- Хантыйский
- Русский
Хӑнты ясӊӑӆ наука щирн ԯєрамтӑӆ
Тӑмхӑтӆ хӑнты мир кўтн 30 муӆтас учёной хӑннєхә вәӆ. Мўӊ учёной мирев вән нєпекӆаӆн хӑнтэт йис вәӆупсы, ясӑӊ оӆӑӊӑн хӑншӆӑт. Ӆывты памӑтты хуятӑт тӑйӆӑт. Тӑм ванӑн Ирина Максимовна Молданова ищи учёной нєӊа йис.
Ӆўв ай кєр тыӆӑщ 11-мит хӑтӑӆн Москва хон вошн арсыр ясӊӑт вәнӆтӑты научной институт хуща диссертация нєпекӑԯ ванԯтӑс. Ирина Молданова «Словообразовательные модели хантыйского глагола: семантика и функционирование (на материале казымского диалекта)» нємуп рәпата хӑншӑс. Ӆўвеӆа наука щирн нётман филологической наукайт доктор ими Валентина Соловар вәс.
Ӆӑӊхаӆум лупты, хӑнты мир учёной ими В.Н. Соловар м арат айӆат ёх наука щирн нєпек хӑншты нётсӑӆэ. Ӆўв унтасӑӆн диссертация нєпек хӑнты нєӊӑт А. Шиянова, Г. Нахрачёва, Р. Потпот па па хуятӑт хӑншсӑт.
Ирина путӑртсӑэ, муй вўрн наука нєпек хӑншӑс:
- Ма Югорской университет хуща вәнӆтыӆум оӆӆамн дипломной нєпек хӑнты ясӊӑт оӆӑӊӑн хӑншсум. Щирн мӑнты вәнӆтум ими Валентина Николаевна Соловар лупӑс: «Нӑӊ тәса хӑнты ясӑӊӑн путӑртӆӑн, ясӊен ма тӑйӆэн, мосӆ еӆӆы научной нєпек хӑншты». Щиты ма ӆўв пиӆаӆа вўянтсум рәт ясӊєм наука щирн вәнӆтӑты. Нӆ оӆ мӑр Югорской университетн аспирантура хуща вәнӆтыйӆсум. Рәпатам хӑншты ӆавӑрт вәс. Вантэ, щи пурайн ма Ёмвош технолого-педагогической колледж хуща няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтуман рәпитсум па кәм ӑн тӑйсум сора научной нєпек хӑншты. Ин наука щирн хӑншум нєпекємн нух вантсєм, муй иты хӑнты ясӑӊӑн глаголӑт тывӆӑт. Сыры оӆӑтн тӑмӑщ рәпата нємӑӆт хуят ӑн хӑншиӆӑс.
Муй пӑта ма наука щирн хӑнты ясӊєм вәнӆтӑты оӆӊитсєм? Ма ая вәӆмєм вўш эвӑӆт иса ащєм лупиӆӑс: «Ай эвие, вәнӆтыӆа!» Ма нәмӑсӆум, ащєм ин тӑмхӑтӆ вәнта вәс ки, вєра ӆәӆн амтӑс.
Ин Ирина Молданова Ёмвош технолого-педагогической колледж хуща няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтуман рәпитӆ. Ирина Максимовна хуща щи няврємӑт ңхӑт, хуйтат рәт ясӑңа вәнтӑты ёха йиты ӑңхаӑт. Тыв юхӑтты ай хуятӑт ар пєлӑк хӑнты ясӑң ӑн тӑйӑт. Щи пӑта нюр йипа рәт ясӑң вәнтӑӑт. Щи тумпи ӆўв Ас-угорской научной институт хуща хӑнты ясӑӊ ӆєрамтты тӑхийн научной сотрудника вәӆ. Ирина Максимовна ма па тәса рәпитты хошӆ. Мотан ёх эви арсыр нумсӑң нєпекӑт хӑнты ясңӑт тывты оӑңӑн хӑншӑс. Ӆўв нумсӑӊ нєпекӆаӆ арсыр научной журнала вєрман вәӆӆӑт. Щӑӆта няврємӑт вәнӆтуман 12 оӆ мӑр рәпитӆ. Ипўш ӆўв Югра мўвн эвет, пухӑт рәт ясӑңа вәнтӑты ёх кӑсты хӑрн хәмит тӑхи вўйӆяс.
Ӆӑӊхаӆум лупты, хӑнты ясӊев, йис мирев вәӆупсы оӆӑӊӑн мєт щи мосӆ учёной нєпекӑт хӑншты. Вантэ, мўӊ учёной ёхӆўв нюр ӑплӑк ӆоньщ кўтн шәштэӆ имурт, щит нємӆ хуятн ӑн вәнӆтум вєр.
Тӑм айӆат хӑнты эви Касум мўвн Вўтвошн єнмӑс. Ащеӆ Максим Тимофеевич Молданов Нуви сӑңхум районӑн Вўтвошн 41 о мӑр ӑшколайн оӑңмит па ветмит класс няврємӑт вәнтуман вәс. Аӊкеӆ Евдокия Максимовна Молданова (эви опращ нємӆ Каксина) тәс юӆ ёнтты ими вәс. Тӑм имеӊӑн-икеӊӑн ртъяӊ няврєм єнмӑӆсӑӊӑн, ар няврємӑӊ хотн Ирина мєт ай эви.
Ирина Максимовна, филологической наукайт кандидата вмен пӑта мўӊ, «Хӑнты ясӑӊ» газетайн рәпитты ёх, амтӑӊ вўща ясӑң китӆўв. Вәупсы хўват такасара шәша, хӑнты мирен ясӑӊ еы тўве. Най нәмман, Вәрт нәмман тӑӆаӊӑ па ма вәа!
Путӑр хӑншӑс:
Ульяна Данило
Молодой учёный из рода Молдановых
Сегодня среди народа ханты более 30 учёных, научно-исследовательские работы которых посвящены вопросам языкознания, этнографии, истории, мировоззрения и многим другим аспектам жизни хантыйского народа.
11 марта 2021 года в городе Москве в Институте языкознания Российской академии наук состоялась успешная защита диссертации по специальности 10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские языки) молодого учёного Ирины Максимовны Молдановой на тему «Словообразовательные модели хантыйского глагола: семантика и функционирование (на материале казымского диалекта)». Научным руководителем является доктор филологических наук, доцент, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела хантыйской филологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Валентина Николаевна Соловар. Хочу отметить, доктор филологических наук В.Н. Соловар является наставником и научным руководителем многих молодых учёных. Благодаря её наставничеству диссертации на соискание учёной степени кандидатов филологических наук защитили молодые учёные из числа народов ханты: А.А. Шиянова, Г.Л. Нахрачёва, Р.М. Потпот и многие другие. Официальными оппонентами в диссертационной работе И.М. Молдановой стали доктора филологических наук А.Д. Каксин и Н.Б. Кошкарёва.
Ирина рассказала о работе над диссертацией:
– Во время обучения в Югорском университете я писала дипломную работу по теме «Парные слова хантыйского языка», которую защитила на «отлично». На защите мне рекомендовали поступить в аспирантуру. После года преподавания в педколледже доктор филологических наук В.Н. Соловар предложила мне поступать в аспирантуру и начать работать над исследованием и написанием диссертации на тему «Глагольное словообразование в хантыйском языке». Я согласилась и сдала вступительные экзамены. Четыре года проучилась в аспирантуре, сдала все экзамены, но работа была ещё не завершена. Трудности написания научной диссертации были связаны с тем, что больше времени приходилось тратить на преподавательскую работу в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. Но кандидатский минимум я выполнила, оставалось доработать диссертацию. Во время обучения в аспирантуре я собирала материал и писала статьи, читала теоретические источники по своей теме. Диссертация является первым специальным исследованием глагольного словообразования казымского диалекта хантыйского языка. В работе даётся полное структурно-семантическое описание производных глаголов казымского диалекта хантыйского языка. На основе построенных словообразовательных моделей были выявлены их основные значения, проводилось сопоставление инвентарей словообразовательных суффиксов казымского и других диалектов хантыйского языка.
Мои самые первые наставники – это мои родители. Папа всегда мне говорил, чтобы я училась, и это пожелание всегда со мной. Затем были учителя, преподаватели. В университете и в аспирантуре наставником для меня стала доктор филологических наук В.Н. Соловар. Здесь важно ещё желание самого человека учиться!
Хочу отметить, Ирина Молданова является преподавателем родного (хантыйского) языка в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже, её педагогический стаж составляет 12 лет. Работая преподавателем, Ирина Максимовна столкнулась с проблемой отсутствия учебных и методических пособий для колледжей. Совместно с коллегами ею были разработаны рабочие программы междисциплинарных курсов в соответствии с ФГОС СПО: «Родной язык (хантыйский)», «Методика преподавания родного (хантыйского) языка», «Родная и родная детская литература», «Декоративно-прикладное искусство», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Преподавание родного языка и литературы в начальных классах», «Приобретение практического опыта по организации различных видов этнокультурной деятельности». В 2014 году героиня моей статьи становится призёром окружного конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Сегодня Ирина Максимовна является научным сотрудником научно-исследовательского отдела хантыйской филологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.
Хочу отметить, что хантыйские учёные являются своего рода первопроходцами в исследовании уникальной культуры и быта, языка, фольклора и литературы, истории и этнографии собственного народа.
Молодой учёный Ирина Молданова родом с Казымской земли Белоярского района деревни Юильска. Выросла Ирина в семье сельского учителя, педагогический стаж её отца Максима Тимофеевича Молданова составляет 41 год, а мать Евдокия Максимовна славилась мастерством в шитье традиционных хантыйских платьев.
Мы, журналисты газеты «Ханты ясанг», от всей души поздравляем молодого учёного Ирину Молданову с успешной защитой диссертации на присуждение учёной степени кандидата филологических наук! Желаем дальнейших успехов в педагогической и научной деятельности!
Ульяна Данило