Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хутысаты рўтьщупсы тӑм ўңӑн эщӑты

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Тынӑт вантман тӑйӑўв
  • ЖКХ вєрӑт артаӑӑт
  • Шуши мир вәупсы
  • Муй щирн мўвӑт-йиңкӑт авӑсыйт
  • Рәпатайт вантты хә

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • ыв ая мӑнсӑт
  • ўң пура
  • Ӑшкола кәща ӑңкӑр хә
  • Манстӑр вош эвӑӆт хот омӑсты хә
  • Няврємӑт рўтьщӑӑт
  • Мосты вєрӑт эщӑтсўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра мўв шуши мир йис вєрӑт вантӑты питӑт
  • Каркам хӑнты нєңие
  • Талинка вошн мирхот вєрӑнтсы
  • Йинтуп катӑты ыв хошме
  • Мосты вәйтантупсы вәс
  • Сорни сэй па хурамӑӊ Элаль
  • Шуши мир арӑт па якӑт вантӑсӑт
  • Тўкъякӑң кәрт - айат пўра әмӑщ тӑхи

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Йӑма хӑнты йасәңән хӑншты щир оӆәңән
  • Пушхӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Пушхӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑ
  • Хантыйский
  • Русский

Пушхӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑ

Татьяна Валентиновна Молданова Ваньщавӑт кәртӑң кўтўп ӑшколайн  оӑңмит класс вўш эвӑт па 4-мит класс вәнта няврємӑт хӑнты ясӑңа  вәнтӑ. 

ўв рәпатай пӑта тӑмӑщ айке тәс, хуты мєт оӑңӑн ай пухӑт па эвет пиа сыр-сыр ясңӑт уша вєрӑт. Щӑта щи ясӑң тӑйты щирӑт ямсыева артаӑӑт па путӑртӑт, мӑта пурайн ыве мос па рӑх путра эщӑтты. Щи вєр юпийн киникайн хӑншум моньщӑт ўңӑтӑт па ай няврємӑт лупӑт, муй оӑңӑн щи нєпек хущи айке мӑн. Татьяна Валентиновна путрӑт щирн, ай пухӑт па эвет шєңк вещката ывеа юхи мӑты рәпатайт вєрӑт па арсыр йиуп ясңӑт вәнтӑӑт. Итәх пурайн сыстам хӑнты ясӑңӑн няврємӑт ўң мӑр рўтьщӑты  щира оӑңӑн сыр-сыр хурамӑң айкеӑт ыве вәнтӑты нєңеа  тәӑт. Рәт мир литература урокӑт мӑнты пурайн вәнтыйты пухӑт па эвет шєңк әмща тӑйӑт щи стихӑт па путрӑт, мӑта утӑт хӑнты па рўщ ясңӑтн яма хӑншман вәӑт. Тӑм йис няврємӑт, вантэ, хуыева айтєн рўщ ясңӑңӑт. Щи пӑта сырыя муты путӑр шәпие рўщ ясӑңӑн ўңӑтӑт, уша щит вєрӑт па щи юпийн вещи рәт ясңен щи путӑр вәнтӑты питӑт. 
Щӑта Татьяна Валентиновна путӑртӑс, тӑм кўтн ўв вәнтӑты няврєма «Вурңа хӑт» оӑңӑн арсыр ясңӑт ӑкӑтӑт. Сырыя ўв айат ёхаа путӑртӑс, муйсӑр тӑм емӑңхӑт па мӑта пурайн иса шуши мир хуятӑтн постӑы. Рисования урокӑт мӑнум щосӑт пухӑт па эвет арсыр хурамӑң хурӑт нємасыя хӑншсӑт. Ищиты тови пурайн ыв хў вепӑсӑты ёх емӑңхӑт оӑңӑн айкеӑт вєрӑт, сыр-сыр ясңӑт щи оӑңӑн ӑкӑтӑт па хурамӑң путрӑт лэщӑтӑт. 
Юхи хӑщум оӑтн хӑнты ясӑң яма вәнтӑты айат хӑннєхуятӑта ыв  ӑңкиа-ащиа юн шєңк яма нётӑт. «Мўң вєритты кємн няврємӑт пиа рәт ясӑң па литература вәнтӑўв, кашӑң хӑннєхә айтєн ўв мир ясңӑ ки тӑй, щит мєт вуаң вєр», – тӑмиты ай няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑты нє Татьяна Молданова юхи хӑщум кўтн лупӑс.
 
Владимир Енов

Детям нужен родной язык

Татьяна Валентиновна Молданова работает учительницей начальных классов Ванзеватской общеобразовательной средней школы. Кроме того, она обучает своих учеников с первого по четвёртый классы хантыйскому языку и литературе. Насколько сегодня нужен родной язык учащимся, мне удалось побеседовать с ней на эту тему.

- Татьяна Валентиновна, скажите, с чего Вы начинаете обучение хантыйскому языку?

- Изучение родного языка мы начинаем с пополнения нашего словарного запаса. Конечно, чаще всего это у нас происходит в первом и во втором классах. После знакомства со словами, мы находим их в тексте, чтобы дети полностью поняли их смысл. Затем производим полный разбор текста, и ученики сами рассказывают о том, о чём там говорится. Очень часто прибегаем к заучиванию слов, а также рассказываем о себе на хантыйском языке.

- Наверное, при обучении родному языку используете какие-то темы, более близкие ученикам?

- Совершенно верно. Работа с детьми идёт у нас по разделам. Допустим, берём тему «Осень» и подбираем к ней все слова, связанные с этим временем года. Затем, не спеша, переходим к разделу «Зима» и снова ищем слова, касающиеся этой темы. Соответственно, здесь наши ученики могут собрать все названия птиц, которые остаются в нашем краю на всю зиму.

- Какую тему рассматриваете с учащимися в настоящее время?

- Сейчас мы с детьми собираем слова о «Вороньем дне». Я уже рассказала им всё об этом национальном празднике, обговорила с ними все его особо важные моменты. Кроме того, на уроках рисования многие из них попытались его красиво нарисовать, а после этого по собственному рисунку рассказать на хантыйском языке про этот весенний праздник.

- Татьяна Валентиновна, расскажите об отношении детей к родному языку, как они воспринимают его сегодня?

- Дети всегда с большим интересом относятся к родному языку и литературе. С большим удовольствием они знакомятся с произведениями наших поэтов и писателей. И ещё больший интерес у них появляется тогда, когда стихи или рассказы написаны классиками хантыйской литературы именно на родном и русском языках. Так мы недавно изучали стихи известного поэта Романа Ругина и многих других писателей. Наши дети должны знать как свой родной язык, так и литературу!

- Спасибо, Вам, Татьяна Валентиновна, за беседу! Всего доброго!

Владимир Енов

Рубрика: 
Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
Номер Ханты Ясанг: 
№ 15 (3435)
12.08.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика