- Хантыйский
- Русский
Муй вўрн ма хӑнты йис вәӆупсыя юхӑтсум
Тӑм оӆ Няврєм вәнӆтӑты па няврєм пиӆа рәпитты ёх оӆа постӑсы. Щи пӑта ма Марина Викторовна Кабакова (Молданова) оӆӑӊӑн хӑншты вўтьщӑӆум. Тӑм хӑтӆ округ ӆуваттыйн па па мўвӑтн ӆўв ма вәӆы, ӆўв йис хӑнты вєрӑт ма вәӆӆэ, йис хурамӑӊ пурмӑсӑт вєрты ёх пиӆа рәпитӆ.
Кимӑт оӆ ӆўв «Сокровища Севера» мўвтєӆ мир выставка-ярмаркайн жюри хуща рәпитӆ, Югра мўвевн вәӆты Художественно-экспертной Советн па па ар тӑхета пириман вәӆ. Ин ӆўв «Касум ёх» нємпи «Центр историко-культурного наследия» тӑхийн арсыр вуӆаӊ проектӑт ӆэщӑтты вєр хўват кәщая вәӆ.
М.В. Кабакова мєт оӆӑӊ няврєм вәнӆтӑты хӑннєхәя вәнӆтыӆӑс. 1990-мит оӆӑтн Касум вошн Культурно-антропологической ӑшколайн рәпитӑс. Щирн щи ӑшкола мєт оӆӑӊ тӑхия вәс, хута няврємӑт рәт ясӑӊ вәнӆтӑсӑт па йис вєрӑт уша вєрсӑт. Щи ӑшкола хўв мӑр ӑн тӑйса, тәп няврємӑт пиӆа тӑм хӑннєхәев па тӑхетн рәпитты питӑс. Щи ӑшколайн рәпитум ёх няврємӑт ӆўӊӑн вәӆты щира «Нумсӑӊ ёх» нємпи вәнт кәрт вєрсӑт. Щӑӆта па Марина «Тунты вєнш» нємуп театр вєрӑс. Щӑта няврємӑт юнтсӑт, тәп ӆыв юнтты утӆаӆ – щит нємӑсыя хӑнты мир вәӆупсы эвӑӆт вўюм щирӑт. Щи пӑта ӆыв якты-ариты хӑр хуща хӑнты мир вәӆупсыйн вәсӑт. Мєт оӆӑӊӑн ӆыв «Кәрт вуӆ вәӆмӑт» етн хот ванӆтӑсӑт. Щи пийн вєрум етн хотӆаӆ иса мирн па театрӑт хуща рәпитты ёхн вана вўсыйт. Няврєм кәрт мухты, театр мухты вєра ар айӆат ёх ушӑӊа-сащӑӊа йисӑт, па еӆӆы ӆыв вәӆупсэӆн ищи хӑнты йис вєрӑт пєӆа ма, сӑмӑӊа вантты питсӑт, араӆ пєлӑк хуят па щимӑщ тӑхетн рәпитты питсӑт.
Марина 1974-мит оӆн Касум мўвн нєпек пиӆа рәпитты кӑтӊӑн хуща сєма питӑс, щит Виктор Александрович па Галина Петровна Молдановӊӑн.
- Ма сєма питсум па рәпитӆум Касум вошн, ӑшколайн вәнӆтыйӆсум, щӑӆта па институтн. Ма иса ӑн па нәмӑссум, мӑтты хәнты ма хӑнты йис вєрӑт пиӆа рәпитты питӆум. Щит хуты 1980-мит оӆӑт вәсӑт, муй тӑхия ӑн кєрӆӑӆӑн, иса тәп рўщ вєрӑт, ӑшколайн хӑнты ясӑӊ ӑн вәнӆтӑсы, етнхотӑт хуща хӑнты арӑт ӑн арисыйт…. – путӑртӑӆ Марина Викторовна. – Щӑӆта па мўӊ вошева Виктор Павлович Ипатов юхтӑс. Ӆўв хӑнты якӑт вәнӆтӑты питӑс, тәп щит нємӑсыя йис якӑт ӑнтә, щит па щира вєрум якӑт. Ищимурт ма щив ӊхсум, мӑнєма әмӑщ вәс.
М.В. Кабакова путрупсы щирн, юӆн ӆўв иса ӑн хәӆьӆясӆэ щатьщащеӆ Александр Иванович эвӑӆт хӑнты ясӑӊ, щи кўш имеӆ Надежда Карповна па няврємӆаӆ хӑнты ясӑӊ тӑйсӑт. Щирн Касум вошн вәна вум хӑнтэт хуӆна ясӑӊӑн путӑртсӑт, Марина щи ясӑӊ хәӆьӆясӆэ ӆапка па пәӆьница хуща, иса пўш щирн ӆӑӊхас уша вєрты, муй оӆӑӊӑн ёх путӑртӆӑт.
Юӆн путӑртсӑт тәп щи пурайн, хән Алексей Михайлович Молданов имеӆ па няврємӆаӆ пиӆа вәнт кәрт эвӑӆт юхтыӆӑс. Щирн ма ащєм па иса хотӑӊ ёхӆўв хӑнты ясӑӊа кєрӆыйӆсӑт. Па ма нәмӆєм и вєр, щит 1991-мит оӆн ма Татья щащупєм (Татьяна Александровна Молданова) нумӑс пунӑс мўӊты, хиӆыӆаӆ, хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты. Щирн мўӊ щи вєр пєӆа тәп нхсўв, нәмӑссўв, муйсӑр щимӑщ ясӑӊ, мӑта тӑхийн «чай» щит па «шай»…. Щи оӆӑтн ма А.И. Герцен нємпи институт хуща вәнӆтыйӆты мӑнсум, щӑта хӑнты ясӑӊа вухаӆь ими М.П. Баландина (Вахрушева) вәнӆтӑс, щи оӆӑтн ӆўв вєра вәна вум ими вәс. Мўӊ щӑта хӑнты ясӑӊа хән питсўв, – лупӆ Марина Викторовна.
Ӆўв вәӆупсэӆ йиӆуп щира кєрӆӑс, хән Ольга Александровна Кравченко КАШ нємуп ӑшкола пўншӑс. И пўш Марина практикая щив юхтӑс па щи пийн Санкт-Петербурга ӑн па мӑнӑс, Тобольск хуща заочноя вәнӆтыӆӑс, щи ӑшколайн рәпитты питӑс.
- Щирн ма мєт оӆӑӊ пўш йис вәӆупсы уша вєрты питсум. Щит Ольга Александровна пӑта… Щӑӆта па ӑшколаев лӑп тәхӑрса, мўӊ няврєм кәрт вєрсўв, щирн ма иса вєрӑт уша вєрты щи питсум. Ма хӑнты рнас вәӆтєм нәпӑт ӑн па тӑйсум. Нәмӆєм, Елена Терентьевна пиӆа и хӑнты рнас кӑт хуята ӆәтсумн. Пєлтащман щи рнас щи тӑйсємн, –нәмӑӆмӑс ӆўв.
Щӑӆта па Марина Викторовна путӑртӑс, мӑта вєр ӆўв ӑн вєрӆ, рәт ёхӆаӆ ӆўвеӆа иса нётӆӑт. Ӆўв хәӆум пух тӑйӆ. Вән пухӑӆ Антон хәӆум оӆ эвӑӆт ӆўӊӑн «Нярса кәртӑн» вәс. Егор па Ваня вәнашӑк вмăн пийн щив тәтьӆяты питсӑӆӆэ. Ин вән пухӑӆ имеӊа йис, атэӆт вошн вәӆ. Айшӑк утӊаӆ тӑм хӑтӆ вәнта ӆўвеӆа иса тӑхетн нётӆӑт.
Путӑр хӑншӑс: Пётр Молданов
Как я стала заниматься хантыйской культурой
В этот год педагога и наставника хотелось бы написать о Марине Викторовне Кабаковой (Молдановой), которая в настоящее время более известна в округе и за его пределами как человек, занимающийся традиционной культурой, как специалист по народному искусству обских угров. Второй год она является членом конкурсного жюри Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера», член Художественно-экспертного Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеет и другие общественные нагрузки. В настоящее время она работает заведующей по проектной деятельности и связи с общественностью МАУК «Центр историко-культурного наследия «Касум ёх»».
Однако по своей первой специальности М.В. Кабакова является педагогом. В 1990-е годы работала в Культурно-антропологической школе (КАШ) с. Казым, это была экспериментальная площадка, где впервые на территории округа были апробированы формы этнокультурного образования. После окончания эксперимента её связь с детьми не прерывалась. Она стояла у истоков создания детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх». По её инициативе был создан театр «Берестяная маска», специфика которой заключалась в том, что дети не просто играли на сцене, но они проигрывали реалии из своей жизни. Их первый спектакль «Сны забытого стойбища», как и все другие спектакли, высоко оценивались зрительской аудиторией и специалистами. Через стойбище и театр прошло большое количество детей и многие из них связали свою дальнейшую жизнь с культурой своего народа.
Марина Кабакова родилась в 1974 году в с. Казыме Белоярского района в семье служащих Виктора Александровича и Галины Петровны Молдановых. «Родилась и живу в Казыме, училась в школе, потом в институте. Я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с культурой. Это же были 1980-е годы, когда всё было русское, в школе хантыйский язык не изучали, на концертах никогда не пели хантыйские песни, – вспоминает Марина Викторовна. – Затем появился Виктор Павлович Ипатов. Он стал обучать хантыйским танцам, но они были современные, а не традиционные, я даже ходила туда какое-то время и мне нравилось».
По рассказам М.В. Кабаковой, она никогда не слышала, чтобы дед Александр Иванович дома разговаривал по-хантыйски, хотя бабушка Надежда Карповна и все их дети язык знали. В самом же Казыме пожилые ханты ещё говорили на языке, Марина слышала хантыйскую речь в магазине, в больнице, и ей всегда хотелось узнать, о чём же они говорят. «Дома, когда к нам со стойбища приезжал Алексей Михайлович Молданов с семьёй, то с ними уже и наш отец, и все остальные говорили только по-хантыйски. И ещё помню, в 1991 году тётя Таня (Татьяна Александровна Молданова) сказала, что будет обучать нас хантыйскому языку. Но тогда нам было смешно, например, мы смеялись, что «чай» – это «шай». В этом же году я поступила в Институт им. А.И. Герцена, там хантыйский язык вела манси М.П. Баландина (Вахрушева), в то время она уже была очень пожилая женщина, «конечно же, язык мы не выучили», – сказала М.В. Кабакова.
Новая страница в жизни Марины Викторовны началась, когда Ольга Александровна Кравченко открыла культурно-антропологическую школу в Казыме. Однажды, приехав туда на педагогическую практику, студентка Марина уже не вернулась в Санкт-Петербург, перевелась на заочное отделение г. Тобольска и стала работать в этой школе. «Здесь я впервые по-настоящему столкнулась с культурой. Это благодаря Ольге Александровне. Потом школу закрыли, мы открыли стойбище и вот тогда вплотную занялись изучением хантыйской культуры. Я раньше никогда не носила хантыйское платье. Помню, мы с Еленой Терентьевной как-то купили на двоих одно платье и носили по очереди. А сегодня носить национальное платье для меня уже вполне естественно», – отметила М. Кабакова.
Далее Марина Викторовна рассказала, что во всех начинаниях её всегда и во всём поддерживает семья. У неё три сына. Старший Антон уже с трёхлетнего возраста был участником летних смен в стойбище «Нярса корт». Егора и Ваню она стала возить уже тогда, когда они подросли. Сегодня старший сын женился и живёт вдали от матери, а младшие её помощники помогают абсолютно во всём.
Пётр Молданов