- Хантыйский
- Русский
Нюки хотӑӊ мӑӊхӑтӆ
Йистєӆн увӑс мирӑт тарум ищки мўвӑта касӑӆсӑт, тӑта вўӆы тащ ӆавӑӆты питсӑт. Ӆыв пӑтэӆа вўӆы – щит мєт мосты войе, вўӆы кирман әхӑӆн ӊхсӑт, вўӆы нюхи – єпӆӑӊ ӆєтут, вўӆы сух эвӑӆт хошум ӆәмӑтсухӑт ёнтсӑт, тӑм пура вәнты нюки хотӑт вәӆӆӑт – щит мєт хошум хот.
…Ӆаӊки веӆпӑс тыӆӑщ пурайн
Тӑта нюки хотн сєма щи питсум.
Сўмӑт нуви кар онтупєм вәс…
Алитет Немтушкин
(эвенк мир поэт)
«Хӑтӆые» нємпи шуши мир оса тӑхи кәща нє Майя Швейд хәӆмит пўш Сәрханӆ район Тром-Аган кәрт пўӊӑӆн «ЧУМовый фестиваль» нємпи мӑӊхӑтӆ вєрӑс. Ӆўв щит пўншум пурайн лупӑс:
- Вўща вәӆаты, мойӊ ёх! Тӑмхӑтӆ тӑм вән мӑӊхӑтӆа Сәрханӆ район кәртӑт эвӑӆт мойӊ ёх юхӑтсӑт, щи тумпи Нефтеюганск, Мегион па Ёмвош эвӑӆт мир юхӑтсӑт. Мўӊ иха нюки хотӑтн вәӆты питӆўв, щирн веӆщи щи хотн вәӆты ёх вўӆэт пиӆа касӑӆты мир вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт. Щи тумпи Тәрум юхан хонӑӊӑн вәӆты хӑнты мир арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн уша павӑтӆўв.
Сәрханӆ район кәща ӆӑӊкӑр хә Алексей Савенков вўща вєрӑс:
- Нюки хот мӑӊхӑтӆ – шєӊк мосты вєр, вантэ, тӑта няврємӑт, айӆат ёх па па мир ёх шуши мир эвӑӆт уша вєрӆӑт, муй щирн тӑм тарум ищки мўвн мўӊ Тәрум юхан хонӑӊӑн вәӆты хӑнтыӆўв вәӆӆӑт, щи тумпи ӆыв эвӑӆтэӆа арсыр йис вєрӑта вәнӆтыйӆӆӑт. Тӑм мӑӊхӑтӆ пурайн Югра мўв ӆуваттыйн вәӆты мир Тәрум юхан хӑнтэт пиӆа вәйтантыйӆӆӑт, ӆыв вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн уша павӑтӆӑт.
Вәна вум шуши мир тӑхи кәща хә Александр Константинов амтӑӊа лупӑс, хуты шєӊк әмӑщ йис щирн вәӆты хӑнтэт пиӆа вәйтантыйӆты, щирн «Нюки хот мӑӊхӑтӆ» еӆӆы ӆэщӑтты мосӆ.
Ульт-Ягун кәрт кәща хә Дмитрий Юматов ястӑс:
- Мўӊ Тәрум юхан ёх нынана, мойӊ ёха, шєӊк амӑтсўв. Хәӆум хӑтӆ мӑр нын мўӊ ӆащкам мўвев оӆӑӊӑн уша вєрӆӑты, еӆӆы па пўш мойӊа юхӑтӆӑты. мӑӊхӑтӆ пиӆа!
«Ёмвош ёх» ариты тӑхи нєӊӑт тӑм вән мӑӊхӑтӆа юхтум мир пӑта «Ван рәтӑт» па «Екрӑт хўват» арӊӑн арисӑт.
Щи пийн Тәрум юхан мўв Най-Вәрт пойкщӑты пӑта порєсты пӑсан омӑссы, иха пойкщӑссўв па еӆӆы Данил Покачев па Артур Вандымов Урий юхан сӑм хуща Йиӊк ӆәӊха хурамӑӊ щӑшкан тәсӊӑн.
Ӛхӑт арсыр кәртӑт па вошӑт эвӑӆт юхтум мир ӆывеӆа миюм нюки хотӑт ӆыпийн ӆыв щиреӆн ма вєрсӑт. Ӛхӑт мойӊ ёх ӆыв кәртӆаӆ оӆӑӊӑн айт тәсӑт, кәщайта вўӆы нюхи, тухӆӑӊ войт нюхи, арсыр хуӆӑт па єпӆӑӊ воньщумутӑт мойӆӑсӑт.
Кашӑӊ нюки хот пўӊӑӆн вәнӆтӑты хӑр ӆэщӑтман вәс. Имет эвиӆаӆ шўкщӑты вєрӑта вәнӆтӑсӑт, щит муй щирн вой сух, кєпӆ тӑнӆӑсты мосӆ, муй щирн лон вєрты, ёнтӑсты па па вєрӑта.
Па нюки хот пўӊӑӆн шуши мир аканят па па юнтупсэт вєрты вәнӆтӑсыйт.
«Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн рәпитты хә Виктор Банк Екатерина апщеӆ пиӆа тыв юхтум мир увӑс хӑнты нумсӑӊ юнтӑтн юнтты вәнӆтӑс. Щиты ӑнтә тәп няврємӑта әмӑщ вәс, вән хуятӑт ищи уша вєрты вўратсӑт, муй щирн «Вет ӆов», «Ущмарӑӊ вухсар», «Щоӆ», «Тәс щир вой», кеӆ йирты юнт па па юнтӑт оӆӑӊӑн уша вєрты. Ёмвош эвӑӆт щив мўӊ пиӆэва юхтум вухаӆь ими Наталья-Тэлине Чайникова-Вахрушева юнтман лупӑс, хуты ӆўвеӆа вєра ӆавӑрт тӑм нумсӑӊ юнтупсэтн юнтты, щирн мўӊ шуши мир опращӆўв шєӊк нумсӑӊӑт вәсӑт. Еӆӆы ӆын тӑм юнтупсэт «Нюки хотӑӊ мӑӊхӑтӆ» ӆэщӑтты ёха мойӆупсы кана мойӆӑсӊӑн.
Хӑнты хә Данил Покачев шар оӊӑт, Артур Вандымов сўв вєрты вәнӆтӑсӊӑн.
Кимит хӑтӆ
Аӆӑӊ сахӑт тәп нух киӆсўв, имухты Егор Кельмин «Пўпи кӑт» щирн ӛрӑӊа-щомӑӊа йиты вәнӆтӑсыюв. Щи пийн ӆўв мўӊева, Ёмвошӑӊ ёха, Тром-Аган кәрт аӆяс, щӑта хәнты «Пўпи кӑт» ӑшкола вәс. Тӑм кәртӑн ин соткєм хуят вәӆ, щи кәрт Ульт-Ягун кәрта ӆуӊман вәӆ.
Тӑмхӑтӆ мойӊ ёх ӆыв ёшӊӑӆаӆн вєрум, кавӑртум єпӆӑӊ ӆєтутӑт аӆьсӑт, щи пийн мўӊ ӆєсўв па уша вєрсўв, муйсӑр ӆєтут мєт єпӆӑӊ. Мосӆ лупты, тӑм йисн хӑнтэт ӑнтә тәп рәт миреӆ ӆєтутӑт ванӆтӑсӑт, щи тумпи тӑм йис рўщ мир ӆєтутӑт ищи тәсӑт. Нефтеюганск вошӑӊ ими Дарья Сенгепова ванӆтӑс, муй щирн сорт хўӆ ваньщты мосӆ. Тӑмхӑтӆ ӆўв хӑнты ан вєрӑс, щи тумпи лўк па ӆәнт эвӑӆт соӆамӑт кавӑртӑс.
Щи пийн Фаина Иштимирова имет хӑнты па вухаӆь мирӊӑн якӑт якты вәнӆтӑс.
Щи тухаӆпи тӑмхӑтӆ мойӊ ёх тӑм мўв хӑнты мир ай хопн ӊхты вәнӆтыйӆсӑт.
«Амӑт мойӆӑты!» нємпи етхот пурайн «Нюки хотӑӊ мӑӊхӑтӆа» юхтум ёх хӑнты ясӑӊӑн арӑт па ӆўӊтарӑт хәӆӑнтсӑт, хӑнты якӑт вантсӑт. Щи тумпи ариты хә Александр Константинов рўщ ясӑӊӑн мўӊ увӑс мўвев оӆӑӊӑн арӑт арийс.
Юхи хӑщум хәӆмит хӑтӆ
Хәӆмит хӑтӆӑн мойӊ ёх кўтэӆн «Хӑтӆ» нємпи кӑсупсыйн кӑссӑт, хуйтат мєт ӛрӑт. Няврємӑта мєт әмӑщ вәс вән хуятӑт пиӆа кӑсты. Егор Кельмин «Пўпи кӑт» ӛрӑӊа-щомӑӊа йиты вәнӆтӑс.
Щи пийн «Нюки хотӑӊ фестиваль» сухӑнты пура юхтӑс. Хәӆум хӑтӆ мӑр артаӆӑты хуятӑт мєт м нюки хот, мєт м ариты-якты ёх, мєт вєрӑӊ вєрантты хуятӑт пирисӑт па тынӑӊ мойӆупсэт мойӆӑсӑт. Щи тумпи кашӑӊ тыв юхтум хуят ишӑкты нєпек па мойӆупсы ёша павтӑс.
Щи пийн етнхот вәс, тыв юхтум мир хурамӑӊ Югра мўвев оӆӑӊӑн йис путрӑт путӑртсӑт, моньщӑт моньщсӑт, ӆўӊтарӑт ӆўӊӑтсӑт, арӑт арисӑт.
Тӑм «Нюки хотӑӊ мӑӊхӑтӆ» тәты нє Майя Швейд юхи хӑщум артӑн ястӑс:
- Тынӑӊ мойӊ ёх, вән пәмащипа, хуты нын мўӊ хущева юхӑтсӑты! Еӆӆы хӑнты мир йис вәӆупсы тўваты, айӆат ёх, няврємӑт арсыр вєрӑта вәнӆтаты! Вантэ, єнумты ёх нын пєӆана вантман рәт миреӆ йис вәӆупсы, вєрӑт, рәт ясӊӑӆ ӆавӑӆты питӆӑт па еӆӆы тәты!
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
III ЧУМовой фестиваль состоялся…
…В зимний месяц белкованья
Здесь я в чуме родился.
Зыбкой мне была берёзы
Белоснежная кора…
Алитет Немтушкин
(эвенкийский поэт)
В далёкой древности многие народы, осваивая земли, дошли до самого Крайнего Севера – Север стал для них родным домом. Чтобы выжить и достойно хозяйствовать, получать пищу, одежду, транспорт и жильё, человек приручил единственное в своём роде животное – северного оленя. Именно из его шкур выделываются нюки для покрытия чума – универсального, мобильного и лёгкого жилища народов Крайнего Севера.
Несколько лет назад руководитель этно-культурного центра народов ханты и манси «Хатлые» («Солнышко») из посёлка Тром-Агана Сургутского района Майя Александровна Швейд вдохновилась идеей о проведении на лоне природы «ЧУМового фестиваля». 18-20 августа состоялся уже третий по счёту фестиваль. Открывая его, в своей приветственной речи она рассказала, чем будет наполнено мероприятие в течение трёх дней:
– Здравствуйте, дорогие участники III «ЧУМового фестиваля»! Мы рады приветствовать вас на нашей гостеприимной тромаганской земле. Сегодня сюда прибыли гости из поселений Сургутского района, городов Нефтеюганска, Мегиона, Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. В течение трёх дней мы все вместе окунёмся в настоящую жизнь кочевников – будем жить в чумах, мастерить, рукодельничать, разгадывать мудрёные головоломки, дегустировать блюда хантыйской кухни и т.д. И самое главное – познакомимся с особенностями жизни ханты реки Тром-Агана.
Гостей и участников фестиваля поприветствовал заместитель главы Сургутского района Алексей Савенков:
– Очень приятно находиться здесь в уголочке тромаганской земли, на которой обычно проводится районный День обласа. И погода сама благоволит этому празднику. А какое хорошее место – намоленное, поэтому не сомневаюсь, что фестиваль пройдёт на «ура». Приятно видеть жителей практически со всего Сургутского района, даже с самой южной точки нашей территории прибыли гости. Очень приятно, что мы собираемся на такие важные события, делимся своим хорошим настроением, знанием обычаев, подходов к жизни, узнаём о жизни коренного населения. Любая встреча – это уже праздник, поздравляю вас с этим событием!
Председатель Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера автономного округа Александр Константинов также поприветствовал собравшихся:
– Я так рад видеть вас, наши родных, дорогих по образу жизни людей. Традиционный третий «ЧУМовый фестиваль» ждал вас! Желаю вам удачи в передаче знаний, умений и навыков жизни наших предков молодому подрастающему поколению югорчан!
Глава сельского поселения Ульт-Ягуна Дмитрий Юматов, обратившись к гостям, отметил:
– Мы рады видеть участников фестиваля на нашей радушной, прекрасной и красивой территории Божественной реки, именно так переводится название реки Тромъёган с хантыйского языка на русский. Я желаю, чтобы мероприятие, которое будет проходить не один день, прошло на высоком уровне, чтобы каждый из вас провёл время на «ЧУМовом фестивале» с чумовым настроением!
Гостей фестиваля «Ван рутат» («Близкие родственники») поприветствовали солистки фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска»). Также они исполнили песню «Екрат хуват» («По сосновым борам»), в которой говорится, что к сожалению, оленей постепенно заменяют современные виды транспорта, а ведь олень – это всё для северян…
Не обошлось открытие фестиваля и без обряда поклонения местным духам-покровителям, его провели представители сургутских ханты Данил Покачев и Артур Вандымов. Все вместе мы попросили здоровья, счастья, успехов и процветания югорской земле. Также задобрили местного Водного духа, попросив об удаче на воде и хорошем улове.
Затем участники фестиваля разошлись по своим чумам, чтобы обустроиться, а также подготовиться к проведению мастер-классов.
Каждая делегация представила свою территорию, а затем одарила гостеприимных хозяев гостинцами – рыбой, мясом и ягодами.
И вот в одночасье всё вокруг чумов преобразилась – появились столики с рукоделиями, настольными играми и яствами.
У одного из чумов женщины показывали технологии обработки и выделки оленьих шкур, изготовления нитей из оленьих жил, а также изделия, сшитые жильными нитями, насколько крепкими они получились.
У другого чума кипела работа по изготовлению сувениров. Приятно было видеть молодого отца, который с особой любовью для любимой доченьки сворачивал из кусочков ткани традиционную хантыйскую куколку «акань».
Научные сотрудники этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» и представители Центра по сохранению наследия хантыйского поэта Владимира Волдина, его внуки Виктор Банк и Екатерина Балина знакомили всех желающих с традиционными играми народа ханты. Гостья из Ханты-Мансийска, предпринимательница Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева, разгадывая головоломки «Пять лошадей», «Хитрая лиса», «Палочки щол» и другие, отметила, что ей это не под силу, а в конце, когда она уже отчаялась разгадать секреты игр, сказала: «Какими же умными были наши предки!» Головоломки обских угров были подарены этно-культурному центру «Хатлые» («Солнышко»), поэтому теперь и тромаганские ребята будут учиться их разгадывать.
Хантыйские мастера Данил Покачев и Артур Вандымов изготовляли табакерки и набалдашник на хорей.
Первый вечер завершился концертом «Мойлэта нёлэк» («Дарите радость») – Александр Константинов, в прошлом работник культуры, исполнил популярные песни 70-80-х годов.
Второй день
Утро второго дня началось с гимнастики с тренером по хантыйскому боевому искусству «Пупи кат» («Медвежья лапа») Егором Кельминым. Затем он провёл небольшую экскурсию по посёлку Тром-Агану и показал тренировочную базу, находящуюся на живописном берегу реки Тромъёган («Божественная река»), где до недавних пор проходили тренировки по самообороне. Посёлок небольшой, уютный, сегодня здесь проживает чуть более 190 человек, недавно был возведён новый Дом культуры. Тром-Аган входит в состав сельского поселения Ульт-Ягуна.
Сегодня одни гости представили свои изделия, изготовленные в первый день фестиваля, а другие готовили и представляли блюда как хантыйской кухни, так и русской. Гостья из Нефтеюганска Дарья Сенгепова показывала последовательность разделки рыбы, учила аккуратно снимать рыбью кожу, которая затем идёт на изготовление различных сумочек. Сегодня на суд участников фестиваля она представила саламат из дичи.
Когда стол был полон яств, гости пробовали и оценивали блюда, надо сказать, все они понравились, и это обстоятельство осложнило работу членов жюри, им было трудно выбрать вкуснейшее из вкуснейших.
После дегустации, немного передохнув, участницы женской половины фестиваля под руководством известного хореографа Фаины Иштимировой стали разучивать основные движения традиционных танцев народов ханты и манси. А иные под чутким руководством тренеров осмелились попробовать себя в управлении лодкой-обласком.
Второй день завершился фольквечеринкой и этнодискотекой.
Завершающий третий день
Сегодня на территории стойбища состоялась спортивно-развлекательная программа «ХатлСтарт» («СолнцеСтарт»). Приятно было смотреть, как млад и стар соревнуются между собой в силе и ловкости. Конечно же, победила дружба. Сегодня же Егор Кельмин повторил с участниками ЧУМового фестиваля основные элементы самообороны по системе «Пупи кат» («Медвежья лапа»).
Так постепенно III ЧУМовый фестиваль приближался к концу. Церемония закрытия началась с концертной программы участников от каждой территории Югры.
Организатор мероприятия Майя Швейд выразила всем огромную благодарность за то, что все отозвались и приехали на праздник, который, по мнению гостей, удался на славу.
На протяжении всех трёх дней пребывания на стойбище компетентное жюри оценивало и подводило итоги конкурсной программы III ЧУМового фестиваля. Все участники стали победителями сразу по нескольким номинациям, они были отмечены дипломами и ценными подарками.
Также состоялся разговор о том, как в следующий раз ещё интересней провести этот этнофестиваль. Звучали предложения о том, чтобы, например, провести мастер-класс по установке и разборке чума, организовать среди участников гонку на обласах, пригласить гостей с других территорий России и т.д.
До новых встреч!
Людмила Гурьева