- Хантыйский
- Русский
Йис щирн вўӆы сух эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт ёнтты вєр
Васы мӑнты тыӆӑщ оӆӊитум пурайн хәӆум хӑтӆ мӑр «Торум Маа» музей хуща йис щирн вўӆы сух ӆэщӑтты па еӆӆы арсыр пурмӑсӑт ёнтты вәнӆтӑты хӑр рәпитӑс. Щив Россия мўвев арсыр этнографической музеят рәпатнекӑт мойӊа юхтыйӆсӑт па «Россия мўвев музейт хуща вўӆы сух па тынӑӊ войт пўнӑӊ сух эвӑӆт ёнтум пурмӑсӑт» мирхот ӆэщӑтсӑт.
Щи пурайн щӑта вўӆы сух эвӑӆт арсыр ёнтум тўтщаӊӑт ванӆтупсы вәс. Щит пўншум пурайн округ шуши мир вәӆупсы ӆавӑӆман тӑйты уполномоченной нє Л. Алфёрова вўща вєрӑс.
- Мойӊ ёха ванӆтӑты ӆӑӊхаӆум, муй щирн «Торум Маа» музейн ӑнтә тәп катра пурмӑсӑт ӆавӑӆӆыйт, щи тумпи щитӑт вєрты вәнӆтӑӆыйт. Тӑм вәнӆтӑты хӑр оӆӑӊӑн лупӆум – йистєӆн увӑс шуши имет хоттєӆ ёх оӆӑӊӑн нәмӑсман арсыр хурамӑӊ хошум ӆәмӑтсухӑт, кўр ӆәмӑтсухӑт па па мосты утӑт ёнтсӑт. Щит вєра ӆавӑрт рәпата, – лупăс ӆўв.

Ӛхӑт «Торум Маа» музей научной рәпатнек Р. Решетникова ай тәс, йистєӆн шуши мир Увӑс мўвн вәӆман вўӆы сух эвӑӆт арсыр хошум ӆәмӑтсухӑт, кўра ӆәмӑтты сух па па мосты пурмӑсӑт ёнтсӑт.
- Катрайн хӑнты, вухаӆь муй юрн ики ими вўюм пурайн мєт сыры нєӊӑн ёнтум сӑх, вейӊӑӆ, тўтщаӊ хир па па пўнӑӊ утӑт тәса нух вантӑс. Тәп щи пийн мой вєра ӆэщӑтсы, – лупӑс Раиса Германовна.
Вєрӑнтты имет Г. Шиянова (Ямал мўв юрн ими), А. Ярсомова (Сәрханӆ хӑнты ими), М. Игишева (Касум хӑнты ими) Ёмвошӑӊ технолого-педагогической колледжӑн, арсыр искусствайта вәнӆтӑты центр па па хуятӑт вўӆы сух пиӆа рәпитты вәнӆтӑсӑт.
Галина Токчевна вўӆы сух тӑнӆӑсты вәнӆтӑс – щит щикўш ӆавӑрт рәпата, тәп айӆат эвета ӆўвеӆа әмӑщ нётты вәс. Шит пӑта нємасыя тӑнӆӑсты карты, тўӊк па ӆант мосӆ. Мойӊ ёх уша вєрсӑт, щиты ар щос тӑнӆӑсман нюки щи тывӑӆ. Щӑӆта нюкет эвӑӆт арсыр нюки вейт, хирӑт, хӑншет па па утӑт ёнтты рӑхӆ.

Касум кәртӑӊ нє Мария Игишева вўӆы сух эвӑӆт тўтщаӊ хир ёнтты па щитн нюки, вўӆы сух эвӑӆт арсыр хӑншет хурамтӑты вәнӆтӑс.
Сәрханӆ мўв хӑнты ими Альбина Ярсомова ванӆтӑс, муй щирн ӆыв хущеӆа вўӆы сух муй нюки эвӑӆт няврєм, ими, ики пӑта кўр ӆәмӑтсухӑт ёнтты мосӆ. Вантэ, итәх нюкет – нувет, итәх нюкет нємасыя наӊк кар йиӊкӑн кавӑртӆыйт, ӆәӆн вўртыя ат йисӑт. Еӆӆы кўр ӆәмӑтсух ёнтӆы. Нуви муй вўрты нюкет эвӑӆт хурамтӑты щира арсыр хӑншет эвӑтӆыйт.
Хәӆум хӑтӆ мӑр «Торум Маа» музея сот муӆтас хуят юхтыӆӑс, 22 хуят вўӆы сух пиӆа рәпитты вәнӆтыӆӑс, щирн ӆыв еӆӆы па хуятӑт щи вєра вәнӆтӑты питӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
В музее «Торум Маа» реконструировали технологии работы с мехом
Этим сотрудники музея, приглашённые мастера и их подмастерья занимались в течение трёх дней в начале октября на одноимённом обучающем семинаре. Тему семинару задала экспертная сессия Ассоциации этнографических музеев России, которая в эти дни работала в окружной столице.
А началось всё с открытия межмузейной выставки «Рукодельные сумки обско-угорских мастериц». Гостей выставки поприветствовала Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера автономного округа Людмилы Алфёрова. В своей речи она отметила особенность этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», которая заключается в том, что здесь не только хранят старинные предметы быта, промысловой деятельности, традиционной одежды народов ханты, манси, лесных ненцев, но и проводят обучающие семинары по их изготовлению. Также она заметила, что, испокон веков проживая в холодном климате, женщины заботились о членах своей семьи – шили практичные, тёплые и красивые орнаментированные вещи, даже рукодельная женская сумка-тутчанг украшалась по её вкусу и была показателем её мастерства, а работа с оленьей шкурой считается самой сложной!

Далее научный сотрудник музея Раиса Германовна представила выставку рукодельных сумок обских угров. Она рассказала, что мастерство по выделке оленей шкуры, пошиву зимней меховой одежды, обуви передавалась в семье из поколения в поколение от матери к дочери. «В старину мужчина ханты, манси или ненец, знакомясь с девушкой, в первую очередь, обращал внимание на её наряд, а особенно на зимний сах, кисы и сумку-тутчанг. И если он замечал её мастеровитость, то отправлял к ней своих сватов, а дальше дело уже шло к свадьбе», – отметила Раиса Германовна.
В эти дни три мастерицы, а это Галина Токчевна Шиянова (ямальская тундровая ненка), Альбина Лазаревна Ярсомова (восточная ханты) и Мария Ивановна Игишева (северная ханты) провели мастер-классы по выделке, обработке, пошиву и украшению меховой одежды. Их учениками были студенты Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, Центра искусств для одарённых детей Севера, а также жители и гости Ханты-Мансийска.
Мастерица Галина Токчевна Шиянова родом с Ямала, по национальности ненка, вот уже много лет проживает в Ханты-Мансийске, но уроки своих бабушек, матери по выделке оленьей шкуры не забывает. В эти три дня она обучала самому сложному – выделке и обработке оленей шкуры. В работе использовала специальный скребок и доску для выделки, а также муку и мох. Результатом её мастер-класса стала выделанная совместными усилиями с участниками мастер-класса оленьей шкуры.

Казымская мастерица Мария Ивановна Игишева обучала технике меховой мозайки. Она рассказала, что орнаментами разных цветов декорируются не только зимняя меховая одежда и обувь, но и главный женский атрибут – рукодельная сумка-тутчанг. Мария Ивановна обращала внимание учениц на красивый и ровный шов, на выбранный материал для украшения сумки и т.д. Ещё раз напомнила девушкам – что это главный предмет, который является своего рода гордостью женщины, ведь если она надумывала тайно бежать с женихом, то обязательно брала с собой именно эту сумку.
Мастерица из Сургутского района Альбина Лазаревна Ярсомова обучала использованию ровдужной мозайки для украшения детской, мужской и женской обуви. Она научила девушек кроить из ровдуги орнаменты из двух цветов, а также сшиванию орнаментов к деталям обуви, при этом отметила, что ровдужный шов отличается от шва по меховому изделию. Кроме этого, рассказала о приготовлении природной тёмно-красной краски, которая получается при вываривании коры лиственницы. «Контраст белой и тёмно-красной ровдуги уже само по себе смотрится красиво, а обувь тем более», – заметила мастерица.
За три дня работы выставки и семинара «Работа с мехом. Реконструкция технологий» этнографический музей «Торум Маа» посетила более ста человек, обработке, выделке оленьей шкуры, пошиву женской сумки-тутчанг, обуви, их декорированию обучились 22 человека, каждый был отмечен сертификатом.
Людмила Гурьева



