- Хантыйский
- Русский
Няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆ
Варьёган кәртӑн Нижневартовской районӑн вәӆмємн нємасыя кўтуп ӑшколая ӊхсум па айӆат ёх пиӆа рәпитты нєӊӑт пиӆа вәйтантыйӆсум па путрємӑсум, муй щирн тӑм юхи хӑщум оӆӑтн ӆыв вєрӆаӆ ӆэщӑтӆӑт. Ӆыв ӑшкола хотэӆн хўв кўт эвӑӆт кӑт шуши мирӊӑн – хӑнтэт па юрнӑт няврємӆаӆ вәнӆтуман тӑйӆӑт.
Щи пӑта Тамара Гордеевна Казамкина пиӆа вәйтантыйӆсум па ӆўвеӆ иньщӑссум, хутыса тӑм йисн щи ӑшколая ӊхты няврємӑт пиӆа рәпитӆ.
Мосӆ лупты, хуты тӑм нєӊев юхи хӑщум оӆӑтн Варьёган кәртӑӊ кўтуп ӑшкола хот хуща дополнительной образования педагог щирн рәпитӆ па шуши мирӊӑн няврємӑт хӑнты ясӑӊа па путрупсыя вәнӆтуман вәӆ.
Ӆўв ясӑӊӆаӆ эвӑӆт уша вєрсум, хуты 2002-мит оӆн Тамара Гордеевна Ёмвошн педагогической училища етшуптӑс па кәртӑӊ ӑшкола хотӆа юхӆы пєӆы рәпитты юхтӑс. Щи киньща рәпата тӑта ӆўвеӆа щи пурайн ӑнтәм вәс. Щи пӑта Тамара ӑшколайн вәӆты интернат хуща няврємӑт аттые ӆавӑӆты нє щира рәпитты кашащӑс. Айӆат хӑннєхәев щи тӑхийн кӑт оӆ мӑр вәс. Ӛхӑт катра кўтуп ӑшкола хотӑӆн социальной педагог нє щирн рәпатайн мӑсы па оӆ мӑр щӑта рәпитӑс.
Имуӆтыйн Варьёган кәртӑӆн йиӆуп, ӆăщкам па хурамӑӊ кўтуп ӑшкола интернат хотӆ пиӆа омӑссы. Щи вўш эвӑӆт кәщаитн Тамара Гордеевна воспитатель нє щирн интерната рәпитты вохсы. мкєм хўв оӆ мӑр ӆўв хӑнты па юрн мирӊӑн няврємӑт пиӆа вулкємӑс. Щи киньща хӑнты нє ӑшкола кәщаитн йиӆуп вуӆаӊ вєрн мӑсы. Щиты ӆўв дополнительной образования педагог па шуши мир пухӑт па эвет рәт ясӊеӆа вәнӆтӑты хӑннєхәя йис. Щи вєрӆ пӑта мин иха м хўв мсыева путрємӑсмӑн.
- Тамара Гордеевна, муй щирн ин нӑӊ няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑӆӑн?
- Тӑм оӆэвн ма хӑнты пухӑт па эвет иса оӆӑӊмит класс вўш эвӑӆт па ӆапӑтмит классӑт вәнты ӑшколайн, урок вєрӆаӆ тумпийн, атэӆт щирн хӑнты ясӑӊӑн хӑншты па тәса путрємӑты вәнӆтӑӆум.
Щӑӆта нивӑӆмит па ртъяӊмит классӑтн вәӆты айӆат ёхӆам ищиты ма кружок щирн рәт ясӑӊа па путрупсыя вәнӆтӑӆум. Вантэ, ӑшколайн вєрум программа щирн рәт ясӑӊ вәнӆтӑты пӑта юхи хӑщум оӆӑтн щос иса ӑн па мӑӆы. Щи пӑта, рўщ щирн ки лупты, внеурочной хурасн мўӊ рәт ясӊевн хӑншты па ӆўӊӑтты муй путӑртты няврємӑт вәнӆтӑӆўв.
Щит шєӊк щухӆăсӑӊ вєр. Вантэ, тӑм йисн, катра иты, айӆат пух па эви ӑшколаев хуща шимӆ. Итәх вәншӑк классӑтн нивӑӆ няврєм, кимит тӑхийн – тәп кӑт ай пух па щи. Ма щирємн, тӑмхӑтӆ ӑшкола хотэвн ар пєлӑк хӑнты няврєм Казамкинӑт рәт ёх эвӑӆт вәӆ, щӑӆта юрн эвӑӆт – Айваседа рәт ёх, ӆыв пеӆн Сардаковӑт, Иуси па рәт ёх па ӆикумӆӑт.
Мосӆ лупты, хуты ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ кашащты нєпекӑт хӑншӆӑт, ӆәӆн няврємӆаӆ рәт ясăӊа еӆӆы ищиты вәнӆтӑты мосӆ. Щимӑщ нєпек такӆы мўӊ ищиты хӑнты пухӑт па эвет ӆыв ясӊеӆа еӆӆы вәнӆтӑты щирӑт тӑм йисн ӑн па тӑйӆўв. Хӑнты няврємӑт ӆыв рәт ясӊеӆа ма вәнӆтӑӆум, юрн мир пухӑт па эвет атэӆт щирн – па нєӊӑтн.
- Муйсӑр мӑӊхӑтӆӑт ӑшкола ӆыпийн ӆэщӑтӆӑты, мӑта утӑт пурайн няврємӑт ӆыв кўтэӆн путӑртты, ариты па стихӑт ӆўӊӑтты вєритӆӑт?
- Ван хӑтӆуп тыӆӑщн «Рәт щирӑт» мӑӊхӑтӆ кашӑӊ оӆ вєрӆўв, хута ай пухӑт па эвет ӆыв рәт ёхӆаӆ оӆӑӊӑн айкеӆӑт тәӆӑт. Итәх пурайн арсыр арӑт ариӆӑт, тәс айкеӆ хӑнты ясӊеӆн ӆэщӑтӆӑт. Щӑӆта па фронтальной нємуп диктантӑт кашӑӊ оӆ хӑншӆўв. «Щеӆ вухӑӊ йинтуп» нємуп кӑсупсы вәнӆтӑты эвиӆўв кўтн вєрӆўв па вантӆўв, муйсӑр эвет ёнтӑсты щирӑт ушӑӊа-сашӑӊа тӑм йисн тӑйӆӑт.
- Аӆпа, юхи хӑщум пурайн ӑшколайн щимӑщ пухӑт па эвет вәӆӆӑт, мӑта хуятӑт шєӊк ма ӆыв рәт миреӆ ясӑӊ тӑйӆӑт?
- Ӑнтә. Тӑм йисн щимӑщ няврєм мўӊ хущева ӑнтәм. Тәп ай пухлэӊкие тӑта мосванӑн оӆӑӊмит класса веӆщи юхтӑс. Ма вәйтӆєм, хуты шєӊк ма ясӊӑӆ тӑйӆӑӆэ. Тәп ӆўв иса елємӆ мўӊ пиӆэва путӑртты. Щиты ин тӑта мўӊ вәӆӆўв па шуши мир няврємӑт пиӆа рәпитӆўв.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Носкин
Она обучает детей родному языку
Тамара Гордеевна Казамкина – педагог дополнительного образования и учитель родного языка Варьёганской средней общеобразовательной школы Нижневартовского района. В 2002 году по окончании Ханты-Мансийского педагогического училища Тамара возвратилась домой, но места в школе не было. Тогда она устроилась в пришкольном интернате и два года работала ночной няней. После этого ещё год была социальным педагогом. Позднее, когда в посёлке Варьёгане построили новую школу, она перешла на должность воспитателя того же пришкольного интерната. Со временем Тамара Гордеевна начала работать в школе, стала учить детей родному языку, заниматься с декоративно-прикладным творчеством. Я побеседовал с ней о её работе.
– Тамара Гордеевна, расскажите о своей работе, возникают ли у вас какие-то трудности?
– В настоящее время я веду внеурочную деятельность с первого по седьмой классы, а в восьмом и девятом классах провожу кружок родного языка. Сразу отмечу, что наполняемость классов у нас небольшая. На мой взгляд, сегодня у нас преобладают представители хантыйского рода Казамкиных, затем Айваседа, Сардаковы, Иуси и другие. Сейчас учащиеся могут обучаться родному языку только лишь с письменного согласия самих родителей. Я обучаю детей хантыйскому языку только во внеурочное время.
– Скажите, какие мероприятия, связанные с родными языками, вы проводите в течение учебного года с учащимися?
– В декабре мы с ребятами проводим «Фестиваль родов», принимаем участие во всех школьных олимпиадах. Нынче у нас не было победителей, поэтому дальше стен своего учебного заведения мы не вышли. Вместе с учениками пишем фронтальные диктанты на хантыйском и ненецком языках. В нашей школе также есть конкурс «Серебряная иголочка». Я не только обучаю детей родному хантыйскому языку, но и провожу с ними занятия по декоративно-прикладному творчеству. Мы с девочками часто занимаемся по бисеру, шьём различные поделки и сувениры. Совсем недавно наши учащиеся принимали участие в конкурсе «Читающая семья». Кроме того, мы сняли небольшой фильм и отправили на конкурс «Театр, где играют дети». Особенно активно мои ученики и ученицы участвуют в литературном конкурсе местного поэта Юрия Кылевича Вэллы. В этом мероприятии им всё нравится.
– Тамара Гордеевна, есть ли у вас сегодня дети, хорошо владеющие родным хантыйским языком?
– На сегодняшний день в Варьёганской средней школе есть первоклассник, который только пришёл на учёбу. Он стесняется и не разговаривает с нами на родном языке. Но мы-то все прекрасно знаем, что этот мальчик очень хорошо владеет хантыйским языком. При проведении праздников часто используем в своих концертных номерах сценки, песни, стихотворения на родном языке. Дети с удовольствием принимают в таких мероприятиях непосредственное участие. Вот так мы в настоящее время работаем с учащимися, привлекая их к своему родному языку и декоративно-прикладному творчеству ханты.
Владимир Енов