- Хантыйский
- Русский
Вәӆупсєм юхан хуща мӑнӑс
Ёмвошн «Торум Маа» хот хуща тәнӆуп тыӆӑщ 9-мит хӑтӆӑн юхтум ёх йиӆуп ванӆтупсы вантсӑт. Ин 180 оӆа йис, хән мўӊ Западной Сибирь мўвевн тўтӑӊ хопӑт юханӑт хўват ӊхты питсӑт.
Ванӆтупсы хуща йис ёх пурмӑсӑт, сыр-сыр тўтӑӊ хопӑтн тӑйты щўӊкӑт, ар щира вєрум картайт вәсӑт, итәх утӑт ёшн нєпека хӑншман вәӆӆӑт, итәх утӑт тӑм йис карты щўӊкӑт мухты вєрман вәӆӆӑт. Щи киньща па тӑта ар йис хур, щи хурӑтн мўӊ юханӆўв хуща ӊхты сыр-сыр тўтӑӊ хопӑт ванӆтӑӆыйт. Щит Югра Государственной архив хуща вәӆты хурӑт, итәх утӑт па хӑннєхуятӑт кан хурӑт.
Тӑм ванӆтупсы «Северречфлот» тӑхи па Югра Государственной архив ёх ӆэщӑтты нётсӑт. Щӑӆта па ар нєпекӑт па ар хурӑт – щит Новьюхов хотӑӊ ёх юӆн тӑйты утӑт.
Ванӆтупсы пўншумн ясӑӊ «Северречфлот» тӑхи кәща ики Айрат Раисович Чумарин па «Ханты-Мансийское управление водных путей и судоходства» хуща инженера рәпитты ики Михаил Александрович Сибирцев тӑйсӑӊӑн. Ӆын путӑртсӑӊӑн, муйсӑр рәпата тӑйӆӑт, муйсӑр вєрӑт тутӑӊ хопӑт ӊхты ёхӆўв вєрӆӑт.
Щи ванӆтупсыйн юхтум мирева Вячеслав Прокопьевич Новьюхов путӑртум ясӊӑт хәӆӑнтты мєт әмӑщ вәс. Щи хӑннєхә 40 муӆтас оӆ мӑр юханӑт хўват тўтӑӊ хопӑтн ӊхӑс.
Вячеслав Прокопьевич хўӆ веӆты хӑнты кӑтӊӑн хуща Прокопий Устинович па Елена Григорьевна Новьюховӊӑн хуща сєма питӑс. Ӑӊкеӆ-ащеӆ иса пўш рәпитман вәсӊӑн. Ащеӆ тӑӆаӊ оӆ мӑр хўӆ веӆпӑсӆӑс, варн хўӆ веӆӑс, хоӆуп омсыйӆӑс па арсыр пищӑт тӑйс. Щи киньща па ӆын вєра ар ӆыӆӑӊ вой тӑйсӑӊӑн, щит мисӑт, ӆовӑт.
Вячеслав Сўмӑтвош районӑн вәӆты Тэк кәртӑн ӑшколая мӑнӑс. Щӑта тәп оӆӑӊмит классӑӊ ӑшкола вәс, щи пӑта еӆӆы 8-мит класс етшуптӑты пӑта няврєм Сўмӑтвоша мӑнӑс. Щӑта ӆўв интернӑтн вәс. Щи оӆӑтн ӆўв арсыр ёх пиӆа ӆәхсӑӊа вәӆты вәнӆӑс, ӆўвты ӆавӆӑсман тӑйты. Щи вєрӑт рәпатая питмаӆ пийн ӆўвеӆа вєра моссӑт.
Муйсӑр рәпатайн рәпитты, муй тӑхийн еӆӆы вәнӆтыйӆты, щи пӑнтӑӆ Вячеслав Новьюхов имухты вәйтсӑӆэ, Ёмвош профессионально-технической училищая мӑнты нумӑс пунӑс. Щӑта юхан хўват ӊхты сыр-сыр профессияйта «Главтюменнефтегаз» хуща еӆӆы рәпитты пӑта вәнӆтӑсыйт: судоводитель-судомеханик, крановщик плавкранов па па вєрӑта.
Училища пийн айӆат хәев армияя мӑнӑс, щӑта ӆўв Кронштадт вошн щорсӑӊ тўтӑӊ хопӑтн ӊхты пӑта вәнӆтыӆӑс. Щӑӆта па щи, Балтийской флот «Киров» Краснознамённой крейсер хуща ӆаӆь вєрӑта ищи вәнӆтыӆӑс. Щи вєрӑт етшумаӆ пийн «Старшина 2 статьи» нєм ёша павтӑс па «Отличник ВМО» мевӆ посн кантса.
Мўвӑӆа юхи юхӑтмаӆ пийн Вячеслав Прокопьевич тўтӑӊ хопӑтн юхан хўват ӊхты питӑс. Мєт оӆӑӊ рәпатайӆ – щит тўтӑӊ хопӑт ма ӊхтэӆ пӑта Ӆэв юхан 110 верста вантман тӑйты мосӑс. Щирн ӆўв Ёмвош технической участок хуща рәпитӑс, вет оӆ мӑр и тӑхийн вәс.
Юханӆ вєра ма вәты питсӑӆэ, тәп айӆат хӑннєхә сӑмӆ па тӑхет вантты па вўратӑс. Щирн ӆўв Тэк колхоз хуща «Нурик» нємуп тўтӑӊ хопа рәпитты вўянтӑс. Ин па вошӑта ӊхты пищ вәс: Игрима, Нуви сӑӊхум воша, Ёмвоша. Вәнашӑк вмаӆ пийн па щи Ёмвош пароходствая юхӆы юхтӑс па щӑта иса пўш щи рәпитӑс. Тўтӑӊ хопӑт пєлшащсӑт, ӆўв пиӆаӆа рәпитты ёх пєлшащсӑт, тәп тӑм хӑннєхә рәпатайӆ иса пўш тәса па ма тәӆӆэ, тўтӑӊ хопӑӆ хуща иса вєрӑт ма мӑнӆӑт. Ёхӆаӆ каркама па ма рәпитӆӑт, кўтӆалн ма вәӆӆӑт, щит иса тӑм капитан хәев ӛрн вєрӑт ма мӑнӆӑт.
Рәпатайӆ пӑта ӆўв тўтӑӊ хопн ӊхты ёх кўтн «Специалист высшего класса» нємн мӑсы. Ар оӆ мӑр юхан хуща ма рәпитмаӆ пӑта Вячеслав Прокопьевич «Почётный работник речного флота» па «Отличник речного флота» мевӆ посӊӑнӑн кантса. Па «За безаварийную работу на речном транспорте», «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями» мевӆ посӊӑн тӑйӆ па сыр-сыр ишӑкты нєпекӑт юӆн вәӆӆӑт.
Ма хўв мӑр рәпитсум, ӊхум пӑнтєм еӆӆы хущты няврємӑт єнмӑӆсум, ин па ӆыв щи рәпитӆӑт, иса пўш ма вєрӆам, ма ясӑӊӆам нумӑсн ӆыв тӑйӆэӆ. Ма рәпата оӆӆам ин юхӆы хӑщсӑт, щи оӆӑтн ма тәп юхан йиӊк вантыйӆсум, – путӑртӑӆ Вячеслав Прокопьевич.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Айев
Моя трудовая жизнь прошла на реке
В Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» 9 февраля посетители познакомились с новой экспозицией, посвящённой 180-летию речного судоходства по рекам Западной Сибири. В экспозицию вошли этнографические предметы, дополненные специальными приборами для навигации, путевыми знаками и картами, выполненными вручную и с помощью современных технических средств, архивными фотографиями речных судов из Государственного архива Югры и частных коллекций. Партнёрами выставки выступили: АО «Северречфлот», Государственный архив Югры. Также на выставке были представлены документальные материалы из частной коллекции семьи Новьюховых.
На открытии выставки информацией об особенностях работы речников поделились генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Раисович Чумарин, инженер путейских работ Ханты-Мансийского управления водных путей и судоходства Михаил Александрович Сибирцев.
Главным же героем выставки стал Вячеслав Прокопьевич Новьюхов, человек, который всю свою трудовую жизнь, более 40 лет, посвятил флоту.
Родился Вячеслав в 1951 году в семье рыбака Прокопия Устиновича Новьюхова и его жены Елены Григорьевны. Родители были трудолюбивыми, «крепкими» хозяевами, отец круглый год рыбачил, ставил рыболовные сети, фитили, мордушки, кроме этого семья держала большое количество домашней скотины. Слава пошёл в школу в с. Теги Берёзовского района, где была только начальная школа, поэтому восьмилетку пришлось заканчивать в р.п. Берёзово, где жил в интернате, научившего его жить в коллективе, умению постоять за себя, что в дальнейшем очень пригодилось в профессиональной деятельности. С выбором жизненного пути Вячеслав определился быстро, дорога лежала в Ханты-Мансийское профессионально-техническое училище, где готовили судоводителей-судомехаников, крановщиков плавкранов, монтеров связи для Главтюменнефтегаза.
После окончания училища был призван в армию. Согласно полученной профессии для прохождения курса молодого бойца был направлен в г. Кронштадт. Здесь Вячеслав Новьюхов изучал азы флотской жизни, зубрил уставы, учился ходить строевым шагом. Дальнейшая его служба проходила на флагмане Балтийского флота Краснознаменном крейсере «Киров», демобилизовался в звании старшины 2 статьи со знаком
«Отличник ВМО».
На гражданке Вячеслав Прокопьевич специализируется на содержании и обслуживании водных путей округа. Трудовой путь начинает в Ханты-Мансийском техническом участке, на нём лежит полная ответственность за 110-километровое качественное судоходство по реке Северная Сосьва. За пять навигаций он изучил свой участок «вдоль и поперек».
Всё стало просто и понятно, но молодому человеку хотелось чего-то большего, чего-то нового. Устроился в колхоз п. Теги на теплоход «Нурик», маршрут навигации стал шире: Игрим, Белоярский, Ханты-Мансийск. Однако через несколько навигаций вновь вернулся в Ханты-Мансийское пароходство, где остался работать до конца трудовой жизни. Менялись корабли, менялась команда, но в хозяйстве капитана всегда был идеальный порядок. Умение объективно оценивать ситуацию, делать справедливые выводы – в этом залог качественной работы слаженного коллектива, а это и есть основная заслуга капитана. За трудовую деятельность ему присуждено звание «специалист высшего класса» среди работников плавающего состава судов.
За большой вклад в содержание и развитие водных путей на водном транспорте, за многолетний добросовестный труд Вячеслав Прокопьевич награждён нагрудными знаками «Почётный работник речного флота», «Отличник речного флота», а также знаками «За безаварийную работу на речном транспорте», юбилейным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями» и многими грамотами, благодарственными письмами.
«Я много работал, подготовил себе учеников, они и сейчас там работают и всегда вспоминают меня. Моя трудовая жизнь прошла, и прошла она вся на реке», ‒ говорит Вячеслав Прокопьевич.
Пётр Молданов