Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила СПИРЯКОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Нижневартовск вош вәупсы
  • Мегион вош нўшайт айтыева тўңматыйт
  • «Югра мўв щирн нәмӑсты» кӑсупсы сухнӑс
  • «Мы за мир!» нємпи кӑсупсыя вохты нєпек китаты!

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Рәпатнекӑт вантман тӑйыйт
  • Мўв хӑр тын йипа ўңӑты
  • Дума хотн мирхот вәс
  • Мўвев авӑты ёх оӑңӑн
  • Округ дума 41-мит мирхот
  • Тәня о рәпата
  • Аня лыптӑт аясты ёх пӑта

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Йис Тэк кәрт
  • Тэкӑң нє Касумн вә
  • Сорни ёшпи, сащӑң-нумсӑң ими
  • Мўвев вуракӑт эвӑт авӑс
  • Айат хә пӑта щит вән уй

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Кәртӑтн ӑктум пурмӑсӑт вантӑсыйт
  • Муй щирн Масленица емӑңхӑт постӑы
  • «Поэт хәя» – ям ясӑң вәйтантупсы вәс
  • Вєрӑнтты нє
  • XIII-мит «Най Аңки» емӑңхӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Финно- угрӑт оӑңӑн киника йипатсы

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Хӑнты ясӑң вәнтӑўв

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Йиӊка ӆўӊум Ялань ики

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Муй щирн Масленица емӑңхӑт постӑы
  • Хантыйский
  • Русский

Муй щирн Масленица емӑңхӑт постӑы

апӑт оӑңмит хӑт – Масленица вәйтантупсы хӑт
Оӑңмит хӑт «Сыстам масленица» кў пояр ими аьщӑы. Щи хӑтӑн сорум турн эвӑт вєрум Масленица ими па Масленик ики кәртӑт хўват овӑң әхӑн тәтясыйңӑн. Щи юпийн щи турнӑң аканьңӑн кӑрӑщ рєпа ариман, якман омсӑсыйңӑн. Сырыя щиты вєрсы, хутыса ин арийӑт «Репа вуйн шошумты». Муй пӑты щиты авӑсыйт? Вантэ, щит емӑң ики-ими вәсңӑн. Еы емӑң ики йира вўсы, щирн тәп Масленица ими хӑщӑс. Масленица ими Ищьки ими хиы эви эвӑт вєрсы, Масленик ики – щит поха сый вєрты тәрум ики. 
 
апӑт кимит хӑт – юнтты вєр хӑт
Турн эвӑт вєрум Масленица акань вош кўтуп хӑрн омсӑсы, мухаая мир яксӑт, арисӑт, няхсӑт. Щи юпийн айат ёх рєп эвӑт хӑтӑтясӑт, вән ёх мавӑң пасӑн омӑссӑт. Петрушка ики Масленик пирӑщ ики пиа ущхуль етнхот аьсӑңӑн. Камн иса ущхуя әмӑтыум ёх шәшсӑт, мойңа яңхсӑт.
 
апӑт хәмит хӑт – єпӑң єтут єты хӑт
Тӑмхӑт ар єты мос, щи эвӑт мир путӑр тывӑс «Вәупсы нюр  масленица». Иса тӑхетн тынєсты хӑрӑт эщӑтсыйт, мир вош хулы хўват амтӑңа шәшсӑт. Щи тумпийн имет юн блин еңта няньт пасӑт па арсыр єпӑң єтут пӑсана омӑссӑт. Тӑм хӑт аьщӑы «вєң хә вәнтуп хущи блин нянь єты юхтыӑс».
 
апӑт нямит хӑт – ӛрӑщты хӑт
Тӑм хӑтӑн  мир әхӑн хӑтӑтясӑт, кулащсӑт. Мир телега кусы лак тўтн вўщитман кәрт хулы хўват хӑтӑтясӑт. Итәх пурайн щимӑщ телега әхӑн якты-ариты ущхуь хә тәтясы, ўв юпен кәртӑң мир ариман-якман шәшсӑт. Шәшты пурайн мойпӑр вой карты кен тасы. Итәх пурайн рўщ хуятӑт мойпӑр вой пиа кулащты хӑра эщӑтыйсӑт. Няврємӑт арсыр вой хураса әмӑтыйсӑт, кәртӑң мир хущи мойңа яңхсӑт, етнхот аьсӑт. Щит пӑты юхы ывеа арсыр мавӑң єтутӑт мӑсыйт.   
 
апӑт ветмит хӑт – Вєң хә вәнтуп ими мойңа вохты па блин няньн апӑтты хӑт
Масленица пурайн вәнат хуятӑт щиты вєрсӑт, ән айат ёх сорашӑк имеңа-икеңа ат йисӑт, мой поры ат эщӑтсӑт. Веьщи имеңа-икеңа ювум ёх кәрт хўват хурамӑң әхӑн мой порэа юхтыум мир хущи мойңа яңхсӑт. Ин вєң хә вәнтуп име мойңа вохсӑэ па блин няньн апӑтсӑэ.
 
апӑт хәтмит хӑт – ики упет, апщет омӑсты вєр хӑт
Щит хоттє ёх хӑт. Тӑмхӑт веьщи икеңа ювум нє ике упета, апщета мойупсэт мойа. Щи тумпийн тӑм хӑтӑн айат ики-ими рәта мойңа вохсыйт па ияха блин нянь пиа шайн яньщтӑсыйт.
 
апӑт ух хӑт –вўнавӑт ясӑң тәты хӑт
Турн эвӑт вєрум Масленица акань тўтн вўщитсы.
Юхи хӑщум хӑт мир тӑаң хӑт яксӑт, арисӑт. Кўтэн мойңа яңхсӑт, вўнавӑт ясӑң лупсӑт: «Ма нӑңена вўнавӑт ясӑң тәум» кимит хуят юхы лупӑ: «Тәрум ащи щи ясӑң ат вў», щи юпийн ияха мостыйсӑңӑн. Ияха єпӑң, мавӑң пӑсан  омӑссӑт, єсӑт, яньщсӑт, кутэрмасӑт, щӑта па вўнавӑт ясӑң тәсӑт. Тӑм хӑтӑн хӑннєхуятӑт арсыр войт хурас әмӑтсуха әмӑтюман яңхсӑт, па мир ыв пиэа явӑтсӑт. Щи войт Масленица акань пиа и тӑхия ӑкӑтсыйт. Щӑта турн эвӑт вєрум Масленица акань тўтн щи вўщитсы. Хӑщум хиш нянь турн омӑсты хӑра ара пӑрңӑсы, ән ўңӑн нянь турн яма ат єнмӑс. Няврємӑт пӑты ай тухӑң войт хурасуп нянь пулыет вєрсыйт. Щи  юпийн ыв хот аңӑа нух хоңхсӑт па ўвман тови вохсӑт. Мос лупты, хуты тӑм хӑт юпийн еы Вуаң пост хӑтӑт оңитыйт.
 
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Людмила СПИРЯКОВА

Понедельник — встреча Масленицы

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как в последствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром». Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара — божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу — мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленик, прообразом которого был бог — громовик из тех же ритуалов и мифов.

Вторник — заигрыш

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с горы и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины».

Четверг — перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, которые прогоняли вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и калядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами молодожены в этот день надевали наряды и выезжали в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами.

Суббота — золовкины посиделки

Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощённое воскресенье

Сожжение Масленицы

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощенный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года  чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

www.traditio-ru.org/wiki/Масленица

Перевод на хантыйский язык Людмилы Спиряковой

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 4 (3424)
2.03.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика