- Хантыйский
- Русский
Пухӑт хә ёх вєрӑта вәнтӑ
Владимир Данилович Тарлин пиа 2013-мит он Нуви сӑңхум районӑн Нярса кәртӑн вәйтантыйсум, хута «Нумсӑң ёх» нємуп рўтьщӑты тӑхи вә. Щӑта ўв пухӑт хә вєрӑта вәнтӑ, Наталья Егоровна име єтут кавӑртты нєңа рәпит.
Учит традиционным ремеслам
С Владимиром Даниловичем Тарлиным встретилась в таежной деревне Нярса кәрт Белоярского района, где находится этнолагерь для детей и подростков «Нумсӑң ёх». Там он обучает ребят хантыйским промыслам и ремеслам, а его жена Наталья Егоровна работает поваром.
Владимир Данилович — потомственный оленевод и охотник, как и его отец Данил Николаевич Тарлин (1932 г.р.), который всю жизнь работал в совхозе «Казымский». Работать он начал десятилетним мальчиком в годы Великой Отечественной войны, возил почту на оленях. А с пятнадцати лет уже стал работать в оленеводческой бригаде. Д. Тарлин был прекрасным знатоком хантыйского фольклора и исполнителем песен Медвежьих игрищ. Для многих ученых, в том числе Евы Шмидт и Тимофея Молданова, он был замечательным информантом устного и песенного творчества своего народа. Они записали у него и песни Медвежьих игрищ, которые сегодня поют молодые ханты.
— Мое место рождения деревня Помут. Наш дом там до сих пор стоит, его когда-то мой дед построил. Я вырос в этом доме. Раньше Помут был большой деревней, много семей там жило. Были большая школа и больница. Когда мы подросли, школу закрыли. В 1961 году, когда мне исполнилось шесть лет, отца послали работать в оленеводческую бригаду в Сургутский район. А я сначала учился в Юильске, потом в 1963-1964-м годах учился в Нумто. Моя первая учительница сейчас живет в Амне — это Мария Михайловна Канева. Ее дочь Галина Валерьевна тоже здесь работает. В Нумто три класса окончил, в четвертый класс перевели в Казым. Сейчас в Нумто школы нет.
— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
— С женой Натальей Егоровной живем в Амне в двухэтажном доме в двухкомнатной квартире. У нас четверо детей. Старший сын Артём работает в Приобье, ездит на «Заре». Недавно сюда приезжал, сарай построил, помогает мне. Младший сын Олег скоро окончит колледж и получит диплом. Он на нефтяника учился. В Белоярском районе для него нет работы, работа для нефтяников есть в Сургутском районе. Дочь Светлана Канева живет с мужем в городе. Она каждый год участвует на празднике оленеводов в Казыме и побеждает на оленьих гонках. На окружном конкурсе оленеводов дочь выигрывала первые и вторые места. Сын Дима работает в театре обско-угорских народов «Солнце», играет в спектаклях. В Амне с нами живет внучка, уже большая, учится.
В Казым мы уже давно переселились. Раньше в оленеводстве работали. Я после школы в 1972 году сразу уехал в тайгу. 28 лет в оленеводческой бригаде работал, 16 лет был бригадиром. Жена родом из Юильска, вместе в школе учились. Она в своей деревне на ферме работала.
— Почему ушли из оленеводства?
— Бригады стали сокращать и после этого на звероферме работал сторожем и изгороди ремонтировал. Сейчас не работаю, на пенсии. Так-то пенсии нам с женой хватает. Если не хватает, где деньги найдешь? В Нярса кәрт получаем зарплату, каждый год получается разная сумма.
— Сколько лет вы «Нумсӑң ёх» работаете?
— Не помню, десяти еще нет. Каждый год здесь бываем. Только в прошлом году меня здесь не было, а жена работала. Все лето здесь живем. В таежной деревне жить очень хорошо, и с детьми работать хорошо. Чем просто по Казыму ходить, лучше тут чем-нибудь заниматься.
— А зимой чем занимаетесь?
— Зимой бубны и другие предметы для продажи делаю. Гости, которые приезжают в Казым, покупают. Мария Кузьминична Волдина покупала. По телевизору вижу, ее бубен уже стал рваться. Недавно сделал большой бубен, говорят, не подошел, что нужен поменьше. Сейчас сделаю поменьше, когда время будет. Здесь если дерево надо, сходил в тайгу и срубил. В селе где возьмешь?
— Чему ребят обучаете?
— Игру щол, ловушки и разные деревянные изделия делать учу. Мальчики, которые живут в поселке, дома нож в руки не берут. Сюда приезжают и кому интересно, что-нибудь строгают.
— В Нярса кәрт в жилых домах есть печи. В холодные дни их растапливают, значит, нужны дрова. Ребята умеют дрова колоть?
— Сначала не умеют. Мы в детстве тоже не умели это делать. Они смотрят, как мы рубим, и учатся.