Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиӆуп щирн нётӆыйт
  • Ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх мойӆӑсыйт
  • Нётупсы кєншӑка вєрӆы
  • Мойӆупсы хушап єсӆăс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Россия мўвев вотвой хӑтӆ

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • «Пўпи кăт» ӆэщăтум хә
  • Варьёган ӑшкола оӆӑӊӑн
  • Аган мўв сорни ёшпи ими

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нюки хотӑӊ мӑӊхӑтӆ
  • Айӆат ёх йис щира вәнӆтӑӆ
  • Ма ай мирим
  • Айӆат ёх Пунси хуща рәпитсăт
  • Вєртутӑӊ нє
  • Юрн мир хăтӆ нєпек
  • Кўтэвн ма вәӆты питӆўв

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Вєртутӑӊ нє
  • Хантыйский
  • Русский

Вєртутӑӊ нє

Вєртутӑӊ нє Анисия Фёдорова пиӆа мин Москва хон вошн вәтаӊа йисмӑн, хән щив «Увӑс мўв тащӑт» вән мӑӊхӑтӆа юхтыйӆсумн. Тӑм ими хурамӑӊ рнасн омсӑс, нюр муӆты йис хур эвӑӆт єтӑс. Ма ӆўв хущеӆа вана мӑнсум па ванӆтупсыя тўвум пурмӑсӆаӆ, ӆәмӑтсухӆаӆ, вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн иньщӑссєм.

Анисия Иннокен­ть­евна Саха-Якутия мўвн Мегино-Канга­лас­ской улусн (районӑн) вәӆ. Ӆўв рәтӆаӆ, ӑӊкеӆ-ащеӆ оӆӑӊӑн мӑнєма путӑртӑс:

- Мўӊ рәтэв иса вєрту­тӑӊ хуятӑт вәсӑт. Щащєм ёнтӑсты ма хошӑс, хура­мӑт ёнтӑс, ӆов пурщ эвӑӆт сыр-сыр хурамӑӊ утӑт тәса сєвӑс. Щатьщащєм па ӆєты па омӑсты пӑсанӑт, вәӆасӑт, нурмӑт картӆўӊк такӆы вєрӑс. Ӆўв вєрум хот пурмӑс­ӆаӆ интӑм вәнты мўӊ тӑйӆӑӆўв. Ӑӊкєм – Анисия Константиновна Захарова, Мегино-Кан­га­ласской улус Сымарт кәрт эвӑӆт вәс. Ӆўв Саха-Якутия народной мастер нєм тӑйс. Яӊ няврєм ёша павтыӆӑс: хәт пух па нӆ эви, «мать-героиня» вуӆаӊ нємн кантыйӆсы. Иса мўӊ, няврємӆаӆ пӑта вәс. Щи пӑта мўӊ ӆўвеӆа вән пәмащипа ясӑӊ лупӆўв. Ӆўв вәӆупсэӆ хўват иса ёнтӑсӑс, мўӊева ӆәмӑт­сухӑт ёнтӑс. Муй вєрты иса хошӑс. Аӆӑӊ ӑшколая ӆапӑт няврєм китӆ па мўӊ ӑшколайн вәӆ­тэв мӑр ӆєтут кавӑртӑӆ, нянь шўм омӑсӆ, кәрн нянь паӆ, єсум йиӊк эвӑӆт варәк вєрӆ. Ащєм – Инно­кентий Михай­лович Неустроев – Вуӆаӊ ӆаӆя ӊхум хә. Ӆўв рыпак­ӆӑс, ӆовӑт тӑйс. Ӆын ӑӊкєм пиӆа Ме­гино-Кан­галасской улус по­чётной хуятӊӑн нємн кан­тыйӆсыйӊӑн. ха ӆын 56 тӑӆ вәсӊӑн, яӊ няв­рєм єнмӑӆсӑӊӑн. Ащєм ӆыӆӑӊ ки вәс, тәняӆ сот оӆа ӆәӆн йис. Щи хӑтӆ пӑта мўӊ Бедемё рәт кәртӑӆн кӑт хӑтӆ мӑр мӑӊхӑтӆ вєрӑнтсўв, хута вән юрн хот омсӑӆтӑсўв. Ащев арӑӊ хә вәс, йис арӑт арийс, путрупсэт хӑншӑс. Щи хӑтӆӑн мўӊ ащев па ӑӊкев нәмӑӆмӑты пӑта кӑсупсы вєрӑнтсўв па вєрӑнтты вәнӆтӑты хӑр. Щи пурайн нємасыя якут мир йис имет ӆәмӑтсухӑт ёнтты щир ванӆтӑсўв, щит халадай-рнас па хассыат-жилет утӊӑн. 


Мўӊ ӑӊкев-ащев шєӊк мосман тӑйсӑӆўв, ӆын мўӊев арсыр мосты вє­рӑта вәнӆтӑсӊӑн. Мўӊ рә­пит­ты хошӆўв,арсыр вє­рӑт эвӑӆт йира ӑн кє­рӑ­тыйӆӆўв, хуӆыева рә­пит­ӆўв, семьяяӊа-няв­рємӑӊа йисўв. Ма ям – хурӑт хӑн­шты хә, хот омӑсты хуят. Упєм – тәс ён­тӑсты нє. Апӑл­нєӊєм ӆов пурщ эвӑӆт пурмӑсӑт сєвты хошӆ. Эвеӊӑӆам ищи ма ёнтӑсты хошӆӑӊӑн. Тӑм ванӆ­тупсыя тўвум пур­мӑ­сӆам ма ӑӊкєма-ащєма кан­тсӑӆам. 

Анисия Иннокентьевна мєт оӆӑӊ рәпатайӆ щирн хот войт лекщитты нєӊа вәс, щӑта ӆўв веткєм оӆ рәпитӑс. Щӑӆта рәт якут мир ясӑӊа па йис вєрӑта вәнӆтӑты нєӊа йис. Интӑм ӆўв художника-ювелира вәнӆтыйӆ, латунь карты эвӑӆт сыр-сыр хурамӑӊ щўӊкӑт вєрты питӆ. Ӆўв ясӑӊӆаӆ щирн, кашӑӊ вєртутӑӊ нєӊа арсыр вєрӑт па пурмӑсӑт вєрты вәнӆтыйӆты мосӆ.     

Анисия Иннокентьевна 2002-мит оӆ вўш эвӑӆт рәт мўвӆ районӑт хўват ӊхӑӆ па вәнӆат мир па айӆат ёх арсыр вєртутӑӊ щирӑта вәнӆтӑӆ. Саха-Якутия республика хуща 35 улус (район) вәӆ. Ӆўв 25 района мир вәнӆтуман ӊхӑс. Мосӆ лупты, хуты хӑннєхуятӑт вєртутӑӊ па шўкщӑты вєра вәнӆтыйӆ­ты ӆӑӊ­хаӆӑт. Вәйтантуп­сэта, вәнӆтӑты хӑ­рӑта ар хуят юхтыйӆ па интӑм вәнты муӆты мосты вєр оӆӑӊӑн иньщӑсӆӑт. 

Тӑм вєртутӑӊ нєӊев вєрум пур­мӑсӆаӆ Россия мўвев ӆуваттыйн па па хон пєлӑк Китай, Фран­ция, Малайзия, Исландия мў­вӑта сыр-сыр ванӆ­туп­сэта китыйӆсыйт па тәтьӆясыйт. Москва хон воша Анисия Инно­кенть­евна хә па нє ӆәмӑт­сухӑт тәтьӆяс. Щи тумпи ӆов хурамтӑты щўӊкӑт па ванӆтӑс. Вантэ, Якутия мўвн ӆовӑт ху­рам­тӆыйт, сыр-сыр шӑнш эӆты лаӊкийӆты сухн ёнт­ӆыйт, щєрматӆаӆ, ӆов лак­ӆаӆ, ӆӑӊкӑр кеӆӆаӆ иса хура­мӑтн вєрӆыйт. 

Ма ӆўвеӆ иньщӑссєм, хән ӆўв ёнтӑсты питӑс? Ӆўв юхӆы щиты лупӑс:
 
- Ма ёнтӑсты 20 тӑӆа вмємн оӆӊитсум па мєт оӆӑӊ ёнтум утєм мил вәс. Хән веӆщи рәпитты пит­сум, ащємн вансӑхн ӆәт­сыюм. Щи вансӑхєм лєпӑк сапӑӆ лак тӑйс. Ащєм лу­пӑс, хуты питы вухсар эвӑӆт ёнтум милн ӆәтӆыюм. Ма ӑн кашащ­сум, лупсум, мил ма нуви шовӑр сух эвӑӆт ёнтӆум. Ӑӊкєм шовӑр сух мсыева ӆэщӑт­сӑӆэ, ма тәп милєм ёнтсєм. Па щи вўш эвӑӆт ёнтӑсты щи питсум. Ин няврє­мӆам ищи арсыр вєрӑта вәнӆтӑсӆам. Ма кӑт эви па пух тӑйӆум. Ӆыв муй иса вєрты хошӆӑт.   

Пурмӑсӆаӆ кўтн кӑрӑщ, хурамӑӊ мил шиваӆӑсум па ӆўвеӆ иньщӑс­сєм, муй пӑта па хутыса тӑмӑщ мил ёнтӆы? 

- Тӑм мил – дьабака щирн аль­щӑӆы, щит нєӊӑт тӑйты мил. Кӑрӑща ёнтӆы щи пӑта, ӆәӆн хӑннєхә Тәрума ванашӑк ат вәс па Най-Вәртӑн ӆавӑӆман ат тӑйсы. Мєт оӆӑӊӑн тӑм кӑрӑщ чопчуур нємпи щўӊкӑӆ ёнтӆы. Щит хӑн­шӑӊ нәй эвӑӆт вєрӆы, хӑн­шӑӊ сухмӑтн па сӑкн ху­ра­мӑт ёнтӆыйт. Якут мир ху­рамӑт па увӑс мирӑт ху­рамӑт иты хӑннєхә па хот ӆавӑӆты щир тӑйӆӑт. Кашӑӊ хӑнши ӆўв кан щир тӑйӆ. Ӆәӆн хотн ар няврєм ат вәс, хотӑӊ ёхӆаӆ хуӆыева тӑӆаӊа па уяӊа ат вәсӑт, Най-Вәрта ат євӑӆсӑт, ар вой-хўӆ ат веӆпӑсӆӑсӑт. Тӑм мил вет вой сух эвӑӆт ёнтӆы, щит йиӊк вой, нюхӑс, вух­сар, лэпӑк па мєт тынӑӊ па мӑӊ – кӑти вєнш сух. Щи вой сух хӑннєхә ӆавӑӆты щир тӑйӆ, щи сух такӆы тӑм мил ӑн ёнтӆы. Мил ух путлӑӊ хущи кӑт ващ сух (дьэндиискэ) вєрӆый­ӊӑн. Хән айӆат нє икия мӑнӆ, тӑм сухӊӑн еша вана эвӑтӆыйӊӑн. Тӑм мил мой вєрты пурайн нух ӆәмӑтӆы, – путӑртӑс Анисия Иннокентьевна. 

Ма тӑм вєртутӑӊ нєӊа вўща ясӊӑт китӆум па еӆӆы ищиты тәс па хурамӑӊ пурмӑсӑт ат вєрӆ. Ӆәӆн мир щив вантман сӑмӆаӆ ат хошумсайт.

  
Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Вах

Потомственная мастерица из Саха (Якутии)

С потомственным народным мастером из Республики Саха (Якутия) Анисией Иннокентьевной Фёдоровой мы познакомились на выставке-ярмарке «Сокровища Севера», который проходил в Москве весной этого года. Эта хрупкая женщина привлекла моё внимание своим необычным нарядом. И когда я начала с ней разговор, она поразила меня своей увлечённостью народным искусством, и тем, как она тепло и с любовью отзывается о своих родных: бабушке, маме, отце.

 

Анисия Иннокентьевна родом из Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Вот как она начала свой рассказ о своих родных:   

– Мы – потомственные мастеровые. Бабушка – искусная швея, вышивальщица, мастер по плетению из конского волоса. Дедушкина домашняя утварь: столы, стулья, шкафы, скамейки, изготовленные без единого гвоздя, до сих пор используются нами. Моя мама Анисья Константиновна Захарова родом из Мегино-Кангаласского улуса села Сымарт. Она – народный мастер республики, мать-героиня, воспитала десятерых детей: шесть сыновей и четыре дочери, почётный гражданин Мегино-Кангаласского улуса. Всю свою жизнь она посвятила нам – детям. Мы ей очень благодарны и хотим низко поклониться ей за это. Она шила для нас одежду, готовила еду, провожала в школу. Ей каждый день надо было проводить в школу семерых детей. Мы возвращались со школы, а дома уже всё готово. Каждый день мама месила тесто, пекла хлеб. Каждый день на сепараторе пропускала молоко, делала кефир, творог.  Отец – Иннокентий Михайлович Неустроев – ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Мегино-Кангаласского улуса, народный сказитель. Он занимался рыболовством, коневодством, также мы держали коров. Мама с отцом вместе прожили 56 лет, они в молодости познакомились, поженились и родили десятерых детей. Если бы отец был жив, в прошлом году ему бы исполнилось 100 лет. Мы это событие отмечали в своём родном селе Бедемё, там родился наш отец. Построили балаган, так у нас называется юрта. В честь матери и в честь отца организовали конкурс – блиц-турнир, провели мастер-класс. Отец был алгысчытом, это благословение по-нашему. Он пел, сочинял скороговорки про людей труда. Все дети, внуки и гости участвовали в этом конкурсе. Два дня проводили мастер-классы – шили халадай и хассыат, это наряды якутских женщин, состоящие из платья и жилета.

Мы любили и любим своих родителей, и они нас всех любили, научили нас быть трудолюбивыми. Они учили своим трудом, у каждого из нас было своё поручение, что мы должны были сделать за день. Все их дети обрели семьи, есть внуки, правнуки, праправнуки. Мой родной брат – художник, плотник и кузнец. Старшая сестра – умелая швея. Младшая сестра – мастер народных художественных промыслов по плетению из конского волоса. Мои дочери тоже переняли мастерство шитья. Все свои изделия, представленные на этой выставке, я посвятила своим любимым родителям.

Первая специальность Анисии Иннокентьевны – ветеринарный врач, по ней она проработала пять лет. Потом она получила специальность «преподаватель якутского языка и национальной культуры». Сейчас учится на художника-ювелира, скоро состоится защита дипломной работы, для этого будет делать изделия из латуни. По словам Анисии Иннокентьевны, мастерица должна сама делать свои изделия. Сегодня она передаёт свое мастерство молодёжи, в школе обучила мастерству детей, они до сих пор благодарны ей за это. С 2002 года по всей республике проводит мастер-классы, ездит по улусам (районам). Республика Саха (Якутия) – огромная по территории – 35 улусов, из них в 25 она провела свои мастер-классы. Люди очень хотят заниматься рукоделием, достичь мастерства, до сих пор она поддерживает связь со всеми своими учениками. А.И. Фёдорова – участник, дипломант многих международных фестивалей, выставок, конкурсов. Ее работы выставлялись в КНР, Франции, Малайзии, Исландии.

На выставке в Москве Анисия Иннокентьевна представила наряд невесты, конское убранство. По словам мастерицы, никакой народ, так как якуты, не наряжают коня. Есть конское убранство для жениха и невесты. Есть для женщины, для мужчины.

Якутская мастерица рассказывает:

– Начала я шить в 20 лет, и первой сшила шапку-капор из беличьей и заячьей шкур. Когда начала работать, отец купил пальто с песцовым воротником, а шапки не было. Отец сказал, что купит мне шапку из чёрной лисы. Но я не захотела такую шапку, поэтому сшила из заячьей шкурки. Мама мне всё приготовила, а я только шила. Сейчас у меня трое детей, две дочери и сын. Они восхищаются моими работами. Дочери тоже умеют шить, поэтому они –  первое моё жюри, мои критики и советчики.

Анисия Иннокентьевна рассказала о некоторых своих изделиях, представленных на выставке. Например, нарядная женская шапка – дьабака. Почему она такая высокая? Чем шапка выше, тем она теснее связана с верхними божествами, ещё повыше бывают, чем эта.

– Я начала шить шапку с верхушки – чопчуур. Эта деталь шьётся из цветного сукна и вышивается узорами, орнаментами из разноцветного бисера, цветных нитей. Якутские узоры, орнаменты и сочетание цветов хранят в себе сакральный смысл, имеют свое значение и назначение. Они выполняют защитную функцию, олицетворяют собой счастье, притягивают удачу, любовь. Символизируют зажиточную жизнь, многодетность, благополучие, здоровье, связь с божествами, природой. Шапка дьабака выполнена из пяти разных шкур животных: передняя основная часть выполнена из шкуры бобра, затылочная часть состоит из отборного соболя, низ из лисьих лапок, кант выполнен из рысьей шкуры. Рысий мех для якутов имеет защитную функцию, поэтому наличие этой детали в дьабака обязательна! На затылке шапки нашиты две ленты – поводки (дьэндиискэ). Их укорачивали, когда девушка переступала порог дома жениха, приземляя, благословляя её на оберегание домашнего очага, — говорит мастерица. – Именно эта шапка – обрядовая, её носят на свадьбах. Она очень тёплая, внутрь ещё надевали шапку-капор, чтобы не поддувал ветер. Зима в Якутии очень суровая, ездили верхом на коне, поэтому одевались тепло, надевали большие тёплые меховые рукавицы, меховые наколенники, накладку для подбородка, налобник, нагрудник. 

Хочется пожелать мастерице из Якутии творческих успехов. Пусть её прекрасные изделия радуют глаза и согревают сердца людей.

 

Интересно:

Плетение из конского волоса – это древнее якутское ремесло, которое было утеряно, а потом возрождено вновь. Сегодня, благодаря возрождению этого искусства, создаются очень красивые изделия в традиционной манере якутского плетения. Интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Изделие может быть оберегом или украшением.

 

Надежда Вах

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 16 (3628)
24.08.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика