Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Ёмвошев хурамӑӊа ат йиӆ
  • «Ӆыӆәӊ сойәм» хуща йӑӊхсәт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Айӆат ёх вәнӆтӑты вєрӑт оӆӑӊӑн
  • Когалым вошн вән мирхот вәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Конда мўв вухаӆь хә 90 тӑӆа йис
  • Пәкӑр кәрт хӑнты мир вәӆты щир
  • Пәкӑр ими Касум мўвн вәӆ
  • Рәт ясӊӑӆ еӆӆы тәӆӆэ
  • Мир мӑӆты вєр ӆэщӑтсӑт
  • Ўяӊ хӑннєхә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра мўвевн йис пурмӑсӑт шавиман тӑйты ёх ӑктӑщийӆсӑт
  • «Хутӑӊ хурас» поры вєрсы
  • Увӑс мирев йис вәӆупсы пєӆа сӑмӑӊ ими
  • Йис ёх вєрӑт па йис вәӆупсы тәӆ
  • Ӆўвăт эвӑӆт пурмӑсӑт эвӑтты ики

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Кӑт эви па ӆон вєрты ими

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӊӑӆ еӆӆы тәӆӆэ
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӊӑӆ еӆӆы тәӆӆэ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Рәт ясӊӑӆ еӆӆы тәӆӆэ
< previous
> next

Светлана Михайловна Сигуней (Ерёмина) нє пиӆа товийн Санкт-Петербург вошн вәйтантыйӆсумн, хән щив Увӑс мирӑт институтн ӆэщӑтум мӑӊхӑтӆа юхтыйӆсумн. Ӆўв Красноярской край Таймыр мўвн вәӆ. 1984-мит оӆн института вәнӆтыйӆты юхтӑс. Щи пурайн Санкт-Петербург вош хуӆна Ленинграда нємӑтман вәс. Щӑта Светлана Михайловна ай классӑт учителя вәнӆтыӆӑс. 

Ӆўв путӑртӑс, хән веӆщи вән воша юхтӑс па Стачек вош хўлыйн общежития тӑхия ӆуӊӑс, хўв пӑтлам хот йит шиваӆумаӆн, сєм йиӊкӆаӆ иӆ хуӆиты щи питсӑт. 

 Ӛхӑт ма тыв вәнӆсум па ин тәп хошум па нявлӑк нумсӑт щи пура оӆӑӊӑн хӑщсӑт. Ма тӑта уша вєр­сум, Увӑс мўвн ӑнтә тәп долганӑт, щӑта арсыр ай мирӑт вәӆӆӑт па ӆыв арсыр ясӊӑтн путӑртӆӑт. Ма рәт ясӊєм оӆӑӊӑн уша павӑтсум, долганской ясӑӊ грамматика оӆӑӊӑн вәйтты питсум. Ма ӑн па нәмӑссум, хуты хәнты рәт ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты питӆум, – лупӑс Марина Михайловна.  

1988-мит оӆн интститут етшуп­тумаӆ пийн ӆўв юхӆы рәт мўвӆа кєрӆӑс па Хатангской район Каты­рык ай кәртӑн ай классӑт вәнӆтӑты нєӊа рәпитты питӑс. Ӛхӑт 1991-мит оӆн эвеӆ сєма питмаӆ па ӆўв хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа Дудинка воша вәӆты мӑнсӑт. Тәп няврємӆаӆ вәнашӑк йитэӆ вәнты ӆўв ай увӑс кәртӑтн рәпитӑс: и оӆ Катырык кәртӑн, кимит оӆ Сындасско кәртӑн. Щӑӆта хән няврємӊаӆ ӑшколая мӑнты вәнты єнумсӑӊӑн, ӆыв Дудинка вошн вәӆты питсӑт. 

2007-мит оӆн Светлана Тай­мырской колледж хуща воспитателя рәпитты питӑс па ипуӆяӊ оӆӑӊмит ӑшколайн рәт долганской ясӑӊ тәс. Щит ӑшкола-интернат, хута Ду­динской район эвӑӆт няврємӑт вәнӆтыйӆӆӑт. 2014-мит оӆ вўш эвӑӆт Светлана Михайловна колледж хуща иса рәт ясӑӊ тәты питӑс. 

Мосӆ лупты, ӆўв вәнӆтум и эвеӆ ин ӑшколайн рәпитӆ, ищи рәт ясӑӊ урокӑт тәӆ. Щи айӆат нє колледжӑн  вәнӆтыйӆмаӆн сыр-сыр кӑсупсэтн кӑсӑс па оӆӑӊмит тӑхет вўйӆяс. Ӆўв лупӑс еӆӆы, ин колледжӑн рәт ясӊӑт тәты учителят кўтн ванкўтӆы кӑсупсэт вєрӑнтӆӑт, щит долганской, юрн, нганасанской, эвенкийской ясӊӑт тәты хуятӑт кўтн.

Таймырской колледжӑн рәт яс­ӊӑт вәнӆтӑӆӑт щи айӆат ёх, хуйтат гуманитарной отделения тӑхийн, ай классӑт вәнӆтӑты учителята, воспитателята па физкультура уро­кӑт тәты хуятӑта йиты вўтьщӑӆӑт. 
Тӑм оӆ вўш эвӑӆт ищиты «народ­ное художественной творчество» па «педагог дополнительного обра­зования» тӑхеӊӑн хущи вәнӆтыйӆты студентӑт рәт ясӊӑт па методика вєрӑт уша павӑтты питӆӑт. 

Светлана Михайловна лупӑс, хуты колледжӑн увӑс мирӑт рәт ясӊӑт иса хуӆыева арсыр мируп студентӑт вәнӆтӑӆӑт. Ӆўв нәмӑсӆ, хуты тӑм вєр ӆывеӆа муӆтаса ӑн питӆ. 

Ма ӆўвеӆ иньщӑссєм, няврємӑт рәт ясӊеӆ вәйтӆэӆ муй ӑнтә? Ӆўв юхӆы лупӑс, интӑм долганской ясӑӊ вәты няврєм шимӆа йис. Сындасско кәрт эвӑӆт юхӑтты айӆат хуятӑт рәт ясӊеӆ ма вәӆэӆ. Ӆыв ай пура вўш эвӑӆт рәт ясӑӊӑн путӑртӆӑт. 

Ӆўв лупӑс, хуты долганӑт кӑт щира ортӆыйт, щит нўм пєлӑк ёх па ным пєлӑк ёх. Щит юхан хўват вәӆты хӑннєхуятӑт. Щи ёх, хуйтат нўм пє­лӑкн вәӆӆӑт, рәт ясӊеӆ вәтшӑсэӆ. Ным пєлӑкн вәӆты хӑннєхуятӑт рәт ясӊеӆ хуӆна ма вәӆэӆ. 

 Катырык кәртӑн няврємӑт рәт ясӑӊӑн ӑн путӑртӆӑт. Ма хиӆыӆам 1978-мит оӆн сєма питсӑт, ӆыв рәт ясӊеӆ тәп хәӆӆэӆ, путӑртты рәт ясӑӊӑн ӑн хошӆӑт. Итәх хуятӑт рәт ясӑӊӑн па щирн путӑртӆӑт, мӑтты ӆыв па мируп ясӊуп хуятӑта вәӆӆӑт, – лупӑс С.М. Сигуней.
Ӆыв няврємӑт пиӆа сыр-сыр рәт ясӊуп кӑсупсэтн кӑсӆӑт, етнхотӑтн юнтӆӑт, мӑӊхӑтӆӑтн вәӆӆяӆӑт. Щиты тӑм оӆ ӆыв рәт ясӑӊӑн вєрум «Сӑкӑӊ тўш» нємпи моньщ ӆэщӑтсӑт па мира ванӆтӑсӑт. 

Ма ӆўвеӆ хотӑӊ ёхӆаӆ оӆӑӊӑн иньщӑссєм. Светлана юхӆы лупӑс, иикеӆ Александр Васильевич Сигуней юрн хә, ӆўв Таймыр мўвн вәтаӊ художника-скульптора вәӆ. Хәнты ӆўв нӆ класс вўш эвӑӆт Ленинград вошн Б.В. Иогансон нємпи художественной ӑшколайн вәнӆтыӆӑс, ин щи ӑшкола лицея вєрсы. Снежана эвеӆ Таймырской «Хэйро» нємпи якты-ариты тӑхийн рәпитӆ. Слава пухӑӆ Санкт-Петербург вошн Полярной академия тӑхийн вәнӆтыӆӑс, ин па рәт мўвӑӆн эколога рәпитӆ. Ӆын рәт долганской ясӑӊӑн ӑн путӑртӆӑӊӑн, тәп хәӆты хәӆӆӑӊӑн. Щит пӑта муй рәт ясӑӊӑн мир муӆты путӑртӆӑт ки, уша павӑтӆӑӊӑн. 

 Ма тӑм йисн вәӆты айӆат ёха ӆӑӊхаӆум лупты, ӆәӆн ӆыв ат вәнӆтыйӆ­сӑт, муӆты йиӆуп вєрӑт уша ат павӑтсӑт. Тӑмхӑтӆ щит шєӊк мосты вєр, йиӆуп нумсӑт, йиӆуп вєрӑт такӆы вәӆупсэӆ ӆавӑрта мӑнӆ. Ӆәӆн ӆыв ай пурайт вўш эвӑӆт м хӑннєхуятӑта ат єнумсӑт па тәп мосты щирӑт уша ат павӑт­сӑт, – нёхмӑс Светлана Сигуней.

Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Вах

Несёт родной язык людям

Со Светланой Михайловной Сигуней (Ерёминой) встретилмсь в Санкт-Петербурге во время празднования юбилея Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Она родом из Красноярского края, с Таймыра. В 1984 году поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Тогда ещё Санкт-Петербург назывался Ленинградом. В 1988 году окончила факультет народов Севера по специальности «Педагогика и методика начального обучения» и стала учителем начальных классов.

По её словам, когда она поступила сюда и впервые вошла в общежитие, увидела длинный тёмный коридор общежития на проспекте Стачек, дом 30, ей стало до того печально, она прислонилась к стене и заплакала, очень захотелось домой. 
– Но это была минутная слабость. Институт дал мне очень хорошие и тёплые воспоминания. Он мне дал теоретические знания о родном языке, а это самое главное – я узнала грамматику языка. И вообще узнала о народах, которые проживают на Севере нашей страны. В коридоре общежития на стенах висели портреты и названия всех народов. Это было очень показательно. Я узнала, что мы не одни такие, долганы, оказалось, что есть много и других малых народов. Я не думала, что буду преподавать долганский язык, думала, что буду работать просто учителем начальных классов. Но жизнь так повернула, что мне пришлось вести уроки родного языка, – говорит Светлана Михайловна.
После окончания института Светлана вернулась на малую родину, поехала в посёлок Катырык Хатангского района Красноярского края, где работала учительницей начальных классов. В 1991 году у неё родилась дочь, и они с семьёй переехали в город Дудинку. Рождение детей не мешало ей возвращаться снова в посёлок и работать там учительницей. В первый год она работала в посёлке Катырыке, во второй – в самом северном посёлке Сындасско. Когда дети подросли, семья окончательно переехала в Дудинку. Там она работала преподавателем долганского языка в Таймырском колледже и одновременно вела факультатив в Дудинской школе №1. 

Справка:
Город Дудинка – столица Таймыра. Из семи городских школ родной язык ведётся только в школе №1 – это школа-интернат. Сюда приезжают дети из районов Таймыра, в основном, из Дудинского района. В 2007 году родной язык преподавался факультативно. 

В 2007 году Светлана Михайловна устроилась работать воспитателем Таймырского колледжа, но при этом вела уроки по долганскому языку. Шесть лет проработала воспитателем и учителем родного языка, а с 2014 года преподаёт родной язык и другие дисциплины начального образования. 
До сих пор работает учителем родного языка и ждёт приемников. Надо сказать, что ей есть чем гордиться – её студентка работает в гимназии и ведёт факультатив по долганскому языку. Она – постоянная участница конкурсов, которые проводились в колледже, занимала первые места. 
В колледже постоянно проводятся конкурсы между учителями родных языков: долганского, ненецкого, нганасанского, эвенкийского языков. 
В Таймырском колледже родной язык и методику преподавания изучают студенты гуманитарного отделения, будущие учителя начальных классов, обучающиеся на дошкольном отделении и студенты, занимающиеся по направлению «физическая культура». С сентября 2025 года родной язык и методика преподавания будут преподаваться студентам, обучающимся по специальностям  «народное художественное творчество» и «педагог дополнительного образования». 
Светлана Михайловна отметила, что язык изучают все студенты этих групп, независимо от национальности. Они изучают язык, методику преподавания языка, по её словам, это им пригодится.
Сегодня, к сожалению, владеющих родным долганским языком мало. Лишь в некоторых посёлках язык сохранился, например, в северном посёлке Сындасско, который находится в Хатангском заливе. Там дети владеют родным языком с детства. 
Надо сказать, что долганы делятся на два куста: куст верхний и куст нижний, деление это проходит по течению реки. Дети с верхнего куста уже не владеют родным языком. В посёлке Катырыке дети, рождённые с 1978 года, уже перестали говорить на родном языке. Её племянники, родившиеся в 1978 году, понимают родной язык, могут говорить, но уже говорят с акцентом. Есть дети, которые не понимают и не говорят на родном языке. 
Отмечает, что в колледже приятно работать с детьми, которые владеют родным языком. Они участвуют в этнографических диктантах, показывают фольклорные постановки, участвуют в различных фольклорных фестивалях. В этом году представили сказку на долганском языке «Бисерная борода». 
– Есть дети, которые владеют языком, я всегда с ними работаю. Это не зависит от того, ходят они на долганский язык или нет. Когда вижу, если ребёнок владеет языком, он становится моим учеником, – говорит Светлана Михайловна. 
Я попросила её рассказать немного о своей семье. Светлана Михайловна рассказала, что у неё двое детей, муж – ненец Александр Валерьевич Сигуней, он – известный на Таймыре художник-скульптор. С 4 класса учился в Ленинградской школе имени Ягансона. Дочка Снежана Сигуней артистка ансамбля «Хэйро», танцует, а сын Слава отучился на эколога. Тоже учился в Санкт-Петербурге в Полярной академии, работает экологом. Язык они понимают, росли они, в основном, в долганской среде, но не владеют и не говорят. Но если им оказаться среди говорящих на языке, они не будут чувствовать себя чужими, они поймут, о чём говорят люди рядом с ними.  
Я спросила у неё, что бы она хотела пожелать будущим студентам и вообще молодым людям? Светлана Михайловна ответила: 
– Молодые люди ещё не понимают важности учёбы, развития своей личности. Я бы хотела пожелать, чтобы они всё-таки стремились получить образование, это их будущее. Как говорится, чтобы с молодых лет они были хорошими людьми, стремились только к лучшему. Я очень рада, что сейчас, в наше время молодёжь всё-таки хочет жить хорошо. Стало модно вести здоровый образ жизни. Мне это нравится. Развиваться и ещё раз развиваться! 

Надежда Вах
 

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 20 (3680)
23.10.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика