- Хантыйский
- Русский
Тунты пиӆа рәпитты вєр нєпека хӑншсӑт
Ёмвошн округ мир творчества хот хуща ай тӑхет потты тыӆӑщн 18-мит хӑтӆӑн ӑктупсы вәс, рўщ щирн «Школа наставничества по сохранению нематериального этнокультурного достояния Югры».
Округ мир творчества хот хуща тӑмӑщ ӑшкола 2023-мит оӆ вўш эвӑӆт вєрты питса. Щӑта айӆат ёх муй па каш тӑйты ёх вәнӆтӑӆыйт, муй вўрн пурмӑс вєрты вєр нєпека тәса хӑншты. Пурмӑс вєрты вєр оӆӑӊӑн тәса хӑншум нєпекӑт «Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» хуща хӑншты пӑта мосӆӑт. Хән пурмӑсӑт вєрты вєрӑт щив хӑншӆайт, щирн ванӆтупсэт вєрты щира муй па и щимӑщ тунты пурмӑсӑт вєрты пӑта ёшн рәпитты мирева вух мӑты питӆа.
Тӑмӑщ вєрӑт нєпека хӑншты кашащум ёх пиӆа этнографӑт, искусствоведӑт па па ёх рәпитӆӑт. Щит каш тӑйты мирев тәса хӑншты вәнӆтӑты ёх.
Тӑм пўш вєрум ӑшкола нємӆ: «Изделия из бересты. Технология изготовления и локальные особенности». Щӑта тунты эвӑӆт вєрты пурмӑсӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. Хӑнты па вухаӆь мирӊӑӆўв оӆӑӊӑн сыры юхтыӆум учёной ёх хӑншийӆсӑт, мӑтты, вәнт мўвӑтн вәӆты хӑнтэт па вухаӆь ёх вєра ар па ар хурасуп пурмӑсӑт тунты эвӑӆт вєрӑнтыйӆсӑт. Ӆыв хонӊеӆн ищи вәнт мўвн вәӆты па ёх щимӑщ вєр ӑн тӑйӆӑт, ӆыв тунты эвӑӆт шимӆ пурмӑс вєрӑнтыйӆсӑт, щикўш сўмӑт х мўвӑтн вәӆӆӑт. Хән венгерской учёной В. Шемайер кӑншты питӑс, муй тӑхет эвӑӆт па хән хӑнтэт па вухаӆь ёх тунты эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрты питсӑт, щирн ӆўв хӑншӑс: «Тунты эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрты пищ – щит хӑнты па вухаӆь ёх митрайт».
Каш тӑйты ёх вәнӆтӑты хӑннєхәйт арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн путӑр тӑйсӑт. Этнограф, исторической наукайт кандидат Т.А. Молданова «Локальные отличия художественной обработки бересты у обских угров: исторический аспект» путӑр ӆўӊтӑс. Ӆўв этнограф щира ясӊӑӆ тәсӆэ, путӑртӑс, тунты эвӑӆт вєрты пурмӑсӑт и щира рўщ ясӑӊӑн па хӑнты, вухаӆь ясӑӊӊӑнӑн аӆьщӑты мосӆ. Ӆўв щирӑӆн, вєра арсыр пурмӑс тунты эвӑӆт вєрӑнтӆа, па кашӑӊ пурмӑс муӆты вєрӑт пӑта тӑйӆа, щирн наука щира лупты мосӆ «вид»: воньщуп, кўкӑр, йиӊӑӆ. Щӑӆта па «тип» ясӑӊ вәӆ – щит муйсӑр хурас тунты эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт тӑйӆӑт, сәнӑт, кўкрӑт – щитӑт и щирашӑк вєрӆайт, воньщпӑт па хинтӑт па щиращӑк вєрӆайт. Щӑӆта па вантӆайт, щи пурмӑсӑт вәнӑт муй па айт, щи пурмӑсӑт кӑрщӑт муй па ӆєӆӑт. Щи киньща па арщира вантӆайт. Ӆўв путӑртӑс па хурӑтн ванӆтӑс, кашӑӊ мўв сўӊӑн, кашӑӊ юхан хуща, хӑнтэт па вухаӆь ёх тунты пурмӑсӑт ӆыв щиреӆа вєрӆӑт, ӆыв щиреӆа хӑнши кӑкӑрӆӑт. Ӆўв ясӊӑӆн, тӑм хӑтӆ округев хуща тӑмӑщ хӑнтэт па вухаӆь ёх вәӆӆӑт, мӑта мўвӑтн тунты эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт ар хураспет: Касум хӑнтэт, Ас хӑнтэт, Охаӊ хӑнтэт, Юган хӑнтэт, Вах хӑнтэт па увӑс вухаӆь ёх.
Тӑм ёх кўтн мєт ма тунты пурмӑсӑт касум мўв имет вєрӆӑт. Щит хуты тӑм ёх пиӆа хўв мӑр рәпитум пӑта. 1995-мит оӆн мўӊ округев хуща «Союз мастеров традиционных промыслов Югры» вєрса. Кимӑт оӆн Сўмӑтвошн вән ӑктупсы вәс, щив тунты эвӑӆт тәс пурмӑсӑт вєрты вәна вум имет па айӆат ёх юхтыйӆсӑт. Тӑӆаӊ тыӆӑщ мӑр ӆыв ха рәпитсӑт. Щимӑщ ӑктупсы айӆат ёх вәнӆтӑты пӑта вєрса. Ӛхӑт па Касумн щимӑщ ӑктупсэт ван кўт вєрты питсайт, щи пӑта щи тӑта тунты эвӑӆт пурмӑсӑт вєрты тәс имет вәӆӆӑт.
Искусствовед нє Н.Н. Фёдорова «Художественные особенности орнаментированных изделий из бересты, их научное описание» оӆӑӊӑн путӑртӑс. Ӆўв искусствовед сємн тунты пурмӑсӑт пєӆа вантӑӆ. Ӆўв лупӑс, хӑнты па вухаӆь ёх хурамӑӊ тунтэт ар мўв сўӊӑтн сатьӆӑт, щит вєра йис па вєра хурамӑӊ вєр. Тӑм пурмӑсӑт мўӊ мўвев хуща тӑйты утӑт эвӑӆт вєрӆайт: тунты, нохӑр х, ӆєр, ӛм х, пўн. Тӑмӑщ утӑт кўтэӆн вєра ма мәстӑӆӑт. Хӑншет па ищи вєра йис хӑншет, тәх утӑт вўӆы кӑӆыйн хӑншӆайт, щит пӑта, аӆпа, мӑӊа тӑйсайт.
Тӑмӑщ нєпекӑн хӑншты вәнӆтыӆум ёх эвӑӆт ясӑӊ Е. Новьюхова па Р. Ибраева тӑйсӑӊӑн. Сыры нєӊев путӑртӑс «Технология изготовления круглой коробки «йиӊаӆ» у тегинских хантов», кимӑт имев «Технология изготовления кузовка для сбора ягод «ванчен савын» у аганских хантов». Китумтак ӆын пириюм пурмӑсӊӑн вєрты вєр ма уша вєрсӑӊӑн па ма путӑртсӑӊӑн. Щи пӑта щи пурмӑсӊӑн оӆӑӊӑн «Экспертный совет по формированию Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» ӑктупсыйн путӑртты па питӆӑӊӑн щи пурмӑсӊӑн Реестра тәты пӑта.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Школа наставничества по сохранению нематериального этнокультурного достояния Югры
В Ханты-Мансийске в Окружном Доме народного творчества 18 октября прошло очередное мероприятие – «Школа наставничества по сохранению нематериального этнокультурного достояния Югры».
Необходимо отметить, что Школа наставничества при Окружном Доме народного творчества проводится с 2023 года. Основная задача школы – подготовить работников культуры, образования к тому, чтобы они на профессиональном уровне могли бы подать заявку для внесения того или иного объекта в «Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Наставниками являются специалисты в той или иной области, прежде всего, этнографы и искусствоведы.
Тема очередного заседания Школы «Изделия из бересты. Технология изготовления и локальные особенности» было посвящено наиболее доступному природному материалу – бересте. Исследователями отмечалось, что обилие вместилищ из бересты – характерная черта всех локальных групп хантов и манси, проживающих в таёжной зоне. У соседних народов, проживающих в аналогичных географических условиях, такого обилия изделий из бересты не зафиксировано. При выявлении истоков этой традиции венгерский исследователь В. Шемайер отмечает: «Коробки из коры, вернее из бересты являются, очевидно, северным достижением вогулов и остяков».
Выступления наставников-экспертов были посвящены различным аспектам художественной обработки бересты. Этнограф, кандидат исторических наук Т.А. Молданова выступила с темой «Локальные отличия художественной обработки бересты у обских угров: исторический аспект». Как этнограф, она обратила внимание на правильное использование терминологии, озвучила видовой набор изделий обских угров, т.е. их назначение в культуре, указала на типы изделий, которые включают в себя несколько признаков: конструкция, форма, материал, размер, назначение. Подробно остановилась на локальных вариантах в декорировании изделий. По её мнению, сегодня в округе существуют следующие группы обских угров, в той или иной степени сохранившие свою специфику в обработке бересты: казымские ханты, обские ханты, аганские ханты, юганские ханты, ваховские ханты и северные манси. Из всех названных групп наиболее успешно берестяные изделия сохраняются у казымских хантов. Это связано с длительной и кропотливой работой в этом направлении. В 1995 году в округе был создан Союз мастеров традиционных промыслов Югры, а на следующий год под руководством Союза был проведён месячный семинар по художественной обработке бересты. Основная цель – сохранить преемственность поколений. Пожилые мастерицы обучали мастерству молодое поколение. В последующем в п. Казым подобные семинары по бересте стали проводиться систематически, что и дало свои результаты. Т.А. Молданова обозначила специфику изделий из бересты указанных ею локальных групп и озвучила проблемы, существующие в каждой из них.
В выступлении искусствоведа Н.Н. Фёдоровой «Художественные особенности орнаментированных изделий из бересты и их научное описание» берестяные изделия были проанализированы с искусствоведческой точки зрения. Она обратила внимание на то, что художественная береста обских угров известна на мировом уровне, это глубоко архаичные и высочайшие образцы народного искусства. Здесь задействованы различные природные материалы: береста, корень кедра, черемуховая планка, сухожильная нить, которые в совокупности создают ансамбль. Узоры на изделиях архаичны и наполнены глубоким смыслом, об этом, например, повествует использование оленьей крови для нанесения узора.
От лица учеников с конкретными описаниями изделий выступили Елена Новьюхова с темой «Технология изготовления круглой коробки «йингал» у тегинских хантов» и Расима Ибраева «Технология изготовления кузовка для сбора ягод «ванчен савын» у аганских хантов». Молодые исследовательницы тщательно проанализировали свой материал, описали его в соответствии с необходимыми требованиями. Поэтому оба изделия будут представлены на очередном заседании Экспертного совета по формированию Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Пётр Молданов