Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда РАГИМОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Рўтьщӑты вєрӑт тәты питӆӑт
  • Пушхӑт ӆавӑӆман тӑяӆн
  • Тохтурӑт рәпата оӆӑӊӑн
  • Вуӆаӊ нємн катӆуптӑсы
  • Муйсӑр экзаменӑт мӑты, ӆәӆн рәт ясӑӊ вәнӆтӑты
  • Наука щирн мирхот мӑнӑс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Няврємӑт айтєӆн рәт мўвеӆ сӑмӑӊа тӑйты вәнӆтӑты мосӆ
  • Муй иты еӆӆы рәпитты вєр пириты?

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тэк кәртăн ӆаӆьн нух питум хӑтӆ постăсы
  • Мўӊ нәмӆӑӆўв!
  • Хăнты арӑт тәса вәты хә
  • Рәт мир йис вєр еӆӆы тәӆӑт
  • Тўкъякăӊ сора ёшпи, пӑсты кўруп сӑмăӊ нєӊие
  • Ԯаӆь оӆăӊӑн ясӊăт…

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мўв кӑсты вєр оӆӑӊӑн
  • «Увӑс мўв тащӑт» вән мӑӊхӑтӆ
  • Музей ат Ёмвошн
  • Тәрум хот ӑшкола

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Югра мўвевн айӆат ёх хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты питӆыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Югра мўвевн айӆат ёх хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты питӆыйт
  • Хантыйский
  • Русский

Югра мўвевн айӆат ёх хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты питӆыйт

2024-мит оӆ вўш эвӑӆт Югра мўвевн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты оӆӊитӆыйт. Щи оӆӑӊӑн лупӑс Сәр­ханӆ вошӑӊ уни­верситетн фи­лоло­гической фа­куль­тет кәща хә Николай Га­нущак Ёмвошн мӑ­нум мир­хот пурайн. Щит вән кєр тыӆӑщ 26-27-мит хӑтӆӊӑнӑн вәс. Щӑта рәт ясӑӊа па шу­ши мир йис вєрӑта вәнӆтӑты щирӑт оӆӑ­ӊӑн путӑртсы.

Мирхотн сот муӆтас хуят вәс, итәхӑт онлайн щирн вантсӑт па арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт. Щит Москва, Санкт-Петербург, Омск, Сәрханӆ, Ёмвош вошӑт, Хакасия па Ямал мўвӊӑн эвӑӆт учёнойт, кәща ёх, рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуятӑт.
Ас-угорской институт кәща нє Виктория Споди­на мойӊ хуятӑта вўща ясӑӊ лупӑс. Ӆўв щирӑӆн, няврємӑт вәнӆтӑты вєрн иса пўш йиӆуп щирӑт тывӆӑт:

- XX-мит нәпӑт етшуп­тӑтыйн этнокультурной вәнӆтӑты вєр тывӑс. Ин­тӑм щи вєр вуӆаӊа тӑй­ӆы. Щит вєрӆы, ӆәӆн няврємӑт ӑшколайн муй садикн вәнӆтыйӆты пурайн рәт мир йис вє­рӑта ат вәнӆтӑсыйт. Мўӊ институтэвн мирхотӑт пурайн мойӊ хуятӑта арсыр киникайт мӑӆўв, ӆәӆн шуши мирӑт культура оӆӑӊӑн киникайт кашӑӊ хуят пӑсанӑн ат вәсӑт. Нау­ка па вәнӆтӑты вєрӑт хў­ват департамент ёх унтасн мўӊ округев ӑшколайта щи мосты киникайт вух так­ӆы китӆӑӆўв, ӆәӆн Югра мў­вевн єнумты няврємӑт йис вєрӑт, шуши мир йис вә­ӆупсы оӆӑӊӑн иса ат вә­сӑт. 

Сәрханӆ вошн госу­дарственной педа­гоги­ческой университетн филологической факуль­тет кәща хә Николай Га­нущак мирхот пурайн лупӑс:

- Ӛхӑт оӆӑтн мўӊ Ас-угорской институт ёх пиӆа кўтэвн няврємӑт вәнӆтӑты вєр әхтыйн ка­шащман рәпитӆўв. Мӑ­нум оӆ вәйт ӆор тыӆӑщн Сәрханӆ вошн мирхот мӑнӑс, щӑта округевн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты вєр оӆӑӊӑн путӑртсўв. Ин лупты ӆӑӊхаӆум, щи вєр әхтыйн мўӊ рәпитӆўв. 

Тӑм пўш вәнӆтӑты вєрӑт тәты департамент ёх лупсӑт, хуты еӆӆы 2024-мит оӆ вўш эвӑӆт Сәрханӆ вошн педагогической университетн айӆат ёх рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуята йиты щир тӑйты питӆӑт, щит ет­шуптӑты пийн «Рўщ ясӑ­ӊа па рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуят» специальность ёша хоӆумӆӑт. 

Мўӊ оӆӑӊмит пўш рәт ясӑӊа вәнӆтӑты хуятӑт ӆэщӑтты оӆӊитӆўв.

Гжельской государст­венной университет эвӑӆт Ёмвоша мирхота хурӑт хӑншты кафедрайн рәпитты нє Ирина Кор­шунова юхтыӆӑс. Ӆўв института хурамӑӊа хӑн­шум ан мойӆӑс. Лупӑс, хуты иса мирӑт йис вєрӑт, йис вәӆупсы веккєши еӆӆы тәты мосӆ, айӆат ёх щи вєрӑта вәнӆтӑты.
Якутск вошн рәт ясӊӑт федеральной институт кәща нє Надежда Ва­сильева мирхотн лупӑс, хутыса этнокультурной вәнӆтӑты вєр унтасн рәт ясӊӑт ӆавӑӆты па еӆӆы тәты. 

- Россия мўвевн кәща ёхӆўв рәт ясӊӑта вәнӆтӑты вєр вантман тӑйӆӑт. Ясӊӑт нух аӆумты, ӆавӑӆты па еӆӆы тәты вєрӑт – щит государственной язы­ковой политикайн вуӆаӊ вєрӑт. Просвещения ми­нистерствайн рәпитты ёх Увӑс мўв, Сибирь па Дальний Восток мирӑт ясӊӑт ӆавӑӆты щира иса мосты вєрӑт вєрӆӑт, – лупӑс Н. Васильева.

Щи тумпи мирхотн округ ӑшколаятн, интернатӑтн няврємӑт пиӆа рәпитты ёх путӑртсӑт, хутыса ӆыв няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆ­тӑты хущӆӑт, муйсӑр ущ­хўӆь вєрӑт ӆэщӑтӆӑт, ӆәӆн урокӆаӆ әмща па ма ат мӑнсӑт. 

«Луима сэ­рипос» газе­тайн хӑншты нє Людми­ла Теткина лупӑс, хуты «Хӑнты ясӑӊ» па «Луима сэрипос» га­зетайӊӑнӑн рәпитты ёх кашӑӊ оӆ ок­руг няврємӑт пӑта арсыр кӑсупсэт ӆэщӑтӆӑт. Щит вєрӆӑт, ӆәӆн няврємӑт шуши мир ясӊӑт вәнӆтӑты хущты, щиты рәт ясӑӊӆўв ӆавӑӆты па еӆӆы тәты питӆўв.  

Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Рагимова
 

В Югре вновь начнут готовить учителей хантыйского языка

С 2024 года в Югре начнётся подготовка кадров по преподаванию родного языка. Об этом сказал декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета Николай Ганущак во время проведения межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогические ориентиры в поликультурной образовательной среде: традиции и новые вызовы». Комплекс мероприятий по этой теме прошёл 26-27 апреля в Ханты-Мансийске в очном и онлайн формате.

 

В мероприятии приняли участие более 100 человек, это ведущие эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Хакасии, Омска, Сургута, Ханты-Мансийска, представители органов власти, учителя родного языка и родной литературы образовательных организаций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и другие заинтересованные лица.

 

Участников мероприятия приветствовала директор Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Виктория Сподина:

– Педагогика быстро реагирует на изменения, которые происходят в обществе. В конце ХХ века в качестве нового направления педагогики сформировалось этнокультурное образование, которое сегодня стало активным элементом педагогической терминологии. Поликультурная образовательная среда предполагает погружение учащегося в свою родную культуру, познание традиций своего народа, мировоззренческих ориентиров, норм и ценностей своего народа в процессе обучения. Наш институт для каждого мероприятия готовит разнообразную литературу, которая будет полезна в вашей педагогической деятельности. Благодаря поддержке Департамента образования и науки вся литература, которая издается нашим учреждением, распространяется по образовательным учреждениям округа на безвозмездной основе. Важно, чтобы у вас на столе лежала литература по истории и культуре края, чтобы наши история, культура были хорошо известны не только нам, но и подрастающему поколению югорчан.

Декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета Николай Ганущак также выступил перед участниками конференции:

– В последние годы у нас сложилось тесное взаимодействие, направленное на развитие тех вопросов этнокультурного образования, о которых идёт речь на конференции. В августе прошлого года в Сургуте на круглом столе мы обсуждали вопросы национального образования в Югре, говорили о проблемах, связанных с изучением родного языка на территории округа. С этого времени мы продвинулись, в этом году департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры впервые заложил цифры приема по направлению «Русский язык и родной язык» в Сургутском государственном педагогическом университете с 2024 года. Мы будем первый раз набирать группу будущих учителей русского и родного языка, надеюсь на тесное сотрудничество с институтом.

Доцент кафедры изобразительного искусства и народной художественной культуры Гжельского государственного университета Ирина Коршунова считает тему конференции важной и актуальной. По её словам, в народном творчестве уже много веков отражаются все духовно-нравственные ценности, присущие любому народу. 

О возможностях и перспективах родного языка в системе этнокультурного образования рассказала и.о. директора филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации в г. Якутске Надежда Васильева:

– В Российской Федерации этнокультурное и языковое многообразие находится под защитой государства. Возрождение, сохранение и развитие  языков коренных малочисленных народов является одним из важных и приоритетных направлений государственной национальной и языковой политики. Министерство просвещения Российской Федерации уделяет особое внимание вопросу развития родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе общего образования. 

Также на конференции выступали учителя родного языка и родной литературы образовательных организаций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, воспитатели интернатов, дошкольных образовательных организаций и многие другие. Они обсуждали вопросы нормативно-правового сопровождения воспитательной работы в современном образовательном пространстве, значимости и важности вопросов по составлению программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Участники конференции также делились опытом организации различных видов деятельности в пришкольных интернатах.

Редактор газеты «Луима сэрипос» Людмила Теткина рассказала о проведённых объединенной редакцией национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» детских конкурсах. Они проводятся с целью сохранения, развития языков коренных малочисленных народов Югры, повышения интереса к изучению родного языка детьми и молодежью, для привлечения внимания к истории, традициям коренных малочисленных народов Севера в Югре.

Надежда Рагимова

Рубрика: 
Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
Номер Ханты Ясанг: 
№10 (3622)
25.05.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика