Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна ДАНИЛО

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Округев вәнтӑт тўт эвӑӆт така ӆавӑӆӆыйт
  • Россия мўвев ясӊӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт
  • Арсыр ёх мирхот
  • Венгрия мўв Посол Ёмвошн
  • «Николай Пирогов» нємпи леккар тўтӑӊ хоп ай кәртӑта мӑнӑс
  • Ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх вухӑӊ нётупсыйн мӑӆыйт
  • Югра мўв кәща нє веӆщи сєма питум пушхӑт хуща мойӊа яӊхӑс
  • Рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтӑӆӑт
  • Йис вәӆупсы тәты питӆӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Мирев пӑта мосты вєрӑт тўӊматӆӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мирӆ йис вєрӑт тәса вәӆӆэ
  • Няврємӑта тӑта әмӑщ вәӆты-хоӆты
  • Хӑнты мир учёной нє 50 оӆа йис
  • Няврємӑт ӆавӑӆты хӑтӆ пиӆа!

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Рәхӑӊ вурщӑк хӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Елена Шуганова айӆат финно-угрӑт кўтн вуӆаӊ нєм хоӆумтӑс
  • Хотӑӊ ёха рәт ясӑӊ ӆавӑӆты мосӆ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 12 (3672)
  • № 11 (3671)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 13 (3673)

Вы здесь

Главная » Рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтӑӆӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтӑӆӑт

Ас нопӑтты тыӆӑщ 21-мит хӑтӑӆн Ёмвоша хӑнты, вухаӆь ясӑӊӊӑна няврємӑт ӑшколайтн па колледж хуща вәнӆтӑты ёх ӑктӑщийӆсӑт. Тӑм вән мирхотн путӑртсӑт щи оӆӑӊӑн, муй иты ӑшколайтн няврємӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑӆӑт. 

Югра мўвн вәнӆтыйӆты вєрӑт тәты тӑхийн рәпитты ими Лариса Цулая хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт уша вєрты оӆӑӊӑн ай павтӑс: 
– Няврємӑт вәнӆтӑты вєрн мєт ӆутӑӊ сурт – щит айӆат ёх рәт ясӊӑта вәнӆтӑты. Щӑӆта Россия мўв вәнӆтӑты вєрӑт тәты тӑхет щирн кашӑӊ эви, пух рәт ясӑӊӑн пӑкӆ вәнӆтыйӆты. Щи пӑта Югра мўвн ӑшколайтн няв­рємӑт хӑнты, вухаӆь па юрн яс­ӊӑт уша вєрӆӑт. Ин йиӆуп щирн айӆат хуятӑт вәнӆтӑты «Образование 4.0» нємуп вєр ӆэщӑтӆўв. Щит мўӊ интернет унтасн вәнт кәртӑтн вәӆты эвет па пухӑт вәнӆтӑты питӆўв. 2019-мит оӆн сўсн мӑтта вәнт кәртӑн тӑмиты няврємӑт вәнӆтӑты оӆ­ӊитӆўв. Вәнт шушийн вәӆты ай ёха ӑшкола эвӑӆт интернет ун­тасн арсыр урок вєрты утӑт кит­ты питӆайт. Щӑӆта ӆывеӆа щи утӑт тәса хӑншты па вєрты мосӆ. Щи тумпи интернет хўват няврєм вәнӆтӑты хӑннєхә лупӆ, муй иты ма па тўӊа рәпитты. 

Ёмвош округ вәнӆтыйӆты вє­рӑт тәты департамент хуща кӑ­пӑртты нє Надежда Костылева шуши мир рәт ясӊӑт еӆӆы тәты вєрӑт оӆӑӊӑн ясӑӊ лупӑс: 
– Ин Югра мўв ӑшколайтн хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт оӆӑӊмит па 11-мит классӑтн фа­культативной щирн тәп уша вєр­ӆайт. Иса округ ӆуваттыйн рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтуман 36 хуят рәпитӆ. Щӑӆта 2018-мит оӆн вухаӆь ясӑӊӑн 1-мит класс вўш эвӑӆт 4-мит класс вәнта йиӆуп ки­никайт єсӑӆсўв. Щӑӆта ин 5-мит па 9-мит классӑтн вәнӆтыйӆты эвет па пухӑт кєша вухаӆь ясӑӊӑн киникайт ӆэщӑтӆўв. Щи тумпи 10-мит классӑтн вәнӆтыйӆты ай ёх кєша Югра мўв йис вєрӑт оӆӑ­ӊӑн киника хӑншӆўв, щи ут сўсн ӑшколайта китӆэв. 
Тӑм мирхота Югра мўв арсыр вошӑт эвӑӆт няврєм вәнӆтӑты ар хуят юхтыӆӑс. Ӆыв путӑртсӑт, муй иты ай хуятӑт рәт ясӊӑт вәнӆ­тӑты хущты. Сўмӑтвош район Саранпауль кәртӑн «Оленёнок» нємуп няврємӑт хӑтӆ мӑр тӑйты тӑхийн вухаӆь ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты ими Ольга Лелятова путӑртсӑӆэ, ай тёпиет пиӆа арӑт, моньщӑт уша вєрӆ. Ӆўв ясӊӑӆ щирн, ӆывеӆа щит әмӑщ. 

Щӑӆта Амня вошн ӑшколайн эвета, пухӑта хӑнты ясӑӊ тәты нє Любовь Захарова ванӆтӑсӆэ, муй вўрн ӆўв йиӆуп щирн няврємӑт вәнӆтӑӆ. Сәрханӆ мўвн Угут вошн няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты ими Полина Нюгломкина лупӑс: 
– Ма хущама вәнт кәртӑтн єнумты эвет па пухӑт вәнӆтыйӆ­ӆӑт. Ӆыв арӆ пєлкеӆн рәт ясӊеӆ ма тайӆэӆ. Мўӊ ӆыв пиӆаӆа нохрӑтн юнтӆўв, тунты эвӑӆт юнтутӑт вєрӆўв. Арсыр арӑт, моньщӑт вәнӆтӑӆўв. 

Айӆат ёх вәнӆтӑты хуятӑт мир­хотн учёной хӑннєхәйт ясӊӑт уша вєрты оӆӑӊӑн ищи путӑртсӑт. Филологической наукайт доктор ими Наталья Кошкарёва лупӑс, хуты тӑм йисн хуӆыева хӑнтэта арсыр ясӊӑт ихурасупа хӑншты мосӆ. Ас-угорской институтн рәпитты нє Ольга Ерныхова мєт оӆӑӊ хӑнты ясӑӊа няврємӑт вәнӆ­тум хуятӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс. Ӆўв ясӊӑӆ эвӑӆт уша йис, 1930-мит па 1950-мит оӆӑтн рўщ пєрна посӑӊ пәпӑтн вәнӆтум нєпекӑӊ ёх эвет, пухӑт вәнӆтӑты вўнтсӑт. Мєт оӆӑӊ хӑнты ясӑӊӑн букварь 1930-мит оӆн Пётр Хатанзеев хӑншӑс.  

Тӑмӑщ мосты мирхот Югра мўв вәнӆтыйӆты вєрӑт тәты тӑхийн кӑпӑртты хуятӑт па «Институт развития образования» нємуп тӑхийн рәпитты ёх ӆэщӑтсӑт.   
 

В окружной столице состоялся Форум учителей родных языков

21 мая в окружной столице состоялся Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера. На мероприятии рассматривались вопросы преподавания родного языка и литературы в современных условиях.

 

Начальник управления общего образования департамента образования и молодёжной политики автономного округа Лариса Цулая рассказала о направлениях реализации языковой политики в Югре:

– Одна из основных задач системы образования – создание условий для изучения родного языка и предметов этнокультурной направленности в образовательных организациях Югры. Система образования в Российской Федерации гарантирует предоставление возможности обучаться на родном языке или изучать родной язык. В округе реализуется региональный проект интеграции цифрового и традиционного образования, в рамках которого разработана и успешно прошла апробацию региональная цифровая образовательная платформа «Образование 4.0». Югра  готова  масштабировать проект «IT-стойбище» в области по лучшим практикам в сфере образования для детей коренных народов в другие регионы.

Особенностью данной платформы является возможность построения индивидуальных треков обучения с возможностью интеграции традиционных форм получения образования и ресурсов образовательных онлайн-платформ. В региональной цифровой образовательной платформе «Образование 4.0» предусмотрена возможность получения образования как непосредственно в школе, так и удалённо. Это очень актуально для территории Севера. Если мы говорим о сохранении семейных ценностей, а через них и культуры народов Севера, то мы понимаем, что в период кочевания ребёнок не разлучён с семьей и одновременно имеет возможность обучения с использованием дистанционных технологий. Кроме того, такая же возможность будет предоставлена и лицам старше 18 лет, не получившим основное общее образование. Применение данной модели обучения стало возможным ввиду реализации совместного проекта «IT – стойбище» окружного департамента образования и молодежной политики и департамента информационных технологий и цифрового развития Югры.

Модель «Мобильная электронная школа» запланирована к реализации с сентября 2019 году – это цифровой образовательный ресурс для всех ступеней образования. Обучающиеся зачисляются в школы, но могут выбрать форму удалённого обучения на определенный временной промежуток по заявлению родителей (законных представителей). Родителям обучающегося на электронную почту высылается уникальный цифровой ключ для доступа к цифровым урокам. Обучающийся изучает материал и выполняет задания в соответствии с индивидуальным учебным планом. После проверки домашнего задания и успешного прохождения темы получает доступ к следующему уроку. В ходе обучения возможно получение онлайн-консультаций педагогов по различным предметным направлениям.

 

Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодёжной политики автономного округа Надежда Костылева рассказала о работе, направленной на сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера в образовательном пространстве Югры:

– Изучение родного языка («Родной язык», «Литературное чтение на родном языке») в общеобразовательных организациях проводится с 1 по 11 классы во внеурочной деятельности, в форме факультативных занятий. В общеобразовательных организациях автономного округа работают 36 учителей родных языков и литературы. В 2018 году Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с акционерным обществом «Издательство «Просвещение» издан учебно-методический комплекс «Мансийский язык (1-4 классы)», по которому дети начнут изучать родной язык с начала нового учебного года (2018-2019 гг.). Осуществляется работа с авторским коллективом по изданию учебно-методического комплекса «Мансийский язык (5-9 классы)».

В настоящее время ведётся работа по изданию учебного пособия «История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс». Пособие планируется издать к новому учебному году (2019-2020 гг.) и направить в общеобразовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Педагог дополнительного образования по мансийскому языку детского сада «Оленёнок» села Саранпауля Берёзовского района Ольга Лелятова поделилась с коллегами практическим опытом по использованию фольклора коренных народов в обучении мансийскому языку детей дошкольного возраста. 

 

Учитель начальных классов школы села Казыма Белоярского района Любовь Захарова провела открытый урок с использованием интерактивной доски.

 

Учитель родного языка из посёлка Угута Сургутского районак Полина Нюгломкина презентовала открытый урок «В каждой игрушке – свои погремушки». Во время занятий с детьми она использует различные природные материалы.

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3527)
5.06.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика