Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Юлия Лапеко

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Тынӑӊ Югра мирев!
  • Округ мўв ешӑк хӑннєхуятӑт!
  • Ешӑк ӆәхсӑт!
  • Хӑнты ясӊуп мириев, арсыр ясӊуп мириев!
  • Сӑмна мосты хӑнты мурэм!
  • Вўща вәӆаты, Югра хуща вәӆты мирие, «Хӑнты ясӑӊ» па «Луима сэрипос» ӆўӊӑтты ёх!

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Шуши мир вєрӑт тўвман и хӑннєхә рәпитты питӆ
  • Ассамблея хуща ӑктупсы вәс
  • Мосты вєрӑт нух вантсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Алфёровӑт – няврємӑт вәнӆтӑты ёх

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «И рәт – и рәпата» кӑсупсы сухнӑс
  • Век партум вәӆупсы
  • «Увӑс моньщӑт» етнхот
  • Ищки икет па Ӆоньщӑӊ эвет юхтыйӆсӑт
  • «Вєрӑӊ нєӊӑт» нємпи ӑктӑщты хӑр
  • Шуши мирӑт тӑхи кәща нє
  • Округ кәща мойӆупсэт
  • Югра мўв – ма вәӆупсєм
  • Мўӊ ӆєрӆўв и х эвӑӆт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Тынӑӊ хӑнты няврємӆўв!

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Алфёровӑт – няврємӑт вәнӆтӑты ёх
  • Хантыйский
  • Русский

Алфёровӑт – няврємӑт вәнӆтӑты ёх

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Алфёровӑт – няврємӑт вәнӆтӑты ёх
< previous
> next

Кашӑӊ мир, кашӑӊ хӑннєхә тӑм хӑтӆ мӑнты па хәнты вәӆум кан вәӆупсы тӑйӆ. Хӑтӆӑт сора мӑнӆӑт. Ма ӆӑӊхаӆум рәт ёхӆамн няврємӑт вәнӆтӑты вєр тәты оӆӑӊӑн хӑншты. Ма иса уша вєрсум, хуйтат хута рәпитсӑт, муйсӑр хотӑӊ ёхӆўв тӑм вєр тәсэӆ па ин тӑм вәнты тәӆӑт. 

Иса хотӑӊ ёхӆўв х ӆєр, мӑта хуя­тӑт няврємӑт вәнӆтӑты вєра катӆӑссӑт, нӆ поколения тӑйӆ, щит 16 учитель хуят. 
Мєт оӆӑӊ х сўвн Лидия Сидо­ровна Алфёрова вәӆ. Ӆўв 1941-мит оӆн лыпӑт тыӆӑщ 26-митн Сўмӑтвош районӑн Тўкъякӑӊ кәр­тӑн сєма пит­маӆ. 1958-мит оӆн Ёмвоша педагогичес­кой училищая вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Щи тӑхеӆ ӆўв 1962-мит оӆн етшуптӑсӆэ, ай няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа йис. Щи пийн Сәрханӆ района Чеускино кәрта ӑшкола-интерната рәпитты китсы. Тәп рәт мўвӆа сӑмӑӆн таӆсы, ӆўв еша вәс Сўмӑтвош района вәӆ­ты кєрӆӑс. 1973-мит оӆн Тэк кәрта юхтӑс, оӆӊӑӆн детский сад хущи воспитателя павӑтсы, ӛхӑт па кәща нєӊа щӑта йис. 1980-мит оӆн Лидия Сидоровна Тэк ӑшкола-интерната рәпитты мӑнӑс, воспитатель нєӊа щӑта йис. Ӆўв иса вәӆмаӆ мӑр, щит 40 тӑӆ, няврємӑт пиӆа рәпитӑс. Яӊ оӆ мӑр Тэк ӑшколайн хӑнты ясӑӊ урок тәс. Тэк кәртӑӊ хуятӑт нумсӑтн ӆўв рәпатаяӊ, м учителя, хӑннєхә пєӆы сӑмӑӊ па нявлӑк хуята вәс. Ӑшкола рәпатайӆ тумпи Лидия Сидоровна па оса рәпата ищи тәс. Ӆўв 1974-1980-мит оӆӑтн сельской совет депутата пирийӆсы, «Знание» оса тӑхия ӆуӊман вәс, народной за­седателя па хӑнты ясӑӊӑн лектора рәпитӑс. Тэк ӑшколайн родительс­кой комитет кәща нєӊа павтыйӆсы. Щи тумпи Лидия Сидоровна хӑнты арӑт хӑншӑс па арийс, Тэк кўлупн етнхотӑтн арийс. 
Икеӆ – Александр Иванович Ал­фёров (1944)–ищи Ёмвошн пе­дагогической училища етшуптӑс. Ӆўв ай няврємӑт вәнӆтӑты хәя йис, ӑшколайн 30 тӑӆ рәпитӑс. Светлый вошн воспитателя вәс. Хән щи хот лӑп тәхӑрсы, шәкащты няврємӑт хотн рәпитӑс, щӑӆта пенсияя мӑнӑс. Щӑта вәӆум пушхӑт нәмӆӑт, ӆўв хӑрщи, така иньщӑсты, рәпатаяӊ хәя вәс па няврємӑт ищи рәпата вєрӑта вәнӆтӑс. 
Ӆын Александр пухӑн (1964) 1993-мит оӆн Тәпӑӆ вошн педагогической институт етшуптӑс. Ӆўв Тэк кәртӑн история урокӑт тәс. Иса ӑшколайн 21 тӑӆ рәпитӑс, учителя – 15 тӑӆ па щи пийн завхоза – 6 тӑӆ. 2002-мит оӆн Москва хон вошн институт управления тӑхийн юрис­та вәнӆтыӆӑс. 

Кимит Владимир пухӑн (1967) 1988-мит оӆн ищи Тәпӑӆ вошн педагогической институт етшуптӑс. Ӆўв ищи вет оӆ мӑр Тэк ӑшколайн история урокӑт тәс. Ӑшкола кәщая павтыйӆсы, шєӊк апрӑӊ па нумсӑӊ хәя вәс.
Хәӆмит Юрий пухӑн (1977) – 1983-1992-мит оӆӑтн Тэк ӑшколайн вәнӆтыӆӑс, 10-11 классӊӑн Свет­лый кәртӑн етшуптӑсӆэ. Щӑӆта 1995-1998-мит оӆӑтн Тәпӑӆ вошн педагогической институтн вәнӆ­тыӆӑс, физкультура урокӑт тәты хәя йис. 1998-мит оӆн Российской Армияя служитты вохсы. Чеченской республикайн Моздок вошн вәс, щи пурайн щӑта ӆаӆясты вєрӑт вәсӑт. 1999-мит оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщн 31-мит хӑтӆӑн щи мўвн ухӑӆ пунсӑӆэ. М.Н. Табун щи хотӑӊ ёх оӆӑӊӑн хӑншӑс:  «Щи вән шәка питум ӑӊкие пухӑӆ хӑншум пищма эвӑӆт ясӊӑт путӑртӑс: «Ма ай пушхим, ма Юра ай пухим». Юра пухиеӆ тӑмӑщ ясӊӑтн ӑӊкеӆа пищмайт хӑншиӆӑс. Щи пищмайт ӑӊкеӆн сӑм вўшн тӑйсыйт. Ӆўв пӑтэӆа пухӆаӆ мєт мосты па сӑмӑӊ хуятӑт вәсӑт». 
2000-мит оӆн вәйт ӆор тыӆӑщн Юрий пухӑӆ шәӊӑт «Орден Му­жества» мевӆ посн (посмертно) мойӆӑсы. 
Александр вән пухӑн ими – Роза Николаевна ищи няврємӑт пиӆа рәпитӑс. Ӆўв Сәрханӆ вошн пе­дагогической институт етшуптӑс, ай пушхӑт вәнӆтӑты па ӆавӑӆты нєӊа йис. Тэк кәртӑн «Шоврие» садик хущи воспитателя, щӑӆта па кәща нєӊа рәпитӑс. Ищиты Поӆнавӑт ӑшколайн воспитателя вәс. Иса рәпата вєрӆ 33 оӆа йис.
Ӆын Александр пухӑн 2012-мит оӆн Ёмвошн Югорской университет етшуптӑс, физкультура урокӑт тәты хәя йис. Ӆўв рәпата вєрӆ яӊ тӑӆа йис, щит эвӑӆт ӑшколайн хәт тӑӆ рә­питӑс. Тэк ӑшколайн интернатн воспитателя вәс, щӑӆта Нягань вошн шәкащты няврємӑт тӑйты хотн воспитателя рәпитӑс. 2020-мит оӆн электромонтёра вәнӆтыӆӑс, ин «ЮРЭСК» тӑхийн рәпитӆ. Ӆўв хәӆум няврєм єнмӑӆтӑӆ. 

Александр Татьяна иимеӆ Москва хон вошн Шолохов нємпи гуманитарной университетн вәнӆтыӆӑс. 2004-2017-мит оӆӑтн Тэк вош садикн рәпитӑс. Щӑӆта 2017-2022-мит оӆӑтн Нягань вошн «Росинка» садикн па иса 18 тӑӆ рәпи­тӑс. Алек­сандр па Татьяна Елена эвӑн Ёмвошн технолого-педагогической колледж етшуптӑс. Воспитателя йис па ин Сўмӑтвошн «Хӑтӆые» садик хущи рәпитӆ, иса рәпата вєрӆ 8 оӆа йис. Ӆўв нӆ няврєм тӑйӆ. Кимит Алена эвӑн ищи Ёмвошн технолого-педагогической колледж етшуптӑс, ай няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа йис. 2024-мит оӆ вўш эвӑӆт Сўмӑтвош начальной ӑшколайн рәпитӆ. Ӆўв рәпата вєрӆ тәп хәӆум тыӆща йис.
Ма шєӊк ӆӑӊхаӆум рәтӆам оӆӑӊӑн хӑншты, мӑта ёх няврємӑт вәнӆтуман рәпитсӑт па рәпитӆӑт. Иса рәт ёхӆам путрӑт нух хӑншсӑӆӆам. Ма нәмӑсӆум, щит мўӊ няврємӆўв па хиӆыӆўв пӑта әмӑщ питӆ хәнты рәт хуятӆаӆ оӆӑӊӑн уша вєрты. Тӑмхӑтӆ ма Алфёровӑт няврємӑт пиӆа рәпитты рәт оӆӑӊӑн хӑншсум. Па еӆӆы тӑм вєрєм па тәты питӆєм па па ёхӆам оӆӑӊӑн па хӑншӆум. 

Путӑр хӑншӑс:
Юлия Лапеко 
 

Педагогическая династия семьи Алфёровых

Дерево держится корнями,

а человек семьёй

(народная пословица)

 

У каждого народа, как и каждого человека, есть своё настоящее и прошлое. Быстро идёт время. Я хочу изучить историю педагогической династии своей семьи, потому что история – это память. Без знания своих корней невозможно считать себя полноценным человеком. Человек, у которого нет прошлого, не имеет настоящего и будущего.

Я хотела бы рассказать о семейной династии, в которой профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Для этого подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания и т.д. Они достойны того, чтобы о них узнали.

 

Педагогическая династия семьи Алфёровых – наша гордость, и гордость Берёзовского района Югры. Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что он продолжается. Встречаясь с людьми старшего поколения, знавших моих родственников, учениками и воспитанниками, я часто слышу слова благодарности  и любви за их честно проделанную работу.

Педагогическое древо моей семьи насчитывает четыре поколения, состоящее из 16 педагогов: в первом поколении – три педагога (стаж – 80 лет), во втором поколении – шесть педагогов (стаж – 122 года), в третьем поколении – пять педагогов (стаж – 40 лет), в четвёртом поколении – один педагог (стаж – 3 месяца).

Общий педагогический стаж династии – стаж учителей и воспитателей, работавших в Тегинской средней школе-интернате и детском саду – 128 лет.

Трудовая династия Алфёровых, Гришкиных, Лапеко, Боковых, Гредюшко – это  учителя начальных классов, русского языка и литературы, географии, истории, биологии и химии, технологии, психологи, педагоги дополнительного образования и воспитатели. Посчитали и технический персонал, который работал и работают в школах и детских садах – 140 лет.

Первой ветвью генеалогического древа педагогической династии является моя тётя –Лидия Сидоровна Алфёрова, которая родилась 26 июня 1941 года в деревне Тугияны Берёзовского (ныне Белоряского) района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 1958 году она поступила в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище, которое  окончила в 1962 году, по образованию – учитель начальных классов. После учёбы, по распределению отправили работать в Сургутский район воспитателем Чеускинского интерната. Но родная земля тянула обратно, и она вернулась в родной Берёзовский район. В 1973 году переехала в село Теги. Работала воспитателем в детском саду, затем была переведена на должность заведующей. В 1980 году перешла работать воспитателем Тегинской школы-интерната. Затем в течение 10 лет преподавала хантыйскиий язык в Тегинской школе. 

Вся трудовая деятельность Лидии Сидоровны, а это более 40 лет, характеризует её как ответственного, грамотного учителя, человека с активной жизненной позицией, она – оптимист, пример трудолюбия и жизнелюбия, любящая мать и бабушка – такой она останется в памяти всех, кто её знал. Принимала активное участие не только в работе школы и детского сада, но и в общественной жизни села Теги. Была избрана депутатом сельского совета (1974 – 1980 гг.), была членом общества «Знание», народным заседателем, лектором окружного совещания по теме родных языков, а в 1986 году была избрана председателем родительского комитета Тегинской школы.

Лидия Сидоровна была творческим человеком, сочиняла и исполняла песни на хантыйском языке, постоянно участвовала в концертах, не только в селе, но и в Берёзовском районе. 

«Лидия Сидоровна Алфёрова – учитель хантыйского языка, очень добрая, открытая, душевная женщина. В Тегинской школе проработала много лет. Уроки Лидии Сидоровны были очень интересными. Она была автором многих методических и дидактических пособий: лото на хантыйском языке, тематические словарики, алфавитные указатели. Всё это я помню, потому что она преподавала у нас уроки родного языка и с её сыном Юрой мы были одноклассниками», – выдержка из статьи Марины Табун «Всему начало общий дом».

 

Алфёров Александр Иванович – 30.05.1944 г.р. Окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище, по специальности – учитель начальных классов. Педагогический стаж – 30 лет. Всю свою трудовую жизнь посвятил преподавательской деятельности. Работал воспитателем в интернате посёлка Светлый, который затем был реорганизован в детский дом «Искорка», работал там до закрытия, оттуда ушёл на заслуженный отдых. Воспитанники вспоминают, что Александр Иванович был строгим, требовательным, любил шутить, был очень трудолюбивым, это качество он передал своим воспитанникам.

 

Алфёров Александр Александрович – 15.05.1964 г.р. Образование: высшее. В 1993 году окончил Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева. Работал учителем истории в МАОУ «Тегинская СОШ». Стаж работы в школе составляет – 21 год, из них педагогический – 15 лет, завхозом – 6 лет. В 2002 году заочно окончил Московский русский институт управления, по специальности «юрист». Большое значение в своей работе уделял патриотическому воспитанию детей.

 

Алфёров Владимир Александрович – 31.05.1967 г.р. В 1988 году окончил Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, по специальности «учитель истории», работал директором Тегинской школы. Педагогический стаж – 5 лет. Владимир был творческим и креативным человеком. «Он был директором школы, вёл уроки истории и был классным руководителем нашего класса. Старшее поколение семьи дало детям в жизни всё: хорошее воспитание, образование, жизненный опыт, опору и надежду», – выдержка из статьи Марины Табун.

 

Алфёров Юрий Александрович – 05.05.1977 г.р. С 1983 по 1992 годы обучался в Тегинской средней школе, 10-11 классы окончил в посёлке Светлый. Образование: 1995-1998 годы учился в Тобольском  педагогическом институте им. Д.И. Менделеева. Специальность: «учитель физической культуры». 21 июня 1998 года был призван в ряды Российской Армии. Служил в г. Моздоке, 31 декабря 1999 года на территории Чеченской Республики погиб при выполнении служебно-боевых задач по ликвидации бандформирований.

«Убитая горем мать, как молитву повторяла строчки из писем сына: «Мой младший ребёнок, мой младший сыночек Юра». Именно так подписывал свои письма Юрий, адресованные матери. В своих письмах он признавался, что война научила смотреть на жизнь по-новому. Эти письма Лидия Сидоровна хранила, как частицу сердца, как кусочек тепла младшего сынишки Юрия. Для неё сыновья были самыми важными и главными в жизни», – выдержка из статьи Марины Табун. 26 августа 2000 года Юрий Александрович Алфёров посмертно был награждён орденом Мужества.

 

Алфёрова Роза Николаевна – 28.03.1969 г.р. (супруга  Александра). Образование: высшее педагогическое. Окончила Сургутский педагогический институт, по специальности «воспитатель детского сада». Работала воспитателем в Тегинском детском саду «Зайчик», затем была заведующей. Также воспитателем проработала в Полноватской средней школе. Её общий педагогический стаж составляет 33 года (с 21.11.1990 по 2023 год).

 

Алфёров Александр Александрович – 29.10.1988 г.р. (внук и сын). Образование: 26 июня 2012 года в Ханты-Мансийске окончил ЮГУ, по специальности «Физическая культура и спорт». Общий стаж работы – 10 лет, педагогический стаж – 6 лет –воспитатель в пришкольном интернате села Теги и в Няганьском детском доме. В 2020 году прошёл обучение на электромонтёра, работает в ОАО «ЮРЭСК». Отец троих детей.

 

Алфёрова Татьяна Николаевна – 23.08.1984 г.р. – (супруга внука Александра).
Образование: высшее, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, который окончила в 2012 году. По специальности воспитатель детского сада. С 2004 по 2017 годы работала воспитателем в Тегинском детском саду «Зайчик», а с 2017 по 2022 годы в детском саду «Росинка» города Нягани. Педагогический стаж – 18 лет.

  
Соколова (Алфёрова) Елена Александровна – 21.08.1991 г.р. (внучка и дочь). Образование: Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж – 2018 г.

Воспитатель детского сада. Место работы: МАОУ «Солнышко» пгт. Берёзово. Педагогический стаж – 8 лет.  Многодетная мама четверых детей.

 

Алфёрова Алёна Александровна – 22.12.2004 г. С 2020 по 2024 года училась в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже, по специальности «Учитель начальных классов». С 19 августа 2024 года работает в Берёзовской начальной школе старшей вожатой и педагогом дополнительного образования. Стаж работы – 3 месяца.

 

Многие годы я расспрашивала родных, вела записи и сегодня собрала огромный пласт информации о педагогической династии нашей большой семьи Алфёровых.

Думаю, что это очень важно для истории моей семьи, для моих детей, внуков и будущих правнуков. К тому же жизнь и педагогический труд моих родных и близких – неотрывная часть истории нашей малой родины – Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

«Семейные трудовые династии» – эта тема заставила меня осознать, что, действительно, учительство занимает в нашей семье прочное место и за многие годы сложилась по-настоящему крепкая династия педагогов и воспитателей, которой мы очень гордимся!

Мною собраны ещё не все данные о моих родственниках-учителях, но тема меня очень затронула и я постараюсь продолжить изучать её и далее.

Мне самой нравится профессия учителя, в 2022 году прошла переподготовку на учителя начальных классов, хотя есть два образования: высшее – педагог-психолог, менеджмент организации, и первое моё средне-специальное образование – воспитатель дошкольного учреждения.

Учитель… Что стоит за этим привычным словом?  Учитель – это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг для подрастающего поколения. Учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдаёт нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости.

Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни.  Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Ведь работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому – в школу  идёт работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей.

Юлия Лапеко (Гришкина),

д. Шайтанка, Берёзовский район 

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3661)
15.01.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика