- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӊӑт ӆавӑӆты вєр оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс
Ай кєр тыӆӑщ 31-мит хӑтӆӑн округ вәнӆтӑты па наука вєрӑт тәты департамент хуща шуши мирӑт рәт ясӊӑт па йис вәӆупсы ӆавӑӆты вєрӑт тәты научно-координационной совет ёх ӑктӑщийӆсӑт. Тӑмхӑтӆ хәӆум вєр нух вантсы.
Мєт сыры «Вўт кәртӑӊ ӑшкола – сад» вєр тәты оӆӑӊӑн путӑртсы. Щи вєр округев ӆуваттыйн 2020-мит оӆ вўш эвӑӆт тәӆы. Ин Нефтеюганской, Сәрханӆ, Нуви сӑӊхум районӑтн ищимӑщ 18 ӑшкола-сад рәпитӆ. Щӑта 32 щемья эвӑӆт 45 няврєм ӑшколая ӆэщӑтман вәнӆтыйӆ. Юхи хӑщум оӆӑтн щи тӑхет пӑта вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты щира йиӆуп мосты пурмӑсӑт, ноутбукӑт, юнтупсэт па па мосты утӑт ӆәтсыйт.
Сәрханӆ район вәнӆтӑты вєр тәты департамент кәща нє Ольга Кочурова лупӑс:
- Мўӊ хущева Ульт-Ягун, Нижнесортымской, Русскинской, Лянтор па Угут хуща хәс хәӆум няврєм вәнӆтыйӆӆӑт. Хӑтӆ мӑр 15 минута мӑр хәӆум урок вәӆ. Иха ӆўӊӑтты ки, вәнӆтыйӆты оӆ мӑр 180 урок вәс. Ин нивӆ няврєм ӑшколая мӑнты ӆэщӑтсўв. Щӑта хәт вәнӆтӑты хуят рәпитӆ. 2020-мит оӆ вўш эвӑӆт 55 няврєм ӑшколая ӆэщӑтсўв.
Касум кәртӑӊ ӑшкола кәща нє Татьяна Канева ай тәс:
- 2021-мит оӆн Поӆнавӑт, Паштӑр па Тўкъякӑӊ кәртӑтн Ю.К. Вэлла нємпи вўт ӑшколайт пўншсыйт. Щи тумпи интӑм Вўтвош эвӑӆт хәӆум няврєм, Тәрум ӆор кәрт эвӑӆт кӑт няврєм, вәнт кәртӑт эвӑӆт ӆапӑт няврєм ӑшколая ӆэщӑтман вәнӆтыйӆӆӑт. 2024-2025-мит вәнӆтыйӆты оӆ мӑр 14 щемья эвӑӆт хәс няврєм ӑшколая мӑнты ӆэщӑтӆўв. «Мобильное электронное образование» щўӊк унтасн рәпитӆўв.
Мирхотн уша йис, Нижневартовской район хӑнтэт, юрнӑт эвӑӆт щи вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты пӑта вохты нєпекӑт ӑн хӑншсӑт, щирн ӑн ӆэщӑтӆы.
Еӆӆы хӑнты ясӑӊ йиӆпатты рәпата вєрӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс. м арат оӆ юхӆы щи әхтыйн филологической наукайт доктор, профессор ими Наталья Кошкарёва рәпитты питӑс. Ӆўв 1997-мит оӆн Е.В. Ковган пиӆа йиӆуп хӑнты алфавит ӆэщӑтӑс. Ин йиӆуп фонематической щирн тәса хӑншты щира нємасыя правилайт ӆэщӑтӑс. Интӑм хӑнты мира и нумса юхӑтты мосӆ – еӆӆы мўӊ катра слоговой щирн муй па фонематической щирн хӑншты питӆўв.
Юхи хӑщум артӑн уша вєрсы, муй щирн тӑм оӆ научно-координационной совет ёх рәпитты питӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Вопросы сохранения родного языка и традиционной культуры
Стали главными в повестке очередного заседания Научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Заседание состоялось 31 марта. Было рассмотрено три вопроса.
Первый вопрос «О реализации образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В округе с 2020 года реализуется проект «Стойбищная школа-сад». В настоящее время в Нефтеюганском, Сургутском, Белоярском районах действуют 18 стойбищных школ-садов, в которых обучается 45 детей из 32 семей. Было приобретено всё необходимое оборудование, оргтехника, обучающие игры и т.д.
Директор департамента образования администрации Сургутского района Ольга Кочурина рассказала: «У нас на пяти территориях, в Ульт-Ягуне, Нижнесортымском, Русскинской, Лянторе и Угуте в «Стойбищных школах-садах» обучается 23 ребёнка. В день проводятся три занятия по 15 минут.
Всего по программе предусмотрено 36 тем, а это 180 занятий. В этом году у нас подготовлено восемь детей для поступления в школу. Занятия ведут шесть педагогов, из них четверо владеют родным хантыйским языком. Всего за период с 2020 года для поступления в школу было подготовлено 55 детей».
Директор средней школы села Казыма Белоярского района Татьяна Канева в своём сообщении отметила: «В 2021 году в селе Полновате и деревнях Пашторах и Тугиянах были открыты стойбищные школы-сад имени Ю.К. Вэлла. Кроме этого, в настоящее время такие же подготовительные группы есть в деревнях Юильске и Нумто, где обучается пять детей, двое в Нумто и трое в Юильске. Также семеро воспитанников обучается непосредственно из стойбища. В этом учебном году ведём подготовку 20 детей из 14 семей к поступлению в школу. Преподавание ведётся с помощью программы «Мобильное электронное образование».
На заседании был поднят вопрос об открытии подобных подготовительных групп в Нижневартовском районе, но пока заявок от родителей не поступало.
Второй вопрос был посвящён деятельности Рабочей группы по совершенствованию письменности хантыйского языка. Вот уже несколько лет в группе работает доктор филологических наук, профессор Наталья Кошкарёва. В 1997 году представителями Новосибирской синтаксической школы в лице Н.Б. Кошкарёвой и Е.В. Ковган был предложен новый фонематический алфавит хантыйского языка. Сейчас уже подготовлены правила орфографии для единого правописания на данном алфавите. Сейчас хантыйскому сообществу нужно прийти к единому мнению – продолжать использовать слоговой принцип письменности или перейти на новый фонематический.
Последний вопрос касался плана работы Научно-координационного совета в текущем году.
Людмила Гурьева