Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиӆуп вәнӆтыйӆты оӆ пиӆа!
  • Йиӆуп щирн киникайт мӑты па вўты питӆыйт
  • Югра мўвева хур хӑншты ёх юхтыйӆсӑт
  • Вәнтӑты вєрӑт тәты ёх вән мирхота ӑктӑщийсӑт
  • Киникайт хӑншты финно-угрӑт мўвтєӆ мирхот вәс
  • Рәт ясӊев ӆєрӑмтты щирӑт
  • Йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты тӑхи пўншсы
  • Па хон пєлӑк Эстония мўв эвӑӆт учёной ёх юхтыйӆсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Евра мўв хә ёх Вуӆаӊ ӆаӆьн
  • Хурамӑӊ тўр сый тӑйты нє
  • Ӑшкола пийн хӑнты няврємӑт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑӆӑт
  • Арӑт хӑншты нє
  • Вошн хӑнты вәӆупсы тәты ищи рӑхӆ
  • Рўтьщӑты хӑрн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнтэт оӆӑӊӑн уша вєрсӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Әмӑщ стихӑт па путрӑт хӑншты вепс хә

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӊев ӆєрӑмтты щирӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӊев ӆєрӑмтты щирӑт

2016-мит о вўш эвӑт кашӑӊ оӆ вәйт ӆор тыӆӑщ сухумты еӆпийн Югра мўв ӆуваттыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт әхтыйн рәпитты хуятӑт «Филологический форум Югры» нємуп вән мирхота ӑктӑщийӆӆӑт. ыв путӑртӆӑт, хутыса округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванємӑты.

Тӑм пўш вән вәй­тан­тупсы вәйт ӆор тыӆӑщ 30-мит хӑтӑӆн Ёмво­шӑӊ 4-мит ӑш­колайн ӆэщӑтсы. 2019-мит он вәнтӑты вєрӑт тәты IV-мит хӑра ӑнтә тәп Югра мўвиев Ём­вош, Нижневартовск, Сәр­ханӆ вошӑт, Нуви сӑӊ­хум район Касум вош, Нижневартовской район Варьёган кәрт, Сўмӑт­вош район Ӆэв кәр­тӑӊ учителят па щи вєрӑт әхтыйн кәщайт юхтыйсӑт, щи тумпи Свердловской мўв Ив­дель вошӑң ёх, Тю­мень, Москва, Санкт-Петербург, па хон пєлӑк Финляндия, Казахстан, Армения мўвӑт эвӑӆт вәнӆтӑты вєрӑт тәты хуятӑт ищи юхтыйӆсӑт. Ияха ӆўӊӑтты ки, 2 000 муӆтас хӑннєхә мирхотн вәс. 
Кашӑӊ оӆ тӑм вән мирхотн мойӊа ӑктӑщум мир арсыр вәнӆтӑты хӑрӑта орт­ӆыйт. Щиты интӑм вуӆӑӊ пленарной ӆўӊтупсы тумпийн вет вәнӆтӑты хӑр рәпитӑс. Оӆӑӊмит – «Рўщ ясӑӊ па литерату­ра йиӆуп вәӆупсыйн», кимит – «Па хон пєлӑк мўвӑт ясңӑта вәнтӑты йиӆуп вєрӑт», хәӆмит – «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт», няӆмит – айкеӑт эщӑтты ёх пӑта «Муй щирн йиуп вәупсыйн интернет нёт» нємпи вєр па «Ху­тыса киникайт ӆў­ӊӑтты тӑхет айӆат ёха еӆӆы вәӆупсыйн нёт­ӆӑт» вәнӆтӑты хӑрӑт. 

Арсыр мастер-клас­сӑт па вәнтӑты хӑрӑт тумпийн айкеӑт ӑкӑт­ты нєңӑт па хәйт пӑта ищиты әмӑщ вєр эщӑт­сы-вантӑсы, муй щирн хурамӑңа па тәса мир пиа путӑртты рӑх. 

Пленарной мирхотн вухаӆь мир эвӑӆт Россия мўв ӆуваттыйн Государственной Дума хуща рәпитты нє Т. Го­голева ясӑӊ вўйӆяс. Ӆўв лупӑс, 2019-мит о ООН нємуп Генераль­ной Ассамблея кәща ёх поступсы щирн иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты оа аӆьсы. Щит пӑта ӆӑӊхас, ӆәӆн Югра мўв кашӑӊ ӑш­колайн оӆӑӊмит вәнӆ­тыйӆты хӑтӑӆн рәт ясӑӊ урокн оӆӊитты. Еӆӆы па ӑнтә тәп тӑм оӆ рәт ясӑӊ оӆа аӆьщӑты, еӆӆы оӆӑт ищиты ӑӊки ясӊев ӆєрамтман вәӆты.

 

Филологической нау­кайт кандидат, Ас-угор­ской институт хуща ву­ӆаӊ научной рәпатнек В. Соловар хӑнты па вухаӆь мирӊӑн хӑннє­хә ар оӆӑӊӑн айкеӆ тәс. Вантэ, хӑннєхә арн ӆў­ӊӑтты утӑт, арсыр войт, тўхӆӑӊ войт мӑӊ щирн аӆьщӑӆыйт. Вәӆупсыйн щит нємасыя посӑт.

 

Еӆӆы вәнӆтӑты хӑ­рӑт рәпитты пит­сӑт. «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» нєм­пи мирхотн нӆъяӊкєм хӑннєхә вәс. Щит хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑта вәнӆтӑты нєӊӑт, учё­нойт, Ас-угорской институт научной рәпатнекӑт, оса вєрӑт тәты хуятӑт, айӆат ёх, вәнӆтӑты вєрӑт вантман тӑйты кәщайт па мўӊ, айкеӆӑт ӆэщӑт­ты нєӊӑт.

Хӑнты мир профес­сор ими Е. Нёмысова Е.Г. Инырева сыры оӆӑтн моньщум хӑнты моньщӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс. Е.Г. Инырева (Тасьманова) 1926-мит оӆн Сўмӑтвош район Мущаң кәртӑн сєма питӑс. Рәтӑт пиӆа Лыхма вәнт шушийн вәс. Ай­ӆат эвия вәӆум пурайн Вуԯаң ԯаԯь пӑта тарма рәпитӑс. Щи пийн Нуви сӑӊхум район Пона­вӑт кәрт Фрунзе нємпи колхозн мис пәсты нє­ӊа вәс. Айтєӆн ӑӊки-ащи эвӑӆт моньщӑт хәӆӑнтӑс. Щи путрӑт, аӆпа, сӑмӆа хойсӑт, вәна ювмӑӆн щитӑт пушхи­еӆаӆа моньщты пи­тӑс. Ӛхӑтшӑк щи монь­щӑт С.Д. Дядюн, Т.Р. Пят­никова, Л.Р. Хомляк, Е.А. Шмидт нєпека хӑншсӑт. 2008-мит оӆн Е.Г. Инырева хўв пӑнта мӑнӑс. Е. Нёмысова щи моньщӑт хўват ванӆ­тӑс, хутыса няврємиет єнмӑӆты мосӆ.

Филологической нау­кайт канди­дат, профессор вухаӆь ими Д. Герасимова путӑртӑс, муй щирн ӆўв Свердловской мўв Ивдель вошн па Полуночной кәртӑн арсыр ӆуват ёх, щит пушхӑт эвӑӆт вәнӆата ювум ёх вәнты, ву­хаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Профессор ими ясӊӑт щирн, Свердловской мўвн щикўш шимӆ вухаӆь мир вәӆ, тәп рәт ясӑӊ вәнӆтӑты ӆыв сӑмӆаӆн таӆӆыйт.

Ар оӆ мӑр Нижне­вартовской рай­он Варьёган кәрт ӑш­колайн юрн ясӑӊа няв­рємӑт вәнӆтӑты нє Ф. Воробьёва па ищи вєрӑт тәты институт ху­ща рәпитты хӑнты нє, культурология наукайт кандидӑт нє Н. Величко иха пиӆтащман нє­масыя вәнӆтӑты пос­тупсы хӑншсӑӊӑн, муй щирн пушхӑт пӑта йи­ӆуп щирн юрн ясӑӊ урок ӆэщӑтты па тәты рӑхӆ.

М. Кумаева, филоло­гической наукайт кан­дидат, Ас-угорской ву­хаь ясӑң єрамтты тӑхи кәща, айкеӆ тәс, муй арат па муйсӑр киникайт, научной нє­пекӑт, словарят па па утӑт юхи хӑщум вет оӆ мӑр эщӑтсӑт па єсӑӆ­сӑт. Ияха ӆўӊӑтты ки, хӑнты, вухаӆь па юрн яӊӑтн 60 начно-мето­дической нєпек вєрсы.

Нуви сӑӊхум рай­он Касум вош ӑш­колайн хәс ӆапӑт оӆ муӆтас няврємӑт пи­ӆа рә­питты апрӑӊ нє Л. За­харова ванӆтӑсӆэ, хутыса йиӆуп щирн нємасыя сухӑӆн (рўщ щирн «интерактивная доска») хӑнты ясӑӊ тәты рӑхӆ. Тӑм йиӆуп вєр айӆат ёха шєӊк әмӑщ, ӆыв имухты хӑнты па рўщ ясӑӊӊӑнӑн ӆэщӑ­тум партупсэт тўӊматӆӑт.

Айӆат филологичес­кой наукайт кандидат Г. Нахрачёва путӑртӑс, муйсӑр глагол ясӊӑт хӑнты урок мєт нумсӑ­ӊа па әмща ӆэщӑтты нётӆӑт. Ӆўв така лупӑс – вәнӆтӑты па наука вєрӑт иха пиӆтащман тәты мосӆ.
Щи тӑхетн рәпитты научной рәпата тәты нє С. Дядюн ай пушхӑт пӑ­та хӑнты ясӑӊӑн хӑншум моньщӑт оӆӑӊӑн ай тәс.

Сўмӑтвош район Ӆэв кәртӑӊ вухаӆь нє Е. Кугина ар оӆ мӑр няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Хурӑӊ кина хўват ванӆтӑсӆэ, муй вурн няврємӑт пиӆа рә­пата тәӆ. 

Хӑнты мир учёной, филологической нау­кайт кандидат нє С. Они­на ванӆтӑс, муй щирн йистєӆн хӑннєхуятӑт кўтэӆн м щирн аӆь­щӑсыйт.

Тӑм вәнӆтӑты хӑрн, Государственной Дума депутат, вухаӆь нє Т. Гоголева ищи ясӑӊ вўйӆяс. Учёнойт, Югра мўв оса вєрӑт тәты хуятӑт, рәт ясӑӊа вәнӆтӑты па щи вєрӑт әхтыйн рәпатнекӑт ну­мӑсн «Иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты он» ӑӊки ясӑӊ ӆєрамтты щира ӆапӑт вуӆаӊ вєр ат тывӑс:
1. Рәт ясӊӑта вәнӆтӑ­ты ёх ӆэщӑтты мосӆ. 
2. Ӑшкола-интернатӑт ванӑн омӑсты, ӆәӆн шу­ши няврємӆўв рўтьщӑ­ты хӑтӆӑтн юхи муй па хоттєӆ ёх хуща мӑнты вєритсӑт. 
3. Ас-угорской инс­титутн мєт сырыя хӑн­ты, вухаӆь па юрн айӆат учёнойт ӆэщӑтты мосӆ. 
4. Хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн вәнӆтӑты пӑта нємасыя тӑхет пўншты. 
5. «Пупи якты хота» – йиӆуп вәӆупсы! Тӑта ищиты нємасыя ӑшкола ӆэщӑтты мосӆ. Щи тум­пи «Пупи якты хот» тәса вәты хуята стипендия вух сухуптӑты. 
6. Рәт ясӊӑта вәнӆ­тӑ­ты вєр государст­венной поступсыя нух хӑншты. 
7. Югра мўв губерна­тор пиӆа нємасыя «Со­вет при Губернаторе по родным языкам» оса тӑхи пўншты мосӆ. 

Еӆӆы Т. Гоголева лупӑс, хуты мў­ӊева Ямал мўв иты рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх хон Пєтра вошн Герцен нємуп институтн и оӆ мӑра нємасыя вәнӆтӑты хӑра китты мосӆ, ӆәӆн шуши мир учителят лыпӑт хойты тыӆӑщ мӑр вән вошн ат вәнӆ­тыйӆсӑт, партупсы дип­ломной нєпек хӑншты щира ат ёша павӑтсӑт па рәт мўвӑӆа ат кєр­ӆӑсӑт. Ӛхӑт, ван хӑтӆуп тыӆӑщн па вуӆаӊ дип­лом нєпек хоӆумсӑт. 
Мосӑӊ, щиты, иха катӆӑсман рәт ясӊев ӆєрамтӆўв.

Сохраним родные языки вместе

Начиная с 2016 года, ежегодно в августе месяце на территории автономного округа проводится «Филологический форум Югры». С каждым годом Форум становится более масштабным. Так, в этом году участниками стали более 2000 педагогических работников образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели русского языка и литературы, студенты педагогических вузов Югры, руководители и специалисты муниципальных и государственных органов, осуществляющих управление в сфере образования и культуры, представители общественных и научных организаций, ведущие эксперты в области филологии не только нашего региона, но и из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Казахстана и Армении.

 

Торжественное открытие «Филологического форума Югры – 2019» состоялось 30 августа 2019 года в актовом зале школы № 4 города Ханты-Мансийска. По традиции открытие Форума продолжилось пленарным заседанием, которое обозначили как «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека».

 

В работе заседания приняла участие и депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Татьяна Гоголева. В своём обращении депутат акцентировала внимание на том, чтобы День знаний посвятить родным языкам, и во всех школах Югры учебный год начать с урока родного языка.

 

Следует отметить, что на пленарном заседании с докладом на тему «Система символов личных песен обско-угорских народов» также выступила ведущий научный сотрудник «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», доктор филологических наук Валентина Соловар.

Вторая половина Форума была посвящена работе дискуссионных площадок. «Русский язык и литература в современном межкультурном пространстве» – так назвали рабочую площадку под № 1. Дискуссионная площадка № 2  носила название «Новые модели и лингвообразовательные технологии в обучении иностранным языкам». Дискуссионная площадка № 3 была посвящена «Родным языкам: теории изучения и практической реализации». Для студентов направления «Журналистика», журналистского сообщества и ведущих телеканалов был организован семинар-практикум «Журналистика в контексте современных образовательных траекторий». Специалисты библиотечного дела на площадке «Школьная библиотека в формировании читательской культуры» также имели возможность обсудить современные  информационные ресурсы для развития читательской компетенции школьников.

На площадке, посвящённой родным языкам, присутствовало порядка 40 человек, а это педагогические работники образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели хантыйского, мансийского и ненецкого языков, студенты, представители национальной интеллигенции и общественных организаций, ведущие эксперты в области филологии, национальные СМИ.

 

Так, заслуженный учитель  школы РФ, кандидат педагогических наук Евдокия Нёмысова рассказала о духовно-нравственном воспитании личности обучающихся на примере сборника хантыйских сказок «Сказки Е.Г. Иныревой». Инырева (Тасьманова) Екатерина Григорьевна родилась 10 мая 1926 года в юртах Мозямы Берёзовского района в семье рыбака-охотника. Она жила с родителями на стойбище Лыхма. Во время Великой Отечественной войны Екатерина, как и её ровесники, занималась выловом рыбы для фронта. Затем работала в селе Полновате Берёзовского (ныне Белоярского) района дояркой в колхозе им. М.В. Фрунзе. Воспитала пятерых детей. Умерла Екатерина Григорьевна 22 апреля 2008 года.

Хантыйские народные сказки Екатерина Григорьевна Инырева слышала от своих родителей. Рассказывая их детям, она проживала вместе с героями их путь. Позже сказки в её исполнении стали записывать С.Д. Дядюн, Т.Р. Пятникова, Л.Р. Хомляк, Е.А. Шмидт.

 

Опытом работы преподавания мансийского языка в условиях разновозрастной группы МБОУ СОШ № 3 г. Ивделя и п. Полуночного Свердловской области поделилась кандидат филологических наук, заслуженный учитель РФ Диана Герасимова. Она отметила высокую заинтересованность и потребность представителей лозьвинских манси в изучении родного языка. Именно поэтому, по мнению учёной, проблема кадрового обеспечения находится на первом месте.

Педагог дополнительного образования из Варьёганской общеобразовательной школы Нижневартовского района Фаина Воробьева совместно с доцентом кафедры педагогики, психологии и управления образованием АУ «Института развития образования», кандидатом культурологии Натальей Величко представили участникам готовую программу по ненецкому языку (лесной диалект) в соответствии с требованиями ФГОС.

Об электронных ресурсах и изданиях «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок» для профессиональной деятельности педагогов родных языков и литературы рассказала кандидат филологических наук, заведующая научно исследовательским отделом мансийской филологии и фольклористики данного института Мария Кумаева. Так, за последние пять лет институтом издано 60 учебно-методических пособий по мансийскому, хантыйскому и ненецкому языкам.

Любовь Захарова, учитель родного языка и литературы из села Казыма Белоярского района, педстаж которой составляет почти 30 лет, провела мастер-класс, где поделилась интерактивными формами работы с обучающимися начальных классов на уроках хантыйского языка.

 

О методике обогащения речи обучающихся лексико-семантическими группами глаголов на уроке родного языка рассказала Галина Нахрачёва, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научной исследовательского отдела хантыйской филологии Обско-угорский института.

Учитель родного языка и литературы Сосьвинской школы, что находится в Берёзовском районе, Евдокия Кугина представила слайдовую презентацию на тему «Из опыта работы учителя родного (мансийского) языка и литературы на уроке и во внеурочное время (в музее)».

Светлана Дядюн, старший научный сотрудник Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, в своем докладе рассказала о роли хантыйской сказки в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учёная из народа ханты, кандидат филологических наук Софья Онина подготовила доклад на тему «Категория вежливости в индивидуалистической культуре (на материале хантыйского языка)».

 

С сообщением об обеспечении качественного общего образования с сохранением родных языков выступила и депутат Государственной Думы РФ Татьяна Гоголева, которая уверена, языковой прорыв возможен совместными усилиями – государства и общественности в лице коренных народов. Татьяна Степановна обозначила и девиз года: «Ничего для нас – без нас!»

Депутат Госдумы отметила, что учёные, преподаватели, общественные деятели Югры определили основные ожидания по результатам Международного года языков коренных народов через 7 основных шагов:

1 шаг – Кадры по родным языкам (преподаватели, исследователи, учёные), кадры для традиционной хозяйственной деятельности как для отрасли.

2 шаг – Образование без отрыва от семьи.

Обеспечение качественного общего образования с сохранением родных языков:

– строительство пришкольных интернатов в Лянторе, Нижнесортымском, Тром-Агане;

– запуск программ альтернативного размещения детей в семьях на период строительства интернатов;

– поддержка малокомплектных школ и детских садов;

– обеспечение учебно-методическими, мультимедийными комплексами по мансийскому и хантыйскому языкам.

3 шаг – «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» должен стать научным центром с чёткой целью, направленной на исследования обских угров, подготовке молодых учёных из числа коренных народов, с сетью медиацентров на местах.

4 шаг – Цифровые технологии – на службу родным языкам.

Создание национальных лингвистических корпусов мансийского и хантыйского языков.

5 шаг – Медвежьему празднику – новую жизнь. Создание центров Медвежьего праздника, школ обучения этой традиции, стипендии носителям традиции.

6 шаг – Финансовое обеспечение через принятие специальной государственной программы «Родные языки коренных народов Югры».

7 шаг – Для выхода на результат – строгий контроль. Создать совет при губернаторе по родным языкам.

Кроме того, Татьяна Степановна рассказала о прошедшем в июле праздновании 200-летия со дня рождения выдающегося венгерского учёного Антала Регули. Конференция была организована сразу с переводом на три языка – русский, мансийский и хантыйский. В связи с этим, Т.С. Гоголева выразила пожелание, чтобы в дальнейшем конференции, связанные с проблематикой языков, проводить на родных языках.

Также депутат поделилась ямальским опытом образовательной системы. Так, в  прошлом году «Ямальский институт развития образования» заказал Институту народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена разработку программы для повышения квалификации учителей. Учёные и преподаватели откликнулись на предложение и разработали такую программу для преподавателей других предметов, которые владеют родным языком, с целью присвоения им дополнительной квалификации «Учитель родного языка». Сентябрь месяц они обучались, затем уехали домой, написали дипломные работы, а в декабре приехали ещё на одну сессию и защитили дипломные работы. По итогам получили диплом государственного образца Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. «Нам необходимо сделать то же самое, так как у сельских учителей небольшая нагрузка, и во-вторых, есть желающие изучать родной язык, есть носители языка, но, не имея соответствующей квалификации, они не могут преподавать родной язык в школе», – резюмировала Т.С. Гоголева.

Татьяна Степановна просила включить данное предложение в итоговые рекомендации Форума.

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 17 (3533)
11.09.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика