- Хантыйский
- Русский
Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021
2016-мит о вўш эвӑт кашӑӊ оӆ сўса ювмаӆн Югра мўв ӆуваттыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт вантман тӑйты хуятӑт «Филологический форум Югры» нємуп вән мирхота ӑктӑщийӆӆӑт. ыв путӑртӆӑт, хутыса округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванємӑты. Иха ӆўӊӑтты ки, «Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021» нємуп вәйтантупсыйн онлайн щирн Россия мўв ӆуваттыйн 21 тӑхи эвӑӆт 715 муӆтас хӑннєхә рәпитӑс.
Тӑм пўш вән вәйтантупсы лыпӑт хойты тыӆӑщ 10-мит хӑтӑӆн онлайн щирн мӑнӑс. Мирхот «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека» нємн пунсы.
Кашӑӊ оӆ иты онлайн щирн иха ӑктӑщум вәнӆтӑты вєрӑт тәты мир арсыр нумсӑӊ хӑрӑта ортсыйт. Щиты интӑм вуӆаӊ пленарной мирхот тумпийн «Рўщ ясӑӊ па литература йиӆуп вәӆупсыйн», «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» па «Па хон пєлӑк мўвӑт ясңӑта вәнтӑты йиӆуп вєрӑт» нємуп вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтсыйт.
«Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» нємуп вәнӆтӑты хӑр кәщая культурология вєрн учёной нє, округ ӆуваттыйн ӑшколайтн рәт ясӑӊа па литература вєрӑта вәнӆтӑты хуятӑт пиӆа рәпитты Ёмвошн вәӆты хӑнты нє Наталья Величко павӑтсы.
Тӑта Ас-угорской научной институт эвӑӆт хӑнты па вухаӆь мирӊӑн учёной нєӊиет: Анастасия Шиянова, Любовь Федоркив, Федосья Лельхова, Мария Кумаева, щӑӆта Нижневартовской район Варьёган кәрт ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑты нє Маргарита Куклина, Нуви сӑӊхум мўв Касум ӑшколайн рәпитты апрӑӊ хуят Любовь Захарова па па Югра мўв вәнӆтӑты ёх вәсӑт.
Ӆыв тәрум оӆӑӊӑн арсыр ясӊӑт, ай няврємӑӊ ӑшкола хуща вәнӆтӑты местоименияйт, турн-варс оӆӑӊӑн хӑнты ясӊӑт, вухаӆь мир йис путрӑт эвӑӆт ясӊӑт, катра пурмӑсӑт шавиты хотӑт эвӑӆт няврємӑта шуши мир йис вәӆупсы оӆӑӊӑн путрӑт па интернет хуща йиӆуп щирн рәт ясӑӊ урок ӆэщӑтты нємасыя программа оӆӑӊӑн путӑртсӑт.
Учёнойт, Югра мўв оса вєрӑт тәты хуятӑт, рәт ясӑӊа вәнӆтӑты па щи вєрӑт әхтыйн рәпатнекӑт нумӑсн «Иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты он» ӑӊки ясӑӊ ӆєрамтты тӑмӑщ вєрӑт ӆэщӑтты мосӆ:
- иса муй вєрты, ӆәӆн аршӑк хуят рәт ясӑӊӑн киникайт па арсыр нєпекӑт ат ӆўӊӑтсӑт;
- юӆн хоттєӆ ёх пиӆа ипўша аршӑк киникайт ӆўӊӑтты. Вантэ, няврємӑт айтєӆн ӆўӊӑтты вән ёх пєӆа вантты питӆӑт ки, еӆӆы ищи киникайт ӆўӊӑтты вєр сӑмӑӊа тӑйты питӆӑт;
- рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты мосӆ;
- ӑшкола-интернатӑт ванӑн омӑсты, ӆәӆн шуши няврємӆўв рўтьщӑты хӑтӆӑтн юхи муй па хоттєӆ ёх хуща мӑнты ат вєритсӑт;
- Ас-угорской институтн мєт сырыя хӑнты, вухаӆь па юрн айӆат учёнойт ӆэщӑтты мосӆ;
- хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн вәнӆтӑты пӑта нємасыя тӑхет пўншты.
Тӑм йисн няврємӑт хӑнты ясӑӊ ӑн тӑйӆӑт – щит мўӊ мирев пӑта шєӊк вән нўша. Щиты ки еӆӆы питӆ, мўӊ рәт ясӊев вәтшӑӆўв. Щирн тӑм пурайн мўӊева мосӆ хӑнты ясӑӊ вәнӆтӑты, щитӑтн путӑртты, рәт ясӊӑтн хӑнты нєпекӑт єсӑӆты мосӆ. Вантэ, мосӑӊ, хәнты ясӊев вәтшум пийн и нумсӑӊ хуят нєпекӑт эвӑӆт ясӊева йиӆуп вәӆупсы мойӆӑӆ.
Мосӑӊ, щиты, иха катӆӑсман рәт ясӊев ӆєрамтӆўв.
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
Филологический форум – 2021
Начиная с 2016 года, в автономном округе ежегодно в августе месяце проводится Филологический форум, на который съезжаются педагоги и филологи со всей Югры и не только. Главной целью такого форума является привлечение внимания педагогической общественности к проблемам развития гуманитарного образования. Кроме разработки концепции преподавания, участники обсуждают проблемы кадрового, научно-методического и технологического обеспечения, решаются и вопросы, связанные с обучением и преподаванием родных языков ханты и манси в современных условиях.
«Филологический форум – 2021» проходил 10 сентября в дистанционной форме на платформе ZOOM. Тема форума: «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека». Организатором выступил окружной Институт развития образования.
В форуме приняло участие 715 человек из 21 муниципального образования Югры. Программа мероприятия включала в себя пленарное заседание и работу секций по предметным областям (русский язык и литература, родной (русский) язык и родная (русская) литература, иностранные языки, родные языки и родная литература коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Секция № 3 была отведена «Родным языкам: теории изучения и практической реализации». Модератором, как и прежде, стала эксперт методического отдела «Института развития образования», кандидат культурологии Наталья Величко. Экспертами и спикерами выступили: научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок: к.ф.н. Анастасия Шиянова, научный сотрудник отдела хантыйской филологии Любовь Федоркив, к.ф.н. Мария Кумаева, к.ф.н. Федосья Лельхова; педагог дополнительного образования, воспитатель интерната «Варьёганской общеобразовательной средней школы» Маргарита Куклина; учитель начальных классов Казымской средней школы Любовь Захарова.
Здесь обсуждались вопросы, связанные с системой исследования родных языков коренных малочисленных народов Севера от структурно-семантического описания к функционально-коммуникативному рассмотрению языковых фактов и эффективными практиками реализации образовательной деятельности по родным языкам. Рассматривались такие темы, как прилагательных хантыйского языка, характеризующих погодные явления, их семантический и словообразовательный аспект; особенности изучения хантыйских местоимений в начальной школе (на примере личных местоимений); приобщение школьников к самобытной культуре народов Севера через работу школьного музея (из опыта работы); лексико-семантической характеристики названий дикорастущих трав в хантыйском языке; использования возможностей сервиса LearningApps для формирования предметных компетенций (на примере уроков хантыйского языка); лексики материальной культуры в текстах мансийских сказок и др.
Обозначены и следующие предложения для включения в общую Резолюцию Форума:
- подготовка научных и педагогических кадров для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- создание учебников и учебных пособий на основе принципа научности и требований ФГОС;
- создание авторских коллективов и экспертно-методического Совета для обсуждения и редактирования подготовленных рукописей учебников и пособий перед отправкой в издательство «Просвещение».
По итогам Форума были выработаны следующие предложения и рекомендации:
- применять эффективные формы, методы, средства и технологии обучения в период языковой и психологической адаптации детей мигрантов;
- рассматривать воспитательный потенциал учебных предметов филологического направления в свете разработки рабочей программы воспитания в школе;
- применять в профессиональной деятельности педагогические технологии, приёмы, методы и новые инструменты обучения по развитию творческого потенциала на учебных занятиях филологических дисциплин;
- продолжить линию практико-ориентированного подхода в содержании материалов Форума;
- применять персонализированный подход в образовании как способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором обучающийся выступает субъектом учебной деятельности;
- использовать возможности цифровых образовательных сервисов для формирования филологических предметных компетенций;
- активизировать педагогов к участию в дискуссионных площадках для трансляции эффективной положительной региональной практики в области развивающейся системы филологического образования Югры для обеспечения его конкурентоспособности;
- сделать Форум ежегодным мероприятием для совершенствования работы в области филологического образования путём его обновления и конструирования с учётом методологических оснований, методических традиций и инновационных трендов;
- подготовить Резолюцию участников форума «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека», включив в неё предложения и рекомендации, озвученные экспертами, спикерами и участниками Форума.
Организаторами Форума выступили Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».
Ирина Самсонова