Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвев 88 оӆа йиӆ
  • 60-мит тӑхийн вәты мир Ёмвошн вәйтантыйӑт
  • Ай кәртӑтн интернет рәпит
  • Мўв ипи вуй кӑншты вєр оӑңӑн
  • Па хон пєлӑк рўщӑт пиа иса вәйтантыйӑт
  • Округ шуши мир вәупсы єрамтӑ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәща нє о мӑр рәпата оӑңӑн ясӑң тәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сәрхан мўв эвӑт хӑрщи хӑннєхә
  • Ма ай кәртєм хурам хуща вә
  • Комсомол нумӑмиясэв
  • Пяк ёх пух вўыа авӑман вә
  • Сәрхан мўв айат ёх вәйтантупсы
  • Айпинӑт рәт – щит йиңк вой рәт
  • Тўр сыйӆ союм иты ӆәрийӆ
  • Шуши мир йис вєрӑт тәса вәӆӆэ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Геннадий Райшев йиуп хурӑт
  • Рәтӑт оӑңӑн путрупсы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Айпинӑт рәт – щит йиңк вой рәт
Семён па Любовь Айпинӊӑн вўт кәртӑн
Семён па Любовь Айпинӊӑн вўт кәртӑн
  • Хантыйский
  • Русский

Айпинӑт рәт – щит йиңк вой рәт

Тӑм пўш 21-мит «Хӑнты ясӑң» нєпекӑн Ирина Тырлина пиа путӑр єтӑс, щит Мегионӑн вәты историко-культурной па экологической нємуп хот рәпатнек. Щи нєпекӑн мўң ай павӑтсўв, Ирина хӑнты моньщӑт па путрӑт мир эвӑт нух хӑншӑ. 

ўңӑн ўв пурмӑс вєрты мирхота Ёмвоша юхтыӑс, щи пурайн ўве моньща хӑнты газетая китты пойксум. Тӑм хӑт Ирина Семеновна эщӑтум йис путӑр щи хӑншўв. Щӑта ай павӑтман вә, хутысаты Айпинӑт рәт тывӑс. Щи оӑңӑн ўвеа ӑңке-аще Любовь Николаевна па Семён Александрович Айпинңӑн путӑртсӑңӑн. Ирина щи оӑңӑн «Память будущих поколений» нємуп мирхотн путӑртӑс. Щи ут Ас потты тыӑщ 9-мит хӑтӑн Ёмвошн мӑнӑс. Мос лупты, Айпинӑт – хӑт єтты пєлӑк хӑнтэт па арсыр нємӑт щи ёх путӑр сувӑн Ирина хӑншӑс, щитӑт тӑта щиты хӑншман щирн хӑйсӑам.
Реональда ОЛЬЗИНА

Ват юхан тый апӑт пух

Айпинӑт – щит йис рәт, хутысаты ыв опращ нєме тывӑс, щи оӑңӑн катра йис вўш эвӑт щи ёх путӑр путӑртӑт. Пирӑщ ёх ясӑң щирн, Айпинӑт рәт тывӑс, хән Паӄанє (щит емӑң нєм) тәрум эвӑт Аган юхана сиӈки йаӽәма и вухӑс. Паӄанє ӑ вәты нєңа ӑн вәс, щит пӑты Паӄанє муй Ваганє емӑң нємӑ рәтнайан ӑн лупийсы, ўве Вунт ӆуӈӄ нє щирн аьщӑсэ. 
антӑң ёхумн Паӄанє Агман хәя икия мӑнӑс. Вәнтӑң нє ике пиа ӑ ёх иты вәс, тәп вєншӑ нємхуятн нємхәнты ӑн вантсы. Иса емӑтман вәс, тәп итәх хуятӑт ўв пӑӊа вантсӑт. ўв иса хәсы вәс, нємхәнты хӑннєхәйт пиа ӑн путӑртӑс. Агман ике пиа путӑртӑс, хән нємхуят ванӑн ӑнтәм вәс. ын Аган юханӑн Әнәӆ ури хущи вәсңӑн. Тӑм йис вәнты щӑта мўв лот вә, хута ыв хотэ хәнты омсӑс. Айпинӑт рәт ёх интум вәнты Вәнтӑң ими па Агман оӑңӑн катра йис путрӑт путӑртӑт. Хў вепӑсӑты оӑңӑн тӑмӑщ путӑр вә:
Хә ёх хў вепӑса мӑнты сонтумӑсӑт па Агман вохӑт:
– Агман, мўң ӑктӑщсўв, мўң пиэва хў ветыя юва. 
Агман омӑс, тўрупкаян шар та, иса ӑн ӑктӑщий па лупӑ: 
– Нын мӑнатн, ма шар таум.
Вепӑс ёх ўңӑн ки ай хопа омӑсӑт, тӑн вўы әхӑа єтӑсӑт па хў веты пана щи мӑнӑт. Щив юхӑттэн вантӑт, Агман омӑс, шар та па лупӑ: 
– Хўв уӑтн. 
Ёха пищӑң: 
– Нӑң юн хӑщсӑн, муй щирн мўң епевн тыв юхӑтсӑн? 
– Ма тухӑ такы пәряӑум, – няхий Агман. 

Тәрум етна ювум кємн, хән хў мєта весӑт па ара ортсӑт, юхи мӑнты ӑктӑщсӑт. Агман хўы юхи мӑнӑ, кўш хәйан лупы:
– Хў вўя. 
ўв пәшкӑ:
– Ма хў тӑйум. 
Хән щи ёх юхи юхӑтсӑт, мєт әмщӑӑсӑт: Агман хотн тунты сәнӑт ыӑң хўн иса тєкӑнман вәӑт, Паӄанє хў хошум йиңк кавӑртӑс. Хә ёх нәмӑссӑт, муйсӑр митрайн Агман тывет-тухет яңхӑ? Вантэ, хуыева вәсӑт: ўв име Паӄанє – щит Вунт ӆуӈӄ нє па ике митраяңа тывет-тухет тәтьяэ. 
Пура юхтӑс, Агман сурма питӑс. Паӄанє пуха пиа ике рәтӑт хущи вәты хӑщӑс. Кәртӑң ёх шєңк ўв вєншӑ вантты па тўр сый хәты ӑңхасӑт. Ипўш ыв Паӄанє шәкӑтсӑт, ый хут хӑнятсӑт па щи ими ёшӑ каврумн йиңкӑн єсы па имухты лупӑс:  
– Катарәмӆиви, катарәмӆиви. 
Щи юпийн ике рәтная лупӑс:
– Ма нын рәтӑн нух авӑтыя па нёттыя тыв юхӑтсум, интум нын эвӑтана йира мӑнум. Пухам тӑта хӑйӑам. Нын ыве нух ки єнмӑтӑтн, рәтӑн иса нўша вантты ӑн пит, тащӑңа йиты па ар мирӑңа йиты. 
Рәта Паӄанє хәӑнтты ӑн кашащсӑт:
– Вәупсы авӑрт, мўңева ән єтут ат тӑрмӑс. 
ўв юхы лупӑс:
– Нын ювра вєр вєрӑты.
Щи юпийн пуха пиа щӑсаты е мӑнӑс. Щиты Паӄанє пуха пиа Аган юхан кўтупа касӑс, хута хәнты пуха ащи – Агман – вәнтыӑс. Щӑта ыв хот омӑссӑт, хот питӑрн наңк нух єнмӑс. Щи юхан тый интум вәнты Сиӈки пуӽәӆ йаӽ вўнт щирн аьщӑы (Айпинӑт рәт вәум кәрт). Щӑта Агманэн рәт ўв вәта епийн па ўв ӑнтәма ювма юпийн вепӑсӑсӑт. 
Хўв вәсӑт, ван вәсӑт, XX-мит йис кўтупн Андрей Петрович Айпин – Андәр ики – вәнтыты мӑнӑс, кўрӑң вой павтӑс па кӑрӑщ пай пўңӑн щи вой хурты питӑс. Сащӑ, хуят ванӑн вә. Мухӑая вантӑ, нємхуят ӑнтәм. Итәх пурайн сащ, хуты хуят шәший, па пурайн – хуят хәя. Рымхумты питӑс, кўрӑң вой тәп и пєлкӑ хурсӑэ. Нумӑс вєрӑс и уты, ән аӑңайн вой тӑаңтєн хурты. Рат вєрӑс, єтут кавӑртӑс, єс, хә юх нўв эвӑт утӑхи вєрӑс па и уӑс. 
Андрей Петрович вәумн вантӑ, хуты вєра кӑшаңа йис, щиты вәнты – иса тывет-тухет карємӑты кәс ӑн тӑй. Вантӑэ, нуви па хошум хотн у. ўвеа щи хот ыпи па щуха шєңк сӑма рӑхсӑт. ўве иньщӑссӑэ: «Тӑм хуйтат хот? Муй пӑты ма ыве сыры ӑн вантсӑӆам? Хуйтат тӑм хот кәщайт па хута ыв?». «Ӑңкев пиа щит мўң хотэв, – юхы вәнат хә лупӑс, – ма мухат тӑаң хӑт нӑң пеэна вантсум па нӑң юпенӑн яңхсум. Нӑң кўрӑң вой хоумсӑн па тәп и пєлкӑ хурсӑн, щиты вєрты ӑн рӑх. Вой ки павӑтсӑн, тӑаңтєн хурты мос. Веккеши нємхәнты и павтум вой щиты а хае», – лупӑс щи ики. Андрей Петровича әмща йис: «Щит муйсӑр хә, муй пӑты ма ўве хӑтӑн ӑн вантсєм?». «Шәшийты вєр хәсєм, – нәмӑс Андрей Петрович, – ар пўш сащн юхтыйсыюм, хуты хуят ванӑн яңхӑ, мухӑая вантсум, нємхуят ӑнтәм вәс». 
Щи юпийн Андрей Петровича кєншӑк йис. «Щит ям», – ўв нәмӑс. Андрей Петрович нумӑсн щи хә иньщӑссӑс: «Нӑң хуй?», щи ики лупӑс: «Ма – Вунт ӆуӈӄ нє пух, Паӄанє пух. Хән ӑңкєм нын эвӑтана йира мӑнты епийн Агман ащєм яйт пойкӑс, ән яюм пиа щӑта ат хӑйымӑн. ыв ӑн кашащсӑт. Интум ӑңкєм пиа тӑта вәамн. Тӑм хот хурасуп пай ӄантәӽ нє ӄат/мәӽ нємн аьщӑы. Кимит кӑрӑщ емӑң пай Аган юханӑн вўы ӛшн вә, Сиӈки пыӽәр маӽи тӑхи эвӑт хӑт єтты пєлӑкн вә. Щи пайңӑн уӈ ӄәт ӄан Ики нат па Мәӽ пуӽәс Ими нат вән әңхңӑнӑн авӑыйңӑн. Ма яюм йӱлитн щих весы, ма интум Сиӈки пыӽәр маӽи хущи вәум. Мин ӑңкисаңӑн хӑннєхәйт авӑты питамн. Хӑннєхәйта нәам нётупсы мос, мўвӑта, юханӑта па орӑта ищи нётупсы мос. Нӑң – ма рәтєм, ма щатьщащєм – щит нӑң опращен, ма нӑңена – аки, нӑң мӑнєма – єхә. Еы, хән тӑм паята пойкщӑты яңхты питӑтн, щӑшкан сухӑт, йир, поры тыв тәтьятн па рат вєратн. Интум нух вєра па воен иса хурэ, веккеши ӑн етшуптум вєрӑт а хӑя. Интум юхи мӑна па вәмен мира путӑртэ». 
Щитн Андрей Петрович шӑңкап нух вєрӑс, ўв хә юх нўвн у, мухӑая нємӑт хот па ики ӑнтәм. Щи юпийн рат хӑр вєрӑс, каврум шай яньщман вәум оӑңӑн нәмӑсыйман кӑрӑщ пай пєы вантӑ. Щи пай хот хурасуп вәс, хән щурыты сый хәӑс, ўв эвӑтэа йира мӑнты йис хур шиваӑс. Щи йис хур юхӑт кўтн шәшман оньщӑң нув хойс па оньщ щӑсаты и пӑрийс. Ӛхӑт йис хур пай ыпия ӑңӑс па ўве веккеши ӑн вантӑс. Андрей Петрович щи пєлка навӑрмӑс, щӑта пӑнт ӑнтәм, нємхуят ӑнтәм, тәп нўви эвӑт и рӑкнум оньщи пай вәс. ўв сора кєши кўрӑң вой хурсӑэ, муйкєм кәс тӑйс, щи арат нюхи пӑнӑн вўс па юхи мӑнӑс. Юн вәум хотӑң ёхаа путӑртӑс. Щи вўш эвӑт интум вәнты щи пайт хонӑңӑн хӑннєхәйт поры вєрӑт.
Ирина Тырлина
Хӑнты ясӑңа тулмащтӑс Реональда Ользина

Род Айпиных – род Бобра

В № 21 газеты «Ханты ясанг» вышло интервью с Ириной Тырлиной,  сотрудником  Регионального историко-культурного и экологического центра из Мегиона. В этом материале мы рассказали, что Ирина занимается сбором и обработкой хантыйского фольклора. Летом она приезжала в Ханты-Мансийск на семинар мастеров декоративно-прикладного творчества, тогда договорились с ней о сотрудничестве с хантыйской газетой. Сегодня публикуем первый материал, подготовленный ею, он посвящён родословной рода Айпиных, которую Ирине рассказали её родители Любовь Николаевна и Семён Александрович Айпины. Недавно на эту тему Ирина выступила с докладом на II окружных родословных чтениях «Память будущих поколений», которые состоялись 9 ноября т.г. в городе Ханты-Мансийске.

 

Семь сыновей устья Ватьёгана

 

Генеалогическое древо рода Айпиных является древним, а история о происхождении фамилии передавалась из поколения в поколение. По легендам и рассказам стариков род Айпиных берёт своё начало с тех пор, когда женщина Паӄанэ (сакральное хантыйское имя) спустилась с небес на землю у реки Аган посреди большого ягельного бора сиӈки йаӽәм (турпановый бор, с 1970-х годов называют горельником). Паӄанэ не была простой женщиной, родственники почти не произносили сакральное имя Паӄанэ или же Ваганэ, а называли её Вунт ӆуӈӄ нэ (Таёжная Божественная женщина).

На ягельном бору Паӄанэ вышла замуж за обычного мужчину по имени Агман. Таёжная женщина с мужем вела обычный образ жизни, но её лица никто никогда не видел, оно всегда было прикрыто платком, и лишь немногие видели кончики её пальцев. Она была молчалива и никогда не разговаривала с людьми, а со своим мужем Агманом общалась только в отсутствие людей. Жили они на реке Аган на старице Әнәӆ ури. В наше время ещё можно разглядеть углубление в земле на том самом месте, где стояла их изба. В роду Айпиных легенды о Таёжной Божественной женщине и Агмане рассказывают до сегодняшних дней. Вот одна из них, связанная с рыбалкой:

Мужчины, собравшись на рыбную ловлю, зовут Агмана:

– Агман, мы уже собрались, поехали на рыбалку.

Агман сидит, трубку курит, он даже не собрался и отвечает:

– Вы поезжайте, а я покурю.

Рыбаки, собравшись в летнее время, садятся на обласок, а зимой на оленью упряжку и едут на место рыбной ловли. Приезжают на место рыбалки, а Агман сидит, трубку курит и говорит:

– Вы спите долго.

Все удивлялись:

– Ты же дома остался несобранный, как ты раньше нас тут оказался?

– Я без крыльев летаю, – отшучивался Агман.

К вечеру, наловив рыбы, рыбаки делят поровну улов и едут домой. Агман ехал домой без рыбы, хотя ему предлагали:

– Бери рыбу!

Он говорил:

– Есть у меня рыба.

Вернувшись домой с рыбалки, они ещё больше удивлялись: у Агмана стоят полные берестяные куженьки со свежей рыбой, и Паӄанэ разделала рыбу и сварила уху. Со временем все привыкли к такому загадочному передвижению Агмана. Потому что все знали, что его жена Паӄанэ – это Вунт ӆуӈӄ нэ – Таёжная Божественная женщина, и она перемещала своего мужа с одного места на другое.

Прошло время, с Агманом что-то случилось, и его не стало. Паӄанэ с сыновьями осталась жить у родственников мужа. Всем очень хотелось увидеть лицо, и услышать голос Таёжной женщины. Люди стали шутить над ней, но она как будто не замечала их насмешек. Однажды люди очень обидели Паӄанэ, спрятав от неё половник, она обожгла руку и вдруг заговорила: 

– Катарәмӆиви, катарәмӆиви.

И тогда она сказала родственникам мужа о своих сыновьях:

– Я пришла к вам охранять ваш род и помогать, но теперь я ухожу от вас. А своих сыновей оставлю здесь. Вы их вырастите, воспитаете, и ваш род ни в чём не будет нуждаться, разбогатеете и размножитесь.

Но, увы, родственники не захотели слушать Паӄанэ:

– Жизнь трудная, себя бы прокормить.

В ответ она сказала:

– Ну что же, вы совершаете большую ошибку.

И она ушла, забрав своих сыновей. Так Паӄанэ с сыновьями переехала на средний урман по реке Аган, где охотился когда-то отец её сыновей Агман. Там они построили избу, за которой выросла лиственница. Верхний урман до сегодняшних дней называют Сиӈки пуӽәӆ йаӽ вўнт (Турпанного селения людей урмана – поселение рода Айпиных). На этом урмане охотились родственники Агмана до его рождения и после его смерти.

Время шло своим чередом. В середине XX века Андрей Петрович Айпин – Андәр ики – поехал на охоту в урман, и возле высоких холмов добыл лося, стал разделывать добычу, почувствовал ли, услышал ли чьё-то присутствие. Посмотрит, вокруг нет никого. То шаги услышит, то покажется ему звук кашля. Стало смеркаться, шкуру лося до половины ободрал и решил переночевать, а лося утром разделать. Развел костёр, приготовил себе пищу, поел, из лапника сделал себе лежанку на снегу и лёг спать. И снится Андрею Петровичу сон про то, что почувствовал себя нехорошо, сильно заболел, да так что не мог даже повернуться. Видит, лежит он в светлой и теплой

избе- землянке. Ему очень понравилось внутреннее убранство дома с огнём в чувале. Он спросил себя: «Чей это дом? Почему я раньше его не видел? Кто хозяин и где он?» «Это наш с мамой дом, – ответил мужчина средних лет, – я вчера целый день наблюдал за тобой, ходил вокруг тебя. Ты добыл лося и разделал его до половины, нельзя так оставлять. Если добыл зверя, обязательно нужно разделать до конца и сложить. И впредь никогда не оставляй добытого зверя на потом», – посоветовал мужчина. Андрею Петровичу было интересно: «Кто он такой, как я его не видел днём?». «Ну да, – подумал Андрей Петрович, – я его шаги слышал, мне несколько раз показалось, что кто-то ходит рядом, оглядывался по сторонам, а там никого не было».

Тут у Андрея Петровича прояснилось в голове, он почувствовал себя намного лучше, тяжесть стала отпускать. «Это хорошо», – подумал он. В ответ на мысленные вопросы Андрея Петровича: «Кто ты?», мужчина стал отвечать: «Я – сын Таёжной Божественной женщины Паӄанэ. Когда моя мама уходила от вас, она просила братьев моего отца Агмана, чтобы нас с братом оставили себе, а они отказались от нас. Теперь мы с мамой живём здесь. Этот холм, похожий на дом, называется ӄантәӽ нә ӄат/мәӽ (хантыйской женщины дом/землянка). Второй наш высокий священный холм находится у оленьей тропы на Агане, от старицы Сиӈки пыӽәр маӽи в полдень в сторону солнца. Эти холмы, освящённые великими богами луӈ ӄәт ӄан Ики нат и Мәӽ пуӽәс Ими нат» (богов Царевич/Мужчина и богиня Земли/Вселенной Женщина). Моего брата убили йӱлит (вихрем вьющиеся юлы), а я нахожусь на Сиӈки пыӽәр маӽи. Мы с мамой будем оберегать людей. Люди всегда нуждаются в помощи, а также эти земли, реки и озёра. Ты мой родственник по крови, мой дедушка твой прадед, я тебе дядя, а ты мне племянник. В дальнейшем вы станете приезжать на эти холмы молиться, привозите йир, пори (жертвоприношение), ткани и разводите костёр. А теперь проснись и обдери свою добычу до конца. И никогда не оставляй недоделанными свои дела. Поезжай домой и расскажи всем свой сон».

Тут Андрей Петрович резко проснулся, оглянулся по сторонам, нет никакого дома и мужчины, и лежит он на холодном лапнике-лежанке. Развёл костер, за горячим чаем вспоминая свой сон, его взгляд остановился на возвышенном холме. Он словно услышал ещё раз слова приснившегося ему мужчины. Холм был похож на дом, землянку и, услышав какой-то шорох, обратил внимание на уходящую от него тень человека и замер. Тень прошла между деревьями, задела ветку со снегом, и снег падал так тихо, словно кто-то его придерживал. Тень вошла в холм, и больше его он не видел. Андрей Петрович бросился вслед посмотреть, там не было ни следов, и никого, только глыба снега лежит, упавшая с ветвей. Он быстро разделал лося, сколько смог собрать с собой мясо и поехал домой. Дома рассказал свой сон и видение. И с тех пор по сей день возле этих холмов люди проводят обряд поклонения местным богам.

Ирина Тырлина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 23 (3515)
6.12.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика