- Хантыйский
- Русский
Няврємӑта тӑта әмӑщ вәӆты-хоӆты
Угут кәрта яӊхмємн ма хурамӑӊ кӑрӑщ кирмӑщ хот шиваӆӑсум, щи хот пўӊӑӆн няврємӑт юнтсӑт, щирн ма имухты уша вєрсєм, щит хӑнты няврємӑт вәӆты-хоӆты хот. Щив ӆуӊмємн ма няврємӑт вантман тӑйты нє Мария Анатольевна Дмитриева пиӆа вәтаӊа йисум. Ӆўв тӑм хот аӆяс па имухты айкеӆ тәс.
М.А. Дмитриева кӑт нєпек тӑйӆ, и щирн ӆўв хӑтӆ мӑр ай няврємӑт вантман тӑйты нє, кимит нєпек щирн – математика па информатика урокӊӑн тәты нє. Ӆўв 18 оӆ Угут кәртӑн интернат хуща рәпитӆ.
Тӑм нє эвӑӆт уша вєрсєм, тӑм йиӆуп хота ӆыв 2014-мит оӆн ӆуӊсӑт. «Хўвн 1998-мит оӆн катра интернат хотн 108 няврєм вәс, щӑӆта имухты 70 эви-пух йис. Юхи хӑщум оӆӑтн еша аршӑка пушхие мўӊ хущева юхӑтӆ, интӑм ияха ӆўӊӑтты ки – 86 няврєм. Мосӆ лупты, Каюково кәртӑн ищи интернат вәӆ, щӑта 30 хӑнты эви-пух вәӆ па ӑшколайн вәнӆтыйӆ»,– лупӑс М.А. Дмитриева.
Оӆӑӊмит этаж хуща интернат кәща нє, психолог нє, ай тохтур нє, хот вантман тӑйты ёх вәӆӆӑт. Щи тумпи тӑта вән хот йит, хута няврємӑт етнхотӑт вантӆӑт.
Кимит этаж хуща пухӑт вәӆӆӑт, хәӆмит хот кӑрщӑттыйн – эвет. Ӆыв хот йитн кӑт-хәӆум хуят пиӆа вәӆӆӑт. Хот йит эвӑӆт тәп єтӆӑн – ванӑн певӑӆты па ай хот вәӆӆӑӊӑн. Вән ӆєты хот вәӆ, хута пушхиет аӆӑӊсахат, хӑтӆ кўтупн па етн ӆєӆӑт. Щи тумпи интернатн па ӆєты хот йит вәӆ, щӑта эвет-пухӑт шай яньщты вєритӆӑт.
– Мария Анатольевна, муй щирн няврємӑт тӑта вәӆӆӑт?
– Эвет-пухӑт ӑшкола пийн юхтыйӆӆӑт, еша камн юнтӆӑт, щӑӆта ӆєты мӑнӆӑт. Щи пийн «Ром щос», щи пурайн пушхиет еша рўтьщӑӆӑт, хуйтат еша уӆӆӑт, хуйтат телевизор вантӆӑт, хуйтат нємасыя хот йитн юнтӆӑт па па әмӑщ вєрӑт вєрӆӑт. 16-18:00 щосӑт вәнты няврємӑт урокӑт вєрӆӑт, мўӊ ӆывеӆа нётӆўв. Щи тумпи итәх пушхиет арсыр вєрӑта вәнӆтыйӆты ӊхӆӑт.
Пухӑт ӛрӑӊа-кәсӑӊа йиты ӆӑӊхаӆӑт, щирн спортзал хуща яӊхӆӑт. Итәх хуятӑт культура хот хуща х эвӑӆт арсыр хурамӑӊ пурмӑсӑт вєрты вәнӆтыйӆӆӑт. Ма эвет пиӆа сӑк кӑрӑтты, ёнтты па па ими вєрӑт тәӆум. Мўӊ интерантэвн нємасыя ванӆтупсыйн няврємӑтн вєрум пурмӑсӑт аӆьман вәӆӆӑт. Людмила Георгиевна Давутахунова ариты-якты вєрӑт пєӆы сӑмӑӊ няврємӑт пиӆа рәпитӆ.
Мўӊ хущева няврємӑт вантман тӑйты 13 хуят рәпитӆ.
Интернат хўват ӊхмємн ма еша няврємӑт пиӆа путӑртсум. Ӆыв лупсӑт, хуты Угут кәрта вўт кәртӑт эвӑӆт юхӑтсӑт. Юӆн вәӆман ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ арсыр вєрӑтн нётӆӑт. Ӆыв рәтӆаӆ такӆы шєӊк мӑрємӑӆыйт. Итәх пухӑт ӑшкола юпийн еӆӆы рәт вәнт кәртӆаӆа кєрӆӑты вуратӆӑт па еӆӆы вәӆупсэӆ хўват хўӆ па вой веӆпӑсӆуман вәӆты. Иса эвет-пухӑт лупсӑт: «Мўӊева тӑм йиӆуп ӆӑщкам хотн шєӊк әмӑщ вәӆты, хот йитӑт вәнӑт. Тӑта мўӊ ӆәхсӑӊа вәӆӆўв».
Детям нравится жить в новом интернате
В центре посёлка Угута Сургутского района возвышается четырёхэтажное кирпичное здание. Проходя мимо него, я заметила играющих детей и подумала, наверное, это и есть интернат, который мне красочно описывали жители села. Дети подтвердили мои догадки. Войдя в здание, меня встретила воспитатель Мария Анатольевна Дмитриева. Она любезно провела мне экскурсию по зданию интерната и немного рассказала о своей работе, а также об учреждении.
М.А. Дмитриева имеет два образования – средне-специальное «Воспитатель детского сада» и высшее «Учитель математики и информатики». «Вот уже 18 лет работаю воспитателем в интернате. Мне очень нравится работать с детишками коренной национальности, они открытые, доверчивые, послушные – настоящие дети природы», – рассказывает М.А. Дмитриева.
По словам воспитателя, в это новое кирпичное здание они въехали в 2014 году. «Вы, наверное, видели деревянное здание старого интерната – оно уже обветшало, поэтому попадает под снос. Когда-то в 1998 году в нём жило 108 детей, потом пошёл резкий демографический спад, в одно время здесь было 70 воспитанников. К счастью, в последние годы хоть и незначительно, но рождаемость всё же увеличилась. Сегодня в новом интернате проживает 86 детей. При этом нужно отметить, что по соседству в деревне Каюково имеется начальная школа и интернат, в котором проживает 30 детишек, которые, переходя в средние классы, приезжают к нам», – отметила воспитатель.
В новом здании интерната на первом этаже располагается актовый зал, кабинеты заместителя по воспитательной работе, психолога, медицинского работника, а также комнаты отдыха вахтёров. На втором этаже живут мальчики, а на третьем – девочки. Живут по два-три человека в комнате. Если говорить о расположении, то в секции по две-три комнаты, здесь же располагается санузел – душевые, туалеты. Очень комфортные условия проживания. Питаются дети в столовой. В здании интерната имеется буфет, где дети могут перекусить, попить чаю.
– Мария Анатольевна, расскажите немного о режиме дня в интернате.
– Остановлюсь больше на времени после школьных занятий. Дети приходят со школы, затем перед обедом идём гулять. Играем, гуляем. Обедаем. После этого наступает «Тихий час», кто-то из детишек немножко отдыхает, кто-то смотрит телевизор, а кто-то проводит время в игровой комнате. Это свободное для отдыха и творчества время.
А с 16:00 до 18:00 идёт самоподготовка, выполнение домашних заданий. Многие дети посещают различные кружки. Вот, например, сегодня некоторые мальчики пошли в сельский Дом культуры на кружок выжигания, а кто-то на силовые секции в школьный спортзал. Многие из воспитанников увлекаются традиционным декоративно-прикладным искусством обских угров. Сегодня вы видели на первом этаже изделия ДПИ, это всё сделано руками наших детей. Рукоделием с ними занимается педагог Людмила Георгиевна Давутахунова, кроме этого, она ведёт занятия по хореографии. Кружки ведут как учителя, так и наши воспитатели.
Если говорить о количестве педагогического состава в интернате, то в корпусе мальчиков работает пять воспитателей, а в корпусе девочек – восемь.
Мне удалось немного пообщаться с детьми. Все они приехали из близлежащих юрт. Воспитанники интерната рассказали, что, будучи дома, они всегда помогают родителям, мальчишки в рыбалке и охоте, а девочки в домашнем хозяйстве. Говорят, что очень скучают по родным и близким. На мой вопрос, кем бы они хотели стать после окончания школы, многие ответили, что мечтают вернуться в юрты и жить, как их родители – добывать рыбу, охотиться. Когда я спросила, нравится ли им жить в новом интернате, дети дружно ответили: «Конечно, нам очень нравится. Здесь просторно, уютно и тепло. Очень добрые воспитатели. Мы здесь живём очень дружно».