Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна ДАНИЛО

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Касум мўвн шуши мир ӑктӑщсӑт
  • Сирия мўв верховной муфтий Югра мўвн вәс
  • Вәты хотӑт мӑты вєрӑт оӑңӑн
  • Няврємӑт ӑшколая мӑнсӑт
  • Машинайтн яңхты суртӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Няврємӑт ўңӑн щиты рўтьщӑсӑт
  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи 20 оа йис
  • Киникайт ўңӑтты мос

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ям хӑннєхә вәтшӑсэв
  • Вәупсєм мӑр арсыр рәпатайт вєрсум
  • Шуши айат ёхўв хӑрщи нумсӑт
  • Хӑнты ясӑң Кышик вошн тәӆ
  • Аще иты эвет, пухӑт вәнтӑ
  • Хӑнты Кайнов рәт эвӑӆт ими
  • Хӑнты мир вәӆупсы мосман тӑй
  • Чукоткайн мўвев авӑман служитӑс

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Емӑңхӑтӑт па етнхотӑт вєрты ёх мирхот

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » Аще иты эвет, пухӑт вәнтӑ
Ирина Максимовна урок пурайн
Ирина Максимовна урок пурайн
  • Хантыйский
  • Русский

Аще иты эвет, пухӑт вәнтӑ

Катра йисн хӑнтэт кўтн эвет, пухӑт ўңӑтты па хӑншты вәнтӑты ёх, апа, ӑнтәм вәс. Ин Югра мўвн хӑнты мир кўтн ар хуят учителя рәпитӑт. Ма нынана Ирина Максимовна Молданова оӑңӑн хӑншты ӑңхаум. ўв Ёмвош технолого-педагогической колледж хуща няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтуман рәпит.

Ирина путӑртсӑэ, муй вўрн эвет, пухӑт вәнтӑты нєңа йиты нумӑсн юхӑтса:
— Ма ащєм Максим Тимофеевич Молданов Нуви сӑңхум районӑн Вўтвошн 41 о мӑр ӑшколайн оӑңмит па ветмит класс няврємӑт вәнтуман вәс. Щи пӑта ая вәмєм вўш эвӑт ма щимӑщ нумӑс вєрсум, хәнты хӑт ащєм иты эви, пух вәнтӑты питум. Нәмєм, ая вәмємн әйңам омсӑум па щи вәнтӑам, щиты щи юнтыйсум. Ӛхӑт Амня вош ӑшколая питмємн ма литература урок шєңк мосман тӑйсєм. Щи вєра мўңты Татьяна Павловна Молданова вәнтӑс. ўв тумпе тәса кашӑң сурт путӑртыйсӑэ. 
Ма щирн ыпи нум-сємн учителя йиты вєра ӑңматсум. 
Ирина Молданова 2008-мит он Ёмвошн Югорской университет етшуптӑс. ўв щӑта няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты вән нєпек ёша павтӑс. Еы Ёмвош технолого-педагогической колледжӑн ай ёх хӑнты ясӑңа, шўкщӑты вєра вәнтӑты питӑс. Щи тумпи ывеа хӑнты па вухаь мир поэтӑт оӑңӑн ай павӑт. Ирина Максимовна хуща яңхӑт щи няврємӑт, хуйтӑт эви, пух рәт ясӑңа вәнтӑты ёха йиты ӑңхаӑт. Тыв юхӑтты ай хуятӑт ар пєлӑк хӑнты ясӑң ӑн тӑйӑт. Щи пӑта нюр йипа рәт ясӑң вәнтӑӑт. Щӑта шуши мир вәупсы, шўкщӑты вєрӑт вәнтӑты кєша нємасыя хӑншум киникайт ӑнтәмӑт. Щирн тӑм айат хӑнты нєңие щи вєрӑта няврємӑт вәнтӑта кєша нєпекӑт хӑншӑ. ўв рәт ясӑң тәса уша вєрты пӑта нємасыя «Родной язык (хантыйский)» нємуп ут эщӑтӑс.  
Вәнтӑты няврєма рәт ясӑңӑн вәӆяты арсыр кӑсупсэта эщӑтӑэ. ўв «Газпром-нефть-Хантос» нємуп ут мухты грант вухӑт ёша павтыйс па айат ёх кєша хӑнты ясӑңӑн әмӑщ вәнтыйты вєр «Юва» эщӑтӑс. Щи ут унтасн эвет па пухӑт йис хӑнты па вухаь мир вәупсы оӑңӑн уша вєрсӑт. ыв нарӑсты сыйт, катра, муйсӑр єтутӑт шуши мир ӑвӑнтсӑт, нух єрамтсӑт. Тӑм «Юва» нємуп вєр мухты ар студент па няврєм хӑнтэт па вухаят оӑңӑн уша вєрсӑт. 
Кашӑң о тәнуп ты-ӑщ 21-мит хӑтӑн — рәт ясңӑт емӑңхӑт. Щи вуӑң хӑт єпн Ирина Максимовна няврємӑт рәт ясӑңӑн ариты, стихӑт путӑртты етн хота «Югра ыңуптӑты» тӑхия эщӑтыйӑэ. ўв арсыр вєрӑта кўншєм, щиты 2011-мит он «Наука. Образование. Просвещение» нємуп тащӑң ики Михаил Прохоров фонд кӑсупсыйн Россия мўв уваттыйн «Академическая мобильность» вєрн нух питӑс. Щӑта 2014-мит он ўв Югорской университета аспирантурая вўянтӑс вәнтыйты. Щи пӑта Мотан ёх эви арсыр нумсӑң нєпекӑт хӑнты ясңӑт тывты оӑңӑн хӑншӑ. Югра мўвн няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх кӑсты хӑрн Ирина Максимовна 2014-мит он хәмит тӑхи вўша юхтӑс. ӑңхаум лупты, Ирина Максимовна аще Максим Тимофеевич учителя 41 о рәпитӑс. Эве пиа няв-рєм вәнтум оӆӑн яха пунты ки, пит 50 о. 
Васы мӑнты тыӑщ 5-мит хӑтӑн эви, пух вәнтӑты ёх вуаң емӑңхӑт пит, ма ӑңхаум тӑм айат нєңа вўща ясӑң китты. Ирина Максимовна, нӑң унтасэнӑн эвет, пухӑт рәт ясӑңа питӑт. Вәупсы хўват такасара шәша, ащен, ӑңкен хӑюм ям нумӑс еы тўва. Най нәмман, Вәрт нәмман вәа! 

Отец был примером

Если раньше встретить учителя из народа ханты было редкостью, то сегодня в Югре это уже обычное дело. В День учителя мне хочется рассказать о молодом преподавателе хантыйского языка Ирине Максимовне Молдановой, которая уже долгие годы работает в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. Вот что Ирина рассказала о том, почему она решила стать учителем:
 

– Мой отец 41 год проработал учителем начальных классов в малокомплектной школе деревни Юильска Белоярского района. Для меня он был примером, видя его любовь к своим воспитанникам и ученикам, у меня уже в детстве появилось желание стать учителем. Я часто играла в школу, была учительницей, а мои подружки были в роли учениц.

Затем поступила в школу посёлка Казыма. Учительница русского языка и литературы Татьяна Павловна Молданова запомнилась на всю жизнь. Она была творческим человеком, поэтому по-особенному вела уроки. Она в буквальном смысле завораживала нас. Именно тогда моё желание стать учителем стало ещё сильнее.

В 2009 году Ирина Молданова окончила Югорский государственный университет, стала учителем хантыйского языка и литературы. В то время в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже не хватало преподавателя хантыйского языка, поэтому молодого

дипломированного специалиста с удовольствием приняли на работу. Сегодня она читает студентам такие дисциплины, как «Литература обско-угорских народов», «Хантыйский язык», «Декоративно-прикладное искусство обских угров» и «Методику преподавания родного языка». Работая преподавателем, Ирина Максимовна столкнулась с проблемой отсутствия учебных и методических пособий для колледжей. По началу ей приходилось использовать труды преподавателей колледжа прошлых лет. А затем совместно с коллегами ею были разработаны рабочие программы междисциплинарных курсов в соответствии с ФГОС СПО: «Родной язык (хантыйский)», «Методика преподавания родного (хантыйского) языка», «Родная и родная детская литература», «Декоративно-прикладное искусство», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Преподавание родного языка и литературы в начальных классах», «Приобретение практического опыта по организации различных видов этнокультурной деятельности».

Кроме этого, Ирина Максимовна помогает студентам участвовать в различных творческих конкурсах по родным языкам. Например, её студенты ежегодно принимают участие в литературном вечере «Я воспеваю родной язык!», который проходит накануне Международного дня родного языка в городе Ханты-Мансийске в офисе Общественной организации «Спасение Югры». Студенты читают стихи, рассказы на хантыйском языке.

Молодая преподавательница и сама принимает участие в различных конкурсах. Так, в 2015 году Ирина Максимовна выиграла грант компании «Газпромнефть-Хантос» в номинации «Сохраняя традиции», финансовая поддержка пошла на реализацию проекта «Этнообразовательный центр «Юва», что в переводе с хантыйского языка означает «Пойдём». Организаторы в форме маршрутной игры знакомили детей с культурой, музыкой и национальной кухней ханты и манси. Проект направлен на привлечение внимания общественности к проблемам возрождения национальной культуры, формированию положительного общественного мнения о ценностях разных национальностей на примере коренных малочисленных народов Севера.

Затем И.М. Молданова в 2011 году становится победителем открытого благотворительного конкурса для студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Академическая мобильность», проводимого в рамках программного блока «Наука. Образование. Просвещение» Фонда Михаила Прохорова. 

В 2014 году И.М. Молданова становится призёром окружного конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». 

Ирина является аспиранткой Югорского государственного университета по специальности «Языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские)».

Хочется отметить, что общий педагогический стаж отца и дочери Молдановых составляет 50 лет.

Ирина Максимовна, от всей души поздравляем Вас с Днём учителя, желаем Вам дальнейших успехов в педагогической и научной деятельности.

И.М. Молданова
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3511)
4.10.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика