- Хантыйский
- Русский
Россия ӆуваттыйн йис вєрӑт нух ӆэщӑтты оӆ
Россия кәща В.В. Путин поступсы щирн, 2022-мит оӆ — щит йис вєрӑт нух ӆэщӑтты оӆ. Тӑм оӆн арсыр вєрӑт ӆэщӑтты мосӆ: хурамӑӊ мир пурмӑсӑт вєрты пищӑт, еӆӆы тәты йис ёх щир вәӆупсы, йис пурмӑсӑт па йис ёх вәӆум хот вуӆӑт па кәрт вуӆӑт, кашӑӊ мирев кан щир вәӆупсы. Щит кашӑӊ мира мәстӑты па щи мирн вана тӑйты вәӆупсэт Россия ӆуваттыйн ма ӆэщӑтты пӑта вєрум оӆ.
Ма щи вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссум Югорской университетн рәпитты айӆат ёх вәнӆтӑты ими Т.А. Молданова, ӆўв айӆат ёх «Хӑнты па вухаӆь ёх йис щир вәӆупсы вєрӑт» оӆӑӊӑн вәнӆтӑӆ.
- Татьяна Александровна, Югорской государственной университетн нӑӊ няврємӑта хӑнтэт па вухаӆь ёх йис вәӆупсы вєрӑта вәнӆтӑӆӑн. Хән щимӑщ вєрӑт вәнӆтӑты питсайт, мӑта ёх щи вєр вәнӆтӑӆӑт?
- Тӑмӑщ вєрӑт ЮГУ хуща айӆат ёха 2018-мит оӆ вўш эвӑӆт вәнӆтӑты питсайт.Хӑнтэт па вухаӆь мир йис вєрӑт магистратурайн вәнӆтӑӆыйт, мӑта тӑхийн ёх «История» уша вєрӆӑт.
- «Йис вєрӑт нух ӆэщӑтты пищӑт», щит муйсӑр вєрӑт па муй пӑта щи вєрӑт мосты питсӑт?
- Йис вєрӑт нух ӆэщӑтты оӆӑӊӑн нєпекӑтн хӑншман вәӆ. Щит йис ёх вєрум пурмӑсӑт, йис ёх тӑюм нумсӑт, мӑта утӑт тӑм хӑтӆ вәнта юхӑтсӑт па мӑта вєрӑт хуӆна ӆыӆӑӊа вәӆӆӑт: ёшн вєрӆайт, нумӑсн тӑйӆайт. Па щи йис вєрӑт хӑнтэта сӑма мосты щира вәӆӆӑт.
Йис вєрӑт оӆӑӊӑн ки путӑртӆўв, ма вәты мосӆ, щит хуты тӑм вәӆупсыйн ӆыӆӑӊа тӑйты вєрӑт па нумсӑт. Пурмӑс вєрты вєрӑт ки па тәрума мӑнум ёх эвӑӆт тӑм хӑтӆ вәӆты хуятӑта ёша катӆуптӑсыйт, моньщӑт, путрӑт, нумсӑт ищиты па тәрума мӑнум хуятӑт эвӑӆт тӑм нуви хӑтӆӑн вәӆты хуятӆӑн моньщман, путӑртман айӆайт муй па нумӑсн тӑйӆайт.
- Лупӆа «йис ёх вєрӑт-нумсӑт», муй вўрн тӑмӑщ ясӑӊ тывӑс, хән йис вєрӑт-нумсӑт нух ӆэщӑтты оӆӑӊӑн нєпекӑтн хӑншты питсайт?
- «Йис ёх вєрӑт-нумсӑт» – щимӑщ ясӑӊ поступсы нєпекӑтн па сыр-сыр нєпекӑтн 1972-мит оӆн хӑншты питса, щирн «Организация Объединённых Наций» Генеральной конференция нємуп тӑхийн, щит мӑта ёх вәнӆтыйӆты, наука па культура тӑхет ӆэщӑтӆӑт (ЮНЕСКО), конвенция нємуп поступсы хӑншсӑт, муй вўрн мўвӑт-йиӊкӑт па хӑннєхә вєрум пурмӑсӑт шавиман тӑйты. Щирн тӑмӑщ ясӑӊ тывӑс, тәп сыры ищи йис вєрӑт оӆӑӊӑн нәмӑссӑт. Тәп щи оӆӑтн па ясӊӑтн тӑм вєр аӆьщӑсы, лупийӆса «йис памтупсы» (1964-мит оӆн), «ёх тынӑӊ пурмӑсӑт» (1968-мит оӆн). Па лупты мосӆ, 2003-мит оӆ вўша «йис ёх нумсӑӊ вєрӑт», щимӑщ ясӑӊ мўв ӆуваттыйн хуӆна ӑн тӑйсўв.
Мўӊ вәӆев, ЮНЕСКО хуща сыр-сыр поступсэт хӑншӆайт, нємӆаӆ: декларация, рекомендация, конвенция. Мєт оӆӑӊ нумӑс вєрӆӑт, муй щира мӑтты вєр пєӆа вантты, муй щира тӑм вєрӑт кєрӑтты, щит декларация. Щи пийн вєрӑт тўӊа ки мӑнӆӑт, хӑншӆӑт рекомендация, сыр-сыр мўвӑта китӆайт, щи мўвӑтн нєпек щира ӆӑӊхаӆӑт ки, рәпитӆӑт, ӑн ки ӆӑӊхаӆӑт, ӑн рәпитӆӑт. Щи пийн па и нєпек тывӆ, щит конвенция. Мӑта мўвӑтн щи нєпек ёш посн ки пунса, щи мўвӑтн кашӑӊ хӑншум щўӊкие, хӑншум щира тәса вєрты мосӆ па кашӑӊ оӆ щи вєрум вєрӑт оӆӑӊӑн нєпекӑт хӑншты мосӆ.
Мўв ӆуваттыйн путӑртты вєрев тӑмиты ӆэщӑтса:
- 1972-мит оӆн мўв ӆуват вєрӑт пӑта Конвенция хӑншса (тәп пурмӑс па мўв-йиӊк шавиты пӑта);
- 1989-мит оӆн Рекомендация хӑншса «Йис вєрӑт па йис моньщӑт-путрӑт» оӆӑӊӑн;
- 2001-мит оӆн мўв ӆуват декларация єтӑс, щит арсыр мир йис вєрӑт-нумсӑт шавиман тӑйты оӆӑӊӑн;
- 2003-мит оӆн Конвенция єтӑс, йис ёх нумӑсн тӑйты вєрӑт вана вўты оӆӑӊӑн.
Тӑм нєпек Россия хуща ёш посн ӑн пунса, тәх тӑхет мўӊ мўвева ӑн мәстӑӆӑт, па щира вєрты па мўв ёх ӑн кашащсӑт. Ищимурт йис ёх нумӑсн тӑйты вєрӑт мўӊ Россия мўвевн вана тӑйӆэв. Мўӊ округев ки вўӆэв, тӑта Реестр йис ёх нумӑсн тӑйты вєрӑт Югра хуща тӑйӆўв.
Па лупты вўтьщӑӆум, йис ёх вєрӑт-пурмӑсӑт вана тӑйты пищ – щит хўты тӑм ванӑн вєрум йиӆуп вєр, щи пӑта арщира щи вєрӑт оӆӑӊӑн мир нәмӑсӆӑт, арщира щи вєрӑт вєрӆайт.
- Йис ёх вєрӑт-нумсӑт нын магистрант айӆат хуятӑтн вана вўсыйт муй ӑнтә? Магистерской диссертация тӑм вєрӑт оӆӑӊӑн мӑтта хӑннєхә хӑншӑс муй ӑнтә?
- Мєт щи вана тӑйӆэӆ. Йис ёх вєрӑт-нумсӑт мўӊ кафедраевн ищи вана тӑйӆа. Ма хущама магистерской диссертация нєпекн щи вєрӑт оӆӑӊӑн вєра ар хуят хӑншӑс. Тӑмӑщ хӑншум нєпекӑт вәӆӆӑт: «Йис вәӆупсы, йис ёх вєрӑт атэӆт мўв сўӊӑт хуща (Сўмӑтвош Ёмвош округ – Югра щирн)» (Суяркова И.В., 2018); «Вах мўв хӑнтэт хурамӑӊ хӑншӑӊ пурмӑсӑт (Кунина Д.Б., 2018); Вўӆы ӆавӑӆты вєр Ԯэв юхан хуща: йис вәӆупсы па арсыр мир щир» (Васильева А.М. 2019) па ар тӑмӑщ хурасуп магистерской нєпекӑт хӑншман вәӆӆӑт.
Па лупты вўтьщӑӆум, ма магистрантӆам ӆыв диссертация нєпекӆаӆ хӑншӆӑт хӑнты па вухаӆь мир эвӑӆт ӑктум ясӑӊ щирн, щи пӑта ӆыв мир пиӆа путӑртӆӑт, мир хуща ӊхӆӑт. Ӆыв хўты хӑнты муй па вухаӆь ёх кӑӆы ӆєрие тӑйӆӑт. Щи пӑта йис вєрӑт уша вєрӆӑт па щи вєрӑт нєпека хӑншӆӑт рәт ёхӆаӆ эвӑӆт. Тӑмиты хӑншум нєпекӑт наука хуща катрая ӑн йиӆӑт, щит хуты вәӆупсы вєрӑт.
Па лупты вўтьщӑӆум, ЮГУ хуща ай кєр тыӆӑщн 4-мит хӑтӆӑн Россия ӆуват научно-практической конференция вєрӆа, мўӊ секцияев «Увӑс мир ясӊӑт па йис вєрӑт», мӑта тӑхия 14 хуят нєпекӑт хӑншсӑт, щит иса йис вєрӑт-нумсӑт оӆӑӊӑн хӑншум утӑт. Щит иса ма магистрантӆам, тәх ёх хуӆна вәнӆтыйӆӆӑт, тәх ёх хўвӑншӑк етшӑсӑт вәнӆтыйӆты.
Татьяна Александровна, нӑӊ па нӑӊ магистрантӆан еӆӆы па ма ат вәӆӆӑты, еӆӆы па ар м нумсӑӊ нєпекӑт ат хӑншӆӑты.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Год культурного наследия народов России
Согласно Указу президента Российской Федерации В.В. Путина, в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических сообществ Российской Федерации 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.
В связи с этим мы обратились к доценту кафедры истории, философии и права Югорского государственного университета Т.А. Молдановой, которая преподает дисциплину «Историко-культурное наследие обско-угорских народов».
– Татьяна Александровна, скажите, с какого года введена преподаваемая Вами дисциплина и кто является её слушателями?
– Преподавание данной дисциплины в ЮГУ начинается с 2018 года, ведётся она в магистратуре по направлению подготовки «История».
– Скажите, что входит в понятие «культурное наследие»?
– Согласно определению этого термина, под культурным наследием понимается часть материальной и духовной культуры созданной прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Говоря о культурном наследии, прежде всего, следует обратить внимание на то, что согласно определению, это часть живой культуры народа, преемственность которой не прервалась, предполагается, что в народе живы носители этого наследия.
– Когда появился термин «культурное наследие» и какие первые правовые акты по их охране были приняты?
– Термин «культурное наследие» стал применяться с 1972 года, когда Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия. Это не означает, что сама идея ценности того, что создано ушедшими поколениями раньше не сознавалась. Ранее это выражалось в иных терминах «исторический памятник» (1964 г), «культурные ценности» (1968 г). Следует также отметить, что в этот период, вплоть до 2003 года понятия «нематериальное культурное наследия» не существовало.
Как известно, ЮНЕСКО принимает ряд различных документов: декларации, рекомендации, конвенции. Первоначально декларируются направления деятельности по тому или иному вопросу, затем вырабатываются рекомендации, их направляют членам этой организации, но их выполнение не обязательно и наконец, принимается документ, подписание которого требует от этих стран неукоснительного выполнение пунктов и отчетности по ним.
Если кратко, то на международном уровне работа по выработке интересующего нас понятия выглядит следующим образом:
– В 1972 году принята Конвенция о Всемирном наследии (речь о материальном и природном наследии);
– В 1989 году выработаны Рекомендации «О сохранении традиционной культуры и фольклора»;
– В 2001 разработана Всеобщая декларация о культурном разнообразии;
– В 2003 году принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия.
Последний из названных документов Россией не подписан, т.к. она никак не согласна с некоторыми пунктами, а её особое мнение по этим вопросам не было принято во внимание. Тем не менее, работа по сохранению нематериального культурного наследия в России ведется. Об этом свидетельствует Реестр объектов нематериального культурного наследия ХМАО-Югры.
Хочу обратить внимание на то, что деятельность по сохранению культурного наследия в историческом разрезе достаточно молодая, опыт по его сохранению нарабатывается, поэтому иногда могут возникать различные трактовки одного и того же понятия.
– Интересует ли тема культурного наследия Ваших магистрантов? Были ли защиты магистерских диссертаций по этой теме?
– Да, интересует. Более того, тема, связанная с культурным наследием обско-угорских народов одно из ведущих направлений нашей кафедры. Под моим руководством защищено достаточно большое количество магистерских диссертаций как непосредственно по тематике культурного наследия, так и связанных с этой темой. Могу назвать такие Выпускные квалификационные работы: Историко-культурные ресурсы в региональном развитии (на примере Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) (Суяркова И.В., 2018 г); Художественные изделия хантов р. Вах: история развития (Кунина Д.Б., 2018); Оленеводство бассейна реки Северная Сосьва: историко-этнический аспект (Васильева А.М. 2019) и многие другие работы.
Здесь хочется отметить, что уникальность моих магистрантов, прежде всего в том, что свои работы они пишут на собственных полевых материалах, так как являются выходцами из этой среды и все еще связаны с ней. А ценность полевых материалов, как известно, не устаревает.
Еще могу добавить, что у нас в ЮГУ в этом году 4 марта состоится Всероссийская научно-практическая конференция. На секцию «Языки и культура коренных народов Севера» где я являюсь одной из ведущих, заявлено 14 докладов, связанных с культурным наследием обско-угорских народов. Это мои бывшие и настоящие магистранты.
– Татьяна Александровна, я желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Пётр Молданов