- Хантыйский
- Русский
Вєртутӑӊ нє
Вєртутӑӊ нє Анисия Фёдорова пиӆа мин Москва хон вошн вәтаӊа йисмӑн, хән щив «Увӑс мўв тащӑт» вән мӑӊхӑтӆа юхтыйӆсумн. Тӑм ими хурамӑӊ рнасн омсӑс, нюр муӆты йис хур эвӑӆт єтӑс. Ма ӆўв хущеӆа вана мӑнсум па ванӆтупсыя тўвум пурмӑсӆаӆ, ӆәмӑтсухӆаӆ, вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн иньщӑссєм.
Анисия Иннокентьевна Саха-Якутия мўвн Мегино-Кангаласской улусн (районӑн) вәӆ. Ӆўв рәтӆаӆ, ӑӊкеӆ-ащеӆ оӆӑӊӑн мӑнєма путӑртӑс:
- Мўӊ рәтэв иса вєртутӑӊ хуятӑт вәсӑт. Щащєм ёнтӑсты ма хошӑс, хурамӑт ёнтӑс, ӆов пурщ эвӑӆт сыр-сыр хурамӑӊ утӑт тәса сєвӑс. Щатьщащєм па ӆєты па омӑсты пӑсанӑт, вәӆасӑт, нурмӑт картӆўӊк такӆы вєрӑс. Ӆўв вєрум хот пурмӑсӆаӆ интӑм вәнты мўӊ тӑйӆӑӆўв. Ӑӊкєм – Анисия Константиновна Захарова, Мегино-Кангаласской улус Сымарт кәрт эвӑӆт вәс. Ӆўв Саха-Якутия народной мастер нєм тӑйс. Яӊ няврєм ёша павтыӆӑс: хәт пух па нӆ эви, «мать-героиня» вуӆаӊ нємн кантыйӆсы. Иса мўӊ, няврємӆаӆ пӑта вәс. Щи пӑта мўӊ ӆўвеӆа вән пәмащипа ясӑӊ лупӆўв. Ӆўв вәӆупсэӆ хўват иса ёнтӑсӑс, мўӊева ӆәмӑтсухӑт ёнтӑс. Муй вєрты иса хошӑс. Аӆӑӊ ӑшколая ӆапӑт няврєм китӆ па мўӊ ӑшколайн вәӆтэв мӑр ӆєтут кавӑртӑӆ, нянь шўм омӑсӆ, кәрн нянь паӆ, єсум йиӊк эвӑӆт варәк вєрӆ. Ащєм – Иннокентий Михайлович Неустроев – Вуӆаӊ ӆаӆя ӊхум хә. Ӆўв рыпакӆӑс, ӆовӑт тӑйс. Ӆын ӑӊкєм пиӆа Мегино-Кангаласской улус почётной хуятӊӑн нємн кантыйӆсыйӊӑн. ха ӆын 56 тӑӆ вәсӊӑн, яӊ няврєм єнмӑӆсӑӊӑн. Ащєм ӆыӆӑӊ ки вәс, тәняӆ сот оӆа ӆәӆн йис. Щи хӑтӆ пӑта мўӊ Бедемё рәт кәртӑӆн кӑт хӑтӆ мӑр мӑӊхӑтӆ вєрӑнтсўв, хута вән юрн хот омсӑӆтӑсўв. Ащев арӑӊ хә вәс, йис арӑт арийс, путрупсэт хӑншӑс. Щи хӑтӆӑн мўӊ ащев па ӑӊкев нәмӑӆмӑты пӑта кӑсупсы вєрӑнтсўв па вєрӑнтты вәнӆтӑты хӑр. Щи пурайн нємасыя якут мир йис имет ӆәмӑтсухӑт ёнтты щир ванӆтӑсўв, щит халадай-рнас па хассыат-жилет утӊӑн.
Мўӊ ӑӊкев-ащев шєӊк мосман тӑйсӑӆўв, ӆын мўӊев арсыр мосты вєрӑта вәнӆтӑсӊӑн. Мўӊ рәпитты хошӆўв,арсыр вєрӑт эвӑӆт йира ӑн кєрӑтыйӆӆўв, хуӆыева рәпитӆўв, семьяяӊа-няврємӑӊа йисўв. Ма ям – хурӑт хӑншты хә, хот омӑсты хуят. Упєм – тәс ёнтӑсты нє. Апӑлнєӊєм ӆов пурщ эвӑӆт пурмӑсӑт сєвты хошӆ. Эвеӊӑӆам ищи ма ёнтӑсты хошӆӑӊӑн. Тӑм ванӆтупсыя тўвум пурмӑсӆам ма ӑӊкєма-ащєма кантсӑӆам.
Анисия Иннокентьевна мєт оӆӑӊ рәпатайӆ щирн хот войт лекщитты нєӊа вәс, щӑта ӆўв веткєм оӆ рәпитӑс. Щӑӆта рәт якут мир ясӑӊа па йис вєрӑта вәнӆтӑты нєӊа йис. Интӑм ӆўв художника-ювелира вәнӆтыйӆ, латунь карты эвӑӆт сыр-сыр хурамӑӊ щўӊкӑт вєрты питӆ. Ӆўв ясӑӊӆаӆ щирн, кашӑӊ вєртутӑӊ нєӊа арсыр вєрӑт па пурмӑсӑт вєрты вәнӆтыйӆты мосӆ.
Анисия Иннокентьевна 2002-мит оӆ вўш эвӑӆт рәт мўвӆ районӑт хўват ӊхӑӆ па вәнӆат мир па айӆат ёх арсыр вєртутӑӊ щирӑта вәнӆтӑӆ. Саха-Якутия республика хуща 35 улус (район) вәӆ. Ӆўв 25 района мир вәнӆтуман ӊхӑс. Мосӆ лупты, хуты хӑннєхуятӑт вєртутӑӊ па шўкщӑты вєра вәнӆтыйӆты ӆӑӊхаӆӑт. Вәйтантупсэта, вәнӆтӑты хӑрӑта ар хуят юхтыйӆ па интӑм вәнты муӆты мосты вєр оӆӑӊӑн иньщӑсӆӑт.
Тӑм вєртутӑӊ нєӊев вєрум пурмӑсӆаӆ Россия мўвев ӆуваттыйн па па хон пєлӑк Китай, Франция, Малайзия, Исландия мўвӑта сыр-сыр ванӆтупсэта китыйӆсыйт па тәтьӆясыйт. Москва хон воша Анисия Иннокентьевна хә па нє ӆәмӑтсухӑт тәтьӆяс. Щи тумпи ӆов хурамтӑты щўӊкӑт па ванӆтӑс. Вантэ, Якутия мўвн ӆовӑт хурамтӆыйт, сыр-сыр шӑнш эӆты лаӊкийӆты сухн ёнтӆыйт, щєрматӆаӆ, ӆов лакӆаӆ, ӆӑӊкӑр кеӆӆаӆ иса хурамӑтн вєрӆыйт.
Ма ӆўвеӆ иньщӑссєм, хән ӆўв ёнтӑсты питӑс? Ӆўв юхӆы щиты лупӑс:
- Ма ёнтӑсты 20 тӑӆа вмємн оӆӊитсум па мєт оӆӑӊ ёнтум утєм мил вәс. Хән веӆщи рәпитты питсум, ащємн вансӑхн ӆәтсыюм. Щи вансӑхєм лєпӑк сапӑӆ лак тӑйс. Ащєм лупӑс, хуты питы вухсар эвӑӆт ёнтум милн ӆәтӆыюм. Ма ӑн кашащсум, лупсум, мил ма нуви шовӑр сух эвӑӆт ёнтӆум. Ӑӊкєм шовӑр сух мсыева ӆэщӑтсӑӆэ, ма тәп милєм ёнтсєм. Па щи вўш эвӑӆт ёнтӑсты щи питсум. Ин няврємӆам ищи арсыр вєрӑта вәнӆтӑсӆам. Ма кӑт эви па пух тӑйӆум. Ӆыв муй иса вєрты хошӆӑт.
Пурмӑсӆаӆ кўтн кӑрӑщ, хурамӑӊ мил шиваӆӑсум па ӆўвеӆ иньщӑссєм, муй пӑта па хутыса тӑмӑщ мил ёнтӆы?
- Тӑм мил – дьабака щирн альщӑӆы, щит нєӊӑт тӑйты мил. Кӑрӑща ёнтӆы щи пӑта, ӆәӆн хӑннєхә Тәрума ванашӑк ат вәс па Най-Вәртӑн ӆавӑӆман ат тӑйсы. Мєт оӆӑӊӑн тӑм кӑрӑщ чопчуур нємпи щўӊкӑӆ ёнтӆы. Щит хӑншӑӊ нәй эвӑӆт вєрӆы, хӑншӑӊ сухмӑтн па сӑкн хурамӑт ёнтӆыйт. Якут мир хурамӑт па увӑс мирӑт хурамӑт иты хӑннєхә па хот ӆавӑӆты щир тӑйӆӑт. Кашӑӊ хӑнши ӆўв кан щир тӑйӆ. Ӆәӆн хотн ар няврєм ат вәс, хотӑӊ ёхӆаӆ хуӆыева тӑӆаӊа па уяӊа ат вәсӑт, Най-Вәрта ат євӑӆсӑт, ар вой-хўӆ ат веӆпӑсӆӑсӑт. Тӑм мил вет вой сух эвӑӆт ёнтӆы, щит йиӊк вой, нюхӑс, вухсар, лэпӑк па мєт тынӑӊ па мӑӊ – кӑти вєнш сух. Щи вой сух хӑннєхә ӆавӑӆты щир тӑйӆ, щи сух такӆы тӑм мил ӑн ёнтӆы. Мил ух путлӑӊ хущи кӑт ващ сух (дьэндиискэ) вєрӆыйӊӑн. Хән айӆат нє икия мӑнӆ, тӑм сухӊӑн еша вана эвӑтӆыйӊӑн. Тӑм мил мой вєрты пурайн нух ӆәмӑтӆы, – путӑртӑс Анисия Иннокентьевна.
Ма тӑм вєртутӑӊ нєӊа вўща ясӊӑт китӆум па еӆӆы ищиты тәс па хурамӑӊ пурмӑсӑт ат вєрӆ. Ӆәӆн мир щив вантман сӑмӆаӆ ат хошумсайт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Потомственная мастерица из Саха (Якутии)
С потомственным народным мастером из Республики Саха (Якутия) Анисией Иннокентьевной Фёдоровой мы познакомились на выставке-ярмарке «Сокровища Севера», который проходил в Москве весной этого года. Эта хрупкая женщина привлекла моё внимание своим необычным нарядом. И когда я начала с ней разговор, она поразила меня своей увлечённостью народным искусством, и тем, как она тепло и с любовью отзывается о своих родных: бабушке, маме, отце.
Анисия Иннокентьевна родом из Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Вот как она начала свой рассказ о своих родных:
– Мы – потомственные мастеровые. Бабушка – искусная швея, вышивальщица, мастер по плетению из конского волоса. Дедушкина домашняя утварь: столы, стулья, шкафы, скамейки, изготовленные без единого гвоздя, до сих пор используются нами. Моя мама Анисья Константиновна Захарова родом из Мегино-Кангаласского улуса села Сымарт. Она – народный мастер республики, мать-героиня, воспитала десятерых детей: шесть сыновей и четыре дочери, почётный гражданин Мегино-Кангаласского улуса. Всю свою жизнь она посвятила нам – детям. Мы ей очень благодарны и хотим низко поклониться ей за это. Она шила для нас одежду, готовила еду, провожала в школу. Ей каждый день надо было проводить в школу семерых детей. Мы возвращались со школы, а дома уже всё готово. Каждый день мама месила тесто, пекла хлеб. Каждый день на сепараторе пропускала молоко, делала кефир, творог. Отец – Иннокентий Михайлович Неустроев – ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Мегино-Кангаласского улуса, народный сказитель. Он занимался рыболовством, коневодством, также мы держали коров. Мама с отцом вместе прожили 56 лет, они в молодости познакомились, поженились и родили десятерых детей. Если бы отец был жив, в прошлом году ему бы исполнилось 100 лет. Мы это событие отмечали в своём родном селе Бедемё, там родился наш отец. Построили балаган, так у нас называется юрта. В честь матери и в честь отца организовали конкурс – блиц-турнир, провели мастер-класс. Отец был алгысчытом, это благословение по-нашему. Он пел, сочинял скороговорки про людей труда. Все дети, внуки и гости участвовали в этом конкурсе. Два дня проводили мастер-классы – шили халадай и хассыат, это наряды якутских женщин, состоящие из платья и жилета.
Мы любили и любим своих родителей, и они нас всех любили, научили нас быть трудолюбивыми. Они учили своим трудом, у каждого из нас было своё поручение, что мы должны были сделать за день. Все их дети обрели семьи, есть внуки, правнуки, праправнуки. Мой родной брат – художник, плотник и кузнец. Старшая сестра – умелая швея. Младшая сестра – мастер народных художественных промыслов по плетению из конского волоса. Мои дочери тоже переняли мастерство шитья. Все свои изделия, представленные на этой выставке, я посвятила своим любимым родителям.
Первая специальность Анисии Иннокентьевны – ветеринарный врач, по ней она проработала пять лет. Потом она получила специальность «преподаватель якутского языка и национальной культуры». Сейчас учится на художника-ювелира, скоро состоится защита дипломной работы, для этого будет делать изделия из латуни. По словам Анисии Иннокентьевны, мастерица должна сама делать свои изделия. Сегодня она передаёт свое мастерство молодёжи, в школе обучила мастерству детей, они до сих пор благодарны ей за это. С 2002 года по всей республике проводит мастер-классы, ездит по улусам (районам). Республика Саха (Якутия) – огромная по территории – 35 улусов, из них в 25 она провела свои мастер-классы. Люди очень хотят заниматься рукоделием, достичь мастерства, до сих пор она поддерживает связь со всеми своими учениками. А.И. Фёдорова – участник, дипломант многих международных фестивалей, выставок, конкурсов. Ее работы выставлялись в КНР, Франции, Малайзии, Исландии.
На выставке в Москве Анисия Иннокентьевна представила наряд невесты, конское убранство. По словам мастерицы, никакой народ, так как якуты, не наряжают коня. Есть конское убранство для жениха и невесты. Есть для женщины, для мужчины.
Якутская мастерица рассказывает:
– Начала я шить в 20 лет, и первой сшила шапку-капор из беличьей и заячьей шкур. Когда начала работать, отец купил пальто с песцовым воротником, а шапки не было. Отец сказал, что купит мне шапку из чёрной лисы. Но я не захотела такую шапку, поэтому сшила из заячьей шкурки. Мама мне всё приготовила, а я только шила. Сейчас у меня трое детей, две дочери и сын. Они восхищаются моими работами. Дочери тоже умеют шить, поэтому они – первое моё жюри, мои критики и советчики.
Анисия Иннокентьевна рассказала о некоторых своих изделиях, представленных на выставке. Например, нарядная женская шапка – дьабака. Почему она такая высокая? Чем шапка выше, тем она теснее связана с верхними божествами, ещё повыше бывают, чем эта.
– Я начала шить шапку с верхушки – чопчуур. Эта деталь шьётся из цветного сукна и вышивается узорами, орнаментами из разноцветного бисера, цветных нитей. Якутские узоры, орнаменты и сочетание цветов хранят в себе сакральный смысл, имеют свое значение и назначение. Они выполняют защитную функцию, олицетворяют собой счастье, притягивают удачу, любовь. Символизируют зажиточную жизнь, многодетность, благополучие, здоровье, связь с божествами, природой. Шапка дьабака выполнена из пяти разных шкур животных: передняя основная часть выполнена из шкуры бобра, затылочная часть состоит из отборного соболя, низ из лисьих лапок, кант выполнен из рысьей шкуры. Рысий мех для якутов имеет защитную функцию, поэтому наличие этой детали в дьабака обязательна! На затылке шапки нашиты две ленты – поводки (дьэндиискэ). Их укорачивали, когда девушка переступала порог дома жениха, приземляя, благословляя её на оберегание домашнего очага, — говорит мастерица. – Именно эта шапка – обрядовая, её носят на свадьбах. Она очень тёплая, внутрь ещё надевали шапку-капор, чтобы не поддувал ветер. Зима в Якутии очень суровая, ездили верхом на коне, поэтому одевались тепло, надевали большие тёплые меховые рукавицы, меховые наколенники, накладку для подбородка, налобник, нагрудник.
Хочется пожелать мастерице из Якутии творческих успехов. Пусть её прекрасные изделия радуют глаза и согревают сердца людей.
Интересно:
Плетение из конского волоса – это древнее якутское ремесло, которое было утеряно, а потом возрождено вновь. Сегодня, благодаря возрождению этого искусства, создаются очень красивые изделия в традиционной манере якутского плетения. Интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Изделие может быть оберегом или украшением.
Надежда Вах