- Хантыйский
- Русский
Антон Чехов хӑншум путрӑт хўват етнхот
Васы мӑнты тыӆӑщн Ёмвошн «Хӑтӆ» нємпи хӑнты-вухаӆь мирӊӑн театр ёх «Чехов. Трагикомические истории» нємуп етнхот аӆьсӑт. Щит А.П. Чехов хӑншум хәӆум путӑрӆаӆ «Мойпӑр» (1888-мит оӆн хӑншум ут), «Предложение» (1888-мит оӆн хӑншум ут) па «Юбилей» (1885-мит оӆн хӑншум ут) хўват етнхот вәс.
Тӑм етнхот вєрты режиссёр хә Леонид Архипов ястӑс:
- Рўщ писатель хә Антон Павлович Чехов 1860-1904-мит оӆӑтн вәс, тәп хӑннєхуятӑт вәӆупсы оӆӑӊӑн щиты хӑншӑс, мӑтты ки, щит мўӊ пураевн вәӆ. Нынана, етнхот вантты ёха әмща йиӆ, хутыса щи пурайн вәӆум ёх мўӊ итэва путӑртӆӑт. Чехов вәӆупсэӆ хўват ӑӆ хӑннєхуятӑт пєӆы тәса вантӑс, муйсӑр ущхўӆь вєрӑт ӆыв вәӆупсэӆн вәӆӆяӆӑт.
Мосӆ лупты, хӑнты-вухаӆь мирӊӑн театр ёх веӆщи рўщ писатель хә путӑр хўват етнхот вєрсӑт. Вантэ, Антон Павлович Чехов – щит театр па кина вєрты режиссёрӑт пӑта мєт мосты писатель хә, ӆўв путӑрӆаӆ хўват хӑннєхә вәӆупсы вєрӑт оӆӑӊӑн хӑншман вәӆ.
«Чехов. Трагикомические истории» етнхот вантмємн ма уша вєрсум, муй щирн режиссёр хә па актёрӑт кўтэӆн тәса па и нумӑсн рәпитсӑт. Итәх кәм щит вантмємн па нәмӑссум, мӑтты ки, ма Чехов иты хӑннєхә вәӆупсы пєӆы вантӆум.
«Мойпӑр» етнхотн Татьяна Фоминых тәса Елена Попова иты юнтӑс. Ӆўв икеӆ тәп ӑнтәма йис, тыштуман щи омӑсӆ. Лука лакей (Сергей Салтанов) щикўш лупӆ, еӆӆы вәӆты мосӆ, тәп ӆўв ӑн хәӆӆӑӆэ. Роман щурас хә Григорий Смирнов (Вадим Важенин) юхӑтӆ па ӆўв эвӑӆтэӆа така хәнты икеӆн миюм вух вохӆ. Ӆупӆ, тәп щи пурайн юхи мӑнӆум, хән вухӆам ёша вўӆум. Е.Попова шикўш ястӑӆ, хуты вух мӑты ӑн вєритӆ. Кўтэнӑн ӆявӑтман роман сӑма рӑхсӑӊӑн. Мойӊ хә Елена Попова мәсӆтӑсӆэ. Щиты «Мойпӑр» етнхот сухнӑс.
Декораторӑт имухты сорашӑк пасыра хот йит вєрсӑт па «Предложение» етнхот оӆӊитсы. 35 оӆ ӆуват щурас хә Иван Ломов (Олег Тарлин) нумса юхтӑс – имеӊа йиты. Щирн ӆєпн вәӆты щурас хәя Степана Чубукова мойӊа юхӑтмаӆн лупӑс, Наталья эвеӆ сӑма рӑхӆ – имия вохты ӆӑӊхӑӆ. Наталья эви па ӆўв ащеӆ щикўш сӑмӑӊ хуятӊӑн, тәп щи пура вәнты, хән мойӊ хә ӆын кўтэнӑн вәӆты мўв ортты ӑн питӑс. Ӆявӑтман мойӊ хә ким вущкӑсы. Хән Наталья эви уша вєрсӑӆэ, муй пӑта Иван хә юхтыӆӑс, имухты кєрӆӑты партсӑӆэ. Иван юхӑтмаӆн имухты Наталья эви пиӆа омсӑс, Степан Чубуков ӆынана пєрна пос пунман лупӑс: «Иха и нумӑсн, и ёшн вәӆатн!»
«Юбилей» нємпи етнхот банк кәща хә хот йитн оӆӊитсы. Щӑта тынӑӊ пурмӑсӑт кўтн вух ӆўӊӑтты пирӑщ хә Кузьма Хирин (Сергей Салтанов) тыштуман тывеӆт-тухеӆт шәшӆ. Роман хот йита сыяӊа банк кәща хә Андрей Шипучин (Иван Гындыбин) «Не будь я Шипучий!» ўвман ӆуӊӑс. Тӑм банк 15 оӆ постуман щирн вән мӑӊхӑтӆ ӆэщӑтсы. Роман кәща хә Татьяна (Марина Сенгепова) имеӆ юхтӑс па сора-сора путӑртты питӑс, муй щирн мойӊа ӑӊкеӆ хуща ӊхӑс. Шипучин вән кәщайт ӆавӆӑс, щирн имеӆ па хот йита воштсӑӆэ. Ӆўв йиӆпа ӆуӊӑс па еӆӆы путрӑӆ тәсӆэ.
Щӑӆта банка Настасья Мерчуткина (Татьяна Огнёва) пирӑщ ими вух вохты юхтӑс. Щи кўш кәща хә эвӑӆт вух вохӆ, ӆўв юхӆы ӆўвеӆа лупӆ: «Нынана па тӑхия ӊхты мосӆ», тәп пирӑщ ими ӑн хәӆӑнтӑӆ, ўвӆ. Ўвман ӆын вух ӆўӊӑтты хәя отчёт нєпек хӑншты турастӑӆӊӑн…
Актёрӑт шєӊк ма юнтсӑт, етнхот вантты ёх хўв ёш пӑтэт сєӊксӑт. Режиссёр хәя па юнтты ёха вән пәмащипа лупӆўв – нын шєӊк ма юнтсӑты! Антонӑн Чеховн хӑншум путрӑт йиӆуп щирн вантсўв, вантэ, хӑннєхә вәӆупсы иса пурайн и хурасупа. Тӑм хәӆум путӑр хўват етнхот вантмевн мўӊ уша вєрсўв, муй тӑм вәӆупсыйн мєт тынӑӊ – уй муй тащ, муй эвӑӆт хӑннєхә ма йиӆ па па вєрӑт оӆӑӊӑн.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Чехов на сцене театра обско-угорских народов «Солнце»
Октябрь ознаменовался премьерным показом театра обско-угорских народов «Солнце» спектакля «Чехов. Трагикомические истории», который с восторгом был принят публикой окружной столицы. Этот спектакль 25-26 октября также увидят зрители города Лангепаса. Были показаны три истории Антона Павловича Чехова: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.) и «Юбилей» (1885 г.)
Режиссёр спектакля Леонид Архипов утверждает: «Чехов – наш современник. Зрители удивятся, насколько современны реплики героев, звучащие в спектакле в подлинном тексте автора. Удивительные и смешные истории открывают нам великого Чехова с его искромётным юмором, великолепным языком и знанием человеческих характеров».
Надо сказать, что национальный театр обских угров впервые ставит спектакль по классическим произведениям русских писателей, и это им прекрасно удалось. Антон Павлович Чехов – любимый автор для режиссёров театра и кино, поскольку его произведения затрагивают вечные темы человеческого бытия.
Побывав на спектакле «Чехов. Трагикомические истории», мы окунулись в мир великолепного единства режиссёрского замысла и актёрского мастерства, чья захватывающая игра произвела на зрителей огромное впечатление, при просмотре появляется ощущение, что ты – не зритель, а действующее лицо, наблюдающее картины жизни, которые когда-то представали перед великим Чеховым.
В спектакле «Медведь» особенно впечатлила игра Татьяны Фоминых (роль вдовы Елены Ивановны Поповой), которой удалось создать образ скорбящей вдовы с сильными целомудренными убеждениями, непреклонной в своей вере даже после того, как она прочла письма от любовниц своего покойного мужа.
Порадовал своей игрой актёр Сергей Салтанов (роль лакея Луки), представший перед зрителем дряхлым стариком, который своими жизнеутверждающими советами пытался «вдохнуть жизни» в скорбящую вдову.
Спектакль «Медведь» назван по типажу героя – помещика Григория Степановича Смирнова, которого играл актёр театра Вадим Важенин. Своей силой, упрямством он, действительно, напоминал медведя. Оказавшись в трудной ситуации он, как говорится, «пошёл по миру» собирать долги. Одним из его должников и был покойный супруг Елены Поповой. Помещик пришёл «выбивать» долги со скорбящей вдовы, он был настолько зол и упрям, что готов был поселиться в её доме до тех пор, пока не получит своего. Его привлекла ответная сила и упрямство вдовы, которой, собственно, тоже приглянулся гость, но она не позволяла себе даже подумать об этом. Однако сила страсти растопила все взаимные упрёки. Действо завершилось поцелуем героев.
Стоит отметить мастерскую работу декораторов, которые ловко сменяли декорации после каждого спектакля – они полностью соответствуют идейному содержанию представлений.
Спектакль «Предложение» начался с монолога героя – помещика Ивана Васильевича Ломова (актёр Олег Тарлин), который задумался о женитьбе и пришёл сделать предложение 25-летней дочери соседа – помещика Степана Степановича Чубукова, его роль сыграл актёр, директор театра Евгений Захаров. Герой предстал перед зрителями милым и добродушным, но до поры, до времени, пока гость не стал предъявлять права на спорные земли, а также оспаривать преимущества своей собаки перед его собакой.
25-летнюю дочь на выданье Наталью великолепно сыграла актриса театра Любовь Фатеева. Вначале она предстала душкой, мило общающейся с гостем, который, стесняясь, не мог даже сказать о цели своего визита. Но как только он затеял спор о землях, она тут же переменилась, проявила довольно-таки сильное упрямство, выставив гостя за двери. Однако, узнав от отца об истинной цели его визита – он приходил сделать ей предложение, она устроила истерику, заставив вернуть Ивана Васильевича. Вот такие противоречивые чувства одолевали влюблённую героиню. Воистину говорят, любовь ослепляет.
Завершилось действо благословлением отца и поцелуем молодых. Как же радовался отец происходящему – и дочь замуж удачно удастся выдать, и спор о землях забудется. Как говорится, милые бранятся – только тешатся.
Спектакль «Юбилей» начинается с кабинета председателя правления банка – обстановка с претензией на изысканную роскошь, в которую так не вписывается ворчливый старик-бухгалтер Кузьма Николаевич Хирин в валенках и овчинном полушубке, роль которого поразительно детально исполняет Сергей Салтанов.
И тут на сцену влетает председатель правления N-ского Общества взаимного кредита Андрей Андреевич Шипучин в исполнении актёра Ивана Гындыбина. Его роль «человека-праздника» удалась на славу! «Не будь я Шипучий!», – то и дело произносил герой, бравируя перед стариком-бухгалтером.
Его супругу, 25-летнюю женщину Татьяну Алексеевну, исполнила молодая актриса театра Марина Сенгепова, она то и дело, щебеча, пыталась рассказать мужу о своей удачной поездке к маме. Шипучин ждал важных гостей, поэтому всячески пытался выпроводить жену в другой кабинет, но она тут же «выплывала» обратно и продолжала свой нескончаемый рассказ.
Актриса театра Татьяна Огнёва очень эмоционально сыграла роль просящей денег старухи Настасьи Фёдоровны Мерчуткиной. Словно назойливая муха, она пыталась объяснить о цели своего визита председателю правления банка, но при этом не слышала, абсолютно не слышала его, он тщетно пытался сказать, что дама обратилась не по адресу.
Всё шумное действо проходило в его кабинете, где, пытаясь сосредоточиться, писал отчёт о 15-летней работе банка старик-бухгалтер…
Игра актёров вызвала бурные овации зрителей, которые долго не отпускали труппу.
Благодарим режиссёра и актёров театра обско-угорских народов «Солнце» за прекрасный спектакль! В вашем исполнении пьесы А.П. Чехова заиграли новыми красками, ведь в этом и заключается одна из главных задач театра – вечные темы человеческого бытия представить по-новому, суметь привлечь внимание зрителей к проблемам, дать возможность увидеть себя в героях, поразмыслить о вечных темах: является ли любовь, брак и наличие имущества обязательным составляющим счастья человека; что делает человека прекрасным и гармоничным и т.д.
Людмила Гурьева