Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Петр Молданов

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Округ кәща нє тохтурӑта ишӑк нєпекӑт катӆуптӑс
  • Сәрханӆ вошн леккӑрӑт па мӑӆтум ёх вәйтантыйӆсӑт
  • Ёмвошн айӆат ёх ӑктӑщийӆсӑт
  • «Таксар Махум» хуща няврємӑт рўтьщӑсӑт
  • Ма Мўвєм хәӆӆум
  • Санкт-Петербург вошн Увӑс мирӑт имет оӆӑӊмит вән мирхот вәс
  • Вәӆупсы мин сємӊӑӆумна вантӑс…

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Маина Никифорова 90 оӆа йис
  • Йисӑӊа-нәптӑӊа вум хӑннєхә оӆӑӊӑн
  • Муй вўрн ма хӑнты йис вәӆупсыя юхӑтсум
  • Ӆаӆь пурайн тарма рәпитсӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Сәрханӆ вошн вән мӑӊхӑтӆ вєрӑнтса
  • Муй щирн «Нӛрум мўв ӆыӆ» мӑӊхӑтӆ вєрсы
  • Тунты эвӑӆт пурмӑсӑт вєрсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 8 (3668)

Вы здесь

Главная » Муй вўрн ма хӑнты йис вәӆупсыя юхӑтсум
  • Хантыйский
  • Русский

Муй вўрн ма хӑнты йис вәӆупсыя юхӑтсум

Тӑм оӆ Няврєм вәнӆтӑты па няврєм пиӆа рәпитты ёх оӆа постӑсы. Щи пӑта ма Марина Викторовна Кабакова (Молданова) оӆӑӊӑн хӑншты вўтьщӑӆум. Тӑм хӑтӆ округ ӆуваттыйн па па мўвӑтн ӆўв ма вәӆы, ӆўв йис хӑнты вєрӑт ма вәӆӆэ, йис хурамӑӊ пурмӑсӑт вєрты ёх пиӆа рәпитӆ.

Кимӑт оӆ ӆўв «Сокро­вища Севера» мўв­тєӆ мир выставка-яр­мар­кайн жюри хуща рә­питӆ, Югра мўвевн вәӆ­ты Ху­дожественно-экс­пертной Советн па па ар тӑхета пириман вәӆ. Ин ӆўв «Ка­сум ёх» нємпи «Центр историко-культурного наследия» тӑхийн арсыр вуӆаӊ проектӑт ӆэщӑтты вєр хў­ват кәщая вәӆ.
М.В. Кабакова мєт оӆӑӊ няврєм вәнӆтӑты хӑннєхәя вәнӆтыӆӑс. 1990-мит оӆӑтн Касум вошн Культурно-антропологической ӑш­колайн рәпитӑс. Щирн щи ӑшкола мєт оӆӑӊ тӑхия вәс, хута няврємӑт рәт ясӑӊ вәнӆтӑсӑт па йис вєрӑт уша вєрсӑт. Щи ӑшкола хўв мӑр ӑн тӑйса, тәп няврємӑт пиӆа тӑм хӑннєхәев па тӑхетн рәпитты питӑс. Щи ӑшколайн рәпитум ёх няврємӑт ӆўӊӑн вәӆты щи­ра «Нумсӑӊ ёх» нємпи вәнт кәрт вєрсӑт. Щӑӆта па Марина «Тунты вєнш» нємуп театр вєрӑс. Щӑта няврємӑт юнтсӑт, тәп ӆыв юнтты утӆаӆ – щит нємӑсыя хӑнты мир вәӆупсы эвӑӆт вўюм щи­рӑт. Щи пӑта ӆыв якты-ари­ты хӑр хуща хӑнты мир вәӆупсыйн вәсӑт. Мєт оӆӑӊӑн ӆыв «Кәрт вуӆ вәӆ­мӑт» етн хот ванӆтӑсӑт. Щи пийн вєрум етн хотӆаӆ иса мирн па театрӑт хуща рәпитты ёхн вана вўсыйт. Няврєм кәрт мухты, театр мухты вєра ар айӆат ёх ушӑӊа-сащӑӊа йисӑт, па еӆӆы ӆыв вәӆупсэӆн ищи хӑнты йис вєрӑт пєӆа ма, сӑмӑӊа вантты питсӑт, араӆ пєлӑк хуят па щимӑщ тӑхетн рәпитты питсӑт.
Марина 1974-мит оӆн Касум мўвн нєпек пиӆа рә­питты кӑтӊӑн хуща сє­ма питӑс, щит Виктор Алек­сандрович па Галина Пет­ровна Молдановӊӑн. 

- Ма сєма питсум па рәпитӆум Касум вошн, ӑшколайн вәнӆтыйӆсум, щӑӆта па институтн. Ма иса ӑн па нәмӑссум, мӑтты хәнты ма хӑнты йис вєрӑт пиӆа рәпитты питӆум. Щит хуты 1980-мит оӆӑт вәсӑт, муй тӑхия ӑн кєрӆӑӆӑн, иса тәп рўщ вєрӑт, ӑшколайн хӑнты ясӑӊ ӑн вәнӆтӑсы, етнхотӑт хуща хӑнты арӑт ӑн арисыйт…. – путӑртӑӆ Марина Викторовна. – Щӑӆта па мўӊ вошева Виктор Павлович Ипатов юхтӑс. Ӆўв хӑнты якӑт вәнӆтӑты питӑс, тәп щит нємӑсыя йис якӑт ӑнтә, щит па щира вєрум якӑт. Ищимурт ма щив ӊхсум, мӑнєма әмӑщ вәс.

М.В. Кабакова путрупсы щирн, юӆн ӆўв иса ӑн хәӆь­ӆясӆэ щатьщащеӆ Алек­сандр Иванович эвӑӆт хӑнты ясӑӊ, щи кўш имеӆ Надежда Карповна па няврємӆаӆ хӑнты ясӑӊ тӑйсӑт. Щирн Касум вошн вәна вум хӑнтэт хуӆна ясӑӊӑн путӑртсӑт, Марина щи ясӑӊ хәӆьӆясӆэ ӆапка па пәӆьница хуща, иса пўш щирн ӆӑӊхас уша вєрты, муй оӆӑӊӑн ёх путӑртӆӑт. 

 Юӆн путӑртсӑт тәп щи пурайн, хән Алексей Михайлович Молданов имеӆ па няврємӆаӆ пиӆа вәнт кәрт эвӑӆт юхтыӆӑс. Щирн ма ащєм па иса хотӑӊ ёхӆўв хӑнты ясӑӊа кєрӆыйӆсӑт. Па ма нәм­ӆєм и вєр, щит 1991-мит оӆн ма Татья щащупєм (Татьяна Александровна Молданова) нумӑс пунӑс мўӊты, хиӆыӆаӆ, хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты. Щирн мўӊ щи вєр пєӆа тәп нхсўв, нәмӑссўв, муйсӑр щимӑщ ясӑӊ, мӑта тӑхийн «чай» щит па «шай»…. Щи оӆӑтн ма А.И. Герцен нємпи инс­титут хуща вәнӆтыйӆты мӑнсум, щӑта хӑнты ясӑӊа вухаӆь ими М.П. Баландина (Вахрушева) вәнӆтӑс, щи оӆӑтн ӆўв вєра вәна вум ими вәс. Мўӊ щӑта хӑнты ясӑӊа хән питсўв, – лупӆ Марина Викторовна.

Ӆўв вәӆупсэӆ йиӆуп щира кєрӆӑс, хән Ольга Александровна Кравчен­ко КАШ нємуп ӑшкола пўншӑс. И пўш Марина практикая щив юхтӑс па щи пийн Санкт-Петербурга ӑн па мӑнӑс, Тобольск ху­ща заочноя вәнӆтыӆӑс, щи ӑшколайн рәпитты пи­тӑс. 

- Щирн ма мєт оӆӑӊ пўш йис вәӆупсы уша вєрты питсум. Щит Ольга Александровна пӑта… Щӑӆта па ӑшколаев лӑп тәхӑрса, мўӊ няврєм кәрт вєрсўв, щирн ма иса вєрӑт уша вєрты щи питсум. Ма хӑнты рнас вәӆтєм нәпӑт ӑн па тӑйсум. Нәмӆєм, Елена Терентьевна пиӆа и хӑнты рнас кӑт хуята ӆәтсумн. Пєлтащман щи рнас щи тӑйсємн, –нә­мӑӆмӑс ӆўв. 

Щӑӆта па Марина Вик­торовна путӑртӑс, мӑта вєр ӆўв ӑн вєрӆ, рәт ёхӆаӆ ӆўвеӆа иса нётӆӑт. Ӆўв хәӆум пух тӑйӆ. Вән пухӑӆ Антон хәӆум оӆ эвӑӆт ӆў­ӊӑн «Нярса кәртӑн» вәс. Егор па Ваня вәнашӑк в­мăн пийн щив тәтьӆя­ты питсӑӆӆэ. Ин вән пухӑӆ имеӊа йис, атэӆт вошн вәӆ. Айшӑк утӊаӆ тӑм хӑтӆ вәнта ӆўвеӆа иса тӑхетн нётӆӑт.

Путӑр хӑншӑс: Пётр Молданов

 

Как я стала заниматься хантыйской культурой

В этот год педагога и наставника хотелось бы написать о Марине Викторовне Кабаковой (Молдановой), которая в настоящее время более известна в округе и за его пределами как человек, занимающийся традиционной культурой, как специалист по народному искусству обских угров. Второй год она является членом конкурсного жюри Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера», член Художественно-экспертного Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеет и другие общественные нагрузки. В настоящее время она работает заведующей по проектной деятельности и связи с общественностью МАУК «Центр историко-культурного наследия «Касум ёх»».

 

Однако по своей первой специальности М.В. Кабакова является педагогом. В 1990-е годы работала в Культурно-антропологической школе (КАШ) с. Казым, это была экспериментальная площадка, где впервые на территории округа были апробированы формы этнокультурного образования. После окончания эксперимента её связь с детьми не прерывалась. Она стояла у истоков создания детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх». По её инициативе был создан театр «Берестяная маска», специфика которой заключалась в том, что дети не просто играли на сцене, но они проигрывали реалии из своей жизни. Их первый спектакль «Сны забытого стойбища», как и все другие спектакли, высоко оценивались зрительской аудиторией и специалистами. Через стойбище и театр прошло большое количество детей и многие из них связали свою дальнейшую жизнь с культурой своего народа.

Марина Кабакова родилась в 1974 году в с. Казыме Белоярского района в семье служащих Виктора Александровича и Галины Петровны Молдановых. «Родилась и живу в Казыме, училась в школе, потом в институте. Я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с культурой. Это же были 1980-е годы, когда всё было русское, в школе хантыйский язык не изучали, на концертах никогда не пели хантыйские песни, – вспоминает Марина Викторовна.  –  Затем появился Виктор Павлович Ипатов. Он стал обучать хантыйским танцам, но они были современные, а не традиционные, я даже ходила туда какое-то время и мне нравилось».

По рассказам М.В. Кабаковой, она никогда не слышала, чтобы дед Александр Иванович дома разговаривал по-хантыйски, хотя бабушка Надежда Карповна и все их дети язык знали. В самом же Казыме пожилые ханты ещё говорили на языке, Марина слышала хантыйскую речь в магазине, в больнице, и ей всегда хотелось узнать, о чём же они говорят. «Дома, когда к нам со стойбища приезжал Алексей Михайлович Молданов с семьёй, то с ними уже и наш отец, и все остальные говорили только по-хантыйски. И ещё помню, в 1991 году тётя Таня (Татьяна Александровна Молданова) сказала, что будет обучать нас хантыйскому языку. Но тогда нам было смешно, например, мы смеялись, что «чай» – это «шай». В этом же году я поступила в Институт им. А.И. Герцена, там хантыйский язык вела манси М.П. Баландина (Вахрушева), в то время она уже была очень пожилая женщина, «конечно же, язык мы не выучили», – сказала М.В. Кабакова.

Новая страница в жизни Марины Викторовны началась, когда Ольга Александровна Кравченко открыла культурно-антропологическую школу в Казыме. Однажды, приехав туда на педагогическую практику, студентка Марина уже не вернулась в Санкт-Петербург, перевелась на заочное отделение г. Тобольска и стала работать в этой школе. «Здесь я впервые по-настоящему столкнулась с культурой. Это благодаря Ольге Александровне. Потом школу закрыли, мы открыли стойбище и вот тогда вплотную занялись изучением хантыйской культуры. Я раньше никогда не носила хантыйское платье. Помню, мы с Еленой Терентьевной как-то купили на двоих одно платье и носили по очереди. А сегодня носить национальное платье для меня уже вполне естественно», – отметила М. Кабакова.

Далее Марина Викторовна рассказала, что во всех  начинаниях её всегда и во всём поддерживает семья. У неё три сына. Старший Антон уже с трёхлетнего возраста был участником летних смен в стойбище «Нярса корт». Егора и Ваню она стала возить уже тогда, когда они подросли. Сегодня старший сын женился и живёт вдали от матери, а младшие её помощники помогают абсолютно во всём.

Пётр Молданов

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 12 (3624)
22.06.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика