Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Еы ям интернет пӑты карты ке таты питы
  • Вәнтӑт авӑты ёх рәпата
  • Нягань вош па Манстӑр район вєрӑт
  • Муй арат хў вепӑсӑты рӑх
  • Хутыса тәня округ рәпата тӑхет вантты ёх рәпитсӑт
  • Па хон пєлӑк мўв эвӑт айат ёх вәсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиуп щирн рәпитты нумӑс павӑтсы
  • Хутыса ыв саттэа вєр тӑйты ёх округевн нётыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Юлия Найдёнова Русскинская вош эвӑт
  • Вылла ёхӑн ешӑк Татья
  • Сәрхан мўв хӑнты эвие
  • Ӑңке иты хӑрщия рәпит
  • Рәт ясңєм шєӊк сӑмӑңа тӑйӆєм

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Тонья-похатўр оӑңӑн вантупсы па кина
  • аясум ёх оӑңӑн путрӑт хӑншӑ
  • Хәнты юрємум йис вєрӑт
  • Яңхты-мӑнты ӛш эвӑт вантупсы вәнты
  • Моньщӑң етн
  • «Югра ыңуптӑты» оса тӑхи ёх ԯўхӑң кӑсупсыя яңхсӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Рәт ясӑң вәнтӑты нєпекӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Рәт ясңєм шєӊк сӑмӑңа тӑйӆєм
В.В. Комарова
В.В. Комарова
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясңєм шєӊк сӑмӑңа тӑйӆєм

«Ма иса айтєн ӑңкємн рәт ясӑңа сӑмӑңа вәнтӑсыюм», — щиты мӑнєма Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшколайн юрн мир ясӑңа няврємӑт вәнтӑты нє лупӑс. Валентина Вальчевна Комарова (опращ нємӑ щирн Айваседа) пиа ма «Вепӑс па вўєң ёх» емӑңхӑт мӑнум пурайн Нижневартовской районӑн Варьёганӑн вәйтантыйсум па ўв рәпатай вєрӑт оӑңӑн ияха путрємӑсмӑн.

Мос лупты, хуты тӑм нє ӑшкола юпийн Тәпӑ вош педучилищайн вәнтыӑс па щи тӑхи 1988-мит он етшуптума щирн иса мєт ай няврємӑт хӑт мӑр авӑман вәс па рәпитӑс. ўв иса нємуты щосн щимӑщ нумӑс ӑн па тӑйс, муй щирн еы вәты-хоты щирӑн юрн мирӑ рәт ясӑңа ӑшколая яңхты айат ёх щи арат о мӑр вәнтӑты пит. ўв айкеа эвӑт уша йис, хуты имуты хӑтӑн ӑңкет-ащет пӑта вєрум мирхота Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшколая ыв няврєма вәнтӑты хӑннєхуятӑтн вохсыйт. «Щи мирхотн ӑшкола кәща ӑңкӑр нє ияха ӑктӑщум ӑңкета-ащета путӑртӑс, мӑтты ывеа тӑмхӑт юрн мир ясӑңа айат ёх вәнтӑты хӑннєхә шєңк мос. Ӑшколайн вәум хуятӑт щи щосн лупсӑт, мӑтты ки ма рәт ясңєма няврємӑт ямсыева вәнтӑты вєритум. Щи киньща ӑшкола кәща ӑңкӑр нє мӑнєм па иса ўв хущеа рәпитты мӑнты хущты питӑс. Ма етна пєлка юхи юхӑтсум, ӑңкєм пиа путрємӑсум. Щӑта хотӑң хуятамӑн щи айке па ямсыева уша вєрсы.
Ма тәп еша-еша нәмӑссум па айтыева ищипа кашащсум няврємӑт юрн мир ясңева ӑшколайн вәнтӑты. Хӑэвӑт хӑтӑн аӑң вўш эвӑт ӑшколая рәпитты мӑнсум. Ин мӑнєма шєңк ущхуь нәмӑмӑты щи вєр, муй щирн ма мєт оӑң пураитн ӑшколайн юрн мир няврємӑт рәт ясңєма вәнтӑты вўянтсум. Юрн ясңєм, вантэ, щикўш тәса вәйтсєм па яма путӑртсум. Тәп щимӑщ вєр ӑшколайн рәпитты пӑта шєңк шим вәс. Вән няврємӑт пиа па арсыр вєр вәйтты ямсыева мосӑс»
, — лупӑс ӆўв.
— Валентина Вальчевна, ин, апа, щи оӑңӑн лупты вєритӑн, муй щирн мєт оӑң хӑтӑтн ӑшколайн няврємӑт рәт ясӑңа нӑң вәнтӑсӑн?
— Ма тӑм Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшколайн иса 1993-мит о вўш эвӑт рәпитты питсум па ин тӑмхӑт вәнта тӑта вәум па рәпитум. Мос, ма щирємн, лупты щи оӑңӑн, муй щирн мєт оӑң щосӑтн мўң ӑшколая яңхты юрн мир пухӑт па эвет пиа опращ ёхўв вәты-хоты щирӑт уша вєрсўв. Щӑта лупсўв, хуты юрнӑт атэт щирн йис вўшӑт эвӑт хў вепӑсӑсӑт, вәнт вой мущатты яңхсӑт, вўы авӑты вєрӑт уша павӑтсӑт. Еша ӛхӑтшӑк юрн моньщӑт айат ёхӑма моньщсум. Щи моньщӑт муй амамӑтщет сырыя мӑнєма ӑңкємн кашӑң етнайн иса моньщсыйт муй путӑртсыйт. Няврємӑта шєңк каш па әмӑщ вәс оӑң пураитн мӑнєм хәӑнтты. Щи тумпийн итәх щосӑтн юрн мир хурамӑң ариет ияха вәнтӑсўв па арисўв. Щиты щи айтыева рәт ясӑңа айат ёх вәнтӑты нєңа йиты питсум, щи йис урокам шєңк сӑмӑңа ин тӑмхӑт вәнта иса нумсєм хущи тӑйӑӆам.
— Хән рәт ясӑңа муй литературая няврємӑт нӑң вәнтӑӑн, апа, нын юрн мир поэт Юрий Вэлла шәңӑт стихӑт па путрӑт вўӑн па щитӑт унтасн тӑмхӑт ямсыева рәпитӑн?
— Ӑн хән. Юрий Вэлла стихотворенияйт па путрӑт кашӑң пурайн айат ёхўвн ўңӑтыйт па тўңщирӑңа вәнтӑыйт. Сырыя, хән ма вещи рәпитты пиньщӑсум, аршӑк юрн пух па эви мўң хущева вәнтыйты яңхӑс. Ин ма, факультатив щирн, тәп иєм щос мӑр юрн ясӑңа оӑңмит класс вўш эвӑт па ветмит класс вәнта иса няврємӑт вәнтӑум. Щӑта ветмит класс вўш эвӑт па нивӑмит класс вўш вәнта юрн мир ясӑңа па литературая вәншӑк пухӑт па эвет урокӑт щирн вәнтыйӑт.
— Арсыр урокӑт вєрты щирӑт нын хӑншӑты муй па кәщаит нётӑт?
— Ӑнтә. Урок тәты щирӑт иса хуыева мўң атэт щирн па хошты кємн хӑншўв. Щӑта рәт ясӑң вәнтӑты нєңӑт ияха мирхот эщӑтӑт, хута нәмӑсӑт, мӑта вєр ямшӑк па муйсӑр ут вевтамшӑк па иса нух вўты мос. Щит пӑта кашӑң урок оӑңӑн путрємӑўв па нумӑс щиты вєрўв.
— Валентина Вальчевна, муй щирн тӑм йисн юрн мир няврємӑт ыв рәт ясңе тӑйӑт?
— Щимӑщ вєр пӑта тәп щиты лупум, хуты ар пєлӑк пух па эви иса рәт ясңен ӑн па хошӑт путӑртты. Мос, ма нәмӑстємн, ай пурайт вўш эвӑт юрн ясӑңа няврємӑт вәнтӑты. Щи щирн, тӑмхӑт мўңева ән шєңк ям па кєн рәпитты ыв пиэа вәс. Вантэ, тӑм йисн арсыр мирӑт пиа юрнӑт ытӑссӑт па щит пӑта ӑңкет-ащет ыв пиэа тәп рўщ ясӑңӑн лупӑт. Айтыева мўң увӑс мир ясӑңўв юхи хӑщты щи питсӑт па еша вә иса ыве юрємӑўв.

Мама обучила меня родному языку

«Моя мама с самого раннего детства на совесть обучала меня моему родному  языку, а кроме того, она рассказывала много народных сказок с совершенно необычными персонажами, которых в наше время почти и не встретишь», — так начала свою беседу со мной учительница ненецкого языка Варьёганской средней общеобразовательной школы-интерната Валентина Вальчевна Комарова (Айваседа).

С ней я встречался в посёлке Варьёган Нижневартовского района во время прохождения очерёдного праздника коренных народов Югры «День охотника и оленевода». Отметим, что моя собеседница родилась в этом же небольшом национальном сельском поселении, здесь прошли её детство и школьные годы. Валентина Вальчевна обучалась в Тобольском педагогическом училище, по окончании которого в  1988 году она возвратилась в родной посёлок, затем несколько проработала воспитателем в детском саду. В то время у неё и в мыслях не было того, что когда-то она будет обучать детей их родному ненецкому языку. Как-то всех родителей пригласили в школу на собрание, и завуч подняла вопрос о том, что им в настоящее время требуется учительница ненецкого языка. Многие из учителей попросили Валентину Вальчевну, чтобы она попробовала учить детей ненецкому языку. Это предложение для моей собеседницы стало очень неожиданным. Возвратившись с родительского собрания, она посоветовалась со своими домочадцами, как ей поступать и что делать. Конечно, вся семья её поддержала и хотела, чтобы Валентина Вальчевна попробовала свои силы на новой для неё работе. Последнее слово оставалось за её мамой, которая точно также охотно согласилась с тем, чтобы дочь стала работать в школе и учить детей ненецкому языку. Немного подумав, она приняла своё окончательное  решение и на следующее утро отправилась в Варьёганскую среднюю школу устраиваться на новую работу. Так Валентина Вальчевна стала учительницей родного языка. «Сейчас мне самой интересно вспомнить, как проводила свои первые уроки. Конечно, ненецким языком владела хорошо, но ведь тогда не было никакого опыта работы для обучения школьников их родному языку», - подчеркнула моя собеседница. Тогда я поинтересовался и попросил рассказать её о том, как она проводила свои первые занятия с детьми.

– Валентина Вальчевна, как проходили Ваши самые первые уроки по языку?

– В Варьёганскую среднюю школу-интернат на должность учительницы родного ненецкого языка я устроилась в 1993 году и до сегодняшнего дня работаю с детьми. На самых первых уроках сначала всегда знакомила своих учеников с жизнью, бытом и традиционным укладом жизни лесных ненцев. Затем рассказывала им о том, что наши предки были очень мужественными и трудолюбивыми людьми, им приходилось приложить немало усилий, чтобы выжить в борьбе с природой и сохранить свою самобытную культуру и язык.

Учащимся было очень интересно узнать, что ненцы больше всего занимались  охотой, рыбной ловлей, сбором дикоросов, а позже осваивали совсем новый вид традиционного хозяйствования – оленеводство. Познакомив с жизнью,  бытом, культурой и промыслами лесных ненцев, я начала рассказывать детям народные сказки, потом мы вместе разгадывали загадки, разучивали песни на родном языке. Вот так проходили мои самые первые уроки по ненецкому языку. Ведь тогда самым главным делом для меня было заинтересовать всех  наших учеников, а после проявления определённого интереса уже начинать их обучение родному языку.

– Скажите, наверное, Вы при проведении уроков по ненецкому языку и родной литературе используете стихи и прозу известного ненецкого поэта и писателя Юрия Вэллы?

– Несомненно. Стихотворения и прозу Юрия Вэллы мы используем вполне часто. Многие отрывки из его художественных произведений наши дети  заучивают наизусть.

– Валентина Вальчевна, учащихся каких классов Вы в настоящее время учите ненецкому языку и родной литературе?

– В настоящее время, начиная с первого и заканчивая пятым классами, я учу детей ненецкому языку факультативно, то есть провожу с каждым классом занятия по одному часу в течение всей рабочей недели. А уже с пятого по восьмой классы мы обучаем наших учеников ненецкому языку и родной литературе на уроках. Хочу сразу отметить, что раньше, когда я только начала работать в школе, у нас было намного больше детей. Кроме того, многие из них хорошо владели своим родным языком. А в последнее время детей совсем немного у нас обучается, и большая часть из них вообще не знает ненецкого языка. 

– Скажите, а есть ли у Вас какие-то школьные программы для обучения  учащихся родному языку и литературе или сами всё составляете?

– Нет, каких-то общероссийских программ у нас не существует. Мы сами разрабатываем темы уроков по родному языку и литературе, составляем планирование и программу преподавания. У нас есть своё Методическое объединение, где все учителя ненецкого и хантыйского языков собираются вместе и обсуждают, что можно оставить в наших школьных программах, а что-то следует вообще убрать.

- Валентина Вальчевна, большое Вам спасибо за беседу! Всего доброго!

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 4 (3496)
21.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика