Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Салыкве» якты-ариты емӑңхӑт вәс
  • Муй щирн няврємӑт ўң мӑр рўтьщӑсӑт
  • Пенсия вухӑт нух єнумӑт
  • Россия мўвтє кӑсупсы сухнӑс
  • Оса тӑхи мирхот
  • Хӑннєхә вәупсы вәнььты ёх ай павӑтсӑт
  • Рәпата тӑхет эщӑтыйт
  • Округ архив хущи вәйтантупсы вәс
  • Атум мәш оӑңӑн айкеӑт вєрсӑт
  • Хумӑсвә єты мос
  • Нәптэ вәна ювум хӑннєхәйт мәтлыя вәты кєша
  • ыв саттэа вєр тӑйты ёх пӑты
  • Муй щирн хоньщупсы мәш эвӑт авӑсты

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Хутыса 2017-мит о мӑнӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пухӑт хә ёх вєрӑта вәнтӑ
  • «Юганской» нємпи мўв-йиңк вантты тӑхи 35 оа йис
  • Муй мос мәш вєрӑт ямӑты пӑта

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • А.С. Тарханов хӑншум киникайт єтсӑт
  • Арсыр ёх кєша 60 о рәпитӆӑт
  • 22-мит пўш ӑктӑщийсўв
  • Вєр тӑйты хуятӑт оӑңӑн
  • Шуши мир айат ёх рәт ясӑңа вәнтӑты питыйт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Па хон пєлӑк мўвн хӑнты па вухаь вәупсы вантӑы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Па хон пєлӑк мўвн хӑнты па вухаь вәупсы вантӑы
Эстер Рутткаи-Миклиан Ёмвошн ай тӑхет потты тыӆӑщн
Эстер Рутткаи-Миклиан Ёмвошн ай тӑхет потты тыӆӑщн
  • Хантыйский
  • Русский

Па хон пєлӑк мўвн хӑнты па вухаь вәупсы вантӑы

Ай тӑхет потты тыӑщн Ёмвошн кӑт вән мирхот вәс: III-мит Мўвтє художественной культура нємуп вєр па «Торум Маа» 30-кєм оа ювум емӑңхӑт. Зирц (Венгрия) вош эвӑт Антал Регули нємуп музей кәща нє Эстер Рутткаи-Миклиан тыв юхтыӑс. Мєт оӑңӑн тӑта ўв 27 о юхы вәяс. Щи пурайн «Торум Маа» хущи пўяң хӑнты вәупсы шиваӑс. «Интум Ёмвош иса пасыра йис, «Торум Маа» ищиты щи омӑс 1990-мит о вўш эвӑт, хән мўң тӑта вәсўв», — лупӑс щи нє.

Эстер ар о ор вош районӑн вәты шуши мир ясӑң па вәупсы уша павӑт, Сыня юхан путӑр сувн ўв нюр хӑнтэт иты путӑртӑ. Мєт сыры Ямал мўва хәум тыща муй о шәпа яңхӑс. Ӛхӑт щӑта Аркадий Лонгортов хӑнты хәя мӑнӑс. Веткєм о Увӑс мўвн вәс, щи юпийн семьяй пиа Венгрияя касӑс. И мирхотн ўв мӑнєма рәпатай, музейт па па утӑт оӑңӑн путӑртӑс.
— Ямалн вәменӑн, муй нӑңена мєт авӑрт вәс?
— Хӑнтэт ма нях путӑрам иса ӑн мутшӑӑт. Ма нәмӑссум, хӑнты щирн тәс нях путӑр лупсум, хӑнтэт иса ӑн няхсӑт. Щит шєңк авӑрт вәс. ўңӑн — пєңа, тӑн — ищки. Хән сўсн щӑта вәсум па айкємн тӑа йис, щи пурайн кєншӑк вәс. Тӑм пўяң Ёмвошн -15-20° ки вәс, мӑнєма ән вєра ищки вәс. Вантэ, Венгрияйн тӑм мўв киньщи хошумшӑк.
— Эвен хӑнты ащи тӑй, аще ясӑңӑн путӑртты хош?
— Эммаема 12 о, ўв хәтмит классӑн вәнтый. Хӑнты ясӑң яма хәэ, тәп ушӑңа ӑн путӑртӑ. Аще пиа мин хӑнты ясӑңӑн путӑртамн, щит пӑты эвєм кашӑң хӑт щи ясӑң хә. ўв пиаа венгерской ясӑңӑн путӑртум.
— XIX-мит йис вўш эвӑт венгрӑт Ас-угорской мирңӑн вәупсы па ясӑңңӑн уша павӑтӑт. ыв хӑнты па вухаь пурмӑсӑт рәт мўва тәсӑт. Интум щитӑт хута нух шавиман вәӑт?
— Хәум музейн финно-угорской мир пурмӑсӑт вәӑт. Щит Этнографической музей хущи Будапештӑн, Финно-угорской этнографической тӑхийн Залаэгерсег вошн па Антал Регули нємуп хотн Зирц вош хущи. Этнографической музей веткєм щурӑс пурмӑс ӑктӑс. Щи хот 1872-мит он пўншсы, хән щӑта этнография тӑхи вєрсы, мєт оӑңӑн А. Регули  тўвум 92 пурмӑс щив шависы. ўв 1843-1845-мит оӑтн Увӑс мўва яңхӑс па щӑсаты щитӑт юхи тәс. Щӑта нўм мўв хӑнты ернасӑт, нарӑс юх па па утӑт вәӑт. Интум тәп няъяңкєм пурмӑс хӑщӑс, ар ут хӑхӑтн юхи єсы. Ищипа щӑта ар пурмӑс вә.
Этнография музейн нємхәнты финно-угорской пурмӑсӑт эвӑт хўв вўша вантупсы ӑн вєрӑнтсы. Интум щи хот лӑп тәхӑры па музея йиуп хот омӑсы. Катра хот парламент ещат омӑс, шєңк хурамӑң, хәнты Верховной сўта омсыйсы па пурмӑсӑт шавитыя ӑн мәстӑс. 
Кимит тӑхи — щит «Гёчей» нємуп музей (Залаэгерсег вош), 1968-мит он пўншсы. 1996-мит он щӑта Финно-угорской этнографической тӑхи вєрсы, ән финно-угрӑт вәупсы мира вантӑты. Тӑм йитн хӑнты, вухаь хотӑт па упасӑт оьӑт, марийцӑт па финнӑт ыв хота омӑссӑт. Интум щӑта ветсоткєм пурмӑс шавиман вә. Хошум мўвн павӑрт хотӑт шӑкты питсӑт па музей рәпатнекӑт венгерской пєлӑкн хотӑт нух йипатты ӑңхаӑт. Марийской хот йипатты нумӑс вә. Ӛхӑт, мосӑң, щӑта хӑнты па вухаь пурмӑсӑт вантӑты питыйт.
Хәмит тӑхи, хута финно-угрӑт вәупсы мира вантӑы — щит Антал Регули нємуп па Вєртут вєрты хот, хута щи хә катрайн сєма питӑс. 2011-мит о вўш эвӑт ма щӑта рәпитты питсум па хотэв йипатты оңӑтсум.
Хуна шим пурмӑс тӑйўв. Вантэ, сыры щи хот краеведческой музея ӑн вәс, хута ән Регули оӑңӑн вантупсыйт вєрсыйт. Пурмӑс вєрты вєр ищи вуаң вєра тӑйэв. Хотэвн сухта пўтӑт, карты щўңкӑт, юх пурмӑсӑт вєрты па ёнтӑсты хот йитӑт вәӑт. Эвет па вән имет пиа щӑта хӑнты хурамӑт ёнтўв па сӑк кӑрӑтўв. Еы щӑта хӑнты ернасӑт ёнтты ӑңхаум.
Мўң хущева финской вәупсы уша павӑтты тӑхи вә, щи ут «Мўң финўв» нємуп щирн аьщӑы. Щи тӑхи ёх пиа Калевала емӑңхӑт вєрӑнтўв. Хән Финляндия сот о оса вәты вєр пориӑс, мойң ёхўв Калевала моньщ венгерской ясӑңӑн моньщсӑт. Щӑта щи ут посн уңӑтуп вєрӑнтсӑт. Финнӑт ищи єтут кавӑртты сӑмӑңӑт, щи емӑңхӑтӑн ыв мире єтутӑт кавӑртсӑт.
Музеев 1992-мит он пўншсы па Регули оӑңӑн оӑң вантупсы 1996-мит он вєрӑнтсўв. Ӛхӑт 2013-мит па 2016-мит оңӑнӑн щитэв йиуп щирн эщӑтсэв. Щи ута Этнографической хот (Будапешт) па Залаэгерсег музей эвӑт пурмӑсӑт вўйясум, нєпекӑт Венгерской Академия тӑхи эвӑт тәтьясум. Интум вантупсыйн саамӑт па финнӑт әмӑтсухӑт вәӑт, щӑта Регули тәтьюм хурасуп нёӑт, ўв нєпека, пилт па па пурмӑсӑт.
— Ма вәєм, нын кашӑң товийн ощ хущи юрн хот омсыйӑтн.
— Ар тӑхетн щит омсыйўв. Хотэв йи-паттыя вўянтты епийн мєт оӑң юрн хот омӑссўв, щи пурайн няврємӑт музея вохты щир ӑнтәм вәс. Щит пӑты «Кӑсӑң музей» нємуп вєр эщӑтсум па ар тӑхетн пӑрщин хот омӑсты питсўв. Интум вәнты щиты вєрўв, пӑнӑн юнтутӑт, хӑнты пурмӑсӑт па ернасӑт вўйяўв. Эвет щитӑт нух әмӑтты сӑмӑңӑт. Тәня Венгрияйн финно-угорской хон вош Веспрем па Искасент-дьёрд вошңӑнӑн вәс. Щӑта вәум емӑңхӑтӑн кӑт юрн хот омсыйсўв.
Аркадий икєм юрн хота хӑнты пӑсан, сўнтӑк па вәас вєрӑс. Юх ан, хотӑң сохӑт тӑйўв па хӑшап ёнтсўв. Ям. Мойң ёх тәп юрн хот шиваӑӑт, имухты лупӑт: «Индейцӑт хущи ӑңтыйўв». Ма ывеа ӛхӑт лупум, хуты хӑнтэт, вухаят па индейцӑт — щит арсыр мирӑт.
Итәх пурайн мўң хущева айат удмуртӑт, сӑранӑт па хӑнтэт мойӑты юхтыйӑт, ыв Венгрияйн вәнтыйӑт па яма мўң ясңевн путӑртӑт. Иатн Сыктывкар эвӑт вантупсы пиа сӑранӑт юхтыйсӑт, Ямал эвӑт Валентин Вальгамов, Галина Попова па Эрнст Артанзеев вәсӑт. Ёмвош округ эвӑт Раиса Бардина, Людмила Каюкова па Виталий Сигильетов юхтыйсӑт.

Обско-угорская культура в музеях Венгрии

В конце октября в Ханты-Мансийске прошли два масштабных мероприятия: III Международный конгресс традиционной художественной культуры и празднование 30-летия этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».

В них приняла участие Эстер Рутткаи-Миклиан — директор Дома-музея им. Антала Регули и Дома народного творчества города Зирц (Венгрия). В первый раз она побывала в Ханты-Мансийске 27 лет назад в составе экспедиции по изучению обско-угорской культуры. И именно тогда в «Торум Маа» впервые увидела вживую образцы хантыйской культуры. «Сейчас Ханты-Мансийск не узнаешь, а «Торум Маа» вечный: как был в 1990-м году, так и стоит», — сказала она.

Эстер много лет изучает шурышкарский диалект хантыйского языка, в совершенстве говорит на сынском говоре, знает и русский языке. Сначала она ездила в экспедиции на Ямал на три месяца, полгода. Потом там вышла замуж за ханты Аркадия Лонгортова, прожив пять лет на Севере, уже с семьей вернулась в Венгрию. На одном из мероприятий она рассказала Реональде Ользиной о своей работе, венгерских музеях, предстоящем юбилее лингвиста и этнографа Антала Ругули и многом другом.

Р.О. Что самое тяжелое было в жизни на Ямале?

Э.Р-М. Ханты не понимают моих шуток. Я думала, что скажу хорошую шутку по-хантыйски, но ханты не смеялись. Это было тяжело. Они не понимали мой юмор. У нас, венгров, чувство юмора вообще другое.

Р.О. В бытовом плане, что тяжело было переносить?

Э.Р-М. Летом — комары, зимой — холода. Я заметила, когда там была осенью, и постепенно шло к зиме, легче было адаптироваться. Например, если бы сейчас в Ханты-Мансийске было -15-20°, мне было бы уже очень холодно. Потому что в Венгрии теплее.

Р.О. Ваша дочь полуханты. Знает ли она хантыйский язык?

Э.Р-М. Дочери Эмме 12 лет, учится в шестом классе. Она хорошо понимает по-хантыйски, но говорит не очень хорошо. Хотя мы с отцом говорим по-хантыйски, с ней я, конечно, говорю по-венгерски. Она слушает хантыйскую речь каждый день, но ей нужно говорить с отцом.

Р.О. С XIX века венгры занимаются научным исследованием обско-угорской культуры и языков. Помимо фольклорного материала они увозили на родину и предметы материальной культуры. Где они хранятся?

Э.Р-М. В Венгрии три музея занимаются финно-угорской этнографией и хранят предметы культуры этих народов. Это Этнографический музей в Будапеште, Финно-угорский этнографический парк города Залаэгерсег и Дом-музей им. Антала Регули в городе Зирц. Этнографический музей собрал большую коллекцию — около пяти тысяч финно-угорских экспонатов. Национальный музей Венгрии основали в 1872 году и там открылся отдел этнографии. Ее основой была коллекция Антала Регули, из этого отдела потом формировался Этнографический музей. Он в 1843-1845 годах ездил в Западную Сибирь и привез 92 экспоната. Среди них есть женские платья и суконный халат южных ханты, нарасъюх и т.д. Из привезенных им предметов многие съела моль, осталось около сорока. 150 лет прошло, что поделать? Но там до наших дней собран огромный и богатый фонд.

Другой музей — это очень красивый венгерский музей под открытым небом «Гёчей» (город Залаэгерсег), он был основан 1968 году. А финно-угорский этнографический парк там открылся в 1996 году. Его целью было показать дома финно-угорских народов. Построили хантыйский и мансийский дома с лабазами, марийцы, финны приезжали и свои дома поставили. Концепция была хорошая, фонд большой, почти пятьсот предметов в домах. Но нелегко сохранить бревенчатые дома в другом климате. Теперь здания в плохом состоянии и невозможно посещать эту часть музея. Музей получил грант, чтобы сделать ремонт в венгерской части и есть план по ремонту финно-угорского участка. Есть идея сохранить марийский дом с хозяйственными постройками, а внутри сделать выставку с хантыйскими и мансийскими экспонатами.

Третий музей с финно-угорской тематикой — это Дом-музей им. Антала Регули и Дом народного творчества. Он расположен в старом доме, считается, что там родился Антал Регули. Это здание находится под охраной как объект архитектуры. С 2011 года я стала там работать и начала делать ремонт, чтобы привести дом в порядок. Фонд у нас маленький, потому что раньше музей не был краеведческим и там не организовывали выставки по Регули.

В Доме народного творчества рукоделия и ремесла — очень важная тематика. Внизу здания расположены мастерские: гончарные, кузнечные, по ткачеству и работе с деревом. Там же фигурные пряники делают. Мечтаю о том, что станем и хантыйские рубашки в мастерской шить. Иногда занимаемся рукоделием, на занятиях с девочками и бабушками шьем хантыйские орнаменты и делаем бисерные поделки. У нас есть кружок финской культуры «Наши финны» — это общество друзей Финляндии. Проводим праздник Калевала. Когда праздновали столетие свободной Финляндии, читали вслух перевод Калевалы на венгерский язык. Сделали спектакль по этому эпосу. Финны тоже любят готовить, они приготовили финские блюда.

Наш музей основан в 1992 году как муниципальное учреждение. Первую выставку о Регули сделали в 1996 году, переоформили в 2013 и 2016 годах. Предметы на выставки я брала из Этнографического музея Будапешта и музея города Залаэгерсег, копии рукописей из архива Венгерской Академии наук. Постоянная выставка теперь под названием «Путешествие в неизвестное». Там находятся саамская и финская одежда, копии стрел, которые привез Регули, сети, черновики ученого и фотография его карты.

Р.О. Я знаю, что вы каждой весной во дворе музея ставите чум. Для меня это кусочек хантыйской жизни в центре Европы.

Э.Р-М. Мы на всяких исторических площадках ставим чум. Получается интересно. Мы живем в маленьком городе, музей расположен в доме, которому в прошлом году было 250 лет. Это памятник архитектуры, датой строительства считается 1766 год. Это эпоха барокко. Мы находимся на главной площади, на другой стороне стоит Цистерцианское аббатство, где юристом был отец Антала Регули. И рядом в нашем огороде ставим чум, я рассказываю о хантыйской и мансийской культуре.

Р.О. Он не смотрится странно в окружении архитектуры в стиле барокко?

Э.Р-М. Нет. Мы же во дворе отдельно находимся. Чум — это большой успех для музея. Впервые его поставили перед началом ремонта, когда в здании музея было холодно, сыро и невозможно было проводить занятия. У нас был проект со школами, для них я придумала «Кочующий музей». Раз состояние музея было не такое хорошее, пусть посетители придут не к нам, а мы к ним будем приходить с чумом. До сих пор делаем так, когда есть возможность, берем чум, игрушки, хантыйские предметы и платья для девочек, чтобы можно было их надеть и сфотографироваться, посидеть в чуме. Я люблю одевать девчонок в эти платья, они рады носить эту одежду.

В прошлом году культурная столица финно-угорского мира была в Веспреме и Искасентдьёрд. Выездной чум ставили в обеих столицах, когда проходил там был праздник. В Искасентдьёрдь чум стоял перед администрацией, а в Веспреме перед старой крепостью. Чум же видно издалека, сразу заметишь, что что-то там происходит.

Наш чум сделан из венгерского брезента и жердей. Выкройку я сделала не очень правильно, поэтому он высокий и немного узкий. В Ханты-Мансийске я вижу всякие чумы, мой хоть похожий. У нас, по-моему, это получается хорошо и людям интересно. Муж Аркадий сделал маленький хантыйский столик, сундук, скамью и можно посидеть. Есть деревянная чаша, доски для пола, полог сшили. Конечно, посетители, увидев чум, сразу говорят: «Давайте, к индейцам зайдем». И я им рассказываю, в чем разница между ханты, манси и индейцами.

Для нас очень важно, что к нам приезжают удмурты, коми и ханты, которые учатся в Венгрии. Они говорят прекрасно по-венгерски. Студенты финно-угры со смартфонами и говорящие по-венгерски — общаться с ними просто золото. Удмурты перепечи стряпают, без них они не могут жить. Мы тоже теперь уже не можем. Венгры не знали, что финно-угорские народы до сих пор живут и у них живые культуры. Сейчас они видят, что правда эти народы есть и говорят на финно-угорских языках. Однажды к нам из Финно-угорского культурного центра Сыктывкара приезжали коми с выставкой, из Ямала были Валентин Вальгамов, Галина Попова и Эрнст Артанзеев. Из Ханты-Мансийского округа приезжали Раиса Бардина, Людмила Каюкова и Виталий Сигильетов.

Р.О. Хочу вернуться к личности А. Регули. Он во время путешествия по Сибири сделал несколько гипсовых бюстов манси. Они сохранились?

Э.Р-М. Там был конфликт, мансийские женщины сказали, что он крадет их головы. Испугались. Когда он приехал в следующую деревню, его манси уже ждали с ножами. В Венгрию привез два черепа, не он выкопал, ему подарили русские. Исследователь угорских языков Анна Вандор случайно в рукописях других ученых нашла таблицу Регули с антропологическими измерениями манси — восьми или девяти человек. Про это она написала интересную статью.

Регули записал много фольклорного материала, а его личных записей или комментариев немного. Только письма. Рано умер, в 1858 году. Он не тратил время, чтобы перевести или комментировать свои записи на хантыйском и мансийском языках. Поэтому никто ничего не понял. Через тридцать лет после его смерти по следам Регули приезжали другие венгерские ученые. С Бернатом Мункачи ездил этнограф Карол Папаи к восточным ханты, манси и в Обдорск. Мункачи приехал к манси, брал рукописи Регули и сидел с ними, чтобы понять его записи. Он тоже собрал фольклорный материал и экспонаты, они теперь в Этнографическом музее Будапешта. Позже в 1898 году Йожеф Папаи обрабатывал хантыйский материал. В те же времена к восточным ханты ездил в экспедицию этнограф Янош Янко. Как У.Т. Сирелиус, он изучал первобытную материальную культуру, по рыболовству и охоте собирал предметы.

До Октябрьской революции нашим ученым разрешали ездить в Сибирь, после революции из Европы невозможно было попасть туда на полевую работу. Поэтому у нас большой перерыв в коллекциях музеев по обско-угорской тематике. Лишь Ева Шмидт в 1970-1980-е годы ездила в Тугияны, собирала фольклорный материал и делала фотографии. Экспонаты она не привозила, в те годы Этнографическому музею Юван Шесталов, ученые ханты и манси, которые приезжали в Венгрию, дарили хантыйские и мансийские вещи. И только с начала 1990-х годов венгры снова стали приезжать на Север в экспедиции.

Рубрика: 
Финно-уграт - Финно-угорские народы
Номер Ханты Ясанг: 
№ 24 (3492)
20.12.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика