Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Муй вўрн ай вошӑт хўват касӑӆман ӊхты тохтурӑт рәпитсӑт
  • Рәт ясӊӑт ӆавӑӆты вєр оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс
  • Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Шуши мирӑт вәньӆьты хуят пириты питӆы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хӑнты па саами мирӊӑн эвӑӆт хӑннєхә
  • Ёшӊӑӆн йинтуп па сӑмӑӆн ар тӑйты ими
  • Сырыя шәшты увӑс мирев айӆат ёх: Стелла Тришкина (Тимиргалеева)
  • м, нявлӑк, пушхӑт пєӆы сӑмӑӊ нє
  • Киникайт ӆўӊӑтты хотн рәпитты вєр мўӊ сӑмӆўвн
  • Ӆаӆь ӛшӑт хўват...
  • Вәтаӊ хә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Няврємӑт вўӆы ӆавӑӆты вєр уша павӑтсӑт
  • «Вурӊа хӑтӆ» Ёмвошн вәс
  • Ваньщавӑт кәрта Вурӊа имев тови пиӆа юхтӑс
  • Вещкат хӑннєхәйт оӆӑӊӑн хӑншӑӆ
  • Няврємӑт путрӑт хӑншты вәнӆтыйӆсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв

Тӑта мосванӑн Ёмвошн Ас-угорской институтн наука щирн «Рәт ясӑӊ па путрупсы вәнӆтӑӆўв» нємуп мирхот вәс. Щи пурайн наукайн рәпитты ёх,  Югра па Ямал округӊӑн ӑшколаитн няврєм вәнӆтӑты нєӊӑт, арсыр тӑхийн вәнӆтыйӆты айӆат ёх иха вәйтантыйӆсӑт. Вәйтантупсы мӑнум кўтӑтн ӆыв наука щирн ӑшколаитн научно-исследовательской вєрӑт ӆэщӑтты оӆӑӊӑн сыр-сыр айкеӆӑт тәсӑт. 

Сырыя иха ӑктӑщум хӑннєхуятӑт еӆпийн м вўща ясӑӊ вєрӑс Ас-угорской институтн наука щирн вәӆты кәща ӆӑӊкӑр нє Елена Косинцева. Ӆўв лупӑс:

- Ешӑк хәйт-нєӊӑт па мойӊ хуятӑт, тӑмхӑтӆ мўӊ йиӆпа иха вәйтантсўв, ма щирємн, тӑм вәйтантупсэв шєӊк әмща па вещката тӑта рәпиттыя нєӊӆўвн еӆӆы пўншӆы. Наука щирн мєт оӆӑӊ семинар шуши мир мӑӊхӑтӆӑт пӑта мўӊ ай няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты хотэвн Ёмвошн мсыева вєрсэв, хуӆна әмӑщ мўӊева ванттыя па хәӆӑнттыя щи утэв вәс. Щи хурпи ма па тәса щит  ӆэщӑтсы. Тӑмхӑтӆ мўӊ еша па щирӑтн рәпиттыя питӆўв па округ ӑшколаитн  вәӆты няврємӑт научно-исследовательской вєрӑта тўӊщирӑӊа вәнӆтӑты пит­ӆўв. Ма нәмӑстємн, тӑм вәйтантупсэт нынана еӆӆы па шєӊк мосмитӆӑт!

Кимит ясӑӊ тӑм мирхотн филологической наукайт кандидат нєӊа Анаста­сия Шияновая мӑсы. Ӆўв «Ӑшколайн научно-ис­следовательской вєрӑт» ӆэщӑтты оӆӑӊӑн ӆўӊтуп­сы вєрӑс па путӑртӑс, муй щирн тӑм йисн вәнӆтыйӆты няврємӑт пиӆа наука щи­рӑтн рәпитты рӑхӆ. Муй арат арсыр нєпек иха ӑкӑт­ты мосӆ, ӆәӆн кўтуп ӑш­колая ӊхты пух па эви тә­са па тўӊщирӑӊа научной рә­патая ат катӆӑсӑс па ӆўв хошты щирӑӆн щимӑщ нє­пек ма ат хӑншӑс. Щи­мӑщ вєр пӑта ӆўвеӆ вәнӆ­тӑтыя хәйт-нєӊӑт кашӑӊ пурайн иса сыр-сыр нё­туп­сы вєрты щирӑт тӑйӆӑт. Щи вєр пийн А. Шия­нова иха мирхота юх­тум хӑннєхуятӑта Ас-угорской институтн вәӆты электронной ки­никайт тӑйты тӑхи ванӆтӑс па аӆяс, муй щирн щимӑщ йиӆуп программайт пиӆа ӑӆ хуятӑта рәпиттыя рӑхӆ.  


Хәӆмит ясӑӊ тӑм вәй­тантупсыйн ищиты Ас-угорской институтн рә­пит­ты филологической наукайт кандидат нєӊа Виктория Сязия мӑсы. Ӆўв мєт оӆӑӊӑн па «О формах представления научной работы и не только …» м вән ӆўӊтупсы иха юхтум хӑннєхәйт еӆпийн ӆэщӑтӑс. Щӑӆта па путӑртӑс, муй иты нау­ка щирӑтн рефератӑт, докладӑт па тезисӑт ма хӑншты рӑхӆ.
Щи вєрӑт тумпийн ӆўв арсыр айкеӆӑт тәс, хуты Югра мўвевн тӑм йисӑтн сыр-сыр научной мир­хотӑт вєрӆыйт, щит «Ай­пинской ӆўӊтупсэт», «Шес­таловской ӆўӊтупсэт», «Вол­динской ӆўӊтупсэт», мӑ­та утӑт мӑнты кємн ӑш­ко­ла няврємӑт па вәнӆтӑты хӑннє­хуятӆаӆ ищиты тӑм наука щирн нєпек хӑнш­тыя щи­рӑт тӑйӆӑт. Щи кинь­ща ӑш­колаитн няврємӑт вәнӆ­тӑты ёх пӑта В. Сязи «Югра мўвев литературной тӑхи» ванӆтӑс па аӆяс, муй щирн щит пиӆа кашӑӊ хӑн­нє­хә рәпитты вєритӆ. Щи унтасн, вантэ, рәт ясӑӊа па литературая няв­рє­мӑт вәнӆтӑты ёхӆўв ар­шӑк сыр-сыр айкеӆӑт ин киникайт хӑншты хӑн­нє­хуятӑт эвӑӆт уша павӑтӆӑт. 
Ӆўӊтупсэт ӆэщӑтум вєрӑт пийн Югра па Ямал мўвӊӑн кўтуп ӑш­кола хотӑтн пухӑт-эвет вәнӆтӑты нєӊӑт арсыр айкеӆӑт вєрсӑт, хуты ӆыв тӑм йисн наука щирӑтн няврємӑт пиӆа рәпитӆӑт. Питӆор кәрт Ӆорвош районӑн Ямал мўв хуща айӆат ёх рәт ясӑӊа вәнӆ­тӑты нє Эльвира Се­расхо­ва путӑртӑс:

- Юхи хӑщум оӆӑтн шєӊк шимӆ няврєм хӑнты яс­ӊеӆ тӑйӆэӆ. Щи киньща щи ай ёх тәп вәйтӆӑт рәт ясӑӊ па путӑртты ӑн вєритӆӑт. Ӆәӆн ӆыв тӑм йисн ма ат путӑртсӑт, мўӊ нємасыя ӆыв пиӆэӆа научной рәпатайт вєрӆўв. Щимӑщ ут унтасн ӆыв еша путӑртты щи вєрӑт пийн питӆӑт. Ма щирємн, ищи­ты мўӊ еӆӆы пєӆы ӆывеӆ вәнӆтӑтыя питӆўв. Щит иса м, тӑмхӑтӆ – мосты вєр!

Няръёх кәрт кўтуп ӑш­колайн Манстӑр райо­нӑн няврємӑт английской ясӑӊа вәнӆтӑты нє Наталья Карсканова путӑртӑс, хуты вухаӆь амамӑтщет унтасн  кашӑӊ пўш английской ясӑӊ няврємӑт тәса вәнӆтӑлӑт. Щит ищи м вєр!

Путӑр хӑншӑс: 
Владимир Енов
 

Семинар «Изучаем родной язык и литературу»

3 апреля в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок состоялся научно-практический семинар «Изучаем родной язык и литературу в школе». Ведущая семинара Виктория Сязи, поприветствовав всех присутствующих, отметила, что темой семинара является организация научно-исследовательской деятельности в школе. Её цель – это актуализация вопросов и методики организации научно-исследовательской деятельности в школе, обмен опытом по родному языку и литературе в образовательных организациях Югры и Ямала. Всего на этом семинаре принимало участие 40 человек, многие педагоги, воспитатели и методисты подключились к этому  мероприятию в режиме онлайн.

 

Приветствуя участников семинара, заместитель директора Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Елена Косинцева сказала:

– Сегодня у нас очередная встреча. Надеюсь, что она будет очень интересной и полезной. Эта встреча продолжает серию семинаров «Как организовать научно-исследовательскую работу в школе?» Сегодня услышим этнические аспекты, на которые стоит обратить внимание при привлечении детей к этой работе, как правильно оформить и представить её вместе с учениками разных классов. Желаю всем успехов на этом семинаре!

Следующее слово для выступления было предоставлено ведущему научному сотруднику Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, кандидату филологических наук Анастасии Шияновой. Она выступила с докладом «Методика организации научно-исследовательской деятельности в школе» и рассказала, как начать научную работу, определить её цели и задачи, как правильно работать с литературой и необходимыми для этого источниками, как нужно оформить исследование, готовиться к защите.

Кроме того, докладчица представила участникам семинара электронную  библиотеку института, где можно сразу найти всю необходимую литературу на хантыйском или мансийском языках. Эти научные труды в настоящее время издаются в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок. Все они, несомненно, могут помочь школьникам в их научных исследованиях по родному языку и  литературе.

Затем слово для выступления перед участниками семинара предоставили заведующей отделом обско-угорских литератур, кандидату филологических наук Виктории Сязи. Она выступила с докладом «Формы представления результатов научной работы в школе и не только…» и рассказала, что та или иная исследовательская работа может быть представлена в форме реферата, доклада или же тезисов. Сообщила слушателям о том, что в Югре ежегодно проходят научные конференции, связанные с литературным творчеством поэтов или писателей, это такие, как: «Айпинские чтения», «Шесталовские чтения», «Волдинские чтения» и «Югорские чтения», в которых учителя и учащиеся школ автономного округа также могут принимать участие. Ну, а для учителей она представила «Литературную карту Югры», благодаря ей можно найти всю необходимую информацию о поэтах и писателях округа.

В рамках практической части семинара учителя средних школ Югры и Ямала с удовольствием поделились своей практикой в преподавании родного языка и литературы. Учитель родного языка посёлка Питляра Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Эльвира Серасхова сказала:

– В последние годы, к сожалению, наши ученики не владеют своим родным языком. Конечно, есть ребята, которые понимают язык, но говорить на нём не могут. Для того, чтобы заинтересовать их изучать хантыйский язык, мы проводим проектно-исследовательскую работу, и в течение ряда лет реализуем проект «Родной язык в каждый дом». Мы с детьми с удовольствием работаем с этим новым проектом. Это нам просто необходимо.

Учитель английского языка средней школы села Нижние Нарыкары Октябрьского района Наталья Карсканова рассказала о роли мансийских загадок при изучении иностранного языка. Её ученики сразу сопоставили английские и мансийские загадки, которые одинаковы по смыслу. Школьники тоже рады заниматься исследованием родного мансийского языка.

Владимир Енов

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 8 (3668)
24.04.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика