- Хантыйский
- Русский
Уӊӑӆ пўншум ясӑӊ сӑмн тӑйӆӑӆӆэ
Римма Михайловна Потпот (Тользина) уӊӑӆ пўншум хӑнты ясӊиеӆ сӑмӑӊа па вана тӑйӆӑӆӆэ, ин ӆўв филологической наукайт кандидата вәӆ, рәт ясӊӑӆ наука щира еӆӆы тәӆӆэ.
Римма Михайловна путӑртӑс, муй тӑхийн сєма питӑс:
- Ма Карты кәр юхан хоӊӑнӑн сєма питсум. Ащєм Михаил Дмитриевич Тользин совхоз хуща вўӆы ӆавӑӆман рәпитӑс. Ая вәӆмємн, ӆапӑт оӆ вәнта, рўщ ясӑӊ иса ӑн тӑйсум, мўӊ сӑран ёх пиӆа и пиркатайн вәсўв, хуӆыева сӑран ясӑӊӑн па хӑнты ясӑӊӑн путӑртсўв, ащєм па юрн ясӑӊ ма тӑйс. Мўӊ хотӑӊ ёхӆўв интӑм вәнта хуӆыева кӑт-хәӆум ясӑӊ тӑйӆӑт. Ая вәӆмємн ащєм иса ариты па моньщты вєр тӑйс, щирн айтєӆн ма иса моньщӑт, арӑт хәӆӑнтсум. Интӑм рәпатайн щи вєрӆам мӑнєм вєра нётӆӑт.
Щӑӆта па Римма Михайловна вәнӆтыӆум вєрӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртӑс. Касум ӑшкола пийн, ӆўв Ленинград воша мӑнӑс. Щӑта вәнӆтыйӆты ӆўвеӆа вєра әмӑщ вәс. Ӆўв путӑртӑс:
- Щӑта увӑс мўв эвӑӆт арсыр няврємӑт вәнӆтыйӆсӑт, мўӊ тӑм хӑтӆ вәнта кўтэвн хӑншӆўв. Ма «Северное сияние» тӑхи хуща яксум, ар тӑхия мўӊ якман ӊхсўв. Па арсыр вєрӑт вәнӆтыйӆты тумпи вєрӑнтсўв.
Институтн Римма икия мӑнӑс, пух тӑйс, етшуптумаӆ пийн Игорь икеӆ пиӆа Чукотка мўва рәпитты китсайӊӑн.
- Щӑта па рәпитсум, щӑта ай эвиев сєма питӑс. Щи вәӆупсыйн мӑнєма ищи вєра әмӑщ вәс. Арсыр вєрӑт нумӑсн вәӆӆӑт, щӑта вәӆум оӆӑтн арсыр м вєрӑт вєрӑнтсўв, – лупӑӆ ӆўв.
Чукотка пийн хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа Римма Михайловна па щи Касума юхтӑс, тӑта ӆын икеӆ пиӆа О.А. Кравченко «Касум КАШ» Казымской культурно-антропологической ӑшкола ух нєӊӑн щи ӑшколая рәпитты вохсайӊӑн.
- Щӑта рәпитты мӑнєма ищи әмӑщ питӑс, щит 1992-мит оӆ вәс. Ин ар оӆ мӑнум пийн лупты вўтьщӑӆум, ма щӑта вәнӆтыйӆсум иса вєрӑт пєӆа йиӆуп щирн вантты, нумӑсӆам йиӆуп щира кєрӑтты. Мўӊ рәпитты щир нєпек ӑн тӑйсўв. Кашӑӊ хуятэв кан курс хӑншиӆӑс, ма языко-мировидение вєрӑнтсум. Мосӑӊ, араӆ пєлӑк вєр ма ӑн вәсўв, тәп ма вәӆєм, мўӊ щӑта вәнӆтыйӆсўв йиӆуп щира вәӆупсы пєӆа вантты. Ма щирємн, иса ёх, мӑта хуятӑт щӑта рәпитсӑт, тӑм хӑтӆ вәнта щи хӑтӆӑӊ хӑтӆӑт ӆыпи нумӑсн тӑйӆэӆ па еӆ шәшты пӑнтэӆ ӆывеӆа ма кӑӆ. Ма вәӆупсєма щи оӆӑт ар нумӑс, ар сащ кӑрӑтсӑт.
Хўв мӑр Римма Михайловна няврємӑт пӑта вєрум «Нумсӑӊ ёх» кәртӑн рәпитӑс. Ин па муй ӆывеӆа мосӆ, иса пўш нётӆ.
Щи оӆӑӊӑн ӆўв ищи путӑртӑс:
- Ма щирємн «Нумсӑӊ ёх» – щит «Касум КАШ» эвӑӆт еӆӆы мӑнты пӑнт. Щи ӑшколаев лӑп тәхӑрса, нумӑсӆўв ӆыпевн хӑщсӑт. Ин няврєм кәрт мухты щи нумсӑт еӆ тәты питсўв. Ма щӑта няврємӑт пиӆа хӑнты ясӑӊӑн путӑртсум, щӑта арсыр смена вәс, щи кўш иса няврємӑт хӑнты ясӑӊ ӑн тӑйсӑт, мӑнєма ищимурт вәс, хӑнты ясӑӊ – щит мєт мосты ясӑӊ. Щи пӑта ма хӑнты ясӑӊӑн путӑртсум, хӑнты йис вєрӑт няврємӑт пиӆа вєрсум, щӑта мўӊ пўпи хотӑт вєрӑнтыйӆсўв, няврємӑт хӑнты йис нумсӑт пєӆа кєрӆӑсӑт. Тӑм хӑтӆ вәнта щи вєрӑтн хӑнты ясӑӊ мухты ма ӆывеӆа щи нётӆум.
Ма Римма Михайловна иньщӑссєм, хән ӆўв наука ӛш пєӆа кєрӆӑс, ӆўв лупӑс:
- Ма щирємн, нумсєм щи вєрӑт пєӆа кєрӆӑс, хән ма вана тӑйты учителем Т.А. Молданова диссертация хӑншӑс. Щирн щи ма шиваӆӑсум, наука пӑнт тӑӊха па вәӆ, ӆўв сырышӑк щи пӑнт хўват шәшмӑс. Ма, аӆпа, ӆўв пеӆн иса пўш шәшман вәсум. И пўш нєпекӆам кўтн конспектӑт вәйтсум, щит ӆўв хотӑӆн хоӆмиӆумємн киникайт эвӑӆт хӑншум утӆам. Татьяна Александровна хотӑӆн иса пўш ар м киника тӑйс, ма атӑӆн уӆтєм кана щӑта ӆўӊӑтсум, щи мурт щи хӑншум нумсӑт мӑнєма моссӑт. Оӆӑт мӑнум пийн ма щи конспектӑт оӆӑӊӑн ӆўвеӆа путӑртсум, ӆўв лупӑс: «Щит нӑӊ «турен сорӆ», хән муӆты йиӆуп вєр уша ӑн вєрӆӑн. Нӑӊ щимӑщ хӑннєхә щи». Щи ясӊӑт пийн ма еӆӆы вәнӆтыйӆты тӑхи кӑншты питсум. Щи кўш кӑт тӑхия аспирантурая вохсаюм, тәп муӆты вєрӑтн па тӑхия таӆсаюм, аӆпа, ма оӆӆам щирн ӑн юхӑтсӑт. Этнопсихолог В.С. Мухина пиӆа анкетирование вєрӑтн и пўш ӊхсум, ӆўв мӑнты вохсӑӆэ этнопсихолог аспирантурая, тәп ма хӑнты ясӊєм мєт вана тӑйӆєм. Ёх ясӑӊӑн, муӆты нӑӊ вєра ки ӆӑӊхаӆӑн, щитэн щи йинмаӆ. Йина щи, и пўш В.Н. Соловар пиӆа вәйтантмємн ӆўв иньщӑсӑс, ӆӑӊхаӆум муй ӑнтә аспирантурая мӑнты. Щирн ма Ас-угорской институт Белоярской филиал хуща рәпитсум. Щиты щи, ӆўв мӑнты вана вўсӆэ, научной руководителя йис, 2021-мит оӆн «Дом в традиционной хантыйской модели мира» диссертациям нух щи питӑс, филологической наукайт кандидата йисум.
Ма иньщӑссєм, ӆўв хиӆнєӊӑӆ пиӆа иса пўш хӑнты ясӑӊӑн путӑртӑӆ па муй ясӑӊ ӆўв йиӆпа єнумты няврємӑта лупты вўтьщӑӆ.
- Щиты щи, хиӆнєӊєм пиӆа хӑнты ясӑӊӑн путӑртӆум. Ӆўв садикн вәнӆтӑты нєӊӑӆ Л.И. Рандымова щи пӑта вєра амтӑтьӆяӆ. Хиӆнєӊєм хӑнты группая ӊхӑӆ. Хотӑӊ ёхӆам хӑнты ясӑӊ вана тӑйӆэӆ, ма ясӑӊ пиӆа рәпитӆум, ин пўпи хот арӑт нєпека хӑншӆум. «Касум ёх арӑт» киника тӑйӆум. Щи киньща хӑншум киникайт па тӑйӆум, тӑм оӆн А.А. Ерныхов 80 оӆа йиӆ, аӆпа, ӆўв пўпи хотн ариюм арӆаӆ киника щира єтӆӑт.
Айӆат ёха ма лупӆум, хӑнты ясӑӊ ат вәнӆтӑӆӑт, ар ясӑӊ ки тӑйӆӑт, щи ясӊӑт мухты вәӆупсы хуща арсыр вєрӑт кӑӆты питӆӑт, нуви тәрмев ӆӑщкама йиӆ. Фольклорной ясӑӊ па щит мєт хурамӑӊ, ар нувӑӊ ясӑӊ, – лупӑс Р. Потпот.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Язык, на котором я заговорила – он самый любимый и родной
Римма Михайловна Потпот (Тользина) – кандидат филологических наук, глубинный знаток хантыйского языка и фольклора, это человек, для которого язык, на котором она впервые заговорила, по сей день является самым любимым и родным.
На вопрос о том, где она родилась, выросла, какую роль играл язык в семье родителей, Римма Михайловна ответила: «Я родилась возле речки под названием «Карты кэр юхан» (Железной печки река). Отец Михаил Дмитриевич Тользин был оленеводом в совхозе. До семи лет я вообще не знала русского языка. Мы были с коми в одной оленеводческой бригаде, поэтому говорили только на хантыйском и на коми языках. Отец у меня ещё хорошо знал ненецкий язык. Все члены нашей семьи по сей день свободно говорят на двух-трёх языках. Когда я была маленькой, то мой отец всегда пел песни и рассказывал сказки, так с детства я была погружена в этот мир. В сегодняшней моей работе всё это мне очень помогает».
После окончания Казымской школы Римма Михайловна обучалась в Ленинграде. По её воспоминаниям, это были годы насыщенные и интересные: «Там со всего Севера молодёжь училась, все мы были разные по национальности, но наша дружба сохранилась и по сей день. Я была участницей ансамбля «Северное сияние», мы очень много ездили, выступали с концертами. Да и кроме этого занимались многими другими делами».
В институте Римма Михайловна вышла замуж, родился сын. После института вместе с мужем Игорем отправились работать на Чукотку: «Там я начала работать, там у меня родилась дочь. Этот период жизни для меня тоже был очень насыщенным и счастливым. Было много интересных событий, интересных дел, интересных людей, которых бережно хранит моя память».
После Чукотки Римма Михайловна с семьей вернулась в родной Казым. Здесь директор существовавшей в то время Казымской культурно-антропологической школы «Касум КАШ» О.А. Кравченко пригласила супругов Потпот на работу. Экспериментальная школа остро нуждалась в энергичных, талантливых специалистах, способных мыслить не по шаблонам. «По прошествию многих лет могу сказать, что этот период жизни был интересный тем, что я там училась неординарному мышлению. У нас не было готовых программ, каждый из нас должен был разработать свой собственный курс. Я разрабатывала курс языко-мировидение. Работа в этот период была очень ярким, очень важным событием в моей жизни».
Работая в Белоярском филиале Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, Римма Михайловна много лет подряд проводила своё отпускное время на детском этническом стойбище «Нумсанг ёх». По сей день она всегда откликается на любую просьбу о помощи, если это необходимо для данного этностойбища или для Казымского этнографического музея-парка. По мнению Риммы Михайловны, «Нумсанг ёх» – это продолжение «Касум КАШ»: «Одну форму работы с детьми нам закрыли, мы перешли в другую форму. Все свои мысли, идеи стали воплощать здесь, но в рамках других проектов. Для меня стойбище важно тем, что я с детьми говорила на хантыйском языке. У нас было много разных смен и не обязательно все умели говорить на языке, но для меня всегда важным являлся хантыйский язык. У нас на стойбище проходили медвежьи игрища, дети получали глубинные знания в разных областях».
На вопрос о том, когда же она стала интересоваться наукой, в частности хантыйским языком, кто ввёл её в науку, Римма Михайловна призадумалась: «Интересный вопрос. Моя любимая учительница Т.А. Молданова в своё время защитила диссертацию. Ну, может быть, дело не в самой диссертации, а в том, что она всегда двигалась вперёд, и я, видимо, за ней шла. Однажды нашла у себя тетрадки, в которых были разные конспекты. Я стала их читать и поняла, что когда приезжала в Ханты-Мансийск и ночевала у Татьяны Александровны, то, видимо, ночами я конспектировала. У неё всегда находила необходимые мне интересные книги. Позже я рассказала ей об этом, она сказала, что это жажда знаний, есть такие люди, которым не важно, чем они занимаются, но у них есть жажда знаний. После этого я стала думать об аспирантуре».
Римму Михайловну два раза приглашали в аспирантуру, но обстоятельства жизни как-то отводили от учёбы. В третий раз её пригласили в аспирантуру по этнопсихологии, она сопровождала этнопсихолога В.С. Мухину, когда та проводила анкетирование. Когда после беседы выяснилось, что Римма Михайловна обладает достаточными знаниями в этой области, она предложила стать её научным руководителем. «Я ответила, да, я хочу поступить в аспирантуру, но этнопсихология… Я люблю психологию, но так как я знаю свой любимый хантыйский язык, не каждый знает, поэтому я решила, что хочу поступать на хантыйский язык, но у меня не было руководителя. Однако недаром говорят, если чего-то хочешь, все случается как надо». Заинтересованный руководитель нашёлся. Это была доктор филологических наук В.Н. Соловар, которая отметила, что Римма Михайловна хорошо знает хантыйский язык, у неё есть энергия и желание. И вот в 2021 году по теме «Дом в традиционной хантыйской модели мира» диссертация была защищена.
На вопрос о том, сохраняется ли язык в её семье и что бы она пожелала молодому поколению Римма Потпот ответила: «Да, со своей внучкой я говорю на хантыйском языке, и это очень радует её воспитательницу Л.И. Рандымову, в детском саду моя внучка ходит в её хантыйскую группу. Хантыйский язык в нашей семье и в моей жизни, в частности, играет большую роль. Я занимаюсь изучением хантыйского языка. У меня вышел сборник личных песен «Касум ёх арат». Еще несколько сборников готовы. В 2024 году А.А. Ерныхову исполняется 80 лет, и я очень надеюсь, что к юбилею фольклорный сборник «Аранг касум хэ» выйдет, там песни из медвежьих игрищ в исполнении Андрея Александровича». А молодому поколению Римма Михайловна пожелала учить родной язык, по её мнению, чем больше языков человек знает, тем шире становится его мир.
Пётр Молданов