- Хантыйский
- Русский
Няврємӑта вухаӆь ясӑң тә
Ванзетур кәрт кўтуп ӑшколайн Сўмӑтвош районӑн ар о мӑр вухаь мир няврємӑт рәт ясңеа вәнтуман Роза Семёновна Новьюхова вә па рәпит. Щив яңхмємн ма ўв пиэа нємасыя вәйтантыйсум па рәпатай оӑңӑн ияха путӑртсумн.
Сырыя, ма щирємн, мос лупты, хуты тӑм нєңев ищиты вухаь ёхўв хоттє ёх кўтн 1971-мит он Неримово кәртӑн Сўмӑтвош районӑн Ванзетур па Новинские кәртңӑн пўңӑн сєма питӑс. Аще, вантэ, ищи кашӑң шушия вәты хӑннєхә иты хў вепӑсуман рәпитӑс. Ӑңке па муйн вєритӑс, щитӑн иикеа ўв авӑртӑң вєрӑн нётӑс. Новьюховӑт, Роза Семёновна ясӑң щирн, щит хӑнты ёх рәт. Тәп муты хурасн иса йис вўшӑт эвӑт ыв вухаята хӑншӑньщман щи кәрт хущи тӑйсыйт.
– Роза Семёновна, нӑң ай пура оӑн эвӑт мӑтты айке тўва?
– Ма тәп 10 о мӑр ӑңкєм-ащєм пиа вәсум па єнумсум. ын ӛхӑт китумтӑк ӑнтәма йисңӑн. Ванзетур кәртӑн щи оӑт пурайн интернат вәс па мўң иса щи тӑхийн вәсўв па ӑшколайн вәнтыйсўв. Нәмєм, ветмит класса яңхмєм он рәт ёхамн еы тӑйты вўсыюм. Мўң кәртэвн нивӑмит классӑң ӑшкола-интернат рәпитӑс па шєңк ар ай няврєм вәс. Кашӑң классӑн, апа, 30 мутаскєм айат ёх вәнтыӑс. Тӑм кәртӑң няврємӑт тумпийн щи пурайн пухӑт па эвет Шайтанка па Новинские кәртңӑн эвӑт хуыева тыв вәнтыйты ияха тәтясыйт. Ин тӑм йиуп ӑшкола хот омӑсты тӑхийн сыры оӑтн катра интернат омсӑс. ўв ищи ямкєм вән па ащкам, ма щирємн, вәс. Еша ӛхӑтшӑк йиуп интернат тӑта омӑссы, мӑта ут ин иса общежитие хот юкана тӑйты питсы. Щӑта нивӑмит класс юпийн яртъяңмит муй яңмит классңӑн Игрим вош кўтуп ӑшкола етшуптӑсум.
– Еы па муй щирн нӑң вәупсы хурасэн эщӑтсӑн?
– Еы вәнтыйты нумӑс щикўш тӑйсум. Ӑңкиы-ащиы иса, вантэ, хӑщсум па щи пӑта вәнтӑты вєр юкана 1989-мит он Тюмень вошн рәпата мӑнєма мущатсум. Иєм о ай няврємӑт хӑт мӑр авӑты хотн рәпитсум па щӑта па тӑхия мӑнсум.
– Роза Семёновна, хән нӑң Ванзетур кўтуп ӑшколайн рәпитты питсӑн?
– Вән вошн 10 о мӑр вәман, вантэ, ма шєңк мӑрємӑсыюм па щӑта 2001-мит он тыв апӑнєңєм хущи мойӑты юхӑтсум па щи вўш эвӑт иса тӑта хӑщты нумӑс вєрсум. Щит пӑта Тюмень воша яңхсум, катра рәпатаем эвӑт пуңа мӑнсум, хотӑң ёхам пиа тыв вәты юхӑтсум. Ищи оємн А.И. Герцен нємуп университетн Санкт-Петербург вошн заочной тӑхийн культурология щирн вәнтыйты вўянтсум. Мєт оӑң о тӑм Ванзетур кәртӑң кўтуп ӑшколайн вожатой нєңа вәсум. Мўң щи пурайн вәнтыйты пухӑт па эвет пиа урокӑт етшуптӑтэ юпийн арсыр внеклассной вєрӑт эщӑтсўв. Щи тумпийн кәртӑн вәты пирӑщ хуятӑта тўтъюх оңхитты муй ияха пунты, оньщ хирты, хўв тӑхи эвӑт йиңк аты ямсыева нётсўв. Еша ӛхӑтшӑк ӑшколайн ма сӑк эвӑт сыр-сыр ай пурмӑсыет кӑрӑтты вєр кружокӑн мӑсыюм, хута айшӑк па вән эвет сӑк пиа рәпитты вәнтӑсум.
– Хән па нӑң тӑм кўтуп ӑшколайн киникайт ўңӑтты хот нє щирн иса рәпитты пиньщӑсӑн?
– Мос лупты, хуты 2004-мит он ӑшкола библиотека хотэв татэн хӑщӑс. Щит пӑта ма киникайт ўңӑтты хот йитн рәпатайн мӑсыюм па ин тӑмхӑт вәнта щи тӑхємн вәум па рәпитум. Щӑта 2008-мит он А.И. Герцен нємуп университетн Санкт-Петербург вошн вәнтыйты вєрєм етшуптӑсум. Вәнтум нєпекєм щирн культуролога йисум. Щи вєр тумпийн ма рәт (вухаь) ясӑңа ӑшкола няврємӑт ин вәнтӑты питсум. Щи вўш эвӑт внеурочной щирн щосӑтн нємасыя мӑты питсыюм, ән ма арсыр классӑң няврємӑт рәт вухаь ясңєма ат вәнтӑсум. Ин мўң и класс пухӑт муй эвет вәнтӑты пӑта тӑаң апӑт мӑр тәп и щосн мӑыюв. Щи щос мӑрэв ин ямсыева ўңӑтты ки, араттєн 40 минутая юхӑт. Тӑмхӑт ма хущєма сыр-сыр урокӑт юпийн оӑңмит, кимит, ветмит па хәтмит классӑта яңхты ай ёх вухаь ясңеа вәнтыйӑт. Ма тумпємн, рәт ясңева Ванзетур кәртӑң кўтуп ӑшколаев няврємӑт тӑта Антонина Павловна Глушенковайн па вәнтӑыйт. Итәх айат ёхўв вухаь ясңев уша вєрты ӑн па ӑңхаӑт. Тӑм йисн, вантэ, кәртэвн вәты хӑннєхуятӑт рәт ясӑңӑн ӑн путӑртӑт. Ӑшкола няврємӑт ищиты нәмӑсӑт, хуты рәт вухаь ясңе ывеа еы ищипа ӑн мосмит. Щи пӑта юхи хӑщум оӑтн кашы рәт ясңе пєы вәӑт. Ищипа итәх пурайн мўң няврємўва шєңк әмӑщ вухаь ясңен арсыр моньщӑт па стихӑт ўңӑтты, путрӑт хӑншты. Щӑта емӑңхӑтӑт мӑнты пурайн мир епийн якты-ариты хотӑт хурасӑңа вантӑты. Щи щосн, ма щирємн, кашӑң няврєма ўв рәт ясңӑ мєт эмща па хурамӑңа йи. Щиты айтыева ӑшкола айат ёхўв мўң вухаь ясңева вәнтӑӆўв.
Учительница родного языка
В средней общеобразовательной школе посёлка Ванзетур Берёзовского района учащихся-манси обучает родному языку Роза Семёновна Новьюхова. В начале августа, во время проведения соревнований по гонкам на колданках «Мань хап», я встречался с ней и побеседовал о её работе.
Отметим, что моя собеседница родилась в 1971 году в маленькой мансийской деревне Неримово Берёзовского района, находившейся недалеко от посёлка Ванзетур и небольшого сельского поселения Новинские. Её отец, как и все мужчины коренных народов Севера, всю свою жизнь трудился рыбаком, а мама во всём помогала ему. По мнению Розы Семёновны, Новьюховы – это вообще-то известная хантыйская фамилия, но они всегда были записаны по своей национальности на манси. Далее я поинтересовался и попросил свою собеседницу рассказать немного о своём детстве и школьных годах.
- Роза Семёновна, какие самые яркие впечатления остались у Вас о детстве и об обучении в Ванзетурской восьмилетней школе-интернате?
- Я только в течение 10-ти лет жила и воспитывалась с моими родителями. Они очень рано умерли, поэтому уже в пятом классе меня приняли к себе на воспитание опекуны-родственники. Тогда в Ванзетуре у нас уже находилась восьмилетняя школа-интернат, и мы все тут учились. Детей в то время было много. Помню, что в каждом классе находилось до 30-ти человек. Учащихся в нашу школу привозили из деревень Шайтанки и Новинских. На месте вот этой нынешней новой школы раньше находился старый школьный интернат, и он тоже был очень большим. Чуть позже в посёлке построили уже новый интернат, он в настоящее время у нас считается обычным общежитием. Здесь в Ванзетуре я окончила школу-восьмилетку. Затем в 9 – 10 классах обучалась уже в посёлке Игрим. Получив среднее образование в 1989 году, уже решила ехать в город Тюмень и поступать на дальнейшую учёбу. Но получилось всё по-другому, и я устроилась на работу. В течение одного года проработала в детском садике, а после этого нашла себе другое место.
- Скажите, с какого времени Вы стали работать в Ванзетурской средней школе? Что Вас подтолкнуло возвратиться на свою малую родину?
- В 2001-ом году я приехала сюда в гости к своей сестре и обратно уже не уехала. Почти 10 лет меня здесь не было, конечно, очень соскучилась по своей малой родине и решила остаться в Ванзетуре. Съездила в Тюмень, забрала детей и устроилась в школу в качестве вожатой. В этом же году поступила заочно на учёбу в РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Работая вожатой, проводила с учащимися школы различные внеклассные мероприятия, оказывали всем бабушкам и дедушкам всякую посильную помощь в уборке снега, в переносе воды, в колке и складировании дров. Затем мне дали кружковую работу, и я начала обучать девочек младших и старших классов плести разные национальные поделки из бисера.
- Роза Семёновна, когда Вы начали работать школьным библиотекарем?
- В 2004-ом году в нашей средней школе освободилось место библиотекаря, куда мне предложили перейти. С этого времени я стала работать в школьной библиотеке, а уже в 2008 году по окончании учёбы в РГПУ им. А.И. Герцена получила специальность «культуролог с правом преподавания родного языка и литературы». В настоящее время мне в школе выделяют внеурочные часы для обучения детей родному языку. Только один час в неделю, а это всего лишь сорок минут обычного урока, приходится на каждый класс. Так у меня обучаются мансийскому языку первый, второй, пятый и шестой классы. Со всеми остальными учащимися нашей школы по родному языку ведёт занятия Антонина Павловна Глушенкова. Наполняемость классов у нас сейчас очень маленькая. Например, в первом классе обучается всего лишь пять учеников, а пятом – десять человек. Наши дети с большим удовольствием читают сказки, которые к каким-нибудь праздникам пытаются инсценировать. Кроме этого, заучивают стихотворения на своём родном языке. Нынче мы с Антониной Павловной провели общешкольное литературное мероприятие, посвящённое нашему великому земляку – известному классику мансийской литературы Ювану Николаевичу Шесталову. Тему нашего творческого вечера мы сами назвали «Образ матери в творчестве Ювана Шесталова». Наши учащиеся хорошо подготовились к своим выступлениям. Хотелось бы здесь отметить, что им всем очень нравятся стихотворения нашего земляка. По прохождении этой литературной встречи дети рассказывали о том, о чём мог думать поэт, когда он писал своё очередное стихотворное или прозаическое произведение. Я сама хорошо помню, как он ещё в те далёкие советские времена приезжал в родной посёлок и выступал перед своими земляками в сельском клубе. У нас в последнее время стали часто проводить «Вороний день». И наши учащиеся, переодевшись в национальные одежды, всегда выступают на этом празднике со стихами и песнями. Конечно, многие ученики не хотят учить свой родной мансийский язык, так как не видят в этом острой необходимости. Кроме того, в настоящее время родной язык в нашей жизни остаётся невостребованным, то есть в посёлке почти и не услышишь красивой мансийской речи. Так или иначе, мы всё-таки в силу своих возможностей, навыков, умений и опыта продолжаем обучать детей их родному языку. И я бы хотела сказать, что мне всё равно нравится работать с детьми.
- Спасибо Вам, Роза Семёновна, за беседу! Всего доброго!