- Хантыйский
- Русский
Ваньщавӑт кәрта Вурӊа имев тови пиӆа юхтӑс
мӑӊхӑтӆ вўща ясӊӑт эвӑӆт оӆӊитсэв: «Вўща вәӆаты, тыӊӑӊ кәртӑӊ ёх! Тӑмхӑтӆ мўӊ вурӊа имев мойӊа ӆавӑӆӆэв. «Вурӊа хӑтӆ» пиӆа!»
Оӆӊӑӆн мӑӊхӑтӆа юхтум кәртӑӊ хуятӆўва турн эвӑӆт вєрум тыхӆӑт ёша мӑсўв, ӆәӆн ӆыв щи тыхӆӑт вәнт ӆуваттыйн ат омсӑӆсӑӆӆаӆ. Щиты мўӊ вән кєр тыӆӑщ оӆӑӊмит рўтьщӑты хӑтӆӑн вурӊа имев мӑӊхӑтӆ постӑты питсўв.
Вурӊа имев увӑс мўва хошум тови хӑтӆӑт тәӆ. Щи пура вўш эвӑӆт мўвев, аӆмәнтыки, нух вєрӆаӆ. Хӑнтэт тӑм тухӆӑӊ вой мосман тӑйӆэӆ, ӆўв ӑнтә тәп хошум тәӆ, няврємӑт сєма питты оӆӑӊӑн айт вєрӆ.
Тӑм пўш Ваньщавӑт кәртӑн нӆ пушӑх сєма питӑс: хәӆум пухие па и эвие.
мӑӊхӑтӆӑн Вера Никитична Тимиргалеева вурӊа оӆӑӊӑн йис путӑр путӑртӑс. Хәнты тӑм тухӆӑӊ вой нуви вәс, тәп ӆўв вевтам вєрӆаӆ пӑта питыя йис.
Тӑм мӑӊхӑтӆа муӆтыкєм имет па няврємӑт ӑктӑщсӑт. Н.Г. Печерская па В.Н. Тимиргалеева Ная-Вәрта па Тўт имия пойкщӑсӊӑн, ӆәӆн кәртӑӊ мир тӑӆаӊа па уяӊа ат вәсӑт.
Щӑӆта вурӊа ими рат хӑра вохсэӆ, ӆәӆн тўт пўӊӑӆн ат хошмӑӆтыйӆ. Вурӊа хурасн Ульяна Юмина єтӑс. Ӆўв юхтум мира вўща ясӊӑт путӑртӑс:
- Вўща вәӆаты, тынӑӊ мирим! Ма нын хущана хўв нўм мўв эвӑӆт юхӑтсум. Нын пиӆана нуви тўта, єтӑр хӑр тәрума амтӑтьӆяӆум. Ма иса пурайн па тухӆӑӊ войт киньщи тыв мєт оӆӑӊмит юхӑтӆум, тови хошум тәӆум па ай павӑтӆум, муй арат няврєм оӆ мӑр сєма питӑс. Онтупн тӑюм ваӆьщам па поӆт х пайн кўрӊӑӆам хошмӑӆӆӑӆам. Муй арат пай камн уӆ, щи арат щи няврєм сєма питӑс.
Щӑӆта кәртӑӊ мир сўмӑт ха щӑшкан сухӑт йирты вохсӑӆэ па муй ӆыв ӆӑӊхаӆӑт, щи оӆӑӊӑн ат нәмӑӆмӑӆӑт. Щи пийн хуӆыева няняӊ-мавӑӊ пӑсана вохсыйт, хута сыр-сыр єпӆӑӊ ӆєтут пунсы. Щӑӆта вәнэӆ-аеӆ юнтты па кӑсты питсӑт. Вурӊа мӑӊхӑтӆ Ваньщавӑт кәртӑн амтӑӊа па няхӑӊа-юнтӑӊа мӑнӑс.
Мўӊ, хуйтат тӑм мӑӊхӑтӆ ӆэщӑтсўв, кашӑӊ юхтум хуята па иса кәртӑӊ мира м вўща ясӊӑт лупӆўв. Тӑӆаӊа, уяӊа ат вәӆӆӑт, рәт миреӆ мӑӊхӑтӆӑт па йис вєрӑт нәмман па ӆавӑӆман ат тӑйӆӑт. Тӑӆаӊ ёш, тӑӆаӊ кўр!
Валентина Ирган хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Вах
Ванзеватцы встретили ворону – вестницу весны
Праздник начался с приветствия всех участников: «Здравствуйте, дорогие жители села! Нам отрадно вместе с вами встретить в наших краях первую весеннюю птицу – ворону. С Вороньим днём!».
Участникам были розданы гнезда, сделанные из сена. Все тут же разбежались по лесу, чтобы расставить их в разных местах.
Так в первое воскресенье апреля начался праздник коренных малочисленных народов Севера «Вурна хатл» («Вороний день»). Само действо проходило на удивительно красивом месте. Сельчане собрались, чтобы вместе встретить главную вестницу весны – нашу северную красавицу Ворону. С прилётом вороны в северные края начинается настоящая весна, а с ней новый цикл рождения, пробуждения природы, именно поэтому у коренных народов к этим пернатым особое отношение. Эти птицы первыми прилетают в наш край, начинают вить гнезда, громкими криками пробуждая природу. Прилёт вороны связывался не только с приходом весны, тепла, а важность этого праздника – рождение детей. Согласно традиционным представлениям, вороны, как первые прилетевшие с юга птицы, и как посредники духа-предка Калтащ Ими, Вурнга (мать) приносит людям весть о рождении детей. Такую весть и в наше село принесла ворона. За год в Ванзевате родилось четыре ребёнка, из них три мальчика и одна девочка.
На празднике Вера Никитична Тимиргалеева рассказала легенду о вороне, в которой говорится, что изначально она была белой, но за провинность была наказана и перекрашена в чёрно-серый цвет.
Главными участниками обрядового праздника «Вурна хатл» были женщины и дети. Нелли Григорьевна Печерская и Вера Никитична Тимиргалеева провели обряд поклонения духам-покровителям, а также богине огня Тут-ими. Обряд сопровождался молитвой: «Богиня Мать, прими дары от жителей села, даруй им крепкое здоровье и долголетие! Богиня огня Тут Ими, на тебе не останется ни единого чёрного пятнышка, прими от нас подарок, не сердись на нас!».
В дар богине огня преподносят красную ткань, которую кладут на костёр и, сжигая, приговаривают: «Выше тебя, огонь, нет ничего, там, где ты ничего не остаётся, не держи на нас обиды!». Отметим, что у северных народов огонь является символом очищения и в существующих легендах божество огня имеет женскую ипостась. Именно поэтому мы одарили огонь подарком.
Затем сельчане все дружно позвали ворону погреться у костра. С приветственными словами в костюме вороны выходит Ульяна Юмина: «Здравствуйте, дорогие люди! Долго я к вам летела из далёких тёплых краев. И вот я с вами! Радуюсь солнечному свету, голубому небу и берёзкам белоствольным. Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвастаться перед ней, сколько детишек за зиму в селе появилось. Из детских колыбелек стружку перед моим прилётом выносят на улицу и складывают возле дома. Сколько подстилок из-под люлек, столько и детей прибавилось в деревне. А я в них лапки погрею, а то ещё холодно. С моим появлением пусть ещё девочки и мальчики народятся! На ямку с таловой трухой из их люлек я присяду. Замершие ноги свои погрею».
Затем Ворона пригласила всех гостей к священной берёзе повязать ленточки и загадать самые заветные желание, веря, что они обязательно сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок главному Богу Торуму. По поверьям, это действо обязательно приводит к исполнению желаний. Гости завязывают ленточки и угощаются сушками, которые висят на берёзе. Всех приглашают к столу отведать блюда традиционной кухни – саламат, пирожки, пироги, булочки, блины, печенья в виде фигурок птичек. Все гости угощаются, а затем участвуют в конкурсах, играх, спортивных состязаниях, все вместе танцуют.
А мы ведущие это праздника желаем всем укрепления семейных уз и продолжения рода, всего самого светлого и тёплого! Мира и процветания, удачи и счастья. Храните и берегите традиции своего народа. «Крепких рук, крепких ног!» – желают ханты друг другу – «Живите с гармонией с природой и с самим собой!».
Валентина Ирган,
заведующая «ЦКиС «Созвездие»,
с. Ванзеват
Перевод на хантыйский Надежды Вах