- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв
Тӑта мосванӑн Ёмвошн Ас-угорской институтн наука щирн «Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв» нємуп мирхот вәс. Щи пурайн наукайн рәпитты ёх, Югра па Ямал округӊӑн ӑшколаитн няврєм вәнӆтӑты нєӊӑт, арсыр тӑхийн вәнӆтыйӆты айӆат ёх иха вәйтантыйӆсӑт. Вәйтантупсы мӑнум кўтӑтн ӆыв наука щирн ӑшколаитн научно-исследовательской вєрӑт ӆэщӑтты оӆӑӊӑн сыр-сыр айкеӆӑт тәсӑт.
Сырыя иха ӑктӑщум хӑннєхуятӑт еӆпийн м вўща ясӑӊ вєрӑс Ас-угорской институтн наука щирн вәӆты кәща ӆӑӊкӑр нє Елена Косинцева. Ӆўв лупӑс:
- Ешӑк хәйт-нєӊӑт па мойӊ хуятӑт, тӑмхӑтӆ мўӊ йиӆпа иха вәйтантсўв, ма щирємн, тӑм вәйтантупсэв шєӊк әмща па вещката тӑта рәпиттыя нєӊӆўвн еӆӆы пўншӆы. Наука щирн мєт оӆӑӊ семинар шуши мир мӑӊхӑтӆӑт пӑта мўӊ ай няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хотэвн Ёмвошн мсыева вєрсэв, хуӆна әмӑщ мўӊева ванттыя па хәӆӑнттыя щи утэв вәс. Щи хурпи ма па тәса щит ӆэщӑтсы. Тӑмхӑтӆ мўӊ еша па щирӑтн рәпиттыя питӆўв па округ ӑшколаитн вәӆты няврємӑт научно-исследовательской вєрӑта тўӊщирӑӊа вәнӆтӑты питӆўв. Ма нәмӑстємн, тӑм вәйтантупсэт нынана еӆӆы па шєӊк мосмитӆӑт!
Кимит ясӑӊ тӑм мирхотн филологической наукайт кандидат нєӊа Анастасия Шияновая мӑсы. Ӆўв «Ӑшколайн научно-исследовательской вєрӑт» ӆэщӑтты оӆӑӊӑн ӆўӊтупсы вєрӑс па путӑртӑс, муй щирн тӑм йисн вәнӆтыйӆты няврємӑт пиӆа наука щирӑтн рәпитты рӑхӆ. Муй арат арсыр нєпек иха ӑкӑтты мосӆ, ӆәӆн кўтуп ӑшколая ӊхты пух па эви тәса па тўӊщирӑӊа научной рәпатая ат катӆӑсӑс па ӆўв хошты щирӑӆн щимӑщ нєпек ма ат хӑншӑс. Щимӑщ вєр пӑта ӆўвеӆ вәнӆтӑтыя хәйт-нєӊӑт кашӑӊ пурайн иса сыр-сыр нётупсы вєрты щирӑт тӑйӆӑт. Щи вєр пийн А. Шиянова иха мирхота юхтум хӑннєхуятӑта Ас-угорской институтн вәӆты электронной киникайт тӑйты тӑхи ванӆтӑс па аӆяс, муй щирн щимӑщ йиӆуп программайт пиӆа ӑӆ хуятӑта рәпиттыя рӑхӆ.
Хәӆмит ясӑӊ тӑм вәйтантупсыйн ищиты Ас-угорской институтн рәпитты филологической наукайт кандидат нєӊа Виктория Сязия мӑсы. Ӆўв мєт оӆӑӊӑн па «О формах представления научной работы и не только …» м вән ӆўӊтупсы иха юхтум хӑннєхәйт еӆпийн ӆэщӑтӑс. Щӑӆта па путӑртӑс, муй иты наука щирӑтн рефератӑт, докладӑт па тезисӑт ма хӑншты рӑхӆ.
Щи вєрӑт тумпийн ӆўв арсыр айкеӆӑт тәс, хуты Югра мўвевн тӑм йисӑтн сыр-сыр научной мирхотӑт вєрӆыйт, щит «Айпинской ӆўӊтупсэт», «Шесталовской ӆўӊтупсэт», «Волдинской ӆўӊтупсэт», мӑта утӑт мӑнты кємн ӑшкола няврємӑт па вәнӆтӑты хӑннєхуятӆаӆ ищиты тӑм наука щирн нєпек хӑнштыя щирӑт тӑйӆӑт. Щи киньща ӑшколаитн няврємӑт вәнӆтӑты ёх пӑта В. Сязи «Югра мўвев литературной тӑхи» ванӆтӑс па аӆяс, муй щирн щит пиӆа кашӑӊ хӑннєхә рәпитты вєритӆ. Щи унтасн, вантэ, рәт ясӑӊа па литературая няврємӑт вәнӆтӑты ёхӆўв аршӑк сыр-сыр айкеӆӑт ин киникайт хӑншты хӑннєхуятӑт эвӑӆт уша павӑтӆӑт.
Ӆўӊтупсэт ӆэщӑтум вєрӑт пийн Югра па Ямал мўвӊӑн кўтуп ӑшкола хотӑтн пухӑт-эвет вәнӆтӑты нєӊӑт арсыр айкеӆӑт вєрсӑт, хуты ӆыв тӑм йисн наука щирӑтн няврємӑт пиӆа рәпитӆӑт. Питӆор кәрт Ӆорвош районӑн Ямал мўв хуща айӆат ёх рәт ясӑӊа вәнӆтӑты нє Эльвира Серасхова путӑртӑс:
- Юхи хӑщум оӆӑтн шєӊк шимӆ няврєм хӑнты ясӊеӆ тӑйӆэӆ. Щи киньща щи ай ёх тәп вәйтӆӑт рәт ясӑӊ па путӑртты ӑн вєритӆӑт. Ӆәӆн ӆыв тӑм йисн ма ат путӑртсӑт, мўӊ нємасыя ӆыв пиӆэӆа научной рәпатайт вєрӆўв. Щимӑщ ут унтасн ӆыв еша путӑртты щи вєрӑт пийн питӆӑт. Ма щирємн, ищиты мўӊ еӆӆы пєӆы ӆывеӆ вәнӆтӑтыя питӆўв. Щит иса м, тӑмхӑтӆ – мосты вєр!
Няръёх кәрт кўтуп ӑшколайн Манстӑр районӑн няврємӑт английской ясӑӊа вәнӆтӑты нє Наталья Карсканова путӑртӑс, хуты вухаӆь амамӑтщет унтасн кашӑӊ пўш английской ясӑӊ няврємӑт тәса вәнӆтӑлӑт. Щит ищи м вєр!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Семинар «Изучаем родной язык и литературу»
3 апреля в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок состоялся научно-практический семинар «Изучаем родной язык и литературу в школе». Ведущая семинара Виктория Сязи, поприветствовав всех присутствующих, отметила, что темой семинара является организация научно-исследовательской деятельности в школе. Её цель – это актуализация вопросов и методики организации научно-исследовательской деятельности в школе, обмен опытом по родному языку и литературе в образовательных организациях Югры и Ямала. Всего на этом семинаре принимало участие 40 человек, многие педагоги, воспитатели и методисты подключились к этому мероприятию в режиме онлайн.
Приветствуя участников семинара, заместитель директора Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Елена Косинцева сказала:
– Сегодня у нас очередная встреча. Надеюсь, что она будет очень интересной и полезной. Эта встреча продолжает серию семинаров «Как организовать научно-исследовательскую работу в школе?» Сегодня услышим этнические аспекты, на которые стоит обратить внимание при привлечении детей к этой работе, как правильно оформить и представить её вместе с учениками разных классов. Желаю всем успехов на этом семинаре!
Следующее слово для выступления было предоставлено ведущему научному сотруднику Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидату филологических наук Анастасии Шияновой. Она выступила с докладом «Методика организации научно-исследовательской деятельности в школе» и рассказала, как начать научную работу, определить её цели и задачи, как правильно работать с литературой и необходимыми для этого источниками, как нужно оформить исследование, готовиться к защите.
Кроме того, докладчица представила участникам семинара электронную библиотеку института, где можно сразу найти всю необходимую литературу на хантыйском или мансийском языках. Эти научные труды в настоящее время издаются в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок. Все они, несомненно, могут помочь школьникам в их научных исследованиях по родному языку и литературе.
Затем слово для выступления перед участниками семинара предоставили заведующей отделом обско-угорских литератур, кандидату филологических наук Виктории Сязи. Она выступила с докладом «Формы представления результатов научной работы в школе и не только…» и рассказала, что та или иная исследовательская работа может быть представлена в форме реферата, доклада или же тезисов. Сообщила слушателям о том, что в Югре ежегодно проходят научные конференции, связанные с литературным творчеством поэтов или писателей, это такие, как: «Айпинские чтения», «Шесталовские чтения», «Волдинские чтения» и «Югорские чтения», в которых учителя и учащиеся школ автономного округа также могут принимать участие. Ну, а для учителей она представила «Литературную карту Югры», благодаря ей можно найти всю необходимую информацию о поэтах и писателях округа.
В рамках практической части семинара учителя средних школ Югры и Ямала с удовольствием поделились своей практикой в преподавании родного языка и литературы. Учитель родного языка посёлка Питляра Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Эльвира Серасхова сказала:
– В последние годы, к сожалению, наши ученики не владеют своим родным языком. Конечно, есть ребята, которые понимают язык, но говорить на нём не могут. Для того, чтобы заинтересовать их изучать хантыйский язык, мы проводим проектно-исследовательскую работу, и в течение ряда лет реализуем проект «Родной язык в каждый дом». Мы с детьми с удовольствием работаем с этим новым проектом. Это нам просто необходимо.
Учитель английского языка средней школы села Нижние Нарыкары Октябрьского района Наталья Карсканова рассказала о роли мансийских загадок при изучении иностранного языка. Её ученики сразу сопоставили английские и мансийские загадки, которые одинаковы по смыслу. Школьники тоже рады заниматься исследованием родного мансийского языка.
Владимир Енов