- Хантыйский
- Русский
Пушхӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑ
Татьяна Валентиновна Молданова Ваньщавӑт кәртӑң кўтўп ӑшколайн оӑңмит класс вўш эвӑт па 4-мит класс вәнта няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑ.
Детям нужен родной язык
Татьяна Валентиновна Молданова работает учительницей начальных классов Ванзеватской общеобразовательной средней школы. Кроме того, она обучает своих учеников с первого по четвёртый классы хантыйскому языку и литературе. Насколько сегодня нужен родной язык учащимся, мне удалось побеседовать с ней на эту тему.
- Татьяна Валентиновна, скажите, с чего Вы начинаете обучение хантыйскому языку?
- Изучение родного языка мы начинаем с пополнения нашего словарного запаса. Конечно, чаще всего это у нас происходит в первом и во втором классах. После знакомства со словами, мы находим их в тексте, чтобы дети полностью поняли их смысл. Затем производим полный разбор текста, и ученики сами рассказывают о том, о чём там говорится. Очень часто прибегаем к заучиванию слов, а также рассказываем о себе на хантыйском языке.
- Наверное, при обучении родному языку используете какие-то темы, более близкие ученикам?
- Совершенно верно. Работа с детьми идёт у нас по разделам. Допустим, берём тему «Осень» и подбираем к ней все слова, связанные с этим временем года. Затем, не спеша, переходим к разделу «Зима» и снова ищем слова, касающиеся этой темы. Соответственно, здесь наши ученики могут собрать все названия птиц, которые остаются в нашем краю на всю зиму.
- Какую тему рассматриваете с учащимися в настоящее время?
- Сейчас мы с детьми собираем слова о «Вороньем дне». Я уже рассказала им всё об этом национальном празднике, обговорила с ними все его особо важные моменты. Кроме того, на уроках рисования многие из них попытались его красиво нарисовать, а после этого по собственному рисунку рассказать на хантыйском языке про этот весенний праздник.
- Татьяна Валентиновна, расскажите об отношении детей к родному языку, как они воспринимают его сегодня?
- Дети всегда с большим интересом относятся к родному языку и литературе. С большим удовольствием они знакомятся с произведениями наших поэтов и писателей. И ещё больший интерес у них появляется тогда, когда стихи или рассказы написаны классиками хантыйской литературы именно на родном и русском языках. Так мы недавно изучали стихи известного поэта Романа Ругина и многих других писателей. Наши дети должны знать как свой родной язык, так и литературу!
- Спасибо, Вам, Татьяна Валентиновна, за беседу! Всего доброго!
Владимир Енов