- Хантыйский
- Русский
Пәкӑр кәрт хӑнты мир вәӆты щир
Хӑнты по маньщи миревн вәтща ха вәӆты кәртӑтн тўӊа-щирӑӊа йис вәӆўпсы пищӑт мсыева шавиман тӑйсайт. Щимӑщ ай кәртӑӊ мир оӆӑӊӑн тӑм пўтрєм мӑнӆ. Пәкӑр кәртэв Сўмӑтвош эвӑӆт хәӆумъяӊ хәӆум километра вўшн Сўмӑтвош районӑн вәӆ. Кәрт Вухаӆь юханэн овн омӑсӆ. Вухаӆь юханэн па Ай Ас пусӆа питӆ.
Колхозӑт тывум пурайн тӑм хӑнты кәртые тӑта вєрса. Ар мир хӑнты ай кәртăт эвӑӆт тыв тәсайт. Щит арсыр рәт ёх: Явровӑт, Туевӑт, Рябчиковӑт, Тарлинӑт – Катра Пәкӑр ёх. Йис щирн тăм кәрт Весәхты кәрта айӆса. Щи кәрт Ай Ас пусӆ кимӑӆн вәс, тӑм йисн хот вуӆӆаӆ па ӑн хӑщсӑт; Новьюхов рәт ёх, Рубахов, Аятов по Рябчиков рәтӑт Усть-Сосьвинской юрта эвӑӆт юхӑтсӑт. Тӑм кәрт нєм архив нєпекӑт щирн. Йис пурайн хӑнты ёх Пӑӆ кәрт нюӆа айӆса, муй па Тӑӆ кәрта. Непкин рәт ёх па Гындышевӑт Войтеховской па Непкинской юртайт эвӑӆт тәсайт.
Хӑнты щирн, вәӆум мир вўӆы ӆавӑӆман, вәнт вой, хўӆ веӆпӑсӆуман тӑӆн-ӆўӊӑн вәсӑт. Колхозӑт тывум пурайн хӑнты мир йиӆуп щирн вәӆты питсӑт. Мисӑт па ӆовӑт тӑйты, ӆєтутӑт єнмӑӆты вєра вәнӆтӑсайт.
Архивн вәӆты нєпекӑт хўват уша вєрсэв: «Туземный советн паланӑн мӑсайт, камн мўвн єнумты ӆєтутӑт мосӆ омӑсты: овес – 1 га, кӑртәпка – 3 га, капуста – 0,50 га, ăсвёкла – 0,25 га, лук – 0,25 га па пасыр ӆєтутӑт єнмӑӆты: чеснок, огурец, помидор, редька, редиска, горох, бобы, пшеница, ячмень, лён, конопля».
Ин па хӑнты ёх па щирн вәӆты партсайт. Щит шуши мирева шєӊк тураса, аӆпа, вәс.
Няврємӑт ӑшкола-интерната тәсайт па щӑта тӑӆаӊ оӆ мӑр вәнӆтыйӆсӑт. Юхи тәп каникулая юхтыйӆсӑт. Ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ вәӆты пищ юрємӑты питсэӆ, хӑнты ясӊеӆ юрємӑты питсэӆ.
Ин тӑм йисн Пәкӑр кәртӑн тәп вәнӆат ёх рәт ясӊеӆ вәйтӆэӆ па ищимурт кўтэӆн рўщ ясӑӊӑн щи путӑртӆӑт. Айӆат ёх рәт ясӊеӆ иса тӑруптӑсэӆ.
Колхозӑт йира питум пурайн мир рәпатайӆы хӑщсӑт.
Пәкӑр кәртӑӊ ёх ӆыв кўтэӆн 1994-мит оӆн хўӆ веӆпӑсӆӑты щира «Пугоры» нємпи община вєрсӑт. Хўӆ веӆпӑсӆуман вәсӑт. Сўмӑтвош районной шуши мир вєрӑт тәты тӑхийн ма вухн нётсайт. Тәп ищимурт еӆӆы ма вәӆты щир ӑнтәм вәс.
Щирн 2005-мит оӆн «Пугоры» хўӆ веӆпӑсӆӑты община па «Сурах» нємпи Сўмӑтвош община ха пиӆтӑщсӑӊӑн. Пәкӑр кәртӑӊ ёх щив веӆпӑсӆӑты ӑн мӑнсӑт, щирн па щи рәпатайӆы хӑщсӑт.
Кӑши-мәш вєрӑтн шуши ёх нумӑсӆаӆ иса шәка йисӑт. Ар хуят ӑнтәма йисӑт. Мир иса шәкӑӊ тӑхия ӊхман, рәтӆаӆ шавиман ар вўна яньщты питсӑт. Пирӑщ ёхӆўв щи ястӑӆӑт : «Хӑӆа пєӆы вәӆты питсӑт».
Йис пурайн вән хуятӑт мӑӊ тӑхета ӊхсӑт, еӆӆы вәӆты щира Найӆаӆа-Вәртӆаӆа йир-поры вєрийӆсӑт. Ин, тӑм йисн айӆат ёх щимӑщ мутра ӑн тӑйӆӑт. Вән хуятӆаӆн вәнӆтӑты щир ӑнтәм вәс.
Катра советской лащ омсум пурайн мӑӊ тӑхета ӊхты ӑнт єсӑӆсайт, Пўпи як хот вєрты па ӑнт єсӑӆсайт. 1937-1938-мит оӆӑтн репрессия вєр вәс. Щӑрт вєр тӑйты хә хуятӑт хуӆыева щи пурайн пӑратсайт. Щӑӆта ӆаӆь пурайн 1941-1945-мит оӆӑтн ищи хә хуятӆўв пӑрсӑт. Щирн айӆат ёх мӑӊ порыӆӑты вєрӑта, еӆӆы тумтака вәӆты щира вәнӆтӑты хуят ӑнтәм вәс.
Ин еӆӆы вәӆты айӆат ёхӆўв щимӑщ нумӑс, щимӑщ ӛр ӑн тӑйӆӑт. Ясӊеӆ па тӑруптӑсэӆ.
Пәкӑр кәртӑн ин нюр шимӆ хуят хӑщӑс: хәс хәт хуят – щит вән хуятӑт, па вет ай няврєм вәӆ. Няврємӑт Тэк кәртӑн интернатн вәнӆтыйӆман вәӆӆӑт. Тәхӑӆ ёх вәӆты щира Сўмӑтвоша мӑнсӑт. Кўш па мосӑӊ рәт мўвеӆн, кәртэӆн сӑмӆаӆ ӆӑӊхасӑт вәӆты.
Пәкӑр кәртӑн хўв пура вўш эвăӆт муӆтыя ӆапка хот, нянь вєрты хот, пәӆьница хот ӑнтәм вәс.
Ма щив 2014-мит оӆн командировкая ӊхсум, кәртӑӊ ёх «Тыӆӑщ поры» мӑӊхӑтӆ вєрсӑт. Кәртӑӊ мир кўлупн ӑктăщсӑт. Кўлуп хотэӆ тӑм мосванӑн па йира вўты партса.
Ин Пәкӑр кәрт Сўмӑтвошӑ кӑртса. Муйсӑр вєр ки мосӆ, Сўмӑтвоша мӑнты мосӆ. Тәп Пәкӑр кәрт хәӆумъяӊ хәӆум километра хўватн Сўмӑтвош эвӑӆт омӑсӆ. Тәхӑӆ ёх хоп, мотор ӑн тӑйӆӑт. Ӆапкая муй пәӆьницая ки мосӆ, па воша щи хўват тӑхия мӑнты мосӆ. Щиты щи кәнярӑт вәӆӆӑт. Интӑм Пәкӑр кәртӑӊ ёх хӑнты мир вәӆты пищӑт, хӑнты ясӑӊ иса щи вәтшӑӆӆаӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Наталья Морозова
Деревня Пугоры как центр традиционной культуры
Национальные поселения, где компактно проживают коренные жители ханты и манси являются более востребованными в качестве духовных и историко-культурных локусов, несущих в себе «неприкосновенный запас» ценностей традиционной культуры.
О современном социальном состоянии носителей этнической культуры, особенно в глубинках, следует сказать особо, т.е. именно в глубинках зримо можно увидеть степень сохранности или утраты национальной культуры. Рассмотрим национальное поселение Пугоры Берёзовского района, которое расположено на устье реки Вогулка, впадающей в реку Малую Обь.
Данный населённый пункт образовался в советский период укрупнения колхозов, для чего было объединено население нескольких национальных деревень (юрт).
По фамильному составу современно поселение Пугоры – это Явровы, Туевы, Рябчиковы, Тарлины были из юрт Пугорских, которое располагалось на берегу реки Малой Оби. Его хантыйское название звучит Весухты курт. Семьи Новьюховых, Рубаховых, Аятовых, Рябчиковых привезли из юрт Усть-Сосьвинские. Это название юрт по архивным документам. Сами коренные жители называли «Палкурт нюл» («Поселение на высоком мысу»). Другое его название было «Тал курт» («Зимнее поселение»). Семьи Непкиных и Гындышевых были перевезены из юрт Войтиховских и Непкинских.
В период колхозного хозяйствования коренное население стало заниматься не совсем свойственным для традиционной жизни видами деятельности. В колхозах стали заниматься разведением крупного рогатого скота на фермах, коневодством и полеводством. Вчерашние оленеводы, рыбаки, охотники стали выращивать сельхозкультуры.
Из архивных документов:
«Плановое задание на туземный совет: яровых (овес) – 1 га; картофель – 3 га; капуста – 0,50 га; свекла – 0,25 га; лук – 0,25 га; прочие огородные культуры: чеснок, огурцы, помидоры, редька, редис, горох, бобы, пшеница, ячмень, лён, конопля».
Таким образом, был навязан новый образ жизни, а для данных видов деятельности необходим совершенно новый ритм жизни, к которому коренное население должно было адаптироваться в кротчайшие сроки. А для жителей, ведущих полукочевой образ жизни, сезонное хозяйствование данный ритм совершенно не приемлем.
Исторически сложившаяся система школ-интернатов определяла полное государственное обеспечение детей школьного возраста. Воспитывающее иждивенчество независимо от занятости и уровня дохода родителей; фактически исключение семьи из процесса воспитания и обучения; отрыв от её национальной культуры, языка, обычаев – всё это нарушило традиционную национальную педагогику.
Возвращаясь к современным жителям поселения Пугоры, которые и являлись теми воспитанниками школ-интернатов и их дети оказались в том же положении. Большая часть жителей среднего возраста данного поселения ещё владеет родным языком, но, в основном, разговаривают на русском языке. А их дети и вовсе не разговаривают на хантыйском языке.
После развала колхозной системы появилось большое число безработных среди коренного населения. В 1994 году в деревне Пугоры была создана национальная рыболовецкая община «Пугоры». Какое-то время община получала дотации районного Комитета по делам малочисленных народов Севера, но в последствии с возникшими финансовым трудностям самостоятельно община существовать не смогла. И с летней путины 2005 года община «Пугоры» была вынуждена присоединиться к Берёзовской общине «Сурах» («Сырок»). Но жители Пугоры в эту общину не пошли работать.
В сложившихся условиях социально-экономических перемен, возникают определённые жизненные трудности, которые вызывают депрессию, часто преобладает пессимизм, безысходность во взглядах на будущее. Повысилась смертность среди коренного населения, начали часто ездить на кладбище, соблюдая при этом поминальные обряды. А так как жители данного поселения в разной степени родстве между собой, то в похоронно-поминальных обрядах участвуют всегда большая часть жителей деревни. Как говорили старшее поколение хала пелы керласат ‘повернулись в сторону мёртвых’.
В период советской действительности любая обрядовая деятельность коренных жителей, например, Медвежьи игрища были под запретом. На сегодняшний день забыты территориальные духи-покровители, нет хранителей священных мест, которые бы проводили обряды для благополучия своих родов. Такими обрядами занимались мужчины. Но передача таких знаний также была прервана. Старшее поколение мужчин, обладающие данными знаниями, были репрессированы в 1937-1938 годы. Много мужчин погибло во время войны в 1941–1945 гг, поэтому обряды, направленные на благополучие, обеспечивающие психологическое равновесия, вновь выросшие поколение не знает.
Сейчас в деревне Пугоры осталось всего 26 человек – взрослого населения и пять детей. Дети учатся в посёлке Теги в школе-интернате. Часть населения переехали жить в село Берёзово, как бы им не хотелось проживать в родной деревне. Многие годы в деревне Пугоры нет продуктового магазина, пекарни, не работал ФАП.
В 2014 году в ходе командировки по сбору этнографического материала в деревне Пугоры проводили семейно-обрядовый праздник Тылащ поры ‘Обряд угощения Луны’. Жители собирались в деревенском клубе. Сельский клуб – это место встреч односельчан. Клуб вскоре снесли.
Деревня Пугоры теперь входит в пгт. Берёзово, хотя находится в 33 километрах от Берёзово. В магазины, в поликлинику жителям приходится добираться самим. В летний период проблемно т.к. у некоторых нет лодок и моторов.
Таким образом, высокая скорость перестраивания жизни, смена сложившего устойчивого жизненного стереотипа, утрата привычных социальных традиций, отрыв от семейного окружения, стремление привить несвойственные формы хозяйствования, отразились на физическом и психологическом здоровье коренных жителей.
Ценная, особая, самобытная культура, построенная на гармоничном существовании с природой, растворяется в окружающей цивилизации.
Наталья Краснопеева






