- Хантыйский
- Русский
Рәт ясӑӊ пиӆа рәпитӆ
Тӑм йисн мкєм ар хӑннєхә рәт ясӑӊ пиӆа вәӆупсэӆ хўватн вәӆ па рәпитӆ. Ӆыв кўтэӆн Любовь Геннадьевна Возелова ищи м арат оӆ мӑр хӑнты мир йис путрӑт, моньщӑт, вәӆты-хоӆты щирӑт артаӆуман тӑйӆ.
Хӑщум оӆӑтн тӑм нєӊев Ямал мўвн Пуӆӊавӑт вошн «Центр изучения Арктики» нємуп тӑхи хуща научной вєрӑт ӆэщӑтман рәпитӆ. Муши воша Ӆорвош района айкеӆӑт ӑкӑтты ӊхмємн, ма нємасыя ӆўв пиӆэӆа вәйтантыйӆсум па вәӆупсэӆ муй рәпатайӆ оӆӑӊӑн иньщӑссєм.
- Любовь Геннадьевна, муйсӑр хоттєӆ ёх хуща нӑӊ сєма питсӑн, мӑта тӑхийн єнумсӑн па хута ӑшколайн вәнӆтыйӆсӑн?
- Ма вўӆы тащӑтн ӊхты хӑннєхуятӑт хоттєӆ ёх хуща сєма питсум, иса айтєӆн щӑта вәсум па єнумсум. Ӆапӑтмит оӆа вмємн ӑӊкємн-ащємн вәнӆтыйӆты тәсыюм. Питӆор кәртӑӊ кўтуп ӑшкола-интернат хуща иса вәсум. Ӑӊкєм – Прасковья Ивановна па ащєм – Геннадий Алексеевич Возеловӊӑн вәӆты хўватн кев пєлӑкн «Горковской» нємуп совхос вўӆы тащӑтн рәпитсӑӊӑн. Ма Питӆор кәртӑӊ ӑшколамн ртъяӊмит классєм етшуптумєм пурайн мєт оӆӑӊӑн нәмӑссум Пуӆӊавӑт вош педучилища хуща еӆӆы вәнӆтыйӆты. Щи пӑта арсыр мосты нєпекӑт иха ӆэщӑтсум па щив китсум. Щи оӆӑтн айӆат пухӑт-эвет хуӆыева щи воша мӑнсӑт.
Хән па Пуӆӊавта мӑнты пурая йис, ӑӊкємн иньщмӑсыюм: «Эвие, нӑӊ хуӆна шєӊк ай, муй щирн щи ӆуват вән воша мӑнӆӑн? Мосӑӊ, ин тӑта ӑшколайн 10-мит па 11-мит классӑт етшуптӑӆӑн па щи пийн веӆщи па тӑхия вәнӆтыйӆты ӑктӑщӆӑн». Ма мӑтты ки ӆўв ясӑӊӆаӆ иса ӆавӑӆсум, имухты Питӆор кәртӑӊ кўтуп ӑшколамн еӆӆы вәнӆтыйӆты кашащсум.
- Мӑта оӆн нӑӊ кўтуп ӑшкола етшуптӑсӑн, муй хурасуп вєр щирн еӆӆы вәнӆтӑты нумсӑт вєрсӑн па муйсӑр вән вошн вәнӆтыйӆтыя вўянтсӑн?
- Щи киньща 1996-мит оӆн шєӊк ма юхи хӑщум 10-11-мит классӊӑн етшуптӑсум па имухты Санкт-Петербург воша А.И. Герцен ики Российской государственной педагогической университета мӑнсум. Щӑта ма «учитель начальных классов» щирн иса вәнӆтыйӆты питсум. Вет оӆ сора мӑнӑс, вәнӆтыйӆты вєрєм сухнуптӑсєм, диплом нєпекєм ёша павӑтсєм па юхи юхӑтсум. Ӛхӑт «Управления образования» тӑхия Муши воша ӊхсум па мӑнєма рәпата кӑншсум. Щи тӑхи кәщайт лупсӑт мӑнєма, хуты тӑм оӆн ӆыв ӑшколаеӆн няврєм вәнӆтӑты хӑннєхә тӑрмӑӆ. Щӑӆта мсыева артаӆӑсӑт Ӆорвош район ӆуватн вәӆты ӑшкола хотӑт па щимӑщ айкеӆ вєрсӑт, хуты тәп Ямкәртӑн оӆӑӊмит па нӆмит классӑт вўш вәнты няврємӑт вәнӆтӑты нє мосӆ. Ма па еша нәмӑссум па Ямкәрт ӑшколая рәпитты мӑнты ӑн кашащсум.
- Любовь Геннадьевна, мӑта тӑхийн па ӛхӑт нӑӊена рәпата мущатсӑн?
- Ӛхӑт Аксарка вошн Приуральской районӑн кўтуп ӑшкола-интернат хотн рәпатая вўсыюм. Щи тӑхийн няврємӑт хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты нє щирн 2001-мит оӆ эвӑӆт па 2003-мит оӆ вўш вәнты вәсум. Ищи пурайн мўӊ интернат хотэва округ «Институт усовершенствования учителей» тӑхи эвӑӆт кәщайт юхтыйӆсӑт па артаӆӑсӑт, муй щирн мўӊ няврємӑт пиӆа юхи мӑты урокӑт хӑнты ясӑӊӑн ӆэщӑтӆўв. Щи хӑтӆӑтн ма арсыр айӆат ёх пиӆа рәпитсум. Щӑӆта па Пуӆӊавта «Институт усовершенствования учителей» хота хӑнты ясӑӊ методист нє щира вохсыюм. Йиӆуп вєрєм унтасн вантсум, муй щирн хӑнты ясӑӊа па литературая айӆат пухӑт па эвет округев ӑшколаитн вәнӆтӑӆыйт. Ин па араттєӆн, иха ки ӆўӊӑтты, щит 10 оӆ мӑр ма щи тӑхийн вәсум, рәпитсум. Щи пурайн мўӊ няврємӑт вәнӆтӑты арсыр йиӆуп киникайт ӆэщӑтсўв па хӑншсўв. Шєӊк ма мӑнєма нётсӑт ушӑӊ-сащӑӊ нєӊӑт, щит Валентина Нёликовна Няруй, Галина Ивановна Вануйто, Галина Гавриловна Попова па па ёх.
Иса 2014-мит оӆ вўш эвӑӆт Ямал округ мўвн Пуӆӊавӑт вошн «Центр изучения Арктики» нємуп тӑхи хуща научной вєрӑт ӆэщӑтман вәӆӆум. Щи пӑта А.И. Герцен ики Российской государственной педагогической университетн «Кафедра уральских языков» тӑхи хуща 2018-мит оӆн аспирантура етшуптӑсум. Тӑмхӑтӆ наука щирн хӑншты «Фразеология хантыйского языка» нєпекєм пиӆа рәпитӆум. Ин па Муши вошн арсыр айкеӆ вой-хўӆ веӆпӑс па вўӆы тащӑтн вәӆум хӑннєхәйт эвӑӆт ӑкӑтӆум.
Юхи хӑщум ясӊӑтн вўтьщӑӆум лупты, хуты рәт ясӑӊ пиӆа вәӆты-хоӆты щирємн мӑнєма ӑӆ әмӑщ рәпитты!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Мне нравится работать с родным языком
Ни для кого не секрет, что в последнее время многие представители народов ханты и манси с огромным удовольствием берутся за изучение своих родных языков, литературы, фольклора и культуры в целом. Среди них оказалась и моя собеседница – Любовь Геннадьевна Возелова. Есть в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр изучения Арктики», где она работает младшим научным сотрудником.
Находясь в командировке, мне удалось повстречаться и побеседовать о её жизни и работе, связанной с языком, культурой, фольклором народа ханты.
– Любовь Геннадьевна, в какой среде Вы родились, воспитывались с детства?
– Я родилась, выросла, воспитывалась с детских лет в оленеводческой среде.
Мои родители – Прасковья Ивановна и Геннадий Алексеевич Возеловы всю свою жизнь проработали оленеводами в совхозе «Горковский». Как только мне исполнилось семь лет, они увезли меня в посёлок Питляр. Я проживала и обучалась в Питлярской средней школе-интернате, которую окончила в 1996 году. Ещё до этого, после девятого класса, многие из выпускников нашей школы поступали учиться в Салехардское педагогическое училище. В то же время я сама надумала поступить туда. Для этого собрала все необходимые документы и отправила их в училище. В конце августа нам нужно было ехать на учёбу в Салехард. Но мы – тундровые дети, которые очень близки к своим родителям и крепко привязаны семейными узами. И я до последнего времени ждала, что же скажут мои родители, согласятся ли они сразу с моим личным выбором. Однажды мама говорит мне: «Ты ещё маленькая. Может, нынче не поедешь учиться в город. Наверное, тебе лучше в Питляре проучиться в 10-11 классах, а уже после этого поехать на учёбу в Салехард?» Конечно же, я ждала того, что мои родители спросят, поеду или нет в город, поэтому обрадовалась их решению и никуда не поехала, а решила доучиться на месте.
– Куда Вы поступили учиться дальше и по какой специальности?
– После окончания Питлярской средней школы в 1996 году я поступила в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в городе Санкт-Петербурге по специальности «учитель начальных классов и учитель хантыйского языка и литературы». Пять лет учёбы прошли быстро.
Получив диплом о высшем образовании, возвратилась домой и стала искать работу. В Управлении образования Шурышкарского района меня поставили в известность о том, что учителей начальных классов в Мужах хватает, а по всему району есть одно место для работы в Ямгортской начальной школе. И вот, взвесив всё «за» и «против» я отказалась ехать в эту деревню.
– Любовь Геннадьевна, где Вам удалось найти подходящую работу?
– Я устроилась в Аксарковскую среднюю школу-интернат Приуральского района на должность воспитателя и работала с детьми-ханты с 2001 по 2003 годы. Однажды из нашего окружного Института усовершенствования учителей должны были приехать специалисты и проверить то, как работаем со всеми воспитанниками и готовим домашние задания на хантыйском языке.
Мне тогда пришлось провести открытые уроки с детьми. Проведённые мною мероприятия понравились проверяющим, а позже меня пригласили на работу в окружной Институт усовершенствования учителей на должность методиста по хантыйскому языку и обеспечили жильём. По работе я курировала родные языки, литературу и их преподавание в Салехарде, а также в Шурышкарском и Приуральском районах. В Институте усовершенствования учителей я начала писать учебники по хантыйскому языку. Тогда вместе со мною трудились такие опытные специалисты: Валентина Нёликовна Няруй, Галина Ивановна Вануйто и Галина Гавриловна Попова. Благодаря этой методической работе в Институте усовершенствования учителей, я получила большой практический опыт и определённый багаж знаний.
– Когда Вы стали научным сотрудником «Центра изучения Арктики»?
– С 2014 года я перешла в «Центр изучения Арктики», почти сразу поступила в аспирантуру РГПУ им. А.И. Герцена на кафедру уральских языков. В 2018 году окончила, а в настоящее время завершаю работу над диссертацией «Фразеология хантыйского языка». Мне нравится работать с родным языком!
Владимир Енов