- Хантыйский
- Русский
Мари мир рнас ёнтты еӆпийн арсыр рәпатайт вєрты мосӆ
Щиты лупӑс мари мир ёнтӑсты нє Эмма Анатольевна Семёнова-Гришкина – ӆўв «Муро сем» («Ар сув») тӑхийн ариты па ӆәмӑтсух ёнтты нєӊа вәӆ. Мин Марий Эл мўв Моркинской район Шереганово кәртӑн вәйтантыйӆсумн па путӑртсумн.
Ӆўв лупӑс:
Ма 1965-мит оӆн мари мир семьяйн сєма питсум. Айтєӆн ӑӊкєм эвӑӆт арсыр ими вєрӑта па ёнтты вәнӆтыйӆсум. Рәпата щирн ма ёнтӑсты нєӊа вәӆӆум, щи вєра хәнты вәнӆтыйӆсум.
Вантэ, мари мир рнас ёнтты еӆпийн арсыр рәпата оӆӑӊӑн путӑртты ки, мєт сыры товийн лён сємӑт мўва омӑсты мосӆ, щӑӆта єнмӑӆты, сўсн щит эвӑтты, ӑкӑтты, щӑӆта лён турн эвӑӆт щӑшкан вєрты. Мўӊ щи пӑта нємасыя станок ут тӑйӆўв.
Ма аӊкаӊкєм, щащєм па ӑӊкєм эвӑӆт щи ут хуща рәпитман щӑшкан вєрты вәнӆтыйӆсум. Ин ма «Муро сем» ариты-нарӑсты тӑхева ӊхты икета, имета, няврємӑта мари мир хурамӑӊ рнасӑт ёнтӆум. Ма, вантэ, йис щирн ёнтӆум. Мєт сыры катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотӑтн вантсум, муй щирн катра пурайн ёнтсыйт. Итәх имиӆўв ӑӊкиӆаӆ эвӑӆт хӑюм рнасӑт тӑйӆӑт. Щи тумпи па культура хотн кружок тәӆум па эвет ёнтты, тыйты па па шўкщӑты вєрӑта вәнӆтӑӆум. Мўӊ сыры вәӆум якты тӑхи эвӑӆт хӑюм ӆәмӑтсухӑт ищи ӆәмтыйӆӆўв. Щитӑт шавиман тӑйӆӑӆўв.
Нӑӊ хән «Муро сем» тӑхия юхӑтсӑн?
Ма 2012-мит оӆ вўш эвӑӆт «Муро сем» тӑхийн ариӆум па тумырн (мари мир барабан) нарӑсӆӑӆум, щит Пётр Павлович Ячекин вєрӑс. Айтєӆн нәмӆєм, мўӊ семьяевн иса пурайн мӑӊхӑтӆӑтн муй турн сэвӑрман арисӑт, щирн ма ариты вєр пєӆы сӑмӑӊа єнумсум. «Муро сем» тӑхи вән хуятӑт хәнты рәтӆаӆ эвӑӆт арӑт хуӆыева нєпека хӑншсӑт, щитӑт ин ариӆум. Щи тухӑӆпи мўӊ тӑхев кәща Сергей Александрович Викторов пиӆа ванӑн вәӆты кәртӑт хўват ӊхийӆӆўв па йис арӑт диктофона па нєпека нух хӑншӆўв, щӑӆта вәнӆтӑӆӆўв па ариӆўв. Ӛхат щи кәртӑта етнхот аӆьман ӊхӆўв, ӆывеӆа әмӑщ ӑкмум арӑт хәӆӑнтты.
Аӆпа, нӑӊ ёнтӑсты нє иты арсыр ванӆтупсэта ӊхӆӑн?
Па муй. Ма рәпатам кәща хә иса пурайн мӑнєм щимӑщ ванӆтупсэта китыйӆ. Вантэ, мўӊ щӑта ӑнтә тәп ёнтум ӆәмӑтсухӆўв аӆьӆўв, щи тумпи вәнӆтыйӆты хӑрӑт ӆэщӑтӆўв, па ёх эвӑӆт вәнӆтыйӆӆўв. Марий Эл мўвев – вән, щирн арсыр тӑхетн еша па хураспет рнасӑт ёнтӆыйт, тәп кашӑӊ хуят ӆўв итэӆа ёнтӑӆ. Вантэ, мўӊ кәртӑӊ икев па район эвӑӆт мари ими тәӆ ки, ӆўв ӆўв щирӑӆн ӆәмӑтсухӑт ёнтӑӆ – мўӊева имухты кӑӆ, муйсӑр мўв сўӊев эвӑӆт ими тәс.
Ванӆтупсы пурайн артаӆӑты ёх тәса нух вантӆӑт, муй щирн кашӑӊ ӆәмӑтсух ёнтсы. Ӆыв тәса ёнтты имет пириӆӑт, щӑӆта ишӑкты нєпекӑт на тынӑӊ мойӆупсэт мойӆӑӆӑт.
Нуви щӑшкан эвӑӆт ёнтум рнас – щит тӑм йис щирн муй катра щирн ёнтум рнас?
Йис пура вўш эвӑӆт нуви щӑшкан эвӑӆт ӆәмӑтсухӑт ёнтсыйт. Ма хуӆна нәмӆєм, хутыса ӑӊкєм-ащєм нуви рнасӑтн турн сэвӑртты муй па рәпата вєрты ӊхсӑт.
Тӑм йисн па оӆьпӑӊ щӑшканӑт эвӑӆт рнасӑт ёнтты питсўв. Щи тумпи имет арсыр хурамӑт тӑйӆӑт, ит – щит ший аршаш – щит нын хӑнты мирен иты тўрӆопӑс хурпи хурамӑӊ ут, щӑта сӑк кана ай вухӑт ёнтӆыйт.
Интӑм мўӊ мўвевн хәӆум студия хот рәпитӆ, щӑта вух унтасн мари мир катра муй па тӑм йис рнасӑт ёнтӆыйт. Хәнты Шоруньжа кәрта Марий Эл мўвев культура вєрӑт тәты министр хә Константин Анатольевич Иванов юхтыӆӑс па мари мир рнас ёнтты партӑс. Вән кәщайт рәт мирӆ ӆәмӑтсухӑтн ӊхӆӑт ки, айӆат ёх ищи ӆыв пєӆэӆа вантман тӑйты питӆӑт.
Итәх пурайн щитӑт па хон пєлӑк Финляндия мўв эвӑӆт мир ёнтты вохӆӑт па ӆәтӆӑт.
м арат оӆ юхӆы режиссёр нє Инесса Куляжева мари мир оӆӑӊӑн «Юмо хуща ма ӛшєм» нємпи кина вєрӑс. Ӆўв мўӊев вохсӑӆэ, мўӊ щӑта мӑри мир вәӆупсы, йис вєрӑт, пойкщӑты вєрӑт аӆьсўв, арисўв, нарӑссўв па яксўв. Ма нәмӆєм, щит ӆўӊ пура вәс – и хӑтӆӑн хӑтӆӑӊ хӑтӆ вәс, щӑӆта ртӑӊ хӑтӆ, ӛхӑт ӑня лыптӑт щорхатсӑт – хурамӑӊ кина тывӑс. Сыры тӑм кина Марий Эл вуӆаӊ Йошкар-Ола вошн, еӆӆы Шоруньжа кәртӑн кўлуп хуща вантсўв, ин Интернет хуща щи кина вәӆ. Мўӊ вохӆыюв ки, имухты ӊхӆўв. Мўӊ иса муй вєрӆўв, ӆәӆн мари мир йис вєрӑт еӆӆы тәты па няврємӑт вәнӆтӑты.
Нын «Муро сем» тӑхия ӊхты эвет-пухӑт мари ясӑӊ тӑйӆӑт?
Па муй. Юӆн ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ ӆыв пиӆэӆа тәп мари щирн путӑртӆӑт, щи тумпи ӑшколайн ӆапӑт мӑр кӑт щос «Мари ясӑӊ» урок вәӆ. Ӆыв рәт ясӑӊӑн путрӑт хӑншӆӑт, еӆӆы экзаменӑт мӑӆӑт.
Эмма Семёнова-Гришкина пиӆа путӑртӑс: Людмила Гурьева
Для изготовления марийской рубахи нужно выполнить около 70 видов работ
Так сказала марийская мастерица Эмма Анатольевна Семёнова-Гришкина, которая также является участницей вокального ансамбля «Муро сем» («Мелодия»), где поёт песни, играет на марийском барабане тумыре, танцует, а ещё и обшивает участников коллектива. С ней мы познакомились в селе Шереганово Моркинского района Республики Марий Эл. Она рассказала:
– Родилась я в 1965 году в марийской семье. С малых лет наблюдала за мамой-рукодельницей, поэтому рано научилась шить. После школы выучилась и стала – мастером по швейному делу.
Говоря о 70 видах различной работы по изготовлению национальной рубашки, я имею в виду работы, начиная от посева льна и заканчивая изготовлением ткани. Как раньше говорили «Рубашка в поле выросла», потому что была сделана из льна! Над тем, чтобы сшить рубаху, приходится трудиться полтора года. Нужно посеять и вырастить лён, из него сделать нити. Из ниток соткать полотно, а из полотна рубаху. Мы часто детям рассказываем, как лён проходит путь от семени до полотна. У меня, как и многих жительниц села, есть ткацкий станок, на котором ещё от бабушек и матери научилась работать. Сейчас я шью наряды для нашего разновозрастного вокального ансамбля «Муро сем» («Мелодия»). Я стараюсь шить по старинке, крою по образцам, которые хранятся в музеях. Многие женщины выступают в старинных платьях, которые им достались от матерей и бабушек. При нашем Шерегановском сельском Доме культуры веду кружок – учу девочек вязать национальные марийские орнаменты. Также у нас остались костюмы от предыдущего танцевального коллектива – они хорошо сохранились, мы также бережно относимся к этим костюмам.
– Как давно Вы являетесь участницей вокального ансамбля «Муро сем» («Мелодия»)?
– С 2012 года стала участницей коллектива, пою и играю на марийском барабане тумыре, который когда-то сделал мастер из районного села Морки Пётр Павлович Ячекин. Он делает из собачьей и телячьей кожи. Раньше он учил молодёжь делать национальные музыкальные инструменты, но сейчас, к сожалению, мы не видим, чтобы кто-то делал. Он даже сына Славу обучил этому ремеслу, но его уже не стало.
А если говорить о любви к музыке, то я с детства помню, что в нашей большой семье всегда пели: на праздниках, во время покоса или сбора урожая, поэтому неудивительно, что я росла музыкальной девочкой. Участники нашего коллектива когда-то записали песни своих семей, своих родственников, вот их мы и исполняем. Кроме этого, мы с нашим художественным руководителем Сергеем Александровичем Викторовым ездим по округе и записываем песни старожил на диктофоны и в блокноты. По приезду мы разучиваем эти песни, а потом уже с этим репертуаром выезжаем в соседние сёла, слушатели с восторгом узнают свои песни, им очень нравится наше исполнение. Поём и современные песни, у нас же в коллективе есть свой молодой композитор.
– Вы как мастерица, наверное, принимаете участие в выставках?
– Конечно, это обязательно. Меня всегда руководство отправляет на различные выставки. Мы же на подобных выставках не только представляем свои изделия, но и учимся, проводим обучающие мастер-классы по кройке и шитью. При этом мы всегда учитываем территориальные различия костюмов, чтобы не было путаницы и размывания этих особенностей. Если, например, наш деревенский мужчина взял в жёны женщину из другой территории республики, то она, конечно же, будет шить по-своему и свою семью, соответственно, будет обшивать и одевать согласно своим традициям, все жители сразу узнают, с какого она района Республики Марий Эл.
Также во время выставок проходят конкурсы костюмов, где жюри внимательно рассматривают каждый костюм, его пошив, швы и т.д., выбирают лучших рукодельниц, награждают их дипломами и ценными подарками, которые пригодятся в совершенствовании мастерства. Вообще считаю, что для мастеров очень важны конкурсы, они развиваются, не «варятся» в своём соку.
– Меня всегда интересуют костюмы из белой ткани – это нововведение или это со старины далёкой идёт?
– Это традиционный цвет нарядов, раньше родители даже на покос и другие сельскохозяйственные работы ходили в белой одежде. Многие костюмы из белой ткани нам достались по наследству, мы в них выступаем. Конечно же, и современные наряды шьём и выступаем в них, но всё-таки предпочитаем и любим старинные платья.
В женском костюме ещё важно украшение, вот, например, ший аршаси – марийское нагрудное украшение, оно бывает повседневное и свадебное. Хоть оно и нагрудное, но его можно носить и на голове. Оно немного походит на ваше хантыйское украшение турлопс, только вместо бисера украшается монетами.
У нас недалеко отсюда есть три швейные студии, где выполняются заказы по пошиву марийских платьев и рубах, даже из Финляндии люди покупают.
Недавно к нам приезжал министр культуры Республики Марий Эл Константин Анатольевич Иванов, он в посёлке Шоруньже заказал традиционный марийский костюм, это здорово – власти задают тон, тем самым, глядя на них, молодёжь тоже уже без стеснения носит традиционную одежду. Надо сказать, что где-то шьют исключительно традиционные наряды, а где-то уже с вкраплением современности – это этномода для молодёжи.
– В каких интересных проектах участвовал Ваш коллектив?
– Да, мы всегда отзываемся на все предложения по сохранению, развитию и популяризации культуры народа мари. Например, мы принимали участие в съёмке документального фильма режиссёра Инессы Куляжевой о народе мари «Моя дорога к Юмо» (прим. авт. Фильм-предчувствие о традициях, мифологии и астропредставлениях народа мари). Когда нас пригласили, мы с удовольствием согласились. Мы рассказывали о нашем народе, о традициях, обычаях, показывали обряды, пели, музицировали и танцевали.
Помню дни съёмок. Первый день выдался таким солнечным, по небу плыли облака. На следующий день съёмок зарядил такой сильный дождь, а после всего этого всё зацвело – ромашки, васильки, съёмки проходили уже на таком ярком красивом цветочном поле.
Мы как первые зрители ездили в столицу республики – город Йошкар-Олу – смотрели фильм в кинотеатре, а потом в селе Шоруньже. Этот фильм есть на просторах Интернета.
– Ваши юные участники вокального ансамбля «Муро сем» («Мелодия») знают родной марийский язык?
– Да, все дети прекрасно говорят по-марийски, потому что дома родители с ними говорят на родном языке. И в школе преподаётся марийский язык, в неделю на урок «Родного (марийского) языка» выделяется два часа. Школьники пишут диктанты, сочинения на марийском языке и сдают экзамены. Наши юные участники очень красиво поют марийские песни, это все отмечают.
Беседовала Людмила Гурьева