- Хантыйский
- Русский
Андрей Ачимов веӆпӑсӆӑты путрӑт
А. Н. Ачимов Угут вошн Сәрханӆ районӑн 1961-мит оӆн сєма питӑс. Ин ӆўв хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа Малый Юган юхан хонӑӊӑн «Ачимовы-1» нємуп ай вошн вәӆ. Вәӆтаӆ нәпӑт ӆўв иса пўш веӆпӑсӆӑс, 35 оӆ мӑр Яун-Ях община хуща. Няврємӆаӆ єнумсӑт, хиӆэӊа йис. Щит – путрӑӊ хӑннєхә, ӆўв мўӊ пиӆэва веӆпӑсӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртӑс. Тәх путрӑт мўӊ тӑта щи хӑншӆӑӆўв.
Мєт ар путӑр Андрей Николаевич кўрӑӊ войт па пўпет оӆӑӊӑн тӑйӆ.
Мәшмӑӆтум кўрӑӊ вой пўпи киньща пӑӆтап вой, нәмӑсӆӑты, муй пӑта? Пўпи хуты ӆўв сащ тӑйӆ, мәшмӑӆтум кўрӑӊ вой ўккеӆӆы танк иты хӑннєхә пєӆа йиӆ. Хән ма айӆат хәя вәсум, ащєм щи лупиӆӑс, кўрӑӊ вой нӑӊ пєӆӑна ки мӑнӆ, нӑӊ хонӊена вєра ванашӑк ат юхӑтӆ, щӑӆта нӑӊ имухты йира навӑрма. Кўрӑӊ вой сора кєрӆӑты пищӑӆ ӑнтә, ӆўв вєра вән, ӆавӑрт вой. И пўш щимӑщ вєр вәс, ма кўрӑӊ вой нӛхӑӆсєм, пушканӑн єсӑӆсэм, щит екӑр мўвн вєр вәс. Ӆўв иӆы рӑкнӑс. Ма щирн пушканєм па нёӆн пунсєм, муӆты сый сащӆ… Вантӆєм, кўрӑӊ вом ма пєӆӑма наврӑӆ. Мӑнты шиваӆӑсӆэ, кєрӆӑты вўтьщӑс. Щи кўш ухӆ кєрӑтсӑӆэ, ӆўв лавӑрт вой, еӆӆы наврум пӑнтӑӆ хўват тәсы. Хәӆумкєм метра ма эвӑӆтєма наврӑс, пунӆаӆ нух ӆоӆьсӑт, сємӊӑӆӑӆ каӆэӊа йисӊӑн, ма пєӆама вантӑӆ. Щирн ма па пушкан єсӑӆсум, ӆўв иӆы рӑкнӑс. Щирн щи мӑнєма уша йис, кўрӑӊ вой пўпи киньща пӑӆтап вой.
Еӆӆы па Андрей Ачимов путӑртӑс пўпет оӆӑӊӑн, муй вўрн ӆўв щи войт пиӆа вәйтантыӆӑс.
Ма вәӆтєм нәпӑт ар пўш пўпи пиӆа вәйтантыйӆсум. Щи воен пєӆа х шәп ки аӆумӆан па вєра ўвты питӆӑн, ӆўв и тӑхийн ӆоӆьмаӆ па щӑӆта йира навӑрмаӆ. И пўш ӆўв мӑнты ӆавӑӆсӑӆӆэ, пўпи ӆўв хӑннєхәя шӑнш пєлӑк эвӑӆт навӑрмӑты вєр тӑйӆ. Щи сўсн войт пӑта сәхӑр сўс вәс. Щи пўпен мӑнты сырыя єсӑӆсӑӆэ… Щӑта сорум вәнши кєрӑтӆяс, ӆўв щив пәрмӑс па сыйӆтӑс. Ма ухєм щивеӆт пєӆа кєрӑтсєм, ӆўв ма пєӆӑма навӑрӆ, ўӊӑӆ вўсӑӆ вәна таӆман, вєра вән вой, аӆпа, 15 метра ма вәнтєма хӑщӑс. Щӑта сорум вәнши кєрӑтӆяс, мы щи ут нух аӆумсум па ещаӆт хәхӑӆмӑсум, ӆўв па ищи щирӑӆн навӑрӆ. Ма атум ясӑӊӑн ўвты питсум, ещаӆт хәхӑӆман вєншєм кӑрща нух аӆумсєм, щирн тәп хән хәӆумкєм метра хӑщӑс, ӆўв ӛра кєрӆӑс. 15-кєм метра хәхӆӑс па щи юхӆы кєрӆӑс, кимӑт пўш ӆўвты вуӆытты ӆавӑртшӑк. Щирн ма х шәпєм пиӆа ещаӆт хәхӑӆмӑсум, щирн тәп ӆўв йира мӑнӑс. Кәртэв эвӑӆт 300-кєм метрайн щи шәшиӆӑты питӑс. Пушканєм вўсєм, нәмӑсӆум, и муй ӆўв щӑта вєрӆ. Вана юхӑтсум, вантӆєм, ӆўв щӑта пайӆ хӑщуптӑс. Щирн щи уша йис, ӆыв, аӆпа, ищи пӑӆтап вєр тӑйӆӑт.
Еӆӆы А. Ачимов путӑртӑс айӆат пўпет оӆӑӊӑн, ӆыв хӑннєхә эвӑӆт вєра пӑӆты вєр тӑйӆӑт, па путӑртӑс, мӑтты хән пўпи хӑннєхә пєӆа вантӑӆ, хӑннєхә щи вєр имухты мутшащӑӆ.
И пўш хиӆнєӊєм пиӆа вәнт пєӆа шәшсумн, ӆӑӊкӑра ӆўвты омсӑӆтӑсєм. Ёхум воньщумут воньщты мӑнсумн, ӆўв ан вўс, щи воньщӆумн. Мутшащсум, пўпи ма пєӆєма вантӑӆ. Хиӆнєӊєма лупӆум, па тӑхия мӑнӆумн. Яюм ӛхӑтшӑк щив ӊхӑс, пўпен ӆўв ещаӆтэӆа щи єтӑс. Ӆўв ай амп тӑйс, щитэн «тяф-тяф», пўпен хунтӑс. Ӆўв хинтӑӆ тәкнуптумӑн, тӑӊха, вәс.
Ай кәртӑӊ ёх пӑта вєра атум войт – щит тӑӆ тәрумн пўпи хота ӑн уӆум пўпет.
И пўш нӆ оӆ тўмпийн Ас хӑӆты тыӆӑщн щимӑщ вой вәртєм хот хонӑӊа юхтыӆӑс. Аӆӑӊая ӆўв щив мӑнӑс, вантӑӆ, пўпи хӑншэт… Лупӆ, щӑта пўпи … Ма щивеӆт пєӆа мӑнсум, юхан хонӑӊ вўша юхӑтсум, вантӆєм, ӆўв юхӆы вош пєӆа кєрӆӑс. Щӑӆта мўӊ «Буранӑта» омӑссўв. Хӑншиӆаӆ вәйтсўв, ӆўв щӑта йиӆпи караӆӑс, хўӆ кӑншӑс, щӑӆта юхан ов пєӆа мӑнӑс. Пушкан сый сащӆ, щив мӑнсум, нәмӑсӆум, мосӆ вантты, муй тывӑс. Пўпен муй вўрн наврӑс па ищиты еӆӆы навӑрӆ. Мўӊ юхӆы «Буранӑта» омӑссўв, пўпен па еӆӆы танк иты пӑщӑрӆ. Ӛхӑт Ваня хиӆєм юхтыӆӑс. Путӑртӑс, ӆыв 60-кєм верста «Буранан» ӆўвты хущсэӆ. Тӑмӑщ войт хӑннєхә пєӆа вєра атмӑт.
Андрей Николаевич па вєра сыр-сыр путӑр вәнт войт оӆӑӊӑн тӑйӆ, мєт ар путрӑт щит пўпет оӆӑӊӑн.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Охотничьи рассказы Андрея Ачимова
Андрей Николаевич Ачимов родился в 1961 году в п. Угуте Сургутского района. Проживает на реке Малом Югане, юрты «Ачимовы-1». Всю свою жизнь занимается охотой, у него 35 лет охотничьего стажа в общине «Яун-Ях». У него взрослые дети и есть внуки. Андрей Ачимов – хороший рассказчик и на этот раз поделился с нами своими охотничьими приключениями о встречах с крупными животными нашего края – лосем и медведями. Рассказывает:
– Раненный лось страшней медведя, думаете почему? Да потому, что медведь понимает, а раненный лось это же, как танк без водителя. Когда я был молодой, то отец мне говорил, если лось нападёт на тебя, то нужно подпускать его в упор и затем резко в сторону прыгнуть. Лось не может, как медведь развернуться, его пронесёт мимо тебя. Вот такой случай был, я лося догнал на болоте, а там небольшие сосёночки, от болевого шока он упал. Хорошо, что я ружьё перезарядил, услышал шорох… Голову поднимаю и вижу – лось бежит на меня. Я, видимо, шевельнулся, он меня увидел и разворачивается. Когда он резко повернулся, то его пронесло в метрах трёх от меня, летит, шерсть дыбом, глаза кровью налиты, он на меня вот так смотрит, голову поворачивает, то есть его массой мимо проносит. Я в этот момент стреляю, он упал, и вот тут я понял, что лось страшнее медведя.
Далее рассказы Андрея Ачимова были уже про встречи с медведями и о том, что от медведя уйти намного проще, чем от раненного лося:
– Вот у меня, сколько случаев было, что медведь нападал. На него палкой станешь махать или громко кричать он останавливается и уходит. Один раз он меня подкараулил, медведь всегда сзади нападает на человека. Так вот, осенью голодный год был, я иду, он меня пропустил и сзади на меня… А там сухая сосёнка лежала, он эти веточки задел и треск. Я голову поворачиваю, он летит на меня, пасть открытая, здоровенный и летит прямо на меня, ну, метров 15, наверное, до меня. А тут сосёнка лежит, я выбегаю к нему навстречу, этим сучком на него, а он так и чешет. Я на него матом ору, вперед шаг делаю и так поднимаюсь, руки поднял, а он только в трёх метрах свернул. Отбежал метров 15 и опять разворачивается, второй раз страшнее его остановить. Тогда я на него с этой палкой побежал, и только тогда он ушёл, где-то метрах в 300 от дома ходит. Сходил за ружьём, думал, что он там в кустах делает. Подошёл, а он, оказывается, лепёшку выложил. Они тоже пугаются, оказывается.
Далее Андрей Николаевич рассказал про встречи с молодыми медведями. По его рассказам, молодые медведи очень пугливые. Рассказывает:
– С внученькой как-то гуляли, на плечи посадил, пошли бруснику собирать, она кружечку взяла и ягодку собираем. Чувствую, где-то на меня смотрит медведь. Я говорю внученьке: «Давай перейдём на другое место», а брат потом пришёл на это место, медведь выскакивает. Там у них собачка была маленькая, она «тяф-тяф», медведь убежал. Он как бы сытый был.
Для жителей небольших деревушек большую опасность представляют медведи-шатуны. Вот рассказчик вспоминает один случай:
– Один шатун года четыре назад в январе пришёл к двоюродному брату, почти к хате подходил, он на краю деревни живёт. Утром брат поехал, смотрит медвежьи следы… Только стали разговаривать, брат подходит и говорит, что там медведь… Пошёл сразу к этому медведю, дошёл до речки, смотрю, он в обратную сторону заворачивает, в сторону деревни обратно. Потом мы на снегоходах «Буранах» поехали. Нашли след, увидели, он копал лёд, рыбу доставал и оттуда по реке пошёл вниз. Слышу выстрелы, мы туда бежим, думаю, надо посмотреть, что с ним. Смотрю, он как бежал, так и бежит, ни кровиночки, ничего нет. Мы обратно на «Бураны», обрезаем след, а он чешет, летит, как танк, прёт. Потом племянник Ваня приезжал, говорит, они его километров 60 на «Буране» гоняли. Медведь-шатун – опасен.
У Андрея Николаевича Ачимова есть ещё много других историй про встречи с медведями, но об этом в следующий раз.
Пётр Молданов