- Хантыйский
- Русский
Кашӑӊ вєр мўӊ вәӆупсэвн әмӑщ
Тӑм ӆўӊӑн лыпӑт тыӆӑщ кўтупн Пуӆӊавӑт вошн мўвтєӆ мирӑт «Нӛрум мўв ӆыӆ» мӑӊхӑтӆ вәс. Щи пурайн и ушӑӊ-сащӑӊ па вєра путрӑӊ юрн ики пиӆа вәйтантыйӆсум па путрємӑсум. Тӑм хәев Роман Хасавович Яндо сыры оӆӑтн сыр-сыр тӑхетн кәщая рәпитмаӆ па еша ӛхӑтшӑк, пенсияя питмаӆ пийн, юрн мир вәӆупсы вєрӑт тәты хӑннєхәя йис. Мєт юхи хӑщум оӆӑтн Йиӆуп Уренгой вошн Увӑс мирӑт культура хотн йиӆуп рәпата ӆўвеӆа мущатӑс.
- Роман Хасавович, муйсӑр вєрӑт пӑта нӑӊ тӑм мӑӊхӑтӆа юхӑтсӑн?
- Ма мєт оӆӑӊ пўш тӑм мўвтєӆ мирӑт «Нӛрум мўв ӆыӆ» мӑӊхӑтӆа Пуӆӊавӑт воша мойӊ хӑннєхә щирн юхӑтсум. Ма мсыева уша павӑтты ӆӑӊхаӆум, муйсӑр вєрӑт арсыр районӑтн вәӆты рәт мир ёхӆам вєрӆӑт. Тӑмхӑтӆ сыр-сыр пурмӑсӑт па ӆәмӑтсухӑт вантсум, мӑта утӑт тәса вєрӑнтты хәятн-нєӊӑтн нәй, сӑк па вўӆы ӆўв эвӑӆта ӆэщӑтсӑт. Ин ма ищи вәнӆтӑты хӑра ӊхты вўтьщӑӆум, хута юрн мирэв пеньщар вєрты вәнӆтӑӆыюв. Кашӑӊ айшӑк па вәншӑк вєр мўӊ увӑс ёхӆўв вәӆупсыйн мӑнєма уша павӑтты шєӊк әмӑщ. Вантэ, хән хӑннєхә аршӑк вєр мсыева вәйтӆӑӆэ, нумӑсн тӑйӆӑӆэ, щитӑӆн вәӆупсэӆ кєншӑка йиӆ.
Тӑта итәх рәт ёхӆам пиӆа вәйтантыйӆсум па мўӊ вәӆты-хоӆты щирӆўв оӆӑӊӑн иха путрємӑсўв. Пуӆӊавӑт воша ма кашӑӊ оӆ мӑр хән ӊхӆум. Тӑм кўтн нух амӑтсум, хуты тыв тӑмӑщ вән мӑӊхӑтӆ пурайн йисум.
- Муйсӑр вєрӑт увӑс мир культура хуща нӑӊ уша павӑтты вўтщӑӆӑн?
- Мӑнєма тӑм хӑтӆӑтн мсыева уша павӑтты мосӆ, муй щирн па хуты тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт кашӑӊ ӆўӊ тәса ӆэщӑтӆыйт. Щи вєр мӑнєма мсыева вәйтты мосӆ, ӆәӆн мўӊ Йиӆуп Уренгой вошевн Увӑс мирӑт культура хотн ищи сыр-сыр мӑӊхӑтӆӑт ӆэщӑтты вєритсўв.
Ма ӆӑӊхаӆум тӑта вантты па хәӆӑнтты, муй щирн арсыр шуши мир ёх әмӑщ якты-ариты хӑрӑт вєрӆӑт. Ма щирємн, иса мєт хурамӑӊа щимӑщ юрн мир арӑт тӑм мӑӊхӑтӑӆн хӑннєхуятӑтн хәӆӑнтсыйт, мӑта утӑт рәт ясӑӊ ма вәйтты па сӑмӑӊа тӑйты хәятн-нєӊӑтн тӑта арисыйт. Тӑмхӑтӆ тохтӑӊ вой оӆӑӊӑн Пуӆӊавӑт вош якты-ариты хот тӑхев нєӊӑт арӑт ма хәӆӑнтсум па шєӊк әмӑщ мӑнєма вәс, хуты ӆыв ар сув тәты щиреӆн щи тухӆӑӊ вой хурасн ўвты кєм хоӆумсӑт. Нємуӆты тӑхи хуща щимӑщ тәс па хурамӑӊ ар ма сырыя ӑн па хәӆӆийӆсум.
- Роман Хасавович, нӑӊ щиренӑн, мосӆ муй ӑнтә шуши мирӑт єнўмты айӆат ёхӆўва тӑмӑщ мўвтєӆ мирӑт «Нӛрум мўв ӆыӆ» мӑӊхӑтӆӑт?
- Тӑта ма шєӊк шимӆ айӆат ёх вантсум. Мосӑӊ, ӆывеӆа тӑм мӑӊхӑтӆ иса ӑн мосӆ. Тӑта ищипа вәншӑка вум хӑннєхуятӑт ар пєлӑк вәӆӆӑт. Ӆыв, вантэ, вєритты па вәйтты щиреӆн мўӊ увӑс мирӆўв вәӆты-хоӆты щирӑта айӆат ёх еӆӆы тӑмхӑтӆ вәнӆтӑӆӑт. Нӑӊ вўя са ёша вўӆы тупайт! Па мир эвӑӆт вәӆты хӑннєхә нёхмӑӆ, хуты ӆыв нємуӆтыя ӑн рӑхӆӑт. Мўӊ хӑннєхуятӆўв па щи вўӆы тупайт эвӑӆт сыр-сыр хурамӑӊ пурмӑсӑт тӑм йисн ӆэщӑтӆӑт па еӆ тыныӆӑт. Щиты щи шуши мир ёхӆўв тӑмхӑтӆ ӆыв няврємӆаӆ еӆӆы рәт ясӑӊа па арсыр вєрӑта вәнӆтӑты па вєритӆӑт.
Ма Гыда нӛрум мўвн сєма питсум па айтєӆн вўӆы тащӑтн ӊхты ёхӆам кўтн вәсум па єнўмсум. Щи пӑта юрн мир вәӆты-хоӆты щирӑт тӑмхӑтӆ вўш вәнты ма вәйтӆум. Юхи хӑщум оӆӑтн Йиӆуп Уренгой вошн Увӑс мирӑт культура хотн рәпитӆум. Кашӑӊ пурайн мойӊ хуятӑта юрн мир оӆӑӊӑн хурамӑӊ вәйтантупсэт ӆэщӑтӆум, хута айкеӆ вєрӆум, муй щирн мўӊ ёхӆўв катра вәсӑт па тӑмхӑтӆ вәӆупсы щирӆаӆ ӆэщӑтӆӑт. Щӑӆта па лупӆум ӆывеӆа, хуты еӆӆы вўӆыӆўв ки тӑйӆўв, щит еӆӆы вәӆты-хоӆты ищиты мсыева мўӊ питӆўв!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Меня интересует всё
Десятого июня в городе Салехарде – столице Ямало-Ненецкого автономного округа – состоялся ежегодный Международный этнофестиваль «Душа тундры», во время которого мы познакомились со специалистом по жанрам народного творчества Центра национальных культур города Нового Уренгоя Романом Хасавовичем Яндо и побеседовали с ним о его работе.
– Скажите, Роман Хасавович, что Вы здесь представляете, чем занимаетесь?
– Я впервые в качестве гостя принимаю участие в Международном этнофестивале «Душа тундры» в городе Салехарде. Для меня важно понять, чем сегодня занимаются другие мои земляки из разных районов Ямала. Я здесь увидел огромное количество изделий из различного материала и продукции оленеводства. Представлены работы из сукна, бисера, кости. Сегодня ещё сам буду принимать своё участие в мастер-классе по изготовлению ненецкого бубна. Меня буквально всё интересует в культуре наших коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, встретил своих знакомых. Мы ведь не так часто выезжаем в столицу округа, поэтому очень рад, присутствовать на этнофестивале «Душа тундры». Мне надо разузнать, как организуются подобные мероприятия. И это нужно для того, чтобы нам в своём Центре национальных культур тоже научиться проводить подобные мероприятия.
Мне хочется увидеть выступления наших артистов. Услышать то, как они поют. Здесь я сравниваю даже пение женских голосов. Кто-то из них прекрасно говорит на разговорном ненецком, а кто-то – и на литературном языке. Конечно, мне больше всего понравились песни, которые исполнители написали сами и сегодня же спели их перед многочисленными гостями, приехавшими на праздник.
– На Ваш взгляд, нужен ли нынешней молодёжи такой Международный этнофестиваль «Душа тундры»?
– Я тут вообще мало молодёжи увидел. Может быть, им всё это и не нужно. В основном, здесь более старшее поколение. И пока есть возможность, они всё передают из уст в уста другому более молодому поколению все те знания и умения, которые ещё сохранили в себе. Например, есть обычные копыта наших северных оленей. Из них тут пока никто и ничего не изготавливает, а мы из копыта этих же оленей изготавливаем разные сувениры. Конечно же, это кропотливая работа. Но, когда в итоге мы видим уже сувенир, на котором изображён северный колорит, то это уже совсем другое дело – душа радуется. Тут я увидел разнообразные изделия из кости. И среди них мужской ненецкий пояс, обрамлённый фигурками животных и зверей, выточенных из лосиной кости. Хочу сказать, что на таких больших праздниках часто бывают мастера, а у них всегда можно будет перенять опыт изготовления подобных предметов жизни и быта коренных народов Севера.
– Роман Хасавович, расскажите об этнотуризме, который сегодня развивает Ваш Центр национальных культур города Нового Уренгоя?
– Муниципальные власти выделили нам землю, где мы поставили несколько чумов, есть возможность прокатиться на оленьей и собачьей упряжках, покататься на тюбингах, поучиться на мастер-классах изготовлению национальных поделок из дерева, кости, бисера, шитью по меху и ткани. Кроме того, когда к нам приезжают гости, то мы рассказываем им о простой жизни наших оленеводов и рыбаков-ненцев. Конечно, многим туристам всё это интересно. И я всегда говорю очередным гостям, что пока есть наши северные олени, то будут и ненцы жить дальше и сохранять свою самобытную культуру!
Владимир Енов