- Хантыйский
- Русский
Касум мўв нє
Касум ӆаӆь пурайн ар хӑнты мир Касум мўв эвӑӆт Сәрханӆ мўва касӑӆсӑт. Опращ нємӆаӆ еша па хурасупа вєрсӑт па щӑта вәӆты питсӑт, щиты Молдановӑт Мултановая йисӑт. Тыв юхтум хуятӑт тӑта вәӆты хӑнтэт пиӆа ӆыӆтӑщсӑт, няврємӆаӆ кӑт хӑнты щирн путӑртты хошӆӑт: касум па сәрханӆ щирн.
Людмила Григорьевна Сопочина (Тарлина) рәтӆаӆ ищи щи пурайн тӑм мўва вәӆты юхӑтсӑт. Аӊкаӊкеӆ апщеӊӑн Николай Яковлевич па Евгений Яковлевич щи оӆӑтн айт вәсӑт. Ащеӆн-ӑӊкеӆн Сәрханӆ мўва тәсыйӊӑн, тәп Тәрумӆор вош вәнты юхӑтсӑт ащан ӑнтәма йис. Щӑӆта ащан яй Сергей Кириллович Мултанов ӆывеӆ тәты юхтӑс. Вўӆы әхӆа ӆєӆсыйт па Сәрханӆ мўва щи тәсыйт. Щӑта ӆыв Мултановӑт опращ нєм вўсӑт па щӑта щи еӆӆы вәӆты питсӑт. Людмила аӊкаӊкеӆ па Вўтвошн хӑщӑс, ӆўв щӑта ики вєрӑс. Аӊкаӊкеӆ Дарья Яковлевна Молданова (Ерныхова) 1917-мит оӆн сєма питӑс, 2010-мит оӆ вәнты вәс. Апалнєӊӑӆ Надежда Яковлевна Кочевые кәртӑн 1936-мит оӆн сєма питӑс па юхи хӑщум оӆӑтн Русскинская кәртӑн вәс, ин ищи ӑнтәма йис.
Людмила ӑӊкеӆ Зоя Дмитриевна Тарлина (эви опращ нємӆ Ерныхова) 1946-мит оӆн Вўтвошн сєма питӑс. Ащеӆ Григорий Георгиевич Тарлин, 1944-мит оӆн нуви тўт шиваӆӑс. Интӑм ӆын ӑнтәма йисӊӑн. Щирн Людмила хотӑӊ ёхӆаӆ Касум мўвн сєма питсӑт па вәсӑт. Ӑӊкеӆ мирн ма вәйтӆы, ӆўв Россия народной мастер нєм тӑйс, тәс вєртутӑӊ ими вәс.
Ма Людмила Григорьевна пиӆа Русскинской кәртӑн вәтаӊа йисум, хән щив рәпата щирн ӊхсум. Ӆўв тӑм мўва 1994-мит оӆн вәӆты юхтӑс. Рәтӆаӆ вәйтсӑӆэ па кўтэӆн вәйтантыйӆты, мойӊа ӊхты питсӑт. Вән акиӆаӆ хўвн ӑнтәма йисӑт, ин тәп няврємӆаӆ па хиӆыӆаӆ хӑщсӑт.
Людмила ӑшкола-интернатн рәпата вәйтӑс. Оӆӊӑӆн воспитателя рәпитӑс, щӑӆта вєрӑнтты кружок тәс. Муӆты арат оӆ Русскинской музей шуши мир тӑхи хуща рәпитӑс. Ӛхӑт юхӆы ӑшкола-интерната рәпитты кєрӆӑс па интӑм вәнты щӑта щи рәпитӆ.
Интернатн Когалым, Ульт-Ягун, Юбилейной кәртӑт па вәнт вошӑт эвӑӆт 200-кєм няврєм вәӆ. Вәнт шушетн вәӆты пушхӑт рәт ясӑӊӑн ма путӑртӆӑт. Ай классӑтн вәнӆтыйӆты эвиет хӑнты рнасӑтн интернат хўват ӊхӆӑт. Людмила Григорьевна ясӊӑт щирн, тӑм йисн вәнт шуши эвӑӆт веӆщи ӑшколая юхӑтты няврємӑт рўщ ясӑӊ ма вәӆӑт, юӆн компьютерӑт па телефонӑт тӑйӆӑт, интернет хўват арсыр айкеӆӑт па кина вантӆӑт.
Людмила икеӆ Тимофей Никитич Сопочин сыры ищи ӑшколайн рәпитӑс, щӑта ӆын вәтаӊа йисӊӑн па ӛхӑт ха мӑнсӑӊӑн. Ин иикеӆ ӑшкола эвӑӆт йира мӑнӑс па мўв иӆпи питы вуй па газ вўты тӑхийн рәпитӆ. Ӆын хәӆум пух тӑйсӑӊӑн: Дмитрий, Иосиф па Иван. Кӑт пухӊӑӆ вәна йисӊӑн рәпитӆӑӊӑн, ай пухӑн хуӆна ӑшколайн вәнӆтыйӆ. Вән пухӊӑӆ нефтегазовой тӑхийн рәпитӆӑӊӑн, Дмитрий семьяяӊа йис.
Рўтьщӑты хӑтӆӑтн Людмила Григорьевна икеӆ пиӆа вәнта ӊхӆӑӊӑн. Вәнт шушийн ӆын вўӆы тӑйӆӑӊӑн, ӆўв апщеӆ вўӆэт вантман вәӆ. Ищиты ӆыв хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, воньщумутӑт, нохрӑт ӑкӑтӆӑт. Людмила ёнтӑсты ма хошӆ, икеӆа па пухӆаӆа вейт, моӆщаӊӑт, посӑт ёнтӑӆ. Щи тумпи ӆўв хӑнты рнасӑт, щӑшкан сӑхӑт ёнтты, сӑк кӑрӑтты, сєвум вейт, носкет, посӑт тыйты хошӆ. Рўтьщӑты пурайн аканят вєрӆ, сӑк эвӑӆт аканят тыныты пӑта вєрантыйӆ.
Ма иньщмӑсєм рәт ясӑӊӑн путӑртӑӆ муй ӑнтә. Ӆўв юхӆы лупӑс, хән ӑшколайн вәнӆтыӆӑс, щи пурайн шєӊк ӑнт єсӑӆсы хӑнты ясӑӊӑн путӑртты. Юӆн ӑӊкеӆ-ащеӆ хӑнты ясӑӊӑн вәсӊӑн, ӆыв па няврємӑт муӆтыкєм рўщ ясӑӊӑн кўтэӆн путӑртсӑт. Ӛхӑт хән икия мӑнӑс, ясӊӑӆ ма уша вєрсӑӆэ, ин кӑт щирн: касум па сәрхӑнӆ хӑнты ясӑӊӑн путӑртты хошӆ.
Ма Людмила Григорьевная па хотӑӊ ёхӆаӆа вән вўща ясӑӊ китӆум. Еӆӆы ищиты тӑӆаӊа, ма вәӆаты. Найн-Вәртӑн ат ӆавӑӆӆыйты. Тӑӆаӊ ёш, тӑӆаӊ кўр нынана!
Путӑр хӑншӑс: Надежда Молданова
Женщина родом из Казыма
После Казымского восстания многие ханты перебрались жить в Сургутский район. Поменяли буквы в своих фамилиях, например Молдановы стали Мултановыми, и остались там жить. Смешались с местными хантами и их потомки сейчас знают и умеют говорить на двух диалектах хантыйского языка: казымском и сургутском.
Так и родственники Людмилы Григорьевны Сопочиной (Тарлиной) приехали на сургутскую землю в те годы. Братишки её бабушки Николай Яковлевич и Евгений Яковлевич были ещё маленькими, когда родители собрались переезжать. Но они доехали только до деревни Нумто, там их отец внезапно скончался. Что же делать? За ними приехал брат отца Сергей Кириллович Мултанов, который ещё раньше переехал в Сургутский район. Он посадил их вместе с матерью в сани и повёз к себе. А бабушка Людмилы Дарья Яковлевна осталась в Юильске, так она была замужем за местным жителем. Бабушка Дарья Яковлевна Ерныхова (Молданова) родилась в 1917 году, её не стало в 2010 году. Ещё одна их младшая сестра Надежда родилась позже, в 1936 году в деревне Кочевые. Сейчас их уже никого нет, остались только дети и внуки.
Мама Людмилы Зоя Дмитриевна Тарлина (в девичестве Ерныхова) родилась в деревне Юильске после войны, в 1946 году. Она была искусной мастерицей, имела звание «Народный мастер России», её многие знают в округе и Белоярском районе. Отец Людмилы был 1944 года рождения, всю жизнь проработал в Казымском совхозе.
Сама Людмила родилась в посёлке Казыме Белоярского района, там окончила 11 классов. Затем немного поработала в школе и в 1994 году переехала жить в деревню Русскинскую Сургутского района. Нашла себе работу в школе-интернате, была воспитателем, потом вела кружок декоративно-прикладного искусства. На время уходила работать в музей в отдел национальных культур, но всё же вскоре вернулась опять в школу-интернат, где и работает до сих пор.
Её нравится работать с детьми. В интернат приезжают учиться дети со стойбищ и маленьких деревень Сургутского района. По её словам, там сейчас проживает около 200 ребятишек. Все дети, которые приехали со стойбищ, хорошо знают родной язык и говорят на нём. Они также хорошо говорят и по-русски, так как сейчас почти везде есть интернет, сотовые телефоны, компьютеры. Все умеют пользоваться телефонами и планшетами. Маленькие девочки ходят в национальной одежде, девочки постарше надевают её только на праздники или когда уезжают домой на стойбище.
Муж Людмилы Тимофей Никитич Сопочин – местный из деревни Русскинская. Он тоже когда-то работал в школе, там они и познакомились. Потом он устроился работать к нефтяникам на месторождение. У них трое детей. Двое старших Дмитрий и Иосиф тоже работают в нефтегазовой промышленности. Младший сын Иван ещё учится, перешёл в 8 класс.
В свободное время Людмила Григорьевна занимается национальным творчеством: шьёт бисером, мехом, умеет шить малицы, кисы, рукавицы. Также она делает из бисера национальные куклы, часть их выставляет на продажу.
На выходные ездят с мужем в лес на стойбище, там у них своё хозяйство, занимаются оленеводством. В лесу постоянно живёт её братишка, присматривает за стадом, он приехал из Казыма. Кроме этого, они рыбачат, охотятся, собирают ягоды, шишки.
Я спросила Людмилу Григорьевну, знает ли она свой язык? Она ответила, что раньше, когда училась в школе, не очень разрешали разговаривать на своём языке. Родители говорили между собой на хантыйском, а они, дети, в основном общались на русском. Она уже потом сама научилась, когда вышла замуж. Теперь умеет говорить и на сургутском, и на казымском. Когда из леса приезжают родственники, разговаривает с ними. Муж свой родной язык тоже хорошо знает.
Хочется пожелать Людмиле Григорьевне и её семье благополучия, удачи, здоровья. Чтобы духи родной земли охраняли их и помогали во всех делах.
Надежда Вах