она напророчила мне. Мой сердечный друг – это мой муж Иван Ярмович, тоже житель деревни Нумто. Так и получилось, что его прабабушка и бабушка предсказали мне судьбу быть породнённой с ними. В один из вечеров мой будущий муж пригласил меня в гости, я сначала отказалась. Так он всю ночь просидел, ожидая меня. Вот уже и солнышко родимое взошло, тогда отец и говорит мне: «Ну, всё, иди к нему, благословляю вас, живите счастливо!» Так и состоялось сватовство. А мама всё же осталась недовольной моим выбором. Так мы и ушли с мужем в его дом и до сих пор живём в любви и согласии вот уже более 52 лет. Но по официальным документам дата получается немного меньше. Старшему сыну уже исполнилось 51 год».
Елизавета Дмитриевна немного рассказала и о своём отце. Он долгое время болел, жаловался на сильные головные боли. Матери не стало раньше отца.
По словам Елизаветы Дмитриевны, они с мужем всю жизнь трудились, помогая друг другу. Сейчас вместе ремонтируют сети, вместе рыбачат, вместе выпасают оленей, летом, когда животных одолевает овод, супруги постоянно разводят дымокур. Дети уже взрослые, семейные, у четы Пяк три зятя, все они дружно во всём помогают своим пожилым родителям. Внуки часто навещают дедушку с бабушкой. Вот как образно говорит Елизавета Дмитриевна об этом: «Мы двое, но мы команда, состоящая из десяти человек, очень хорошие зятья-невестки, всегда во всем помогают».
Дорогие наши Иван Ярмович и Елизавета Дмитриевна, хочу вас поздравить через газету и пожелать вам крепкого здоровья и долголетия.