- Хантыйский
- Русский
Рәт хӑнты ясӊӑӆ еӆӆы тәӆӆэ
Вотас тыӆӑщ 25-мит хӑтӆӑн хӑнты нє Любовь Алексеевна Федоркив (Молданова) 50 оӆа йис, щирн тӑмхӑтӆ ӆўв оӆӊӑӆн хӑншты ӆӑӊхаӆум.
Ӆўв Вўтвош кәртӑн сєма питӑс. Ащеӆ Алексей Васильевич Молданов, ӑӊкеӆ Галина Даниловна Молданова (эви опращнємӆ Каксина) «Казымской» совхозн рәпитсӑӊӑн, ащеӆ вой веӆпӑсӆӑты па вўӆы тащ ӆавӑӆты хәя рәпитӑс, имеӆ ӆўвеӆа нётӑс. Ӆыв семьяеӆн ӆапӑт няврєм вәс. Люба нәмӆӑӆӆэ:
- Ӆўӊӑн вән упєм рўтьщӑты юхтыйӆмаӆн мўӊ пиӆэва ӑшколая юнтӑс. Мўӊ нєпекӑн рўщ пуквайт хӑншсўв. Камн м – вотые пуӆ. Щиты нюки хот пўӊӑӆн хумӑс ухн омӑсман рўщ пуквайт оӆӑӊӑн уша вєрсум. Щи пурайн ма тәп хәт оӆа йисум. Ма нәмӑссум, мосӑӊ, сўсн ӑшколая мӑнӆум. Тәп хән тухӆӑӊ хоп юхтӑс ма нємхуӆта ӑн єсӑӆсыюм. Лупсы, ма хуӆна ай. Ма шикўш шәка хойсум, па хуты вєрты.
Па оӆ Люба эвие Вўтвош кәртӑн нулевой класса вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Ӆўв оӆӑӊмит учителя Максим Тимофеевич Молданов вәс. Еӆӆы Касум кәрта вәнӆтыйӆты мӑнӑс – тӑта ӆўв Валентина Михайловна Вокуевайн вәнӆтӑсы.
- Вән классӑтн арсыр учителятн вәнӆтӑсыюм, ӆывеӆа вән пәмащипа лупӆум. Ӑшколайн ма рўщ ясӑӊ, хӑнты ясӑӊ, география па труд урокӑт мосман тӑйсум,– лупӆ Любовь.
Ӑшкола пийн Люба и оӆ рәпитӑс. Ӆўвеӆа айтєӆн әмща вәс кӑтсыр хӑнты па рўщ ясӑӊӊӑн оӆӑӊӑн уша вєрты, щирн еӆӆы вәнӆтыйӆты вўратӑс. 1993-мит оӆн Ёмвоша юхтӑс – тӑта педучилищайн Нижневартовской педагогической институт филиал пўншсы. Ӆўв тӑта вәнӆтыйӆты питӑс. Ма ищи щи оӆн щӑта ӆўв пиӆэӆа вәнӆтыйӆты питсум па нәмӆєм. Щи оӆ оӆӑӊмит курса хәскєм хуят юхтӑс. Яртъяӊ хӑнты эви вәс, ар пєлӑк Касум кәрт эвӑӆт па тәп мин Лена Озелова пиӆа Ӆорвош район эвӑӆт вәсман. Иха вәӆты-хоӆты хотн ӆәхсӑӊа вәӆты питсўв. Тӑм пура вәнты ма ӆәхсӑӊа вәӆӆўв. Мин Лена Озелова пиӆа веӆщи касум хӑнты ясӑӊ хәӆсўв, касум эвет веӆщи ӆорвош хӑнты ясӑӊ уша вєрсӑт. Итәх пурайн ущхўӆя вәс уша вєрты, хуты лупум итәх ӆорвош хӑнты ясӊӑт касум ясӑӊӑн па щир тӑйӆӑт. Айӆтыева щи оӆӑӊӑн уша вєрсўв. Ма щи пурайн Люба пєӆы ванттємн нәмӑссум, аӆпа, ӆўв вән семьяйн єнмӑс, апщиӆаӆ єнмӑӆты нётӑс. Вантэ, ӆўв иса пурайн нәмӑсӑс, муй щирн мўӊ 9 эви тыӆӑщ мӑр вәӆты-хоӆты питӆўв. Мосӑс стипендия вух эвӑӆт ӆєтутӑт ӆәтты пӑта вух ӑкӑтты. Рўщ щирн лупты ки, «хозяйственной» эвия вәс.
Пединститут хуща вәнӆтыйӆмаӆн нәмӆӑӆэ:
- Тӑта мўӊ ипўӆяӊ рўщ па хӑнты ясӑӊӊӑн оӆӑӊӑн уша вєрсўв, вантэ, еӆӆы «Рўщ ясӑӊа, рўщ литературая, хӑнты ясӑӊа, Увӑс мир литературая вәнӆтӑты хуята» йисўв. Тӑта мўӊев Валентина Николаевна Соловар, Андрей Данилович Каксин, Наталья Борисовна Кошкарёва па па хуятӑт вәнӆтӑсӑт – ӆывеӆа ищи вән пәмащипа ясӊӑт лупӆум.
Пединститут етшуптумаӆ пийн Люба Ас-угорской научной институт хуща рәпитты оӆӊитӑс. Рәпатайӆ оӆӑӊӑн щиты лупӆ:
- Ма вәӆупсєм хўват рәт хӑнты ясӊєм пиӆа рәпитӆум – хӑнты йис путрӑт, моньщӑт, арӑт ӑкӑтӆум, еӆӆы нєпека хӑншӆум. Щи тумпи арсыр научной нєпекӑт хӑншӆум па вән мирхотӑтн ӆўӊӑтӆум.
Ипўӆяӊ 2003-мит оӆ вўш «Ӆыӆӑӊ союм» нємпи тӑхийн ай пушхиет хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑӆум, хӑншум «Сорни ясӑӊ» поступсєм щирн рәпитӆум. Рәт ясӑӊа вәнӆтӑты пӑта арсыр киникайт хӑншсум.
Мосӆ лупты, ӆўв вәнӆтум няврємӆаӆ рәт ясӊӑт хўват кӑсупсэтн нух питӆӑт.
2021-мит оӆн Любовь Алексеевна ЮГУ аспирантура етшуптумаӆн «Местоимения обско-угорских языков в функционально-семантическом аспекте» нємпи научно-квалификационной рәпата хӑншӑс.
Икеӆ пиӆа хәӆум няврєм єнмӑӆтӑӆ. Вән Татья эвеӆ вән нєпек ёша хоӆумтум пийн рәпитӆ. Марья эвеӆ «Увӑс няврємӑт пӑта искусствайт Центр хот» хуща ариты вєр оӆӑӊӑн уша вєрӆ, Ваня ӑшколайн вәнӆтыйӆ.
Л.А. Федоркив ар оӆ няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты рәпата пӑта ар ишӑкты нєпек ёша хоӆумтӑс. 2015-мит оӆн Ёмвош кәща эвӑӆт «Лучший педагог» нємӑӊ премия ёша павтӑс. Щи тумпи «Педагог года Югры», «Оберегаемое слово предков» кӑсупсэӊӑнӑн нух питыӆӑс.
Ешӑк Любовь Алексеевна, нӑӊ нәптэн 50 оӆа вємӑс, сєма питум хӑтӆэн пиӆа! Вән пәмащипа нӑӊ рәпатаен пӑта – нӑӊ ай пушхиет хӑнты ясӑӊа вәнӆтуман йис ясӊиев еӆӆы тәӆэн! Тӑм йисн – щит мєт мосты рәпата. Еӆӆы ищиты щи ма па тәса рәпита! Хўв йис, хўв нәпӑт рәтӆан пиӆа тумтака вәӆа!
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Вся моя работа связана с родным хантыйским языком
Так говорит о своей работе научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, учитель родного (хантыйского) языка Этнокультурно-образовательного центра города Ханты-Мансийска Любовь Алексеевна Федоркив (Молданова). 25 февраля она отметила 50-летний юбилей, с чем мы её и поздравляем. Сегодняшняя статья посвящена ей.
Родилась она в хантыйской деревушке Юильске Берёзовского (ныне Белоярского) района в многодетной семье Алексея Васильевича и Галины Даниловны Молдановых. Родители трудились в совхозе «Казымском», отец был охотником и оленеводом в бригадах № 10 и 13, супруга во всем ему помогала. В семье подрастало семеро детей. Люба вспоминает: «Летом, когда старшая сестра прилетала на каникулы, мы с ней на картонных карточках писали алфавит русского языка. Так, я с ней учила алфавит, сидя на высокой кочке возле чума, а меня обдувал свежий тёплый ветерок. Тогда мне было шесть лет. Я уже мечтала, что осенью поеду в школу. Когда же пришло время улетать детям в школу, то меня родители не отпустили, сказав, что я еще маленькая. Помню, что я очень сильно расстроилась».
На следующий год маленькая Люба поступила в подготовительный нулевой класс Юильской малокомплектной школы. Её первым учителем был Максим Тимофеевич Молданов. Когда она поехала учиться в Казымскую школу, то здесь её первой учительницей была Валентина Михайловна Вокуева. «В старших классах уже было много учителей-предметников, всех их благодарю за знания, которые они нам дали. В школе мне нравились такие предметы, как русский язык, родной (хантыйский) язык, география, трудовое обучение».
После окончания школы Люба год работала. «Мне всегда интересно было сравнивать родной хантыйский язык с русским языком. Помню, мы часто дома с мамой разговаривали о том, как образованы слова в хантыйском языке», – рассказывает Любовь. Поэтому неудивительно, что в 1993 году, когда в Ханты-Мансийске в педучилище открыли филиал Нижневартовского государственного педагогического института, Люба Молданова была в числе первых – она успешно сдала вступительные экзамены и поступила. Я тоже была в первом составе поступивших, помню, среди двадцати поступивших студентов было 9 девушек-ханты, из них больше представительниц казымских ханты и лишь мы вдвоём с Леной Сибаревой (Озеловой) были представительницами шурышкарских ханты. Мы все дружно жили в одной комнате №14 в общежитии по улице Пионерской, д. 85. Эта дружба продолжается до сих пор. Мы с Леной Озеловой впервые услышали речь казымских ханты, а они – шурышкарских ханты. Иногда выходили казусы с лексикой, то, что в шурышкарском диалекте означает одно, в казымском совершенно другое. Постепенно мы освоили особенности двух родственных северных диалектов. В то время, наблюдая за Любой, я отметила для себя, что она явно происходила из многодетной семьи, с детства помогала родителям в воспитании младших братьев и сестёр. Это виделось по тому, как она заботилась о том, чтобы мы всегда со стипендии дружно складывались на питание. Одним словом, уже тогда она проявила себя хозяйственной девушкой.
Об учёбе на филологическом факультете пединститута вспоминает: «Студенческие годы часто вспоминаю с теплотой – это новые знакомства, учёба, открытие для себя родного хантыйского языка, знакомство с другими диалектами и говорами хантыйского языка. Здесь мы одновременно осваивали теорию родного хантыйского и современного русского языка, поскольку из нас готовили учителей русского языка, литературы, хантыйского языка и литературы народов Севера. Нашими преподавателями были Валентина Николаевна Соловар, Андрей Данилович Каксин, Наталья Борисовна Кошкарёва и другие. Сегодня, пользуясь случаем, хочу выразить им огромную благодарность за знания, которые помогают нам в жизни».
После окончания пединститута Любовь Молданова поступает на работу научным сотрудником в Институт возрождения обско-угорских народов (ныне Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок). О своей работе рассказывает: «Вся моя работа связана с родным хантыйским языком, собираю лингвистический материал, записываю, предания, сказки, песни, затем расшифровываю записи. Пишу научные статьи, которые публикуются в научных журналах, участвую в научных конференциях».
С 2003 года Любовь Алексеевна Федоркив в детском этнокультурно-образовательном центре «Лыланг союм» («Живой ручеек») преподаёт хантыйский язык по авторской программе «Сорни ясанг» («Золотое слово»), разрабатывает пособия для обучения родному языку. Воспитанники Любовь Алексеевны являются победителями олимпиад и конкурсов по родному языку и литературе.
В 2018 году Любовь Алексеевна поступила в аспирантуру Югорского государственного университета, в 2021 году защитила на «отлично» научно-квалификационную работу «Местоимения обско-угорских языков в функционально-семантическом аспекте».
С мужем растит троих детей. Старшая Татьяна получила высшее образование, работает. Дочь Мария учится на вокальном отделении колледжа Центра искусств для одарённых детей Севера. Иван – школьник.
Многолетняя преподавательская деятельность, исследовательский труд Любовь Алексеевны Федоркив отмечен благодарностями, почётными грамотами и наградами. В 2015 году она была награждена премией главы города Ханты-Мансийска в номинации «Лучший педагог муниципальной образовательной организации». Является призёром профессионального конкурса «Педагог года Югры», окружного конкурса «Оберегаемое слово предков».
Уважаемая Любовь Алексеевна, поздравляем Вас с 50-летним юбилеем! Выражаем Вам огромную благодарность за Вашу работу в деле сохранения родного языка – ведь Ваши ученики, изучая хантыйский язык, тем самым продолжают его транслировать. В настоящее время – это очень важно! Желаем Вам дальнейших успехов в этом благородном деле! Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов в педагогической и научной деятельности!
Людмила Гурьева