- Хантыйский
- Русский
Мамыкаевӑт – Тӑңӑт ях
Нягань вошн «День рода» нємуп емӑңхӑтӑн Светлана Гавриловна па Александр Владимирович Курбатовңӑн имеңӑн-икеңӑн пиа вәйтантыйсум. ын нәлам шуши мир емӑңхӑтӑта юхтыйӑңӑн, хән щитӑт вошн вєрӑнтыйыйт.
Щи хә Ёмвош районӑн сєма питӑс, име Октябрьской районӑн єнмӑс. Ӑңке щирн Александр Мамыкаевӑт хӑнты рәт эвӑт вә, щит нўм мўв хӑнтэт — тӑңӑт ях. ўв 1951-мит он сєма питӑс, ай пу-рай па вәна ювум оа советской лащ пурайн мӑнсӑт. Щи пура па тӑм йис оӑңӑн тӑмӑщ айт павтӑс.
Александр Курбатов:
— Ма Цингалы кәрт эвӑт вәум. Бобровкайн сєма питсум, мӑнєма 4-5-кєм тыӑщ вәс, хән щӑсаты Цингалы кәрта касӑсўв. Ӑңкєм-ащєм рәт иса щӑта вәсӑт. Ӑңкєм щирн мўң — остякӑт. ўв Надежда Ефимовна Мамыкаева, щатьщащєм Ефим Ермолаевич Мамыкаев. Щӑта и юхан ўв нємӑ тӑй, щӑта пур тӑйс па хў вепӑсӑс. И товийн щи юхан хўват яртъяң ов әхӑн хў тәс. Щи пус ващ па мӑ вәс, овӑт щӑта хуыева йиңка шәйтсӑт. Щи юпийн юхан Ефимка нємн аьсы. Щи тӑхийн вепӑс хӑр тӑйс, хута вой-хў вепӑсӑс.
Мўң вўэт ӑн тӑйсўв, карты ӛш вєрты епийн вәнтэвн ар хор вўы вәс. Хән щи ӛш Приобье вәнты вєрсы, аңа юхана шим хор вўы юхтыйты питӑс. Итәх пурайн «Саранпаульской» совхоз вўэт мўң хущева юхтыйсӑт. Сыры щӑта ар вўы вәс, сўсн хәт щурӑс арат вой хурсы. Щи йисн шим вўы нюхи округ хўваттыйн тынысы, Свердловск мухты Чехословакияя па па мўвӑта тәсы. Ёмвошн ищи муртӑңа щи нюхи тынысы. Нәмєм, Новоаганск вошн єтутӑң хотн вўы нюхи кавӑртсы па апкайн е тынысы.
Нивӑмит класс юпийн ӑңкєма лупсум: «Ма еы вәнтыйты ӑн питум». ўв лупӑс: «Вәнтыйты ки ӑн ӑңхаӑн, хӑэвӑт рәпатая мӑна». Щӑта питы вуй хоумты тӑхия рәпитты мӑнсум. Мєт оӑңӑн мўв пуритты хә ӑңкӑр хәя вәнтыйсум, ӛхӑт Тюмень вошн бурильщика йиты тӑхи етшуптӑсум. И тӑхийн рәпитты яхєм вәс па хотӑт омӑсты па щитӑт йипатты вєра вўянтсум. Ёмвош районӑн совхозӑт хущи вухсар хотӑт омӑссўв па ощӑт йипатсўв. Хәум о щиты рәпитсум. Щӑта имєм ӑнтәма йис па кимит ими вєрсум, ўв пиаа Нягань воша касӑсамн. Тум имєм рўщ вәс, тӑм имєм — хӑнты, Хаймазовӑт рәт эвӑт вә.
Нягань хущи 1980-мит о вўш эвӑт вәум, иса хот омӑсты хәя рәпитсум, мєт сыры СМУ-5 хущи, ӛхӑт ПМК тӑхийн. Мўң щи вошн оӑң кев хотӑт омӑссўв. Юхи хӑщум омсум хотєм «Oasis Plaza» нємуп тӑхи. Интум рўтьщӑум, пухєм союмная вўюм вух унтасн па хон пєлӑк мотор әтӑс, щит юхы сухуптӑтыя йипа рәпатая мӑнсум. Товийн тәп еңк уа, йиуп моторн хў веты мӑнамн. Ма сыры рәпата юпийн имухты хў вепӑсӑты навӑртсум. Щи пурайн ар хў вәс. Хән кев ӛшӑт вєрсыйт па питы вуй хоумты пиньщӑсы, иса хў шима йис.
Сыры хот тӑйсум, каш вєрты хот питӑрн омсӑс. Ӛхӑт тўтн єсы па шуши мир тӑхийн хотн мӑсыюм. Ма кӑт пух, хинє па хиы тӑйум. Вән пухєм ищи шуши мир тӑхийн хотн мӑсы. Ай пухєм мин пиємна вә. ўвеа 34-мит о, хуна ими ӑн тӑй. Рәпата эвӑт юхи юхӑт, компьютер тухӑпи ўвеа нємӑт ӑн мос. Щи шәк. ўвеа луплум: «Хоп, мотор, пушкан вә, вепӑсӑты яңха». ўв иса каш ӑн тӑй щит вєрты, вән пухєм вепӑсӑты сӑмӑң.
Хән шуши мир отдел вәс, щи пурайн имєма хаймазовской рәт мўвӑт вўты рӑхӑс, мин ӑн кашащсамн. Вантэ, щи пурайн тәп хоп тӑйсум, рәт мўва яңхтыя «Буран» мосӑс. Интум УАЗик тӑйум, рәт мўв ӑнтәм. Цингалы хущи апщєм пиа рәт мўв тӑйамн. Тәп щив касӑты интум ӑн ӑңхаум, ма Няганян вәты вәнсум. 15-кєм о юхи ӑн яңхсум. Ӛхӑт кўтуп яюм ӑнтәма ювум пурайн щив яңхсум. Тәня хот омӑсты нёттыя ищи щив яңхємӑсум. Щирн, тӑмиты щи вәўв.
Хиєм хӑнты ясӑң вәнтӑ. Мўң утшам утӑт вәсўв — рәт ясңев ӑн вәнтӑсўв. Ай пурайн Цингалы хущи итәх ёх хӑнты щирн путӑртсӑт, ӑңкєм еємтӑс рәт ясӑңӑн путӑртты. Вантэ, сыры мир хӑнтыя ўңтӑсты еємтсӑт. Щи пурайн нўм мўв ёхн ар щирн нємӑтсыюв. Ма ӑн еємтсум хӑнтыя вәты. Хуйтат мӑнєм нємӑтсӑт, щитӑт сєңксӑам.
Мамыкаевы – иртышские ханты
В Нягани на празднике «День рода», посвященном истории хантыйских и мансийских родов, познакомилась с семейной парой Светланой Гавриловной и Александром Владимировичем Курбатовыми. Они постоянные участники мероприятий, связанных с культурой коренных народов округа, которые проводятся в городе.
Он родился в Ханты-Мансийском районе, она выросла в Октябрьском районе. Александр по матери из хантыйского рода Мамыкаевых, который относится к иртышским (юго-западным) ханты – тангат ях (иртышские люди). Он 1951 года рождения, поэтому его детство и молодость прошли при советской власти. О жизни в то время и сейчас он рассказал в беседе с журналистом.
Александр Курбатов:
– Я родом из-под Ханты-Мансийска, из посёлка Цингалы. Там прожил всю сознательную жизнь. Родился рядом в Бобровке, месяца 4-5 мне было, когда оттуда переехали в Цингалы. Вся родня по отцовской и материной линии жили в Цингалах. По матери мы – остяки. Мама Надежда Ефимовна Мамыкаева, дед Ефим Ермолаевич Мамыкаев. Речка там названа его именем, там у него был запор, котцы делал и рыбачил. Почему так назвали? Он в этом месте девять лошадей утопил, когда весной рыбу возил. Речка глубокая, хоть и узкая. Как лошадей утопил, так Ефимкиной речкой и назвали. Там же его угодья были, охотился, оленя и лося стрелял.
Правда, своих оленей мы не держали, а диких оленей было тьма, пока железную дорогу не построили, сотнями голов табуны ходили. Потом как железку до Приобья построили, уже меньше оленей стало переходить к Иртышу. Иногда попадались совхозные олени. Допустим, олень совхоза «Саранпаульский», где в то время много оленей было. За осенний забой, я – свидетель, по шесть тысяч голов забивали. А оленины по округу раньше шибко и не было, вся шла в Чехословакию или еще куда-то через Свердловск. В Ханты-Мансийске тогда нет-нет да и продавали оленье мясо. Я помню, как в Новоаганске в столовой из оленины готовили и в магазинах продавали. После восьмого класса в Цингалах пошел работать. Учиться в девятом классе здорово не пошло, я говорю: «Мамка, не буду учиться». Она мне: «Раз не хочешь учиться, иди работать. Чтобы завтра был на работе». Всё. Как отрезала. Куда-то поступать уже было поздно, везде приём закончился. Следующей осенью можно было выучиться, в ДОСААФ не прорваться, а вот на тракториста или в Речное училище можно было поступить. В общем, никуда не поступил, пошёл к Ф.К. Салманову, устроился на буровую. Сначала на помощника бурильщика ездил учиться, потом на бурильщика в Тюмени выучился. Затем на одном месте работать стало скучно, в то время бригады шабашников организовывались, вот я по шабашкам начал плотничать. Вокруг Ханты-Мансийска в совхозах зверофермы строили и скотные дворы ремонтировали. Года три так ездил. Потом во второй раз женился, и с женой переехали в Нягань. Первая жена умерла, была русская. Вторая жена – ханты, она из известного в Нягани рода Хаймазовых.
В Нягани с 1980 года живу, и все время на стройках работал. Сначала в СМУ-5 работал. Строительство города я начал с самого первого дома в 1-м микрорайоне, когда работал ПМК. Мы же и построили первые три дома в Восточном микрорайоне. Последний мой объект – Торгово-Развлекательный Центр «Oasis Plaza».
Сейчас на пенсии, сын мотор-иномарку купил, чтобы помочь ему рассчитаться с кредитом, я вышел на работу. А весной только лёд сойдет, на новом моторе поедем на рыбалку. Я раньше ждал, как бога, окончания рабочего дня и сразу бежал на рыбалку. Хорошо здесь тогда рыба ловилась, это была самая рыбная речка в Октябрьском районе. По сотне с лишним рыбин на петлю ловил, на выбор: какая нравится, вытаскивай. Сейчас, конечно, нет столько рыбы.
У меня был свой дом, в посёлке мне выделяли место за Домом культуры. Раньше проще было взять участок под дом, сейчас даже под дачный участок сложно взять. Был пожар, дом сгорел, и землю продали. Потом от Отдела Севера квартиру получили. У нас два сына, внучка и внук. Старшему сыну тоже от Отдела квартира досталась. А младший с нами живёт. Никак не женится, 34 года. С работы придёт, компьютер и больше ничего его не интересует. Вот такая беда. Я ему говорю: «Лодка, моторы, ружья, всё есть, рыбачь, охоться». У старшего сына лежит душа к рыбалке, у младшего только компьютер и всё.
Я жалею, когда был Отдел Севера, тогда оформляли родовые угодья, Свете хаймазовские угодья предлагали, мы отказались. Тогда у меня техники не было, просто одна лодка, а на родовые угодья нужен был «Буран». Сейчас у меня УАЗик есть. Ещё из-за чего не взял? Раз возьмешь землю, значит, там надо находиться, присматривать. В Цингалах на меня и брата родовые угодья записаны. Но переезжать туда не хочу, уже привык жить в Нягани. Лет 15 дома не был, никак не получалось. Потом на похороны среднего брата ездил. В прошлом году съездил помочь по строительству дома, заодно могилки родителям и дедам подправили. В общем, вот так живём, на жизнь не обижаемся. Сейчас плохо живёт только ленивый, и кто с водочкой дружит.
Внук хантыйскому языку учится. А мы – балбесы. В детстве в Цингалах некоторые жители на хантыйском разговаривали, мамка моя стеснялась говорить. Раньше люди стеснялись, что нерусские, а ханты. Тогда такое время было. Как советская власть установилась, стыдно, что ли было, что мы ханты. Обзывали нас. Я никогда не стеснялся. Даже бил тех, кто меня обзывал.