Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Тимофей Молданов моньщӑӊ ёх кўтн нух питӑс
  • Арсыр ёх оӑңӑн вәты мос
  • Мир ямӑты вєрӑт оӑңӑн
  • Россия мирӑт вәйтантупсы
  • Айӆӑт пура вәӆупсэӆ нәмӑӆмӑсӑт
  • Арсыр мируп Югра
  • Мойупсыйн катуптӑсы
  • Вәнтӑң, орӑң ешӑк мўвев

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • ўңӑн вум вер оӑңӑн
  • 70 оа йис
  • Моньщӑт нух хӑншӑ па ёнтӑс
  • Нумсӑң па вєрӑң хӑнты хә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Мойум пурмӑсӑт вантӑсыйт
  • Кӑсупсы тумпи культура уша вєры
  • Хӑншӑң йиңӑ
  • Ӑңкен мўв хәӑнтты вәнтӑсы
  • ўв ясңӑ мирн нәма

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • аңки вошн финно-угорской мирӑт емӑңхӑт постӑсы
  • Сәрхан вошн финно-угрӑт вәйтантыйсӑт

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Хопӑң хӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Моньщӑт нух хӑншӑ па ёнтӑс
Ирина Тырлина, Людмила Алфёрова.  Ёмвош, 2018-мит оӆ
Ирина Тырлина, Людмила Алфёрова. Ёмвош, 2018-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Моньщӑт нух хӑншӑ па ёнтӑс

ўңӑн «Мужские и женские ремёсла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» нємуп мирхотн Ирина Семёновна Тырлина пиа путӑртсум. Щи айат нє Любовь Николаевна па Семён Александрович Айпин семьяйн єнмӑс. ўв ӑңке па аще – вәтаң хуятңӑн, мўң мўвевн па па тӑхетн ын ар мирн вәыйңӑн. Мос лупты, щи мирхота Ирина ӑңке пиа юхтыӑс, путӑртмємн пурайн Любовь Николаевна ищи и вєр оӑңӑн ай павтӑс. 

Рәт мир моньщӑт па арӑт нух хӑншӑ

Ирина Тырлина:
– Ма Ягурьях юханӑн юрн хотн сєма питсум, интум кәртэвн нємхуят ӑн вә па иса юхн, турнӑн лӑп єнумсы. Кәрт вуэв эвӑт ванӑн Яков Дмитриевич Айпин вўыа пиа вә, щит ащєм рәт хә. Ӑңкєм-ащєм интум па тӑхийн вўэт авӑман вәӑңӑн. 
Ӑшкола Варьёган хущи етшуптӑсум, ӛхӑт Нижневартовскайн пединститутн вәнтыйсум. Щи юпийн Максим вән пухєм, щӑта Егор па Семён пиӑң пухңӑам сєма питсӑт. Яртъяң о Варьёган ӑшколайн єтут кавӑртты нєңа рәпитсум. Щӑсаты йира мӑнсум па Мегионӑн Экоцентр нємуп тӑхия рәпитты вохсыюм. 
Ма Высокий нємуп кәртӑн вәум, щӑта арсыр ясңуп мирӑт, хӑнтэт па сӑранӑт вәӑт. Кәртєм эвӑт Мегион 17-кєм километра вўшн омӑс, кашӑң 30 минута тўтӑң әхӑ воша яңхӑ па щитн рәпатая мӑнум. Кимит о щӑта рәпитум, рәпатайн хӑнты моньщӑт па арӑт нєпека хӑншум, щи юпийн рўщ ясӑңа тулмащтӑӆам. Щитӑт щӑта рәпитум ёх хӑнтэт эвӑт нух хӑншсӑт, ма ищи шуши ёх эвӑт моньщӑт хӑншсум. Щӑта итәх ёх интернет хўват мӑнєма моньщӑт китӑт. Ӑңкєм-ащєм эвӑт ищи нәам щитӑт хӑншум. Тыв йитєм епийн и путӑр тулмащтӑсум. 1985-мит он Аган юханӑн Вой хот вәс, щӑта Спиридон Тылчин хӑнты ясӑңӑн путӑртӑс, хутысаты питы вуй вўты ёх тӑм мўва юхӑтсӑт. Щит шєңк әмӑщ путӑр, ма щи ут рўщ ясӑңа тулмащтӑты ӑңхаум. Ям ән вәс мӑтты газетайн щи путӑр ки хӑншсы. Щи ики ӑнтәма йис, ма ўве вәсєм, ям хӑннєхә вәс. 

Вўт кәрта яңхты сӑмӑңӑт

Пухам Высокий кәртӑн ӑшколая яңхӑт, ывеа щӑта ям. Максим лыпӑт тыӑщн 14 оа йис, Егора па Семёна яң о. ыв нәам вўт кәрта яңхӑт, рўтьщӑты пурайн иса аңщаще па аңкаңке хущи вўтн вәӑт. Максимкаев вәнтӑн вәты щир яма вә, вантэ, аңщащен арсыр вєра вәнтӑы. Вўэт авӑты хош, хў вепӑсӑты шєңк сӑмӑң. ўңӑн пухам рўтьщӑты тӑхета ӑн китӑам, ән вўт кәртӑн ат вәсӑт. Ма ищи ванкўты щив яңхум. 

Аңкаңке па ӑңке эвӑт ёнтӑсты вәнӑс

Ай пурайн ёнтӑсты питсум. Анастасия Александровна Сардакова аңкаңкєм нәам ёнтӑсӑс, ўв па ӑңкєм мӑнєм щи вєра вәнтӑсңӑн. Тӑм әмтум ернасєм ӑңкємн ёнтсы. Мєт оӑңӑн тӑмєм нух әмӑтсум, хән ипўш емӑң тӑхия мӑнты сонтумӑсўв. Ӑңкємн щиты вєрты партсыюм па щи вўш эвӑт тӑм ернасєм тӑйєм. Интум юн мӑнєма ернас ёнтты омӑссум, ӛхӑт щӑшкан сух әтум па юпка ёнтты питум. Сыры Аган юханӑн нєңӑт хӑнты юпкайт тӑйсӑт. Веккеши нємхута щимӑщ әмтут ӑнтәм вәс, тәп мўң нєңўв щит тӑйсӑт. 
Любовь Айпина: 
– Мўң хущева сыры аңкаңкиўв па щащиўв хуыева хӑнты юпкайт тӑйсӑт. Тӑм пўяң тәп ма хущєма па хәум имет хущи щитӑт хӑщсӑт. Ипўш Нижневартовскайн «Россыпи Югры» нємуп емӑңхӑтӑн щит нух әмӑтсум, хуыева иньщӑсӑт: «Хутсаты тӑмӑщ юпка вўсӑн? Катрайн хӑнты нєңӑт щит ӑн тӑйсӑт». Тӑйсӑт. Ма аңкаңкєм па па имет Аган юханӑн иса щит нух әмтыйсӑт. Нәмєм, мӑнєма хәт-апӑт о вәс, щи пурайн аңкаңкєм, ныйам, ортнєңам па имиам хуыева щитн яңхсӑт, тӑм йисн нємхуят хӑнты юпка ӑн әмтый. 
Ирина Тырлина:
– Ма хотємн хуыева хӑнты әмтут тӑйӑт. Пухам вәна йисӑт, интум ывеа вәншӑк әмӑтсух ёнтты мос, сыры әмтута ая йисӑт. Ӑңкємн әмӑтсухн ёнтыюв, ўв нәам ёнтӑс. Ма иса рәпатайн па муртӑңа ёнтӑсты омсыйум. Хән тӑн вўт кәрта мӑнўв, иса хӑнты әмтут әмӑтўв. Вантэ, «Буранӑн» яңхты ищки, ор мухты кӑт щос мӑр мӑнты мос. Щит пӑты хошум әмӑтсух әмӑтты мос. Ма пўнӑң сӑх әмӑтум, хӑншӑң сӑх ищи тӑйум, ищи әмтыйєм. Няврємам ищи хӑнты әмтутн мӑнӑт. ыв вәэ, тӑн хошума әмтыйты мос. Тӑн вўт кәрт хущи мўң юрн вейн яңхўв, па ёх ищи щитн яңхӑт. Емӑң тӑхийн вантӑн: хӑнтэт иса рәт мире хурамӑң әмтутн яңхӑт.
Итәх ёх лупӑт, сыры Аган юханӑн хў сух эвӑт ищи хирӑт ёнтсыйт, интум мўң хущева тәп нәй па вўы сух эвӑт щитӑт ёнтыйт. Ма вўы сух эвӑт нир ёнтты ӑңхаум, юрн вей ёнтты ищи нумӑс тӑйум, тәп хуна ӑн хошум. Тӑм пура вәнты тәп ипўш пўрка ёнтыйсум, хән ӑшколайн вәнтыйсум. Яма тывсӑт, па мўңев вәнтум хә эвеа әтӑс.

Фольклорист и рукодельница

Летом на семинаре «Мужские и женские ремесла: музееведческий и этнопедагогический аспекты» поговорила с Ириной Тырлиной. Она из семьи известных в округе людей: Семёна Александровича и Любови Николаевны Айпиных. На мероприятие Ирина приезжала с мамой, и она тоже время от времени вступала в разговор.

 

Ирина Тырлина:

– Я родилась в лесу на реке Ягурьях в чуме. Сейчас этого стойбища нет. Там, где мы раньше жили, эти места заросли. Но рядом живут люди, Яков Дмитриевич Айпин, двоюродный брат моего папы, там оленей пасет. Сейчас наше стойбище находится в другом месте, там Любовь Николаевна и Семён Александрович оленей держат.

Школу я закончила в Варьёгане, потом училась в пединституте в Нижневартовске. Затем родила Максима – старшего сына. Потом появились двойняшки Егор с Семёном, их воспитывала. Девять лет в Варьёгане работала поваром в школе. Надо было работать, потому что денег не хватало, тогда дети ещё ходили в садик. Потом уволилась оттуда, и меня пригласили в Мегионе в «Экоцентр». Полтора года там работаю.

 

Детям нравится на стойбище

Максиму в июне исполнилось 14 лет, Егору с Семёном по десять лет. Они все время ездят в лес, все каникулы бывают у дедушки и бабушки. Максимка много чего знает о лесной жизни, дедушка его учит. Знает, как за оленями надо ходить, рыбачить любит. Я их на летние каникулы отправляю туда, нынче в детский лагерь не отправила, чтобы они на стойбище побыли.

Я тоже время от времени туда езжу. Когда мы зимой едем на стойбище, обязательно хантыйскую одежду одеваем. Потому что на «Буране» ехать холодно, через озера надо ехать часа два, поэтому надо обязательно одеваться тепло. Платками обвязываемся. Детей посадил и закутал. Они у меня привыкшие к этому. Знают, что надо тепло одеваться. Я пунанг сак надеваю. Каншанг сак есть, тоже надеваю. На стойбищах кисы ношу. Все ханты ходят в кисах, у нас в семье тоже все в кисах. Я заметила, особенно когда ханты собираются на святых местах, все красивые и нарядные.

 

Занимается сбором фольклора

Живу в посёлке Высокий, это посёлок городского типа, большой. Там живут люди разных национальностей, есть ханты, коми-зыряне и коми-пермяки. Работаю в Мегионе, в 17-ти километрах. Автобусы туда ходят через полчаса, каждый день туда езжу. Дети в Высоком ходят в школу, им там нравится.

На работе занимаюсь переводом фольклора. У меня есть проект по переводу хантыйских легенд на русский язык. Когда пришла туда работать, там уже были записи фольклорного материала, собранные в экспедициях. Я переводы загадок и сказок этих записей уже сделала. Иногда кто-нибудь мне записи фольклора даст или электронкой отправляют, знают, что я там работаю. И сама записываю у людей. У родителей тоже постоянно записываю, чтобы потом переводить. Обычно сначала записи пишу на хантыйском языке, а потом их надо на русский перевести.

Как раз перед отъездом сюда текст переводила. В 1985 году на Агане проходили Медвежьи игрища. Там Спиридон Тылчин про нефтяников рассказывает, как они сюда пришли. Говорит хорошо, в основном на хантыйском. Иногда у него бывают русские слова. Его уже нет в живых, я его при жизни знала. Хороший человек был. Интересно рассказывает, поэтому решила его рассказ перевести на русский язык. О публикации пока ещё не думала. Но было бы интересно отдать в газету или ещё куда-нибудь.

 

Рукоделию научилась у бабушки и мамы

С детства шью. Бабушка по маме Анастасия Александровна Сардакова раньше постоянно сидела и шила, многому она меня научила. Платье, которое сейчас на мне, мама сшила. Его в первый раз надела, когда на святое место поехала. Максимка тогда был еще маленький. Мама говорит: «Надень это платье, когда на святом месте будешь». С того времени его ношу. Сейчас у меня дома есть начатое платье, потом его дошью. Сейчас куплю ткань и буду шить юбку, раньше по Агану женщины хантыйские распашные юбки носили. Нигде такого не было, только аганские ханты носили. Надеюсь, успею сшить до фестиваля «Хатлые» в Мегионе.

Любовь Айпина:

– Наши бабушки все носили распашные юбки. Знаю, что ещё у трёх женщин, кроме меня, сейчас эти юбки сохранились. Подол был обшит бисером. На поясе юбка пристегивается либо завязывается. Я один раз в Нижневартовске на Фестивале культуры коренных народов Севера «Россыпи Югры» была в такой юбке. Все говорят: «Откуда такая юбка? Такого не должно быть». Как не должно быть, если мои бабушки носили? Наоборот получается, я восстановила то, что раньше носили. Просто сейчас никто не носит. Так было на Агане. Моя бабушка носила. Я помню, мне тогда лет шесть-семь было, у моей бабушки, тетки и у всех такие юбки были. У хантов же нельзя было ходить в одном платье, платье снизу, и сверху обязательно надо халат надеть. Юбочку сшили, и она тоже поверх платья, типа полусака. Юбка у кого-то расшитая, с орнаментами. У кого просто домашняя, только с полоской внизу.

Ирина Тырлина:

– Вот такую юбку буду шить себе. В нашей семье у всех есть хантыйская одежда. Только дети выросли и им уже малы стали, надо новую одежду сшить. Бабушка всех обшила. Мастерица у нас бабушка, она в основном шитьем занимается. Я всё время на работе, но тоже потихоньку шью.

Говорят, раньше на Агане шили мешки из рыбьей кожи, сейчас шьют только из сукна и оленьей шкуры. Хочу сшить нырики из оленьей кожи. Надо, чтобы сначала шкура прогнила, потом её очистить от меха, выделывать и только потом шить. Работы много. Кисы еще хочу научиться шить, но сначала надо научиться делать выкройку. Один раз в жизни сшила детские бурки. Ещё в школе училась. Получились аккуратные, учитель купил их своей дочке.

Любовь Айпина, Ирина Тырлина,  Елена Соломина, Лидия Артанзеева, Ёмвош, 2018-мит ол
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 21 (3513)
8.11.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика