- Хантыйский
- Русский
Вылла ёхӑн ешӑк Татья
Нуви сӑңхум районӑн Тәрум ор вош пўңӑн вәнт кәртӑн юкан вўыа авӑман Татьяна Дмитриевна Пяк эви опращ нєм Вылла ике па няврєма пиа вә. Мин ўв пиаа вәупсы оӑңӑн путӑртсумн.
— Татьяна Дмитриевна, муйсӑр рәт эвӑт нӑң вәӑн?
— Ма ащєм юрн нєм Ханю Вылла, рўщ щирн Дмитрий Ильич Вылла вәс. Ӑңкєм Евдокия Тихоновна Покачева Сәрхан мўв эвӑт. Ащєм ар рәтна тӑйс. Вантэ, щатьщащєм Халю Вылла ар пух єнмӑтыйс. Итәх акиам Касум мўвн восстания вәум пурайн рўщӑтн тәсыйт, катсайт. Ма щащєм ня пух пиа атэт хӑщӑс, щатьщащєм тўвумн ащєм сєм сайн вәс. Щиты щащєм няврєма атэт єнмӑтсӑэ. Ма ащєм, щатьщащєм рәтнайт хуыева вўєң па кәсӑң ёх вәсӑт. Мўң йис тєӑн авиет тӑйсўв.
— Путӑртэ, муй тӑхийн ая вәум оӑн мӑнсӑт?
— Ма Парӑң ор кәртӑн 1960-мит он сєма питсум. Русскинской вошн интернатн вәсум, ӑшкола щӑта етшуптӑсум. Щӑта ӑңкємн юхи вўсыюм па щиты еы вәнт кәртӑн вәты питсум. Вантэ, ма хәт яй тӑйсум, юн ӑңкєма нётты мосӑс. Щи пӑта йис мирев вәупсыйн вўы тӑйман вәты питсум. Ӑңкєм пєа вантман ёнтӑсты, тӑнӑсты па кашӑң вєра вәнсум. Икия мӑнмємн молупщи тӑхтэт нўты, кєпӑ тӑнӑты па пўнӑң сух ёнтты яма хошсум. Няврємам ащи Александр Алякович Пяк пиа мин 1978-мит о вўш эвӑт яха вәты питсумн. Икєм хуща мӑнмємн хәум сӑхн па ищи арат вей тєӑн ӑңкємн эщӑтсаюм. Итєм хурамса әмтыйты хӑншӑң ям пўнӑң сӑх, итєм ай сӑх щит арсыр рәпатайн тӑйты щира па хәмит утєм нємасыя әхӑн хўв пӑнта яңхты пӑта вәс. Ма щащєм Вылла ёхн 45 вўы сахат әтса. Щи пӑта хўв йис нәпӑт тєӑн Вылла рәт єр вўєңа па тащӑңа ўңтӑсӑт. Мин икєм пиа яха няъяң о яха вәумн. Эвєң хот, пухӑң хот єнмӑтсумн. Хә няврємам армияйн вәсӑт. Пухам Владимир Свердловской областян, Николай Таджикистан мўвн граница авӑты тӑхийн па Сергей Кавказ хуща армияйн вәсӑт. Няврємам хурамӑң солдат формайн юхи юхӑтмен ма сєм йиңкам этты мурта амтӑтьясум. ыв Россия мўв авӑман вәсӑт. Щит кашӑң хә хӑннєхә вєр. Ольга вән эвєм Амня вошн йис пурмӑсӑт тӑйты хотн рәпит. Щи тумпи ўв юкан вєр па тӑй. Пуркайт па па пурмӑсӑт мира тыныты ёнтӑ. Ай эвєм Марина юн ма пиама вәс. Щӑта имутыйн Ямал мўвн вәты Мултанов ёх моя юхӑтсӑт эвєм вохты. Имухты ӑн мӑсєм. Ӛхӑт хәмит пўш юхӑтмен ай эвєм тәсэ. Эвєм пӑнӑн юрн хирн эщӑтсєм. Щив ёнтӑс хир, намӑта па арсыр ими пурмӑсн пунсєм. Оӑң мӑр эвием пӑта вєра нәмӑссум. Ин ын няврємӑт єнмӑӑңӑн, яма вәӑңӑн. Марина ям хота икмӑс, хӑннєңємн нётман тӑйа. Ма эвєңӑам яма ёнтӑсӑңӑн. Ольга пӑнтӑң ернасӑт ёнт. Маринаем щит пўнӑң сух ёнтты сӑмӑң. Вантэ, ая вәманӑн ма ёнтӑсты омӑсум ки, ын имухты вана йиңӑн па ищи шўкщӑңӑн. Щиты ма хонңємӑн омӑсман ёнтӑсты вәнсӑңӑн.
— Ин нӑң кәртэн муйсӑр мўвн вә?
— Ин тӑмхӑт ма кәртєм вән Катучей хуща вә. Щит Тәрум ор вош эвӑт 50 километра кєм. Мўң 60-кєм мутас вўы тӑйўв. Икєм пиа минємна пухумн авие тӑйты нётӑт. Ин пухңӑам имєңӑңа йисңӑн, яха кәртэвн вәўв. Николай пухєм имийн Мултанов ёх эвӑт вўсэв. Сергей име Тэвлин рәт эвӑт. Меньңӑам ям эвєңӑн, ёнтӑсӑңӑн, нянь, шай вєрӑңӑн па щи киньща муй мос. Вўыўв яха тӑйӑўв, няврємамн яма нётаюм. Ин хиыет тӑйум, ай тёпиеам пуньхиман па мосман єнмӑаам. ывты хурамӑң порхайн, вейн ёнтӑам.
Имуты оӑтн тащн рәпитсум. Касум вошн рәпитсум.
— Муйсӑр нўша вәупсэнӑн тӑйӑн?
— Ма рәт мўв нєпек ӑн тӑйум. Катра 1995-мит оӑтн мўв нєпек ӑн вєрсум. Щӑта вәты мўвєм парк «Нумто» ыпийн вә. Щи пӑта мўң округевн мўв нєпекӑтн мӑты ӑн пакаюм. Щиты щи ма рәт мўвємн айтыева вәум.
Татья из оленного ненецкого рода Вылла
В Белоярском районе вблизи деревни Нумто на родовых угодьях проживает семья потомственных оленеводов. Татьяна Дмитриевна Пяк, в девичестве Вылла, с мужем и детьми ведут традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Югры – ненцев. Мне с ней удалось пообщаться.
– Татьяна Дмитриевна, расскажите о ваших корнях?
– У меня отец Ханю Вылла, по-русски его называли Дмитрий Ильич Вылла. Мать – Евдокия Тихоновна Покачева родом с сургутской земли. У отца была большая родня. У деда Халю Вылла было много сыновей. Но во время Казымского восстания многие мои дяди были репрессированы. Моя бабушка осталась одна с четырьмя сыновьями и была беременной моим отцом. Детей она вырастила одна. Иcстари ненецкий род Вылла был оленный и трудолюбивый.
– Расскажите, как и где прошло ваше детство?
– Я родилась на стойбище Паранг лор в 1960 году. В Сургутском районе в деревне Русскинская окончила в школу. Затем мама меня забрала домой, нужна была помошница по дому, нужно было обшивать братьев, а их у нас было шестеро. Рукоделию я научилась очень рано, умею шить кисы, малицы из оленьего меха. Мастерю красивые орнаментированные сахи.
В 1978 году меня сосватал Александр Алякович Пяк. В приданное у меня было стадо оленей, три пары женских кисов и три богато и красиво орнаментированных саха. Когда-то мою бабушку богатые ненцы из рода Вылла взяли в жёны за 45 оленей. Мы с супругом воспитали и выростили детей. Наши сыновья все отдали долг России, отслужили в армии. Старший сын Владимир служил в Свердловской области. Николай проходил службу пограничником на границе с Таджикистаном. Сергей младший сын был в армии на Северном Кавказе. Я очень горжусь сыновьями. Они у меня настоящие мужчины, хорошо в армии отслужили и оленеводы неплохие. Дочь Ольга живёт и работает в посёлке Казыме, она у меня мастерица,
хорошо шьёт хантыйские платья. Младшая дочь Марина жила с нами дома, но её засватали, теперь она с мужем живёт в Ямало-Ненецком автономном округе. Марина, как и многие женщины коренных народов, искусно умеет шить тёплую меховую одежду. Мои дочери рано научились мастерить, и им это в жизни пригодилось.
– Где сейчас проживаете?
– Сегодня мы живём в 50 километрах от деревни Нумто на родовом стойбище моего супруга Катучей. У нас в стаде начитывается примерно около 60 оленей. Оленей пасти нам помогают сыновья. У всех детей свои семьи. Николай женился на девушке из хантыйского древнего рода Молдановых (Мултановы). Сергей жену сосватали из рода Тэвлиных, и сыграли молодым национальную свадьбу. Невестки у меня добрые, трудолюбивые, и всё у них в руках ладится. Сегодня у меня растут внуки, я с любовью им шью красивую орнаментированную одежду.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь?
– У нас не оформлены документы на наши родовые угодья. Много лет назад 1995 году мы не подали на территорию традиционного природопользования. Сейчас наше родовое угодье относится к территории парка «Нумто». Так мы и поживаем.