- Хантыйский
- Русский
Йиңк хуща вәты хўӑт
Нуви сӑңхум вош йис пурмӑсӑт шавиты хотн хӑнты щирн хӑннєхә кўтўп мирн вәты-хоты щирӑт вантупсы вєрмӑн вә. Кўтўп мир нумпийн арсыр әңхӑт омӑсты тӑхи. Щи кӑт йит тумпийн музей хущи рәпитты хӑннєхуятӑт ита мир па эщӑтсӑт па йиңк ипийн вәты арсыр хўӑт оӑңӑн тӑм юхи хӑщум оӑтн ыв арсыр айкеӑт тәӑт.
Тәнуп тыӑщ кўтўпн ма Нуви сӑңхум вош йис пурмӑсӑт шавиты хотн вәсум па ита мирн вәты хўӑт оӑңӑн сыр-сыр айкеӑт уша вєрсум.
Щи пурайн мўңева Нуви сӑңхум музей хот йитн рәпитты нє Евгения Газеева (Обатина) әмӑщ вантупсы эщӑтӑс па тӑмиты путӑртӑс:
+ Мўң йис пурмӑсӑт шавиты хотэвн юхи хӑщум о мӑр ита мирн йиңк хущи вәты хўӑт пӑта вантупсы вєрсўв. Катра пурайт вўш эвӑт хӑнтэт ыв вәты хота иса йиңк пўңӑн омӑссӑт. Вантэ, юхан єпн хуятӑт ывеа єтута мосты арат хў веты кашӑң пўш вєритсӑт. Тӑта нын епенӑн вән сорт хў ух пушӑх уӑ. Мўң хущева рәпитты ёхўв нємасыя ўве вәншӑка вєрсӑт. Тыв вантупсыя юхтыйты айат пухӑт па эвет кашӑң пўш тӑм сорт ух пўңӑн хурӑт вўӑт па ўв уңа ыпия вантӑт па артаӑӑт, муй арат па муй хурасуп вән па вєра пасты пєңкӑт тӑм юхан хў тӑй. Сорт хўэв оӑңӑн хӑнтэт щимӑщ моньщ тӑйӑт: «Муй щирн сорт хўэн ух ўвеа вєрӑс?» ўв ухӑ хущи нын арсыр ув хурасӑт уша павӑтты вєритӑты, щит моньщхә әп, кўрӑң вой тупа, пирӑщ ими сорумъюх атэ пиа, Сот хот єтут эвиєңки па па утӑт муй пурмӑсӑт, мӑта ут эвӑт сортэн ўвеа шєңк так ухшәп па пєңкӑң уңӑ вўс ямсыева па сора вєрӑс.
+ Евгения, муйсӑр хўӑт нын Нуви сӑңхум районӑн уватн вәӑт?
+ Мўң юханўв йиңкӑт хущи шєңк ар ев хў вә. Щит пӑта вепӑсӑты ёхўв вєра ар щимӑщ хў кашӑң пурайн ёша павӑтӑт. Щи утӑт тумпийн нын тӑта щӑпӑр, ай ӑр, кещи, мєвты па мӑӑң хў хурасӑт вантты щир тӑйӑты. Кашӑң щимӑщ хў ямсыева эщӑтты ки па яма кавӑрты, щит шєңк ям па єпӑң хўӑт.
Тӑм хўӑт нумпийн вән сәх па ай кӑры хурасңӑн яма вєрмӑн вәӑңӑн. Щӑта сурӑх, пишьян, мухсӑң па вўнш хў хурасӑт па тӑта мин вантты вєритсўв. Щит, вантэ, ар пєлӑк Ас йиңкӑтн вәты хўӑт. Шєңк яма тӑм йис пурмӑсӑт ӑкӑтты хот йитн арсыр хў хурасӑт вантупсы щирн эщӑтмӑн вәӑт. Тәп щи вєр вевтам, хуты сорт хўэн оӑңӑн моньщ вә па хўӑт па ыв юканэ моньщ муй йис путӑр иса ӑн па тӑйӑт. Ма вәєм, хуты хӑнты щирн кашӑң хў ўвеа хуятӑн юкантум йис путӑр тӑй. Нуви сӑңхум вош йис пурмӑсӑт ӑкӑтты хота тӑмӑщ вантупсыя арсыр мирӑт яңхӑт. Рўщӑта муй па мирӑта ән ищиты әмӑщ вәс уша павӑтты, хуты катра хӑнты ёхўв йита мирн вәты хўӑт оӑңӑн ищи нәмӑссӑт. Йис хӑнтыўв путрӑт щирн, Хынь ики ита мир әңха вә. Итәх пурайн та товийн, вўрңа тащӑт мўң увӑс мўвева юхӑтты епийн, щи әңх ики питы вўрңа хурасн хӑннєхә сєма питты вєрит. Щит пӑта Ас хӑнтэтн ўв иса Хынь вўрңая аьщӑты питсы. Йиңк хущи вәты хўӑт эвӑт ўв пуяң хўӑа иса паннє хў ўңтӑс. Щит пӑта тәп хә хуятӑт паннє євӑтты муй ваньщты вєритӑт. Щӑта паннєңен шәкӑң тӑхийн (хӑӑщн) кавӑрты ищиты ӑн рӑх. Мос лупты, хуты паннє хўэн мєт вуаң хўа ита мирн ўңтӑс. Ас хущи вәты хӑнтэт щирн, паннє хў әп икия вә, сух хўэн па ай кӑрэн + ўв вєңа. Хўв ӑңнӑң-ващ ӑңнӑң вўшн хўэн ўв хӑнмӑа йи. Мухсӑңӑт па щухрӑт + щит паннє икен хә апщеңӑн, сурхӑт па пишьянӑт + щит ўв нє апщеңӑа. Щит пӑта йиңк ипийн ита мирн вәты хўӑт, хӑнты щирн ияха кавӑрты иса ӑн рӑх. Ма щирємн, мос лупты щи оӑңӑн, хуты йис пура вўшӑт эвӑт хӑнтэт ыв щирєн вәупсы щира эщӑтсӑт. Нємуты вуаң нётупсы муй унтас вєр па мирӑт эвӑт иса ӑн кӑншсӑт. Катра пурайн, вантэ, хӑнты хоттє ёх муй арат хў-вой вепӑсӑсӑт па хотӑң войт тӑйсӑт па иса ыв хошты щирєн рәт мўван вәсӑт.
Щит пӑта кўшкепа тӑмӑщ йис пурмӑсӑт шавиты хотӑтн юхан па Ас хў хурасӑт щив юхтыйты хуятӑтн ат вантаӑыйт. Щит пӑта рӑх лупты, хуты мўң опращ ёхўв вепӑса яңхты пурайн тәп ыве єтута мосты арат хў юхи тәтьясӑт па рәт мўве-йиңке шавиман тӑйсэ.
Нижний мир народа ханты
В городе Белоярском с недавнего времени открыт Этнографический зал народа ханты. В нём часто проводятся экскурсии как для посетителей из различных уголков нашей огромной страны, так и для многочисленных иностранных туристов, приезжающих в Ханты-Мансийский автономный округ. Прежде всего, экскурсоводы музея рассказывают всем приезжающим гостям о Среднем мире народа ханты, показывают всевозможные макеты жилищ, предметы домашнего обихода, традиционные орудия рыболовства, охоты и многое другое. Над Средним миром, по представлениям ханты, находится Верхний мир, в котором проживают разные добрые духи и Боги. Но есть ещё и третий, то есть Нижний мир ханты. К нему полностью относится не только весь подземный, но и подводный мир, в котором живут разные рыбы.
В середине февраля этого года мне удалось побывать на экскурсии в Этнографическом зале города Белоярского и увидеть новые экспонаты, относящиеся к Нижнему миру. В этот раз экскурсовод музея Евгения Газеева (Обатина) представила гостям высушенные чучела разных рыб, обитающих в реках, протоках и озёрах Белоярского района. В связи с этим она рассказала:
– В последние годы в нашем Этнографическом зале мы решили создать ещё экспозицию «Нижний, то есть подводный мир», в котором перед вами будут представлены все его обитатели. Испокон веков представители народа ханты селились по берегам рек, где они могли наловить необходимое количество рыбы для своего питания. Важно отметить, что рыбный промысел для наших северных народов во все времена имел важное значение. Вот здесь перед собой вы видите огромный муляж щучьей головы. Наши мастера очень постарались и сделали его таким большим для того, чтобы все люди, побывавшие здесь, увидели, какие у щуки острые зубы и достаточно крепкие челюсти. По поводу этой рыбы у народа ханты до сих пор существует такая мифологическая сказка «Как щука себе голову сделала». В стародавние времена у неё не было головы, и она обратилась к Верховному Богу Торуму, чтобы он дал ей голову. Но Торум отказался её в этой просьбе, так как щука была очень злой и своенравной рыбой. Тогда она, недолго думая, решила сама себе сотворить голову. Притаилась щука возле берега и стала подкарауливать всех проезжающих и проходящих мимо неё людей и животных. Так она сумела проглотить рыбака с лодкой-калданкой и веслом, одну старушку с вязанкой хвороста, лосиную ногу с копытом, девочку-сироту, которая за день обходила сто домов и везде успевала поесть. И ещё много разных предметов сумела отправить щука в свою ненасытную утробу. Из всех этих людей, частей животных и различных вещей сотворила себе щука крепкую костяную голову, острые зубы и большие челюсти.
– Евгения, скажите, какие виды рыб большей частью преобладают в вашем Белоярском районе?
– В наших таёжных реках преобладает окунь, который в больших количествах отлавливают местные рыбаки. У нас также повсеместно водятся: щука, язь, сорога, чебак, ёрш и карась, из которых получаются очень вкусные рыбные блюда. Чуть повыше над этими видами рыб вы видите чучела осетра и стерляди. За ними – нельма, муксун, щокур, пыжьян и сырок. Все эти виды осетровых и сиговых пород рыб большей частью водятся в реках Большая и Малая Обь.
Побывав на выставке «Нижнего мира народа ханты», хочется поблагодарить сотрудников Белоярского Этнографического зала и отметить, что очень достойно и доступно показано мировоззрение нашего народа, связанного с подводными обитателями. Но, на мой взгляд, не хватает сказок или мифологических преданий о других видах рыб. По хантыйским понятиям, каждая рыба считается исключительной и имеет свою историю. Было бы очень здорово, если во время экскурсии по экспозиции «Нижний мир народа ханты» хотя бы вкратце упомянули о его главном божестве Хынь ики – духе смерти, болезней и зла. Иногда ранней весною, ещё задолго до прилёта серых ворон, он довольно часто появляется на белый свет перед обычными людьми в образе чёрного, как смоль, ворона. И в это самое время его появления что дети, что взрослые очень часто начинают болеть. Поэтому старые люди постоянно приносили в дань Хинь ики бескровное приношение и просили главного духа нижнего мира, чтобы он унёс с собой все их болезни.
В хантыйском миропонимании самой любимой рыбой духа нижнего мира Хынь ики считается налим, поэтому ханты никогда не берут эту рыбу на кладбище во время похорон или поминок. Налима может разделывать только мужчина. А если в доме нет мужчин, то любой мальчик имеет полное право разрезать эту рыбу. У народа ханты очень много табу и различных поверий, связанных с обитателями Нижнего мира. Все рыбы являются родственниками друг другу, именно по этой причине разные сорта рыб нельзя варить в одном котле. По представлениям обских ханты, налим считается тестем для осетра и стерляди. Нельма – сват налима. Муксун и щокур испокон веков были двоюродными братьями налима, а пыжьян и сырок – его двоюродными сёстрами.
Заканчивая статью, подчеркну, что благодаря своему мировоззрению, ханты вплоть до настоящего времени всегда бережливо и чутко относились ко всем трём мирам, поэтому хорошо сохранили природные богатства не только для своих будущих поколений, но и для всех тех народов России, которые позже стали проживать на территории древней Югры.