- Хантыйский
- Русский
«Вестник угроведения» – мєт м журнал
Щиты учёной совет мирхот пурайн Ас-угорской научной институт кәща ӆӑӊкӑр нє Елена Косинцева лупӑс. Щит ван хӑтӆуп тыӆӑщ 2-митн вәс.
Тӑм оӆн Ас-угорской институт 30 оӆа йис, щирн мирхот пурайн кәща нє Виктория Сподина ай тәс:
- Щи арат оӆ мӑр мўӊ хущева 400 научной монография, йис путрӑӊ-моньщӑӊ нєпекӑт па па утӑт єтсӑт. Госзадание щирн оӆ мӑр мўӊ учёной ёхӆўва 75 научной путӑр хӑншты мосӆ, мўӊ аршӑк хӑншӆўв. Яӊ оӆ мӑр 800 научной статья єтӑс, щирн финно-угроведение па североведение пӑта ар унтас тәӆўв. Мєт м, мўӊ хущева хӑнтэт па вухаӆят рәпитӆӑт па ӆыв рәт ясӊеӆ па йис вәӆупсэӆ ӆєрамтӆӑт. Интӑм мўӊ хущева 41 научной рәпатнек, щи эвӑӆт арсыр наукайт 5 доктор па 14 кандидат, 73% –щит хӑнтэт па вухаӆят. Институтэв тывум пурайн уша вєрсўв, ясӊӑт, йис путрӑт, моньщӑт, арӑт, йис вәӆупсы ӆєрамтты питӆўв. 2002-мит оӆ вўш эвӑӆт наука, 2007-мит оӆн рәт ясӑӊ литература учебникӑт хӑншты оӆӊитсўв.
Ас-угорской научной институт 30 оӆ постӑты щира кәща нє В.И. Сподина научной рәпатнекӑта ишӑкты нєпекӑт мойӆӑс. Йис путрӑт, моньщӑт, арӑт ӑкӑтты тӑхи вәнӆат научной рәпатнек С.Д. Дядюн ар оӆ ма рәпитмаӆ пӑта округ дума эвӑӆт вуӆаӊ ишӑкты нєпек ёша хоӆумтӑс.
Щи тумпи округ дума пищмайт ёша вўсӑт: Н.А. Герляк, В.Л. Сязи, И.М. Молданова па па хуятӑт. Т.В. Волдина Россия мўвев просвещение министерства эвӑӆт благодарность нєпекн ёша катӆуптӑсы. Л.В. Кашлатова Россия мўвев наука па высший образования министерства эвӑӆт ишӑкты нєпекн мойӆӑсы.
Щи пийн институт кәща ӆӑӊкӑр нє Е.В. Косинцева 2022-мит оӆн йиӆуп рәпата оӆӑӊӑн ай тәс. Уша йис, хуты ӆыв округев ӆуваттыйн хӑтӆ мӑр ай няврємӑт тӑйты хотӑт, ӑшколайт, колледжӑт пиӆа рәпитты питӆӑт.
2022-мит оӆ вўш эвӑӆт институт ёх рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх Форум ӆэщӑтты питӆӑт, щи тумпи рўщ па рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх пӑта мастер-классӑт ӆэщӑтӆӑт.
Па оӆ вўш эвӑӆт ӆыв научной рәпатнекӆаӆ рәт ясӑӊ па йис вәӆупсы сӑмӑӊа вәнӆтӑты няврємӑт пиӆа рәпитты оӆӊитӆӑт. Щи тухаӆпи ӆыв рәт ясӊӑт па Увӑс мир литература хўват кӑт кӑсупсы ӆэщӑтӆӑт. Ит – ӑшколайтн, кимит ут колледжӑтн вәнӆтыйӆты няврємӑт па айӆат ёх пӑта вєрӆӑт.
Рәт ясӊӑтн диктант тумпи научной институт ёх «Рәт ясӑӊӑн путӑртӆўв» нємпи вєр ӆэщӑтӆӑт па «Вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» йиӆуп щир вантман тӑйты питӆӑт.
Научной рәпатнекӑт «Родной язык в дошкольном образовании. Проекты «Эффективные практики» вәнӆтӑты хӑр ӆэщӑтӆӑт. Щи тумпи рәт ясӊӑта, Увӑс мир литературая вәнӆтӑты пӑта нємасыя киникайт хӑншӆӑт.
Ӛхӑт институт научной тӑхет кәщайт лупсӑт, муйсӑр йиӆуп вєрӑт ӆыв па тәӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
«Вестник угроведения» – высокорейтинговый научный журнал
Об этом на заседании учёного совета Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, который состоялся 2 декабря, рассказала заместитель директора по научной работе Елена Косинцева. По её словам, он широко используется и цитируется учёными всего мира.
В этом году институт отмечает 30-летие со дня основания. На заседании директор учреждения Виктория Сподина подвела итоги работы института: «За столь значительный срок в институте было издано более 400 научных монографий, фольклорных сборников, учебно-методических пособий и многого другого. По госзаданию в год мы должны выдавать 75 научных статей, у нас же выходит больше. За десять лет вышло 800 статей, т.е. мы вносим заметный вклад в развитие финно-угроведения и североведения. Важно, чтобы представители коренных народов сами исследовали свой язык и традиционную культуру, ведь это глубокий взгляд, а он очень ценен для всех исследователей. Сегодня в институте работает 41 научный сотрудник, из которых 5 докторов и 14 кандидатов наук, 73 % составляют представители народов ханты и манси. Основные направления научной работы были определены в самом начале – это исследование языка, фольклора, материальной и духовной культуры, разработка учебных пособий. В 2002 году у нас сформировалось науковедческое направление, которое было ознаменовано выходом двух монографий. В 2007 году формируется литературоведческое направление, начали заниматься издание литературы на родных языках, в том числе детской».
Также на заседании В.И. Сподина в связи с юбилеем учреждения вручила награды сотрудникам. Старший научный сотрудник фольклорного центра С.Д. Дядюн за многолетний научный труд была награждена Почётной грамотой Думы автономного округа. Благодарственными письмами Думы автономного округа были отмечены: Н.А. Герляк, В.Л. Сязи, И.М. Молданова и др. Т.В. Волдина отмечена Благодарностью Министерства просвещения Российской Федерации. Л.В. Кашлатова получила Благодарность от Министерства наук и высшего образования Российской Федерации.
Заместитель директора по научной работе Е.В. Косинцева рассказала о нововведениях в работе института в 2022 году, который касается интеграции науки и образования. По её словам, появятся новые виды работ в части развития этнокультурного образования в регионе, которые позволят сотрудничать с образовательными организациями.
С 2022 года учреждение будет курировать вопросы этнообразования в регионе, в частности проведение Форума учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, а также мастер-классов для учителей русского и родных языков.
Также со следующего года институт будет работать с одарёнными детьми, которые проявляют повышенный интерес к изучению родных языков и традиционной культуры. Кроме этого, сотрудники будут участвовать в организации и проведении регионального этапа школьной Олимпиады по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера и региональной Олимпиады по родным языкам и литературе для обучающихся в профессиональных образовательных организациях автономного округа.
Кроме фронтального диктанта на родных языках, научный институт будет проводить акцию «Говорим на родном языке», а также мониторинг реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для получения начального образования детьми коренных малочисленных народов Севера.
Усиливается образовательная составляющая в деятельности института, который будет охватывать дошкольное образование, учреждения дополнительного образования и школы-интернаты. Институт будет поводить практико-ориентированный семинар «Родной язык в дошкольном образовании. Проекты «Эффективные практики», а также заниматься методическим обеспечением этнообразовательной деятельности дошкольных учреждений, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования.
В связи с нововведениями в работе Обско-угорского института руководители научных отделов рассказали о том, как будет по-новому выстроена работа в отделах.
Людмила Гурьева