Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Рўтьщӑты вєрӑт тәты питӆӑт
  • Пушхӑт ӆавӑӆман тӑяӆн
  • Тохтурӑт рәпата оӆӑӊӑн
  • Вуӆаӊ нємн катӆуптӑсы
  • Муйсӑр экзаменӑт мӑты, ӆәӆн рәт ясӑӊ вәнӆтӑты
  • Наука щирн мирхот мӑнӑс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Няврємӑт айтєӆн рәт мўвеӆ сӑмӑӊа тӑйты вәнӆтӑты мосӆ
  • Муй иты еӆӆы рәпитты вєр пириты?

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тэк кәртăн ӆаӆьн нух питум хӑтӆ постăсы
  • Мўӊ нәмӆӑӆўв!
  • Хăнты арӑт тәса вәты хә
  • Рәт мир йис вєр еӆӆы тәӆӑт
  • Тўкъякăӊ сора ёшпи, пӑсты кўруп сӑмăӊ нєӊие
  • Ԯаӆь оӆăӊӑн ясӊăт…

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мўв кӑсты вєр оӆӑӊӑн
  • «Увӑс мўв тащӑт» вән мӑӊхӑтӆ
  • Музей ат Ёмвошн
  • Тәрум хот ӑшкола

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Югра мўвевн айӆат ёх хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты питӆыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Тәрум хот ӑшкола
  • Хантыйский
  • Русский

Тәрум хот ӑшкола

1712-1727-мит оӆӑтн Тәпӑӆ вошӑӊ митрополит Филофей Лещинской мўӊ увӑс мўвев хўват ӊхман Тәрум хотӑт омсӑс. 

1714-мит оӆн Россия мўвев Пётр I хон икев пос­тупсы щирн тӑм тӑхийн Вән Ас хонӑӊӑн Тәрум хот, щӑӆта Поӆнавӑт кәртые тывӑс. Щи пурайн тӑта тәп вет хоттєӆ ёх вәс. XIX-мит нәпӑтн Успение Святой Богородицы нємн пунсы. 1763, 1812, 1816-мит оӆӑтн тӑм мӑӊ хот тўтн ёссы, щӑӆта кәртӑӊ мир вух унтасн и ёшн йиӆпа омӑссӑт. 1929-мит оӆн тӑм Тәрум хот лӑп тәхӑрсы. 2009-мит оӆн вән кєр тыӆӑщ 29-мит хӑтӆӑн тӑм хот йиӆпатум пийн йиӆпа пўншсы. 2012-мит оӆн округ кә­щайт поступсы щирн, Поӆ­навӑт кәртӑӊ Тәрум хот ӆавӑӆты щира «Единый государственный реестр объектов культурного наследия» нєпека нух хӑншсы.

Тәняӆ ӆўӊӑн, вәйт ӆор тыӆӑщ 27-мит хӑтӆӑн Престольной мӑӊ хӑтӆ еӆпийн Поӆнавӑт кәртӑӊ Тәрум хотн воскресной ӑшкола пўншсы. Воск­ресной ӑшкола пўншты пӑта тыв Нуви сӑӊхум вош Тәрум хот пәп ики Георгий Полевщиков юх­тыӆӑс. Мєт сыры кәртӑӊ мир пойкщӑсӑт, щӑӆта няврємӑт пӑта «Закон Божий» урок вәс. Кашӑӊ няврєма Пресвятой Бо­городица икона хур мойӆӑсы.
Щӑӆта мӑӊ Богородица хӑтӆӑн кәртӑӊ мир пӑта Божественной литургия вәс. Щи пийн кәртӑӊ мир мойӊ ёх пиӆа Тәрум хот мухӑӆая пєрна пос пиӆа шәшсӑт.
Тӑм ванӑн Поӆнавӑт кәрта ӊхмємн ма щи ӑш­колая ӊхсум па вантсум, муй щирн щӑта вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтман вәӆ. Щӑта няврємӑт вәнӆтӑты нє Екатерина Терентьевна Веркина (Юхлымова) па няврємӑт пиӆа путӑрт­сум па арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссум.

Екатерина Веркина щи вєр оӆӑӊӑн ай тәс:

- Тәняӆ сўс вўш эвӑӆт кашӑӊ рўтьщӑты хӑтӆӑн няврємӑт тыв юхтыйӆӆӑт. Тӑта мўӊ ӆывеӆа рўщ Тә­рум Ащи, Тәрума эвӑӆты вєрӑт, мӑӊ хӑтӆӑт па па вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӆўв. Ӆыв пойкщӑты ясӊӑт вәнӆтӑӆӑт. Мўӊ няврємӑт пиӆа Тәрум хотн вән ёха кашӑӊ мӑӊ хӑтӆа ӆэ­щӑтыйӆты нётӆўв. 

Ма щив Пасха вән мӑӊ хӑтӆ еӆпийн ӊхсум, щирн ӆыв щи хӑтӆа ӆэщӑтыйӆсӑт. 
Е.Т. Веркина щи вєр оӆӑӊӑн щиты путӑртӑӆ:

- Ин ма ӆывеӆа Пасха оӆӑӊӑн путӑртӆум, муй щирн тӑм мӑӊ хӑтӆ тывӑс, муй щи хӑтӆ вәнты ӆапӑт мӑр вєрты мосӆ, муй щирн Пасха мӑӊ хӑтӆ постӑты па па вєрӑт оӆӑӊӑн. Ин пушхиет щи оӆӑӊӑн хурӑт хӑншӆӑт.  

Е.Т. Веркина эвӑӆт уша вєрсум, итәх ӆўӊ пу­райн ӆыв хущеӆа тўтӑӊ хопн пәп икет юхтыйӆӆӑт, щи пурайн тӑта Ас хуща итәх кәртӑӊ ёх пєрна пос пунӆӑт. 
Екатерина Терентьевна няврємӑта хӑнты мир Ная-Вәрта эвӑӆты вєр оӆӑӊӑн путӑртмаӆн ястӑӆ, хуты итәх рўщ па хӑнты мирӊӑн Тәрум Ащия эвӑӆты вєра ихураспеӊӑн. Вантэ, рўщ щирн Богородица, щит хӑнты щирн Кӑӆтащ Ими.
Е.Т. Веркина лупӑс, хуты интӑм вәӆупсэв па хураспия йис, щирн итәх няврємӑт ӆыкӑӊа єнумӆӑт, па няврємӑт пи­ӆа кўла питты вєр тӑйӆӑт. Тәрум хота юхӑттэӆн ӆыв Тәрум Ащия эвӑӆты вєр оӆӑӊӑн уша вєрӆӑт па имухты па хуят пєӆы сӑмӑӊа па нявлӑка йиӆӑт.  
Вәнӆтӑты вєр пийн шай яньщман няврємӑт еша рўтьщӑсӑт. Щи пурайн ӆыв путӑртсӑт, муй щирн хәнты тыв юхӑтсӑт, хуты ӆывеӆа тӑта әмӑщ Тәрум Ащи эвӑӆты вєр оӆӑӊӑн уша вєрты, хуты ӆыв на па хӑннєхуятӑт пєӆы сӑмӑӊа йисӑт. 

Путӑр хӑншӑс: 
Людмила Гурьева

Полноватская Воскресная школа

С 1712 по 1727 годы иеромонах Фёдор, бывший тобольский митрополит Филофей Лещинский ездил по обским глубинкам и проводил просветительские миссии среди местного коренного населения.

 

В 1714 году по указу императора Петра I здесь, на высоком берегу Оби, возле юрт, в которых жили ханты, была построена первая христианская церковь. Постепенно это место стали обживать, так вокруг церкви появилось селение Полноватское, вернее Полноватские юрты. Известно, что в тот период здесь было пять дворов.

В середине XIX века церковь получила пристол, освящённый во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1763, 1812, 1816 годы церковь горела, но благодаря усилиям сельчан она вновь восстанавливалась. В 1929 году Полноватская Богородице-Успенская церковь была закрыта, как культовый объект, стала использоваться под складское помещение, а позже под клуб.

24 апреля 2009 году церковь Успения Пресвятой Богородицы после реставрационных работ была вновь открыта для прихожан. У здания были сохранены первые венцы сруба, оно возведено на старом фундаменте, частично были оставлены старые стены церкви.

14 декабря 2012 года постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры здание церкви Успения Пресвятой Богородицы является выявленным объектом культурного наследия автономного округа, включённое в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Прошлым летом 27 августа, накануне Престольного праздника, в селе Полновате при Церкви Успения Пресвятой Богородицы торжественно была открыта Воскресная школа. Мероприятие началось с общего молебна. Юных воспитанников, окропив святой водой, благословил благочинный Белоярского благочиния протоиерей Георгий Полевщиков. Затем в двух аудиториях для учеников был проведён первый тематический урок «Закон Божий». По завершению урока каждому ученику были вручены иконы Пресвятой Богородицы и сладости от главы Белоярского района Сергея Маненкова.

В праздничный день Успения Пресвятой Богородицы в храме была совершена Божественная литургия. А накануне протоиерей Георгий Полевщиков совершил всеношное бдение с освещением хлебов. Богослужение завершилось Крестным ходом вокруг храма.

Недавно побывав в командировке в селе Полновате, мы посетили занятие в Воскресной школе. Пообщались с преподавателем Екатериной Терентьевной Веркиной (Юхлымовой) и воспитанниками.

Екатерина Веркина рассказала:

– С прошлой осени каждое воскресение дети приходят на занятия. Мы рассказываем о становлении православной веры на Руси, о церковных праздниках и т.д.  Дети заучивают молитвы. Мы с воспитанниками помогаем церковным служителям готовиться к церковным праздникам.

Мы были в Полновате накануне праздника Великой Пасхи, поэтому воспитанники с преподавателем готовились к этому светлому празднику.

Вот что рассказывает Е.Т. Веркина:

– Сейчас на уроках мы рассказываем о возникновении и значении для православных праздника Светлой Пасхи, а также о том, как к нему нужно готовиться в течение недели. Сейчас дети рисуют рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи».

Е.Т. Веркина рассказала, что иногда летом к ним приезжает теплоход со служителями церкви, которые проходят Крестным ходом по селу Полновату, а также проводят для сельчан крещение в реке Оби.

В беседе с детьми Екатерина Терентьевна приводит сравнения православной веры и языческой веры народа ханты, находя общие черты. Например, образ Богородицы можно сопоставить с хантыйской Богиней Калтащ Ими и т.д.

Е.Т. Веркина отметила, что сейчас в современный прогрессивный век мир стал агрессивным, жизнь значительно изменилась и дети стали другими, порой, кажется, что они стали нетерпеливее, злее, есть дети, которые хамят, любят подраться со сверстниками и т.д. А после посещения церкви, службы, в частности, Воскресной школы, они на глазах меняются, становятся спокойнее, терпеливее, добрее к окружающим.

После занятия был перерыв на чай, во время которого дети рассказывали, как они решились посещать Воскресную школу, у кого-то вся семья верующая, т.е. вера прививается с самого детства, кто-то открыл для себя православную веру и, познавая основы, стал более спокойным и умиротворённым. Они говорят, что если у них что-то не получается, то они молятся, и, как им кажется, после этого у них всё налаживается.   

Людмила Гурьева

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№10 (3622)
25.05.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика