- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтӑӆӑт
Ас нопӑтты тыӆӑщ 21-мит хӑтӑӆн Ёмвоша хӑнты, вухаӆь ясӑӊӊӑна няврємӑт ӑшколайтн па колледж хуща вәнӆтӑты ёх ӑктӑщийӆсӑт. Тӑм вән мирхотн путӑртсӑт щи оӆӑӊӑн, муй иты ӑшколайтн няврємӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑӆӑт.
Югра мўвн вәнӆтыйӆты вєрӑт тәты тӑхийн рәпитты ими Лариса Цулая хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт уша вєрты оӆӑӊӑн ай павтӑс:
– Няврємӑт вәнӆтӑты вєрн мєт ӆутӑӊ сурт – щит айӆат ёх рәт ясӊӑта вәнӆтӑты. Щӑӆта Россия мўв вәнӆтӑты вєрӑт тәты тӑхет щирн кашӑӊ эви, пух рәт ясӑӊӑн пӑкӆ вәнӆтыйӆты. Щи пӑта Югра мўвн ӑшколайтн няврємӑт хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт уша вєрӆӑт. Ин йиӆуп щирн айӆат хуятӑт вәнӆтӑты «Образование 4.0» нємуп вєр ӆэщӑтӆўв. Щит мўӊ интернет унтасн вәнт кәртӑтн вәӆты эвет па пухӑт вәнӆтӑты питӆўв. 2019-мит оӆн сўсн мӑтта вәнт кәртӑн тӑмиты няврємӑт вәнӆтӑты оӆӊитӆўв. Вәнт шушийн вәӆты ай ёха ӑшкола эвӑӆт интернет унтасн арсыр урок вєрты утӑт китты питӆайт. Щӑӆта ӆывеӆа щи утӑт тәса хӑншты па вєрты мосӆ. Щи тумпи интернет хўват няврєм вәнӆтӑты хӑннєхә лупӆ, муй иты ма па тўӊа рәпитты.
Ёмвош округ вәнӆтыйӆты вєрӑт тәты департамент хуща кӑпӑртты нє Надежда Костылева шуши мир рәт ясӊӑт еӆӆы тәты вєрӑт оӆӑӊӑн ясӑӊ лупӑс:
– Ин Югра мўв ӑшколайтн хӑнты, вухаӆь па юрн ясӊӑт оӆӑӊмит па 11-мит классӑтн факультативной щирн тәп уша вєрӆайт. Иса округ ӆуваттыйн рәт ясӊӑта няврємӑт вәнӆтуман 36 хуят рәпитӆ. Щӑӆта 2018-мит оӆн вухаӆь ясӑӊӑн 1-мит класс вўш эвӑӆт 4-мит класс вәнта йиӆуп киникайт єсӑӆсўв. Щӑӆта ин 5-мит па 9-мит классӑтн вәнӆтыйӆты эвет па пухӑт кєша вухаӆь ясӑӊӑн киникайт ӆэщӑтӆўв. Щи тумпи 10-мит классӑтн вәнӆтыйӆты ай ёх кєша Югра мўв йис вєрӑт оӆӑӊӑн киника хӑншӆўв, щи ут сўсн ӑшколайта китӆэв.
Тӑм мирхота Югра мўв арсыр вошӑт эвӑӆт няврєм вәнӆтӑты ар хуят юхтыӆӑс. Ӆыв путӑртсӑт, муй иты ай хуятӑт рәт ясӊӑт вәнӆтӑты хущты. Сўмӑтвош район Саранпауль кәртӑн «Оленёнок» нємуп няврємӑт хӑтӆ мӑр тӑйты тӑхийн вухаӆь ясӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты ими Ольга Лелятова путӑртсӑӆэ, ай тёпиет пиӆа арӑт, моньщӑт уша вєрӆ. Ӆўв ясӊӑӆ щирн, ӆывеӆа щит әмӑщ.
Щӑӆта Амня вошн ӑшколайн эвета, пухӑта хӑнты ясӑӊ тәты нє Любовь Захарова ванӆтӑсӆэ, муй вўрн ӆўв йиӆуп щирн няврємӑт вәнӆтӑӆ. Сәрханӆ мўвн Угут вошн няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑты ими Полина Нюгломкина лупӑс:
– Ма хущама вәнт кәртӑтн єнумты эвет па пухӑт вәнӆтыйӆӆӑт. Ӆыв арӆ пєлкеӆн рәт ясӊеӆ ма тайӆэӆ. Мўӊ ӆыв пиӆаӆа нохрӑтн юнтӆўв, тунты эвӑӆт юнтутӑт вєрӆўв. Арсыр арӑт, моньщӑт вәнӆтӑӆўв.
Айӆат ёх вәнӆтӑты хуятӑт мирхотн учёной хӑннєхәйт ясӊӑт уша вєрты оӆӑӊӑн ищи путӑртсӑт. Филологической наукайт доктор ими Наталья Кошкарёва лупӑс, хуты тӑм йисн хуӆыева хӑнтэта арсыр ясӊӑт ихурасупа хӑншты мосӆ. Ас-угорской институтн рәпитты нє Ольга Ерныхова мєт оӆӑӊ хӑнты ясӑӊа няврємӑт вәнӆтум хуятӑт оӆӑӊӑн ай павтӑс. Ӆўв ясӊӑӆ эвӑӆт уша йис, 1930-мит па 1950-мит оӆӑтн рўщ пєрна посӑӊ пәпӑтн вәнӆтум нєпекӑӊ ёх эвет, пухӑт вәнӆтӑты вўнтсӑт. Мєт оӆӑӊ хӑнты ясӑӊӑн букварь 1930-мит оӆн Пётр Хатанзеев хӑншӑс.
Тӑмӑщ мосты мирхот Югра мўв вәнӆтыйӆты вєрӑт тәты тӑхийн кӑпӑртты хуятӑт па «Институт развития образования» нємуп тӑхийн рәпитты ёх ӆэщӑтсӑт.
В окружной столице состоялся Форум учителей родных языков
21 мая в окружной столице состоялся Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера. На мероприятии рассматривались вопросы преподавания родного языка и литературы в современных условиях.
Начальник управления общего образования департамента образования и молодёжной политики автономного округа Лариса Цулая рассказала о направлениях реализации языковой политики в Югре:
– Одна из основных задач системы образования – создание условий для изучения родного языка и предметов этнокультурной направленности в образовательных организациях Югры. Система образования в Российской Федерации гарантирует предоставление возможности обучаться на родном языке или изучать родной язык. В округе реализуется региональный проект интеграции цифрового и традиционного образования, в рамках которого разработана и успешно прошла апробацию региональная цифровая образовательная платформа «Образование 4.0». Югра готова масштабировать проект «IT-стойбище» в области по лучшим практикам в сфере образования для детей коренных народов в другие регионы.
Особенностью данной платформы является возможность построения индивидуальных треков обучения с возможностью интеграции традиционных форм получения образования и ресурсов образовательных онлайн-платформ. В региональной цифровой образовательной платформе «Образование 4.0» предусмотрена возможность получения образования как непосредственно в школе, так и удалённо. Это очень актуально для территории Севера. Если мы говорим о сохранении семейных ценностей, а через них и культуры народов Севера, то мы понимаем, что в период кочевания ребёнок не разлучён с семьей и одновременно имеет возможность обучения с использованием дистанционных технологий. Кроме того, такая же возможность будет предоставлена и лицам старше 18 лет, не получившим основное общее образование. Применение данной модели обучения стало возможным ввиду реализации совместного проекта «IT – стойбище» окружного департамента образования и молодежной политики и департамента информационных технологий и цифрового развития Югры.
Модель «Мобильная электронная школа» запланирована к реализации с сентября 2019 году – это цифровой образовательный ресурс для всех ступеней образования. Обучающиеся зачисляются в школы, но могут выбрать форму удалённого обучения на определенный временной промежуток по заявлению родителей (законных представителей). Родителям обучающегося на электронную почту высылается уникальный цифровой ключ для доступа к цифровым урокам. Обучающийся изучает материал и выполняет задания в соответствии с индивидуальным учебным планом. После проверки домашнего задания и успешного прохождения темы получает доступ к следующему уроку. В ходе обучения возможно получение онлайн-консультаций педагогов по различным предметным направлениям.
Начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодёжной политики автономного округа Надежда Костылева рассказала о работе, направленной на сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера в образовательном пространстве Югры:
– Изучение родного языка («Родной язык», «Литературное чтение на родном языке») в общеобразовательных организациях проводится с 1 по 11 классы во внеурочной деятельности, в форме факультативных занятий. В общеобразовательных организациях автономного округа работают 36 учителей родных языков и литературы. В 2018 году Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с акционерным обществом «Издательство «Просвещение» издан учебно-методический комплекс «Мансийский язык (1-4 классы)», по которому дети начнут изучать родной язык с начала нового учебного года (2018-2019 гг.). Осуществляется работа с авторским коллективом по изданию учебно-методического комплекса «Мансийский язык (5-9 классы)».
В настоящее время ведётся работа по изданию учебного пособия «История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс». Пособие планируется издать к новому учебному году (2019-2020 гг.) и направить в общеобразовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Педагог дополнительного образования по мансийскому языку детского сада «Оленёнок» села Саранпауля Берёзовского района Ольга Лелятова поделилась с коллегами практическим опытом по использованию фольклора коренных народов в обучении мансийскому языку детей дошкольного возраста.
Учитель начальных классов школы села Казыма Белоярского района Любовь Захарова провела открытый урок с использованием интерактивной доски.
Учитель родного языка из посёлка Угута Сургутского районак Полина Нюгломкина презентовала открытый урок «В каждой игрушке – свои погремушки». Во время занятий с детьми она использует различные природные материалы.