- Хантыйский
- Русский
Ушӑӊ-сащӑӊ айкеӆ вєрсӑӊӑн
Ар пўш па арсыр тӑхетн ма иса Татьяна Нюдихасвовна Лар па Елена Хабиевна Уфимцева пиӆа вәйтантыйӆсум. Щитємн кўш мӑта вошєма айкеӆӑт ӑкӑттыя ат мӑнӆум, щи юрн имеӊӑн па щӑта мутшӑӆум, хуты ӆын арсыр иха юхтум мирӑт еӆпийн якӆӑӊӑн, ариӆӑӊӑн па юнтӆӑӊӑн.Щи киньща тәняӆ оӆ нємасыя ӆын пиӆана вәйтантыйӆсум па айкеӆӑт вўты щирн иха м хўв путрємӑсўв. Тӑм пўш па ищиты Пуӆӊавӑт вошн вәйтантсўв па щӑӆта нумӑсӆам ӑкӑтсум па ӆыв оӆӊеӆн айкеӆєм хӑщум кўтн нємасыя хӑншты питсум.
Мосӆ лупты, хуты Татьяна Лар па Елена Уфимцева Ямал мўв шуши ёх вәӆты-хоӆты щирӑт ӆавӑӆты па еӆӆы тәты тӑхи хуща Пуӆӊавӑт вошн якты, ариты па нарӑсӆӑты нєӊӑта ар оӆ мӑр рәпитӆӑӊӑн. Щи тумпийн Ямал мўв культура заслуженной рәпатнек нєм тӑйӆӑӊӑн. Тӑм пўш лыпӑт тыӆӑщ кўтупн и пўш па вантсум, муй щирн ӆын иха ӑктӑщум хӑннєхуятӑт еӆпийн хурамӑӊа пенщарн юнтсӑӊӑн, тәса юрн ёхӆўв як щирӑт ванӆтӑсӊӑн, шєӊк әмща арисӑӊӑн.
Муй щирн рәпитӆӑӊӑн, муй вєрӆӑӊӑн, ма ӆынӑн иньщӑссум.
- Елена Хабиевна, якты-ариты, нарӑсӆӑты тумпийн муй па вєрӆӑты?
- Щитӑт тумпийн мўӊ юрн мир арӑт, йис путрӑт, моньщӑт иха ӑкӑтӆўв. Щӑӆта щитӑт вантӆўв, артаӆӑӆўв, нәмӑсӆўв, муйсӑр утӑт йиӆуп щирн тәса вєрты рӑхӆ, ӆәӆн ӛхат иса якты-ариты тӑхет мӑнты кємн па арсыр мир хӑннєхуятӑта тўӊщирӑӊа моньщты, путӑртты муй ариты вєритсўв. Итәх пурайн ма нумсєм щирн хурамӑӊ арӑт хӑншӆум. Ӛхӑт щитӑт ар сувн мсыева ӆэщӑтӆӑӆам па хӑщум кўтн мир еӆпийн ариӆӑӆам. Щит, вантэ, щухӆӑӊӑӊ, ӆавӑртӑӊ вєр. Тӑм оӆ мӑр айӆат пухӑт па эвет ма рәт мирєм юрн ясӊєма ищи муйкєм ӛр па щом тӑйсум, щи арӑт мсыева па вәнӆтӑсум. Вантэ, ин тӑм йисн рәт ясӊев такӆы, муй щирн мўӊ айӆат ёхӆўв шуши мирев арӑт муй моньщӑт пиӆа еӆӆы рәпитты питӆӑт. Вўтьщӑӆум щиты лупты, хуты ма канєма хӑншты арӆамн щи оӆӑӊӑн айкеӆӑт тәӆум, муйсӑр хурамӑӊ па тащӑӊ увӑс мўвевн мўӊ йис пурайт вўш эвӑӆт вәӆӆўв, муй щирн хә ёхӆўв нєӊӆаӆ ма па мосман тӑйӆӑт, муй щирн па ӑӆ хӑннєхуятӑт ӆыв кўтэӆн вещката вәӆӆӑт муй нётӑсӆӑт, муй щирн па хурасуп тӑмӑщ увӑс мўвие тӑм нуви тәрум иӆпийн иса ӑнтәм. Итәх пурайн мўӊ юрн ёхӆўв ищиты арсыр мир еӆпийн якты-ариты хотӑт ванӆтӑӆӑт. Тәп па мирӑт эвӑӆт вәӆты хуятӑтн уша павӑтты ӑн вєритӆыйт, муйсӑр ар па муй вєр оӆӑӊӑн ариӆӑт. Щӑӆта итәх щосӑтн ар хӑннєхә щикўш иха ариӆӑт па ӆыв ар сувӆаӆ иса ар щирн мӑнӆӑт. Щи пӑта мўӊ шуши мир культура йис арӑт пиӆа вещката кашӑӊ вєр ӆэщӑтӆўв, ӆәӆн мўӊ хӑннєхуятӆўв тәса па хурамӑӊа арсыр мирӑт еӆпийн ат арисӑт па путӑртсӑт. Тәп щи пийн, хән мўӊ арӆўв, моньщӆўв муй йис путӑрӆўв тўӊщирӑӊа мӑнты питӆӑт па арсыр мирн уша вєрӆыйт, щит кашӑӊ пўш ӆыв шєӊк сӑмӑӊа па мосман хәӆӑнтты вўянтӆыйт.
- Тӑмхӑтӆ па муйсӑр тӑхет эвӑӆт вәӆты ёх юрн мир йис арӑт ариӆӑт?
- Ма щирємн, юхи хӑщум пурайн Ямальской район эвӑӆт вәӆты хуятӑт тыв юхтыйӆты кємн шєӊк ма, тәса юрн мир йис арӑт ариты хошӆӑт.
Тӑмхӑтӆ ма ӆыв ариты щирӆаӆ артаӆӑты нєӊӑт кўтн вәсум па ӆывеӆ ин шєӊк ишӑксум. Щи мурта тәса па хурамӑӊа рәт ясӊеӆн ӆыв юрн ёхӆўв культура вєрӑт ванӆтӑсӑт. Ин мосӆ лупты, хуты хӑнтэт кўтн па шєӊк тәса йис арӑт ариты хӑннєхуятӑт вәӆӆӑт. Ма иса кашӑӊ пурайн мўӊ кәща ёхӆўва путӑртӆум, хуты тӑм щосн щимӑщ хәйт-нєӊӑт сӑмӑӊа тӑйты мосӆ па кашӑӊ пўш ишӑкты. Вантэ, тӑм йисн тәп ӆыв унтасэӆн мўӊ шуши мир культура вєрӑт еӆӆы пєӆы мсыева па хурамӑӊа ӆэщӑтӆыйт.
Щимӑщ хӑннєхәйт Ямал мўв ӆуватн ай кәртӑтн вәӆӆӑт.
- Тӑмхӑтӆ па тӑм якты-ариты хӑрн нын муйсӑр вєрӑт оӆӑӊӑн арсыр мир хӑннєхуятӑта ванӆтупсы вєрсӑты?
- Тӑмхӑтӆ мин юрн ясӑӊӑн хӑншум арӆўв арисўв. Щӑӆта па кӑт ванӆтупсы хӑннєхуятӑта ванӆтӑсўв, хута мўӊ ищи арисўв, яксўв па юнтсўв. Щӑта аӆьсўв, муй щирн амп вохты хӑюп морты мўвӑӆ эвӑӆт ӆўв рәт мўвӑӆа йиӆ па юхи мӑнты пурайн увӑс мўвиеӆ оӆӑӊӑн хурамӑӊ арӑт арийӆ па тәс путрӑт путӑртыйӆ.
- Ин нӑӊ муӆты еша путӑрта, мосӆӑт муй ӑнтә нынана тӑмӑщ шуши мир мӑӊхӑтӆӑт па муй унтас ӆыв вєрӆӑт?
- Ма щирємн, тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт шєӊк мўӊева мосӆӑт. Юрнӑт, хӑнтэт, селькупӑт, сӑранӑт, рўщӑт ӆыв кўтэӆн культура вєрӑт тәса ванӆтӑӆӑт, ар щирн кӑсӆӑт. Щи щирн мўӊ ма па ӆәхсӑӊа мин кўтэвн вәӆӆўв!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Обе артистки рассказали о своём творчестве
С Татьяной Нюдихасвовной Лар и Еленой Хабиевной Уфимцевой мне часто приходилось встречаться на разных районных и окружных этнофестивалях коренных народов Севера. Обе они работают артистами отдела сохранения и развития народной культуры ГАУК ЯНАО «Окружной Центр национальной культуры» города Салехарда. Причём, являются Заслуженными работниками культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. В июне этого года удалось увидеть их необычные традиционные ненецкие танцы под ритмичные удары бубна и прослушать песни на прошедшем Международном этнофестивале «Душа тундры». До этого праздника я встречался с ними ещё на районом этнофестивале «Мой Шурышкарский», где успел побеседовать с артистками.
– Елена Хабиевна, расскажите о своём творчестве, с чего оно у Вас началось?
– Я давно обрабатываю ненецкий народный фольклор, ищу какие-то новые подходы к нему, чтобы вынести всё это устное народное творчество на сцену и показать нашим людям. Также пишу песни, подбираю к ним подходящую по смыслу музыку и сама же исполняю на различных концертах. В этом году много занималась с детьми и обучала их родному ненецкому языку. Я пишу все песни о своей земле, любви мужчины к женщине, простом человеческом отношении людей друг к другу, доброте и взаимной помощи, красоте малой родины, где мы постоянно проживаем в настоящее время.
Фольклор, на мой взгляд, тема сложная. Иногда бывает, что наши люди скучно преподносят его на сцене. И тогда не каждому человеку бывает понятно, что же представляют они на том или ином концерте. Но, если со вкусом и необычным творческим подходом подойти к этому, то вы увидите другое точно такое выступление, сценку, исполнение песни и тогда уже людям различных национальностей становится интересно и видеть, и слышать то, что хотели представить им на сцене самобытные артисты-ненцы. Как-то на нашем первом Международном этнофестивале «Душа тундры» на сцену вышли ненцы и начали исполнять фольклорные эпические песни. А я внимательно их слушала и думала: «Как же это так, ведь они не держат тон, и ритма никакого нет. Ладно, что тон или ритм не выдерживают, почему мотив своей песни они постоянно меняют?»
С годами мы начали привлекать самобытных исполнителей из Ямальского района. Хорошо, что ещё сегодня они у нас имеются. И многих тех неважных исполнителей на сцене наших этнофестивалей и не увидишь больше. Трое мужчин-ненцев с Ямальского района на этом празднике отлично исполняли эпические песни. Я была здесь членом жюри и, естественно, высоко оценила их традиционное пение. Жалко, что наши дети уже не знают своего родного языка и фольклора, всему надо упорно и долго учиться, а без определённых знаний работать с устным народным творчеством не так-то просто. Сегодня у нас есть ещё хорошие исполнители старинных хантыйских народных песен. И я считаю, что их надо всячески поощрять, чтобы они творчески вырастали и шли дальше, а не останавливались на достигнутом в районе или округе.
– Скажите, Татьяна Нюдихасвовна, что Вы представляли нынче на сцене?
– Сегодня мы представляли на сцене перед участниками Международного этнофестиваля «Душа тундры» свои авторские песни и две композиции, то есть танцы с народными песнями. У ненцев есть песни-сказки, в которых очень развито звуковое подражание птицам. Мы показали всем вальдшнепа, возвращающегося весной на свою малую родину. И то, о чём он задумался, увидев места, где появился на белый свет и достиг определённого возраста.
– На Ваш взгляд, нужны ли такие этнофестивали, что они дают лично Вам?
– Этнофестивали необходимо проводить, так как здесь хорошо представлена культура ненцев, ханты, селькупов, коми и русских. Здесь можем узнать быт, традиции и ремёсла всех народов, проживающих со всеми нами по соседству. Здесь между нами всегда завязываются хорошие дружественные отношения, а для творческих людей – это новые фантазии для дальнейших выступлений.
Владимир Енов