- Хантыйский
- Русский
Хӑнты вєрӑт тәса вєрты шєӊк ӆӑӊхаӆ
Лидия Александровна 1954-мит оӆн лыпӑт хойты тыӆӑщ 4-мит хӑтӆӑн Амдерма кәрт Ненецкой автономной округн сєма питӑс. Ӑӊкеӆ па ащеӆ нӆ няврєм тӑйсӑӊӑн. Ащеӆ хўӆ веӆпӑсӆуман вәс. Ӑӊкеӆ пўт кавӑртты нєӊа вәс.
Ӑӊкеӆ па ащеӆ хўвн ӑнтәма йисӊӑн. Лидия Александровна ӑшкола-интернатн Нарьян-Мар вән вошн вәнӆтыӆӑс. Интернатн вәӆман ӆыв ёнтӑсты вәнӆтӑсайт, вейт па аканят ёнтсӑт. Ԯўӊӑн пионерской лагеря китыйӆсайт. Интернатн вәӆман мисӑт па овӑт тӑйсӑт, щӑӆта па ӆўӊӑн турн сэвӑрсӑт па вән пайт вєрсӑт. Щӑӆта вәнтӑн воньщумутӑт ӑкӑтсӑт. Рўтьщӑты хӑтӑтн интернатн ӆыв похӑл вансӑха ёнтты вәнӆтӑсайт, васы нюӆ эвӑӆт акань вєрты. Юрн мир якӑт яксӑт па арӑт арисӑт. Лидия нивӆ класс етшуптӑс, щӑӆта Пуӆӊавӑт воша культпросвет училищая якты вєра вәнӆтыйӆты мӑнӑс.
Училища етшуптӑс, щи пийн Ханты-Мансийской района, Кышик кәрта мӑнӑс. Щӑта ӆўв вантӑс, муй щирн имет ёнтӑсӆӑт па арсыр хурамӑң пурмӑсӑт вєрӆӑт, щи пурайн ӆўв ёнтӑсты ӆӑӊхаты питӑс.
Щи пурайн щӑта ар ёнтӑсты нє вәс. Нєӊӑт ёнтӑсман хӑнты арӑт арисӑт. Лидия Александровна ӆывеӆ хәӆӑнтӑс, ӆыв ки якты ӆоӆюмтыйӆсӑт, ӆўв ищи лыв пилєӆа якӑс. Хән оӆӑӊ пурайн «Куренька» як якӑс, кәртӑӊ хӑннєхуятӑт ястӑсӑт: «Щит ӑнтә юрн нє, щит хӑнты нє!». Ипўш пўпи якты хот пурайн имет щив ӑн єсӑӆсайт, ӆўв па нуры иӆпия вантты пӑта хӑнятыӆӑс. Хәт оӆ пийн тәп вантӑс, муй щирн пўпи якты хот вєрӆы.
1987-мит оӆн Лидия Алясова нумӑс вєрӑс няврємӑт пӑта ариты-якты тӑхи вєрты, щит «Моньщ хот» нємн мӑсы. Оӆӑӊмит етнхот 1987-мит оӆн Ас нопӑтты тыӆӑщ 7-мит хӑтӆӑн вәс.
Щи пурайн кәрт хӑннєхуятӑт шєнк мосман тӑйсӑт, муй щирн ӆыв яксӑт. Кәрт няврємӆаӆ пиӆа ӆыв Болгария, Чехословакия па Турция мўвӑта якты ӊхсӑт. Щӑта ма вәйтантупсэт вєрсӑт. Щи мўвӑтн вәӆты хӑннєхәйт ӆыв ёнтум рнасӆаӆ пєӆы щикєм вантсӑт.
2014-мит оӆн ӆўв Шапша кәрта культура хота рәпатая вохса. Йиӆпа няврємӑт ӑктӑс, «Моньщ хот» нємӆ щиты хӑйсӑӆэ. Йиӆуп няврємӑт пиӆа ӆавӑртшӑк рәпитты вәс. мӑӊхӑтӆӑтн етнхотӑт ӆєщӑтӆӑт, ариӆӑт, якӆӑт. Няврємӑт нарӑсты хн юнтӆӑт, йис моньщӑт ванӆтӑӆăт. Ԯўв вәнӆтум няврємӆаӆ шєӊк сӑмӑӊа тӑйӆӑӆэ.
1990-мит оӆн Лидия Александровна оӆӑӊмит хӑнты рнас ёнтӑс, шовӑр пӑӆ хӑншийн ёнтсӑӆэ.
«Центр ремёсел» тӑхийн киника хуща хӑншман, муй щирн хўӆ сух эвӑлт арсыр пурмӑс вєрты. Ԯўв щит шєӊк мосман тӑйӆӑӆэ. Кышик кәрта хән юхтыӆӑс, ӆўв паннэ хўӆ вәйтӑс, щӑӆта хўӆ тӑнӑӆты вўянтӑс. Ёнтӑсты имет пиӆа пурмӑсӑт вєрты питӑс. Хўӆ сух эвӑӆт рнас ёнтӑс. Щӑӆта хӑнты щӑщкан сӑх, хә вейӊӑн, моӆщӑӊ, арсыр хирӑт ёнтӑс. Щи моӆщӑӊ ёнтты пӑта 120 паннэ хўӆ мосӆ. И паннэ хўӆ сух тӑнӑӆты вет щос мосӆ.
Вән пәмащипа хиӆыӆаӆа лупӑӆ, ӆыв ӆўвеӆа шєӊк нётӆӑт. Рәпитты тӑхеӆн арсыр ӆуват няврємӑт якӆӑт па рәтӆаӆ етнхотӑта әмща ӊхӆӑт. Лидия Александровна сыр-сыр әмӑщ хӑнты вєрӑт тәса вєрты шєӊк ӆӑӊхаӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Елена Гындышева
Хорошо изготавливает вещи народа ханты
Лидия Александровна Алясова родилась в посёлке Амдерма на берегу Карского моря в большом ненецком роду Валей. Я попросила её кратко рассказать о своей жизни и работе.
– Лидия Александровна, расскажите о себе, о Вашем детстве?
– Я родилась в 1954 году в посёлке Амдерма Ненецкого автономного округа. В семье у нас росло четверо детей. Отец был рыбаком и оленеводом, мама – поваром. Родители рано умерли. Поэтому мы воспитывалась в школе-интернате города Нарьян-Мар. В интернате нас учили шить бурки и куклы. Летом на один месяц всех отправляли в пионерский лагерь. В интернате тогда держали лошадей и коров, а мы всё лето косили сено и собирали в стога, заготавливали на зиму морошку. По выходным дням учились шить, пришивать пуговки на пальто, вышивали крестиком, гладью, из утиных носиков мастерили куклы. Мы танцевали ненецкие танцы и пели на своём ненецком языке. Вскоре я окончила 8 классов, поступила в Салехардское культпросветучилище, на танцевальное отделение. Закончив училище, приехала в посёлок Кышик Ханты-Мансийского района и впервые увидела, как женщины шьют, как они делают сувениры. И тогда я начала шить, меня это очень притягивало. Там было много мастеров, и я училась у них. Вдобавок мастерицы пели песни на хантыйском языке, я прислушивалась к ним. Если, например, в ход шли танцы, я тоже присоединялась к ним и танцевала. Когда впервые станцевала Куреньку, местные жители, увидевшие мой танец, сказали: «Это не ненка, а – ханты!». Однажды на медвежьих игрищах произошёл случай. По правилам женщин туда не допускали, а меня спрятали под кровать и, находясь там, я только слышала топот ног от танцев и как били в бубен. А уже через шесть лет я воочию увидела, как проводятся медвежьи игрища. Тогда в 1987 году было решено создать свой детский ансамбль при доме культуры под названием «Моньщ хот», что в переводе с хантыйского языка означает «Сказочный дом». Первый наш концерт состоялся седьмого ноября 1987 года, и это был фурор! Местным людям очень понравилось выступление, и они просили, чтобы мы продолжали заниматься их детьми. Со своими выступлениями мы побывали в таких странах, как: Болгария, Чехословакия, Турция. Нас всегда радушно встречали, восхищались. Для людей этих стран было в диковинку увидеть и познакомиться с нашими национальными нарядами и творчеством.
В 2014 году меня пригласили на работу в деревню Шапшу, в местный дом культуры. Я собрала деток и создала новый коллектив, но название «Монщ хот» сохранила. Конечно, с новым составом детей работать сложнее, но я нашла к ним подход. Мы все стали дружной командой, ставим спектакли, поём, танцуем, некоторые мальчики играют на национальных музыкальных инструментах. Участники ансамбля всегда с большим желанием и трепетом выступают на сцене. Я очень горжусь своими детками.
– Нам известно, Вы занимаетесь изделиями из рыбьей кожи, расскажите об этом?
– В 1990 году для себя я сшила первое хантыйское платье с орнаментом «Заячьи ушки». Затем, побывав в Центре ремёсел, увидела книгу по изделиям из рыбьей кожи. Меня это заинтересовало. По приезду в Кышик, раздобыв налима, я сняла кожу, обработала её и начала выделывать. Женщины-мастерицы также проявили интерес к этому ремеслу и вместе с ними мы начали проводить мастер-классы и семинары по выделке рыбьей кожи. Я стала заниматься этим делом всерьёз и сшила первое платье из налимьей кожи. Следующими работами были: женский халат, мужские кисы и парка, обувь, некоторое количество сумочек разных размеров. На одно изделие, например, на мужскую парку, ушло 120 рыб. Одну рыбью шкуру я выделываю пять часов.
– Расскажите о своих планах на будущее?
– В нашем коллективе у нас есть разновозрастные дети от четырёх до 17 лет. Планы, конечно, большие. Интерес есть, как у детей, так и у их родителей. Поэтому я буду продолжать заниматься и сохранять фольклор народа ханты, принимать участие в районных, окружных и всероссийских мероприятиях, касающихся нашей деятельности.
Елена Гындышева