- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӊев ӆєрӑмтты щирӑт
2016-мит о вўш эвӑт кашӑӊ оӆ вәйт ӆор тыӆӑщ сухумты еӆпийн Югра мўв ӆуваттыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт әхтыйн рәпитты хуятӑт «Филологический форум Югры» нємуп вән мирхота ӑктӑщийӆӆӑт. ыв путӑртӆӑт, хутыса округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванємӑты.
Тӑм пўш вән вәйтантупсы вәйт ӆор тыӆӑщ 30-мит хӑтӑӆн Ёмвошӑӊ 4-мит ӑшколайн ӆэщӑтсы. 2019-мит он вәнтӑты вєрӑт тәты IV-мит хӑра ӑнтә тәп Югра мўвиев Ёмвош, Нижневартовск, Сәрханӆ вошӑт, Нуви сӑӊхум район Касум вош, Нижневартовской район Варьёган кәрт, Сўмӑтвош район Ӆэв кәртӑӊ учителят па щи вєрӑт әхтыйн кәщайт юхтыйсӑт, щи тумпи Свердловской мўв Ивдель вошӑң ёх, Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, па хон пєлӑк Финляндия, Казахстан, Армения мўвӑт эвӑӆт вәнӆтӑты вєрӑт тәты хуятӑт ищи юхтыйӆсӑт. Ияха ӆўӊӑтты ки, 2 000 муӆтас хӑннєхә мирхотн вәс.
Кашӑӊ оӆ тӑм вән мирхотн мойӊа ӑктӑщум мир арсыр вәнӆтӑты хӑрӑта ортӆыйт. Щиты интӑм вуӆӑӊ пленарной ӆўӊтупсы тумпийн вет вәнӆтӑты хӑр рәпитӑс. Оӆӑӊмит – «Рўщ ясӑӊ па литература йиӆуп вәӆупсыйн», кимит – «Па хон пєлӑк мўвӑт ясңӑта вәнтӑты йиӆуп вєрӑт», хәӆмит – «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт», няӆмит – айкеӑт эщӑтты ёх пӑта «Муй щирн йиуп вәупсыйн интернет нёт» нємпи вєр па «Хутыса киникайт ӆўӊӑтты тӑхет айӆат ёха еӆӆы вәӆупсыйн нётӆӑт» вәнӆтӑты хӑрӑт.
Арсыр мастер-классӑт па вәнтӑты хӑрӑт тумпийн айкеӑт ӑкӑтты нєңӑт па хәйт пӑта ищиты әмӑщ вєр эщӑтсы-вантӑсы, муй щирн хурамӑңа па тәса мир пиа путӑртты рӑх.
Пленарной мирхотн вухаӆь мир эвӑӆт Россия мўв ӆуваттыйн Государственной Дума хуща рәпитты нє Т. Гоголева ясӑӊ вўйӆяс. Ӆўв лупӑс, 2019-мит о ООН нємуп Генеральной Ассамблея кәща ёх поступсы щирн иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты оа аӆьсы. Щит пӑта ӆӑӊхас, ӆәӆн Югра мўв кашӑӊ ӑшколайн оӆӑӊмит вәнӆтыйӆты хӑтӑӆн рәт ясӑӊ урокн оӆӊитты. Еӆӆы па ӑнтә тәп тӑм оӆ рәт ясӑӊ оӆа аӆьщӑты, еӆӆы оӆӑт ищиты ӑӊки ясӊев ӆєрамтман вәӆты.
Филологической наукайт кандидат, Ас-угорской институт хуща вуӆаӊ научной рәпатнек В. Соловар хӑнты па вухаӆь мирӊӑн хӑннєхә ар оӆӑӊӑн айкеӆ тәс. Вантэ, хӑннєхә арн ӆўӊӑтты утӑт, арсыр войт, тўхӆӑӊ войт мӑӊ щирн аӆьщӑӆыйт. Вәӆупсыйн щит нємасыя посӑт.
Еӆӆы вәнӆтӑты хӑрӑт рәпитты питсӑт. «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» нємпи мирхотн нӆъяӊкєм хӑннєхә вәс. Щит хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑта вәнӆтӑты нєӊӑт, учёнойт, Ас-угорской институт научной рәпатнекӑт, оса вєрӑт тәты хуятӑт, айӆат ёх, вәнӆтӑты вєрӑт вантман тӑйты кәщайт па мўӊ, айкеӆӑт ӆэщӑтты нєӊӑт.
Хӑнты мир профессор ими Е. Нёмысова Е.Г. Инырева сыры оӆӑтн моньщум хӑнты моньщӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс. Е.Г. Инырева (Тасьманова) 1926-мит оӆн Сўмӑтвош район Мущаң кәртӑн сєма питӑс. Рәтӑт пиӆа Лыхма вәнт шушийн вәс. Айӆат эвия вәӆум пурайн Вуԯаң ԯаԯь пӑта тарма рәпитӑс. Щи пийн Нуви сӑӊхум район Понавӑт кәрт Фрунзе нємпи колхозн мис пәсты нєӊа вәс. Айтєӆн ӑӊки-ащи эвӑӆт моньщӑт хәӆӑнтӑс. Щи путрӑт, аӆпа, сӑмӆа хойсӑт, вәна ювмӑӆн щитӑт пушхиеӆаӆа моньщты питӑс. Ӛхӑтшӑк щи моньщӑт С.Д. Дядюн, Т.Р. Пятникова, Л.Р. Хомляк, Е.А. Шмидт нєпека хӑншсӑт. 2008-мит оӆн Е.Г. Инырева хўв пӑнта мӑнӑс. Е. Нёмысова щи моньщӑт хўват ванӆтӑс, хутыса няврємиет єнмӑӆты мосӆ.
Филологической наукайт кандидат, профессор вухаӆь ими Д. Герасимова путӑртӑс, муй щирн ӆўв Свердловской мўв Ивдель вошн па Полуночной кәртӑн арсыр ӆуват ёх, щит пушхӑт эвӑӆт вәнӆата ювум ёх вәнты, вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Профессор ими ясӊӑт щирн, Свердловской мўвн щикўш шимӆ вухаӆь мир вәӆ, тәп рәт ясӑӊ вәнӆтӑты ӆыв сӑмӆаӆн таӆӆыйт.
Ар оӆ мӑр Нижневартовской район Варьёган кәрт ӑшколайн юрн ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты нє Ф. Воробьёва па ищи вєрӑт тәты институт хуща рәпитты хӑнты нє, культурология наукайт кандидӑт нє Н. Величко иха пиӆтащман нємасыя вәнӆтӑты поступсы хӑншсӑӊӑн, муй щирн пушхӑт пӑта йиӆуп щирн юрн ясӑӊ урок ӆэщӑтты па тәты рӑхӆ.
М. Кумаева, филологической наукайт кандидат, Ас-угорской вухаь ясӑң єрамтты тӑхи кәща, айкеӆ тәс, муй арат па муйсӑр киникайт, научной нєпекӑт, словарят па па утӑт юхи хӑщум вет оӆ мӑр эщӑтсӑт па єсӑӆсӑт. Ияха ӆўӊӑтты ки, хӑнты, вухаӆь па юрн яӊӑтн 60 начно-методической нєпек вєрсы.
Нуви сӑӊхум район Касум вош ӑшколайн хәс ӆапӑт оӆ муӆтас няврємӑт пиӆа рәпитты апрӑӊ нє Л. Захарова ванӆтӑсӆэ, хутыса йиӆуп щирн нємасыя сухӑӆн (рўщ щирн «интерактивная доска») хӑнты ясӑӊ тәты рӑхӆ. Тӑм йиӆуп вєр айӆат ёха шєӊк әмӑщ, ӆыв имухты хӑнты па рўщ ясӑӊӊӑнӑн ӆэщӑтум партупсэт тўӊматӆӑт.
Айӆат филологической наукайт кандидат Г. Нахрачёва путӑртӑс, муйсӑр глагол ясӊӑт хӑнты урок мєт нумсӑӊа па әмща ӆэщӑтты нётӆӑт. Ӆўв така лупӑс – вәнӆтӑты па наука вєрӑт иха пиӆтащман тәты мосӆ.
Щи тӑхетн рәпитты научной рәпата тәты нє С. Дядюн ай пушхӑт пӑта хӑнты ясӑӊӑн хӑншум моньщӑт оӆӑӊӑн ай тәс.
Сўмӑтвош район Ӆэв кәртӑӊ вухаӆь нє Е. Кугина ар оӆ мӑр няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑӆ. Хурӑӊ кина хўват ванӆтӑсӆэ, муй вурн няврємӑт пиӆа рәпата тәӆ.
Хӑнты мир учёной, филологической наукайт кандидат нє С. Онина ванӆтӑс, муй щирн йистєӆн хӑннєхуятӑт кўтэӆн м щирн аӆьщӑсыйт.
Тӑм вәнӆтӑты хӑрн, Государственной Дума депутат, вухаӆь нє Т. Гоголева ищи ясӑӊ вўйӆяс. Учёнойт, Югра мўв оса вєрӑт тәты хуятӑт, рәт ясӑӊа вәнӆтӑты па щи вєрӑт әхтыйн рәпатнекӑт нумӑсн «Иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты он» ӑӊки ясӑӊ ӆєрамтты щира ӆапӑт вуӆаӊ вєр ат тывӑс:
1. Рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты мосӆ.
2. Ӑшкола-интернатӑт ванӑн омӑсты, ӆәӆн шуши няврємӆўв рўтьщӑты хӑтӆӑтн юхи муй па хоттєӆ ёх хуща мӑнты вєритсӑт.
3. Ас-угорской институтн мєт сырыя хӑнты, вухаӆь па юрн айӆат учёнойт ӆэщӑтты мосӆ.
4. Хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн вәнӆтӑты пӑта нємасыя тӑхет пўншты.
5. «Пупи якты хота» – йиӆуп вәӆупсы! Тӑта ищиты нємасыя ӑшкола ӆэщӑтты мосӆ. Щи тумпи «Пупи якты хот» тәса вәты хуята стипендия вух сухуптӑты.
6. Рәт ясӊӑта вәнӆтӑты вєр государственной поступсыя нух хӑншты.
7. Югра мўв губернатор пиӆа нємасыя «Совет при Губернаторе по родным языкам» оса тӑхи пўншты мосӆ.
Еӆӆы Т. Гоголева лупӑс, хуты мўӊева Ямал мўв иты рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх хон Пєтра вошн Герцен нємуп институтн и оӆ мӑра нємасыя вәнӆтӑты хӑра китты мосӆ, ӆәӆн шуши мир учителят лыпӑт хойты тыӆӑщ мӑр вән вошн ат вәнӆтыйӆсӑт, партупсы дипломной нєпек хӑншты щира ат ёша павӑтсӑт па рәт мўвӑӆа ат кєрӆӑсӑт. Ӛхӑт, ван хӑтӆуп тыӆӑщн па вуӆаӊ диплом нєпек хоӆумсӑт.
Мосӑӊ, щиты, иха катӆӑсман рәт ясӊев ӆєрамтӆўв.
Сохраним родные языки вместе
Начиная с 2016 года, ежегодно в августе месяце на территории автономного округа проводится «Филологический форум Югры». С каждым годом Форум становится более масштабным. Так, в этом году участниками стали более 2000 педагогических работников образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели русского языка и литературы, студенты педагогических вузов Югры, руководители и специалисты муниципальных и государственных органов, осуществляющих управление в сфере образования и культуры, представители общественных и научных организаций, ведущие эксперты в области филологии не только нашего региона, но и из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Казахстана и Армении.
Торжественное открытие «Филологического форума Югры – 2019» состоялось 30 августа 2019 года в актовом зале школы № 4 города Ханты-Мансийска. По традиции открытие Форума продолжилось пленарным заседанием, которое обозначили как «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека».
В работе заседания приняла участие и депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Татьяна Гоголева. В своём обращении депутат акцентировала внимание на том, чтобы День знаний посвятить родным языкам, и во всех школах Югры учебный год начать с урока родного языка.
Следует отметить, что на пленарном заседании с докладом на тему «Система символов личных песен обско-угорских народов» также выступила ведущий научный сотрудник «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», доктор филологических наук Валентина Соловар.
Вторая половина Форума была посвящена работе дискуссионных площадок. «Русский язык и литература в современном межкультурном пространстве» – так назвали рабочую площадку под № 1. Дискуссионная площадка № 2 носила название «Новые модели и лингвообразовательные технологии в обучении иностранным языкам». Дискуссионная площадка № 3 была посвящена «Родным языкам: теории изучения и практической реализации». Для студентов направления «Журналистика», журналистского сообщества и ведущих телеканалов был организован семинар-практикум «Журналистика в контексте современных образовательных траекторий». Специалисты библиотечного дела на площадке «Школьная библиотека в формировании читательской культуры» также имели возможность обсудить современные информационные ресурсы для развития читательской компетенции школьников.
На площадке, посвящённой родным языкам, присутствовало порядка 40 человек, а это педагогические работники образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели хантыйского, мансийского и ненецкого языков, студенты, представители национальной интеллигенции и общественных организаций, ведущие эксперты в области филологии, национальные СМИ.
Так, заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук Евдокия Нёмысова рассказала о духовно-нравственном воспитании личности обучающихся на примере сборника хантыйских сказок «Сказки Е.Г. Иныревой». Инырева (Тасьманова) Екатерина Григорьевна родилась 10 мая 1926 года в юртах Мозямы Берёзовского района в семье рыбака-охотника. Она жила с родителями на стойбище Лыхма. Во время Великой Отечественной войны Екатерина, как и её ровесники, занималась выловом рыбы для фронта. Затем работала в селе Полновате Берёзовского (ныне Белоярского) района дояркой в колхозе им. М.В. Фрунзе. Воспитала пятерых детей. Умерла Екатерина Григорьевна 22 апреля 2008 года.
Хантыйские народные сказки Екатерина Григорьевна Инырева слышала от своих родителей. Рассказывая их детям, она проживала вместе с героями их путь. Позже сказки в её исполнении стали записывать С.Д. Дядюн, Т.Р. Пятникова, Л.Р. Хомляк, Е.А. Шмидт.
Опытом работы преподавания мансийского языка в условиях разновозрастной группы МБОУ СОШ № 3 г. Ивделя и п. Полуночного Свердловской области поделилась кандидат филологических наук, заслуженный учитель РФ Диана Герасимова. Она отметила высокую заинтересованность и потребность представителей лозьвинских манси в изучении родного языка. Именно поэтому, по мнению учёной, проблема кадрового обеспечения находится на первом месте.
Педагог дополнительного образования из Варьёганской общеобразовательной школы Нижневартовского района Фаина Воробьева совместно с доцентом кафедры педагогики, психологии и управления образованием АУ «Института развития образования», кандидатом культурологии Натальей Величко представили участникам готовую программу по ненецкому языку (лесной диалект) в соответствии с требованиями ФГОС.
Об электронных ресурсах и изданиях «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок» для профессиональной деятельности педагогов родных языков и литературы рассказала кандидат филологических наук, заведующая научно исследовательским отделом мансийской филологии и фольклористики данного института Мария Кумаева. Так, за последние пять лет институтом издано 60 учебно-методических пособий по мансийскому, хантыйскому и ненецкому языкам.
Любовь Захарова, учитель родного языка и литературы из села Казыма Белоярского района, педстаж которой составляет почти 30 лет, провела мастер-класс, где поделилась интерактивными формами работы с обучающимися начальных классов на уроках хантыйского языка.
О методике обогащения речи обучающихся лексико-семантическими группами глаголов на уроке родного языка рассказала Галина Нахрачёва, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научной исследовательского отдела хантыйской филологии Обско-угорский института.
Учитель родного языка и литературы Сосьвинской школы, что находится в Берёзовском районе, Евдокия Кугина представила слайдовую презентацию на тему «Из опыта работы учителя родного (мансийского) языка и литературы на уроке и во внеурочное время (в музее)».
Светлана Дядюн, старший научный сотрудник Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, в своем докладе рассказала о роли хантыйской сказки в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Учёная из народа ханты, кандидат филологических наук Софья Онина подготовила доклад на тему «Категория вежливости в индивидуалистической культуре (на материале хантыйского языка)».
С сообщением об обеспечении качественного общего образования с сохранением родных языков выступила и депутат Государственной Думы РФ Татьяна Гоголева, которая уверена, языковой прорыв возможен совместными усилиями – государства и общественности в лице коренных народов. Татьяна Степановна обозначила и девиз года: «Ничего для нас – без нас!»
Депутат Госдумы отметила, что учёные, преподаватели, общественные деятели Югры определили основные ожидания по результатам Международного года языков коренных народов через 7 основных шагов:
1 шаг – Кадры по родным языкам (преподаватели, исследователи, учёные), кадры для традиционной хозяйственной деятельности как для отрасли.
2 шаг – Образование без отрыва от семьи.
Обеспечение качественного общего образования с сохранением родных языков:
– строительство пришкольных интернатов в Лянторе, Нижнесортымском, Тром-Агане;
– запуск программ альтернативного размещения детей в семьях на период строительства интернатов;
– поддержка малокомплектных школ и детских садов;
– обеспечение учебно-методическими, мультимедийными комплексами по мансийскому и хантыйскому языкам.
3 шаг – «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» должен стать научным центром с чёткой целью, направленной на исследования обских угров, подготовке молодых учёных из числа коренных народов, с сетью медиацентров на местах.
4 шаг – Цифровые технологии – на службу родным языкам.
Создание национальных лингвистических корпусов мансийского и хантыйского языков.
5 шаг – Медвежьему празднику – новую жизнь. Создание центров Медвежьего праздника, школ обучения этой традиции, стипендии носителям традиции.
6 шаг – Финансовое обеспечение через принятие специальной государственной программы «Родные языки коренных народов Югры».
7 шаг – Для выхода на результат – строгий контроль. Создать совет при губернаторе по родным языкам.
Кроме того, Татьяна Степановна рассказала о прошедшем в июле праздновании 200-летия со дня рождения выдающегося венгерского учёного Антала Регули. Конференция была организована сразу с переводом на три языка – русский, мансийский и хантыйский. В связи с этим, Т.С. Гоголева выразила пожелание, чтобы в дальнейшем конференции, связанные с проблематикой языков, проводить на родных языках.
Также депутат поделилась ямальским опытом образовательной системы. Так, в прошлом году «Ямальский институт развития образования» заказал Институту народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена разработку программы для повышения квалификации учителей. Учёные и преподаватели откликнулись на предложение и разработали такую программу для преподавателей других предметов, которые владеют родным языком, с целью присвоения им дополнительной квалификации «Учитель родного языка». Сентябрь месяц они обучались, затем уехали домой, написали дипломные работы, а в декабре приехали ещё на одну сессию и защитили дипломные работы. По итогам получили диплом государственного образца Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. «Нам необходимо сделать то же самое, так как у сельских учителей небольшая нагрузка, и во-вторых, есть желающие изучать родной язык, есть носители языка, но, не имея соответствующей квалификации, они не могут преподавать родной язык в школе», – резюмировала Т.С. Гоголева.
Татьяна Степановна просила включить данное предложение в итоговые рекомендации Форума.