- Хантыйский
- Русский
Вещкат хӑннєхәйт оӆӑӊӑн хӑншӑӆ
Кашӑӊ хӑннєхә вещката па ма вәӆты ӆӑӊхаӆ. Йис ёх Платон па Аристотель катра пураитн ищиты щи вєрӑт эӆты ар нәмӑссӑӊӑн па нєпекӑт ӆэщӑтсӑӊӑн.
Россия хон пєлӑк мўвевн вәӆты-хоӆты мирӑт кўтӑтн мєт хўв вещката хӑнты па вухаӆь мирӊӑн кўтэӆн вәсӊӑн. Щимӑщ вәӆупсы щир мсыева еӆӆы тәты, хәйт-нєӊӑт кўтн хӑннєхә иты вәӆты, тўӊщирӑӊа ай па вән вєрӑт вєрты тӑмхӑтӆ киникайт хӑншты хә Владимир Енов ӆўв йис моньщӆаӆн путӑртӑӆ.
Мосӆ лупты, хуты юхи хӑщум оӆӑтн ӆўв арсыр йис пурайн тӑюм хӑнты мир моньщӑт нумсӑӆ хўватн нєпека сырыя рәт ясӑӊӑн па ӛхӑт рўщ ясӑӊӑн тәса ӆэщӑтсӑӆэ па киникайта вєрсӑӆэ. Владимир Енов – йис моньщӑт па путрӑт тӑйты хә. Муй пӑта щи йис вєрӑт ӆўв уша вєрсӑӆэ? Вантэ, ӆапӑт оӆ вўшӑӆн иса рўщ ясӑӊ ӑн па тӑйс, катра моньщӑт муй путрӑт аӊкаӊкеӆ-щатьщащеӆ эвӑӆт айтєӆн хәӆӑнтман єнмӑс па ӛхӑт вәӆты-хоӆты щирӑӆн нумса пунсӑӆэ па еӆӆы вәӆупсы хўваттаӆн тәсӆэ.
Щимӑщ вуӆаӊ вєр оӆӑӊӑн ӆўв мўӊева путӑртӑс:
- Ма рәт мўвємн айтєӆн, мӑтты ки моньщ хуща вәсум. Мўӊ пўӊӆэвн мєӊкӑт вәнт пєлӑкн вәӆты-хоӆты щирӑт ӆэщӑтсӑт; мишъёхӑт-мишнєӊӑт вой па хўӆ веӆпӑсн арсыр нётупсы вєрсӑт; Найт-Вәртӑт ӑӆ хӑннєхуятӆўв ӆавӑртӑӊ муй нўшайӊ пураитн ӆавӑӆсӑт; лон вєрты имет арсыр турас вєрӑт хӑнтэта тәсӑт; щи тумпийн йиӊк кўӆят, пурнєӊӑт муй моньщнєӊӑт хуӆыева хӑннєхәйт ӆєпн вәсӑт. Итәх утӑтн хӑннєхуятӑт арсыр унтасн вєрсыйт, кимит сємсай хәятн-нєӊӑтн ӑӆ хуятӑт турастӑсыйт; щиты хӑнты вәӆупсыйн вәӆмємн, кашӑӊ пўш Нўм Тәрум Ащи мўӊ нўмпевн тәрум хуща вәс па нәмӑӆта вантӑс: муй щирн тӑм кўтуп мирн вәӆӆўв, м муй вевтам вєрӑт мин кўтэвн вєрӆўв; хән хӑнты мўвєм эвӑӆт па тӑхия рўщӑтн китсыюм, шєӊк ӆавӑртӑӊ мӑнєма вәӆты питӑс, щи пӑта, хән хӑнты моньщӆам айӆта нәмӑӆмӑӆум, щит вәӆупсєм кєна йиӆ.
Владимир Енов Ӆорвош район Карвош кәртӑн ар няврємӑӊ щемьяйн тӑм нуви тәрум иӆпия юхтӑс. Хәя-воя йитыя вўшӑӆ вәнты аӊкаӊкеӆ-щатьщащеӆ хуща вәс па єнмӑс. Горки вошӑӊ кўтуп ӑшкола етшуптумаӆ вєр пийн Асов кәртӑӊ хўӆ вўты тӑхийн хўӆ веӆпӑсӆуман рәпитӑс. Щӑӆта кӑт оӆ мӑр па хон пєлӑкн рәт мўвӑӆ ӆавӑӆты ӊхӑс. Юхи юхтӑс па ищи тӑхеӆн хотӑт омӑсман вәс. Еша ӛхӑтшӑк Томской государственной педагогической институт хуща «рўщ ясӑӊ па литература» щирн вәнӆтыӆӑс. Щи пийн ӑшколайн рәпитӑс.
2001-мит оӆ вўш эвӑӆт па ин тӑмхӑтӆ вәнты Владимир Енов айкеӆӑт ӑкӑтты хәя рәпитӆ. Шєӊк сӑмӑӊа рәт ясӊӑӆ тӑйӆӑӆэ. Щи оӆӑӊӑн рӑхӆ лупты, хуты ӆўв кӑт ясӊӑӊ киникайт єсӑӆты хӑннєхә. Ин тӑмхӑтӆ вәнты тӑм хӑнты хә нӆ моньщӑӊ нєпек ӆэщӑтӑс: «Яна ёх моньщӑт», «Мєӊк ики мойӆупсы», «Ас ёх моньщӑт» па «Ӆўй пӑлаткєм кӑт пухлэӊки».
Владимир Енов хӑншум моньщӑт муй йис путрӑт кашӑӊ ай, вән хӑннєхәйн вещката, тўӊщирӑӊа вәнӆтӑӆыйт. Ӆўв моньщӆаӆ унтасн уша павӑттыя рӑхӆ, муй щирн хӑнтэт рәт мўвӑтн вәӆӆӑт, вой па хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, муйсӑр вәӆты-хоӆты щирӑт тӑйӆӑт, мӑта ӆәӊха-каӆта тӑмхӑтӆ вәнты мсыева эвӑӆӆӑт. Рўщ ёхӆўва моньщӆаӆ па шєӊк әмщӑт, щи пӑта киникайт хӑншты хә ӑшколайта, колледжӑта па ар тӑхия моньщӑт моньщтыя вохийӆӆа.
Тӑмхӑтӆ рӑхӆ лупты, хуты Владимир Егорович Енов – хӑнты па рўщ ясӊуп айкеӆӑт па моньщӑт хӑншты хә, ӆўв Россия мўвев «Союз журналистов» па «Союз писателей» тӑхеӊӑна ӆуӊман вәӆ. Югра мўв правительства кәщаитн хәӆум пўш хӑнты ясӑӊ па литература щирн ӆауреат нємӑтн кантсы па тӑм юхи хӑщум оӆн ӆўв «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» нємн катӆуптӑсы.
Валентина Гельманова хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Владимир Носкин
Мир правдивых людей Владимира Енова
К своему духовному совершенству человек стремился всегда. Ещё в эпоху древности великие мыслители Платон и Аристотель пытались выработать общечеловеческую мораль, её нормы для всех времён и народов. Впервые же эти нормы были объединены в проповеди Христа и остались святым законом человеческой нравственности на все времена. Дольше всех в истории России на уровне морально-этических норм христианства держались народы Сибири. Сегодня возрождение духовности – это возврат к торжеству христианского социализма, к уважению людей труда, честности, добра и справедливости. И к этим нравственным ценностям призывает нас в своих произведениях хантыйский сказитель Владимир Енов.
Первые стихотворения Владимира Енова в его подстрочном переводе были напечатаны в сборнике «Поэзия хантов, манси и ненцев», вышедшем в издательстве «Пранат» (г. Москва) в 2006 году. На родном языке он печатается в газетах «Ханты ясанг» ХМАО – Югры и «Лух Авт» ЯНАО. Сказки, написанные им, публиковались в региональных журналах Югры, Ямала, финно-угорских республиках России и в общероссийских изданиях. Сборники «Сказы рода Правдивых людей», «Подарок менква», «Обские сказы» и хантыйское сказание «Два мальчика ростом с пальчик», составленные В. Е. Еновым, являются сводом сказок, сказаний и преданий, написанных автором по мотивам хантыйского народного фольклора.
Владимир Енов – один из немногих носителей устно-поэтического творчества своих предков. Он до семи лет не слышал русского слова, воспитывался на традиционных обрядах, обычаях, легендах, преданиях, сказках, песнях и приметах, с раннего детства впитал в себя язык и культуру своего народа. Профессиональный журналист и писатель Владимир Енов родился в маленькой деревне Карвожи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в семье рыбака-охотника. С ранних детских лет воспитывался у дедушки с бабушкой – прекрасных знатоков устного творчества народа ханты. По окончании Горковской средней общеобразовательной школы устроился на работу, стал рыбаком гослова рыбы в Азовском рыбоучастке Горковского рыбозавода объединения «Ямалрыб». Служил в армии, в группе советских войск в Германии. После демобилизации снова работал рыбаком и плотником в том же Азовском рыбоучастке. По окончании Томского педагогического института им. 50-летия ВЛКСМ работал учителем русского языка и литературы в селе Новый Тевриз Каргасокского района Томской области.
Его первая книга «Сказы рода Правдивых людей», состоящая из 20-ти сказок, сказаний и преданий, представляет собой оконце, в котором видна самобытная жизнь рыболовов и охотников-ханты, проживающих на живописных берегах Малой и Большой Оби. Каждое из этих произведений является миниатюрой, несущей в себе большой нравственный и эстетический заряд для подрастающего поколения. По этому поводу В.Е. Енов сказал: «До выезда за пределы своей малой родины я жил в том сказочном мире, где всё было просто и понятно. Меня окружали великаны-менквы, противоборствующие с людьми; лесные люди-мишъёх, приносящие удачу на рыбной ловле и охоте; добрые богатыри-урты, являвшиеся защитниками народа ханты во всяческих жизненных невзгодах. И над нами в небе проживал Нум Туром – Великий Небесный Отец, создавший жизнь в этом мире и пристально наблюдавший сверху за тем, чтобы все на земле жили честно и справедливо. Но стоило только оторваться от того места, где я родился и рос – мне с огромным трудом пришлось привыкать к чужой среде, в которой совершенно отсутствовало то мироощущение, какое мы имели с малых лет. Поэтому пусть эти сказочные сюжеты, хранившиеся в моей памяти в течение долгих лет, сегодня станут доступны всем русскоязычным читателям. Возможно, что ближе познакомившись с ними, люди станут добрее и душевнее, как герои моих небольших произведений». Автор целенаправленно знакомит своего читателя не только с понятиями добра и зла, но и со специфическими реалиями хантыйской жизни. В этих небольших сказах с любовью описываются предметы рыболовства, охоты, бытовой и хозяйственной утвари. В преданиях о жизни рыб в подводном мире высмеиваются человеческие пороки: хитрость, хвастовство, трусость. Яркими персонажами произведений В. Енова являются полузабытые менквы (бесхитростные великаны пятиметрового роста), мишъёх (лесные люди-доброжелатели), йингк кули (громадные водяные), моми (людоеды), тон-тоны (людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик), лон верты ими (колдунья, изготавливающая нитки из оленьих или лосиных сухожилий) и урты (добрые богатыри и защитники народа). Они не только воспитывают человека в духе добра, но и дают полное представление о своеобразии хантыйского миропонимания.
Эти сказки играют и большую воспитательную роль, являются своего рода школой жизни. Они рисуют яркие картины жизни и быта охотников и рыбаков, знакомят с их представлениями и обычаями. Герои мифологических рассказов бесстрашны, ловки, находчивы, правдивы и честны. Их основная мысль понятна и проста: на земле не должно быть места страданиям, бедности, зло и обман должны быть наказаны. Сказы Владимира Енова, написанные динамичным и лаконичным языком, сразу привлекают внимание читателя непривычным двойным сюжетом и экзотическими реалиями, подробные комментарии которых имеются в словарном приложении. Сборники сказок вызывает неподдельный интерес у читателей-учащихся, их родителей, а также у каждого, кто интересуется историей и духовной культурой коренных народов Югры и Ямала. Сказитель часто встречается с учащимися средних школ, студентами колледжей и вузов округа, представляя им свои произведения на родном и русском языках.
Владимир Егорович Енов является двуязычным журналистом и сказителем народа ханты, членом Союза журналистов России, членом Союза писателей России, лауреатом премии губернатора ХМАО-Югры в области литературы, обладателем почётного звания лауреата премии правительства ХМАО-Югры «За развитие культуры малочисленных народов Севера», лауреатом премии правительства ХМАО-Югры им. И.Н. Шесталова, ветераном труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В настоящее время он работает корреспондентом окружной газеты «Ханты ясанг» в объединённой редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» в городе Ханты-Мансийске.
Валентина Гельманова,
учитель-филолог, г. Ханты-Мансийс,
перевод на хантыйский язык Владимира Енова
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber
- Blogger